Директору Свердловской филармонии Александру Колотурскому — 75!

Этапы Большого Пути
Директору Свердловской филармонии Александру Колотурскому — 75!
Александр Колотурский. Фото предоставлены пресс-службой Свердловской филармонии

Александр Колотурский возглавил Свердловскую филармонию в 1989 — в то время шла активная перестройка всей филармонической жизни.

Молодой директор энергично взялся за дело переустройства одной из ведущих концертных организаций страны. Важнейшую роль в его деятельности сыграл ценный опыт, полученный в 1990-е годы во время стажировок в США: во многом благодаря этому опыту в Свердловской филармонии были внедрены передовые технологии планирования (творческого и экономического), маркетинга, фандрейзинга.

Сегодня Колотурский — элитный менеджер, уверенно ведущий Свердловскую филармонию по пути успехов и достижений. СГАФ, наряду с Московской филармонией — лидер филармонического движения России. В Екатеринбурге был создан первый постоянно действующий Молодежный симфонический оркестр – филармоническая академия (2006), система Виртуальных концертных залов (с 2009). Теперь это проекты государственного масштаба. Екатеринбург стал оркестровой столицей нашей страны: по инициативе А. Колотурского СГАФ уже более 10 лет организует Симфонический форум России (в октябре 2021 он прошел в шестой раз).

Опыт и идеи А.Н. Колотурского востребованы на всероссийском уровне. Он был одним из инициаторов создания Ассоциации концертных организаций Урала (1999) и Союза концертных организаций России, активно участвовал в разработке «Концепции развития концертной деятельности в области академической музыки в Российской Федерации на период до 2025 года». С 2012 по 2018 — первый из директоров филармоний — входил в состав Совета при президенте РФ по культуре и искусству.

Колотурский — единственный в России директор филармонии, удостоенный Государственной премии РФ в области литературы и искусства «за выдающийся вклад в развитие филармонической деятельности» (получил Госпремию в 2008 вместе с Дмитрием Лиссом, художественным руководителем и главным дирижером Уральского академического филармонического оркестра — главного коллектива СГАФ). Не раз признавался «Персоной года» по версии газеты «Музыкальное обозрение».

Накануне юбилея А.Н. Колотурский ответил на вопросы «МО».

30 лет: от Перестройки до Постпандемии

МО | Александр Николаевич, Вы пришли в филармонию в то время, когда завершался советский период, и условно говоря, советский тип существования и работы. Кто или что стало стартовым импульсом для выбора нового пути?

АН | Переходной период в концертном деле начался в 1985. Я пришел в Свердловскую филармонию в 1989 — в самый разгар перестройки, когда была ликвидирована монополия на концертную жизнь, и когда эстрада, которая финансово подпитывала филармоническую деятельность, сначала ушла в кооперативы, а после совсем отделилась от нее. К 1989 классическое филармоническое искусство и концерты классической музыки были непопулярны и находились на низком финансовом обеспечении. В первую очередь, пришлось определяться с ролью классического искусства в жизни филармонии. Что помогло? Помогла моя стажировка в США, которая была организована по программе Министерства культуры СССР. Мы тогда увидели, что в других рыночных условиях искусство не выживает, а  развивается, Это помогло выбрать новый путь развития филармонии.

МО | Какие этапы развития филармонии за эти 30 лет Вы можете выделить?

АН | Сейчас наступает пятый этап. Первый — с 1989 по 1993 — касался творческого планирования, которое не было перспективным, и шло на месяц-два вперед. В те годы в филармонии не было маркетингового направления, развитой слушательской среды. Можно сказать, что первым этапом стало структурное развитие направлений, без которых невозможна деятельность концертных залов. Мы стали уделять большое внимание экономической составляющей — взяли за основу развитие собственных доходов. Конечно, государство оказывало поддержку. Если в 1989 у филармонии было 80 % собственных доходов и только 20% давало государство, то в 1993, когда ушла эстрада, поддержка государства составила 86% бюджета, а 14% были наши собственные доходы. Мы начали разбираться, почему так происходит, стали развивать структурный подход, экономическое мышление, переходить на ведение хозрасчета. Это был второй этап, который продолжался с 1994 по 2005.  В 1994 у нас появился отдел развития, который начал создавать среду благотворителей, заниматься фандрайзингом. Мы стали активно расширяться, перешли на организационную структуру управления учреждения. В 1996 году вышел указ губернатора о поддержке оркестра, как главного инструмента развития филармонии.

Третий этап начался примерно в 2005, когда на заседании тогдашнего губернатора Эдуарда Эргартовича Росселя с участием членов Попечительского совета филармонии была поставлена задача выйти на российский уровень и начать активное вхождение в международное концертное пространство. Увеличение финансирования со стороны Правительства региона  дало возможность развиваться. В этот период в филармонии стали создаваться коллективы — Уральский молодежный симфонический оркестр, Симфонический хор, которые были призваны способствовать развитию Уральского филармонического оркестра. Молодежный симфонический оркестр создавался как кадровая база и самостоятельный концертный коллектив. Симфонический хор был нужен филармонии для обращения к произведениям  кантатно-ораториального жанра и расширения репертуара для наших слушателей. Следующий этап пришелся на рубеж 2012—2013. Творческий уровень наших коллективов тогда уже значительно вырос,  они активно гастролировали в лучших залах Европы и Азии. В филармонии стали активно развиваться проектные направления, которые начали  работать на имидж Свердловской области.  В настоящее время мы реализуем, как минимум, 3-4 крупных проекта, которые проходят каждый год или через год. И все понимают, что это уже весомый вклад  в инвестиционную привлекательность региона, в его дальнейшее развитие. Так, в 2017 году губернатор области Евгений Куйвашев принял решение о проведении международного конкурса на разработку концепции строительства нового зала, нового филармонического комплекса. Всемирно известное архитектурное бюро Zaha Hadid Architects выиграло конкурс, и началась подготовительная работа по проекту. К сожалению, в 2020 году пандемия внесла свои коррективы. Она, конечно, не остановила проект, но очень его затормозила. Сейчас идет пятый этап — постпандемийный. Мы считаем, что этот период будет долгим, поэтому надо сейчас активно искать и находить дальнейшие пути развития филармонии.

Александр Колотурский, 1996

Магистральный курс

МО | Менялись ли Вы сами? Что считали ошибками, как выбирали задачи, путь, методы решения вопросов?

АН | Конечно, менялся. Приобретал разный опыт, в том числе и отрицательный.  Как например, первоначально было с Виртуальным концертным залом, для которого создали сайт sgaf.tv, но потом остановились на создании системы виртуальных концертных залов через организованного слушателя, где все работает по тем же законам, что и в «настоящем» зале — есть перспективное творческое планирование, маркетинговый комплекс. Других серьезных ошибок я не помню. Конечно, этот путь зигзагообразный, но все равно только вперед.

МО | Как удалось сохранить свой магистральный курс при такой частой смене власти?

АН | Свердловская область уникальна с точки зрения власти. Я всегда говорил, что нам повезло — здесь есть преемственность, есть доверие. Мы пошли таким путем, который оказался полезен для всех учреждений культуры —каждое направление было четко разделено. Есть Детская филармония, народное искусство — Уральский хор, Театр эстрады. А у нас осталось  классическое филармоническое искусство и просветительская деятельность. Это работа с подрастающим поколением — школы, колледжи, вузы – и конечно, со взрослой аудиторией. Наша деятельность всегда позволяла вести эту преемственность, и каждый губернатор вносил свою лепту. Мы начинали все при Э.Э. Росселе, который в 1996 издал указ о том, что оркестр находится под покровительством губернатора и каждый последующий губернатор или должен был отменить данный указ или продолжать его действие. И, слава богу, поддержка со стороны правительства есть и по сей день. И конечно, немаловажный момент — наши слушатели. С каждый годом росла потребность и в заполнении зала, и в количестве концертов, и в развитии виртуальных залов (из 90 муниципалитетов области мы представлены в 60). То есть в нашем регионе 4,5 миллионов жителей, 30 % которых живут в Екатеринбурге.  Конечно, как можно больше внимания мы стараемся уделять области и продолжать работу по поэтапному развитию филиальной сети виртуальных залов.

МО | Все ли из задуманного удалось?

АН | Конечно, нет. Есть один важный проект, который мы начали, и он до сих пор в работе — строительство нового комплекса. Отсюда некоторая неудовлетворенность тем, что все затормозилось. Например, мы все понимаем, какие прекрасные возможности открывались бы для деятельности в филармонии.  Сейчас у нас два зала, а было бы пять на три тысячи мест. Это же совершенно другой уровень и выход на новый этап развития. Мы уже проделали большую подготовительную работу в этом направлении, а сейчас непонятно, что будет дальше, когда закончится пандемия, следовательно, процесс затягивается. К сожалению, время идет, уходят годы.  Есть сильная неудовлетворенность в скорости развития и результативности данного проекта.

МО | Как правильно ставить задачи и находить пути их решения?

АН | Правильность или неправильность действий определяется по ходу работы, главное вовремя уловить, куда следует в тот или иной момент направить свои усилия. Развитие идет волнообразно, и важно вовремя почувствовать, когда начнется спад, и что необходимо предпринять, чтобы снова продолжилось развитие.

Поднятие флага 85 лет СГАФ, 24 мая 2021

Первопроходцы

МО | Вы первые создали мощный именно филармонический молодежный оркестр, первые виртуальные залы. Как Вы пришли к этим идеям?

АН | В 2005 нашим учредителем была поставлена задача развивать филармонический оркестр и перед нами неизбежно встал кадровый вопрос. Все началось с того, что мы ежегодно проводили конкурс в большой оркестр и мало кого могли отобрать. И последней каплей стал провал конкурса среди музыкантов на место флейтиста — из 14 человек мы никого так и не смогли взять. И это при том, что флейта — самый популярный в Свердловской области инструмент для обучения в музыкальных школах. А до этого два года подряд мы не могли выбрать виолончелистов. Почему?  Потому что эти музыканты не были готовы к оркестровой деятельности. Раньше было проще — приходили молодые одаренные люди, садились за последние пульты и постепенно за 5-7 лет набирались опыта. Сейчас такой возможности нет — поставлена задача брать музыкантов определенного уровня. Но с этим настоящая проблема! Поэтому возникла идея создать молодежный оркестр, который помогал бы музыкантам постепенно нарабатывать оркестровые навыки, был бы той самой кадровой базой для большого оркестра. И еще немаловажный момент — это дополнительный концертный коллектив для расширения деятельности  филармонии.

Однако сегодня складывается неоднозначная ситуация с Молодежным оркестром — когда мы только начали его развивать, мы не рассчитывали, что высшие музыкальные учреждения будут поставлять молодых музыкантов высокого уровня в столь малом количестве.  Неизбежно встает вопрос, как развиваться коллектив в условиях постоянного притока новых музыкантов. По этой причине мы активно повернулись в сторону образовательной сферы — стали создавать школы валторны и трубы, стали больше проводить мастер-классов, создали Международную академию для артистов молодежных оркестров. И сейчас осознаем, что этот путь правильный. Но что будет дальше — увидим.

Создание виртуальных концертных залов  было идеей нашего правительства в 2005 году. Нам поступило предложение от губернатора Э.Э. Росселя более системно осваивать область. При этом мы понимали, что у муниципалитетов не будет  возможности часто принимать оркестр, поэтому было принято решение создать виртуальные залы. Мы начали активно прорабатывать этот вопрос и выбрали для себя путь развития концертного зала для организованного слушателя. Я считаю, что это было правильное решение, которое позволило нам  пойти по пути развития. Сегодня у нас в регионе 52 филармонических собрания (объединения единомышленников, которые на добровольных началах осуществляют деятельность виртуального концертного зала Свердловской филармонии на местах) и 49 мини-залов — от детских садов до социальных учреждений. А всего в регионе более 100 виртуальных концертных залов, и число заявок на их создание в новых муниципалитетах с каждым годом возрастает. Радует, что мы уже прошли и в маленькие сельские населенные пункты. Есть, например, такая деревня Кузнецово, где проживает всего 400 человек, для которых  давно работает виртуальный зал. Местные жители деревни добились того, чтобы им построили новый Дом культуры. Люди желают узнавать классическую музыку и отстаивают свои интересы, а мы всегда готовы идти им навстречу.

МО | Не кажется ли Вам, что в виртуальных залах, есть нечто формальное? Ведь сегодня каждый может включить компьютер и выбрать то, что ему хочется, а не то, что предлагают?

АН | Этот вопрос всегда задают, не понимая сути развития виртуальных концертных залов, как системы. Да, действительно, виртуальных залов существует в мире очень много — любая организация  может транслировать  в интернет свои концерты. Миссия виртуальных концертных залов Свердловской филармонии — соединить на одной площадке слушательские и творческие интересы. По такому принципу работают главный концертный зал в Екатеринбурге и шесть его филиалов в области. А в наших виртуальных залах все то же самое, только музыканты играют для слушателей онлайн, из концертного пространства Свердловской филармонии. Зал должен имитировать иллюзию присутствия за счет качественного звука и видео. Обязательно для каждой территории должна быть создана группа людей, мы называем ее «Филармоническое собрание», которая продвигает на своей территории не отдельные концерты, а свой филармонический сезон.  Конечно, мы понимаем, что ничто не заменит слушателям живых встреч с артистами, обмен мнениями в самом концертном зале. Поэтому начиная с 2016 года мы начали развивать систему Региональных концертных залов. Их основная задача — стимулировать слушателей виртуальных залов к посещению  «живых» концертных залов. Первый Региональный зал мы открыли в Ирбите в 2016 году. Ирбит —  небольшой город, но  вокруг него есть много муниципалитетов, где представлено 14 наших ВКЗ. Буквально через год его деятельности  на «живой» концерт в Ирбите были проданы 1080 билетов слушателям соседних  виртуальных залов. На сегодняшний день в области работают 4 региональных концертных зала, последний из которых был открыт в Каменске-Уральском в августе этого года. Раз в год мы проводим Форум филармонический собраний с концертом в Екатеринбурге и наших региональных залах и видим насколько это направление деятельности востребовано слушателями. И тогда мы осознаем, что все делаем правильно.

С Рене Мартеном на сцене Филармонии. Октябрь 2017

Секреты директорского мастерства

МО | Каковы сегодня основные инструменты, методы руководства филармонией, филармонической жизни?

АН | Самое главное — системность в работе. Должно быть организовано грамотное управление, все продумано. Да, где-то система устаревает, где-то надо новое привносить. Очень важное звено — кадры, потому что все это делают люди. Что очень сложно — в нашей деятельности, к сожалению, нет проторенных дорожек. Мы интуитивно предполагаем по какому пути идти и как развиваться. Приходится тратить много времени на моделирование деятельности, на опыт. При этом рано или поздно наступают кризисы, смена поколений, поэтому надо ориентироваться на интересы конечного потребителя и системность в работе.

МО | Как идет строительство нового зала?

АН | Сейчас еще надо пережить два этапа до строительства. Первый — подготовка земельного участка. Был снесен дом, который являлся препятствием для строительства будущего комплекса, и сейчас мы приводим в порядок охранные зоны памятников. Это позволит из трех участков сформировать один. Предположительно эта работа будет  завершена к новому году или чуть позже. Следующий этап — проектирование. И он как раз упирается в финансовые возможности, здесь надо ждать, когда затихнет пандемия, потому что сейчас идет мощная нагрузка на бюджет. Но что будет дальше — не знает никто.

МО | Как оцениваете то, что сделано вами и филармонией за те 33 года, которые вы руководите?

АН | Мы создали систему жизнедеятельности концертного зала, а она — основа всех основ. У нас есть свои залы, филиалы концертных залов, виртуальные залы, есть базовые коллективы, — я считаю, что это успех. Мы развиваемся, потому что наши коллективы непрерывно повышают свой творческий уровень, и это не только мое мнение. Когда мы только начинали свой путь в 1994 мало кто в мире знал, что такое Урал и Екатеринбург. Сейчас все иначе. И мы намерены дальше расширяться, используя интернет и современные технологии. Следующее направление — цифровизациия всех процессов. Мы также стремимся создать среду постоянных покупателей и сейчас находимся на особом этапе — осмысление и выработки новых решений. Думаю, эта система позволит филармонии в будущем жить и развиваться.

МО | Вы приглашаете людей в свою команду из разных городов: в частности, из Омска, Перми, Тюмени. Как, по какому принципу вы подбираете команду?

АН | У нас сейчас работают 5 бывших директоров разных филармоний. Я считаю, что если человек трудился на такой должности, то он имел колоссальный опыт работы во всех направлениях филармонической деятельности. В первую очередь, мы смотрим на опыт и результативность таких кадров. У нас очень специфическая деятельность, а менеджменту в этой сфере нигде особо не учат, поэтому приходиться идти таким путем — собирать руководителей. Мы уже приглашаем специалистов на управление среднего звена из других городов. К примеру, нынешний руководитель творческого планирования Юлия Цвиль из Хабаровска.  Но она великолепно встроилась в систему за эти 5 лет, и мы рады, что идет процесс омоложения специалистов и к нам приходят способные молодые люди. К сожалению, филармония не может соперничать с IT-организацией, банковской сферой и в этом есть своя сложность —  кадры переманивают туда. У нас получается так — или люди уходят сразу, или остаются с нами навсегда.

МО | Что выполнено из того, что было запланировано и задумано за последние 5 лет, с прошлого юбилея?

АН | Если брать этап с 2016 по 2021 год — мы задумали и реализовали проект «Открытая филармония», который направлен на привлечение внимания к филармонии и подготовку будущих слушателей концертного зала. В 2020 году этот проект был запущен, в 2021 году мы успешно его продолжаем. Я уверен у этого направления большое будущее, но мы пока еще  на начальной стадии. Другое направление, которое для нас очень важно — развитие цифровизации в деятельности Свердловской филармонии. Мы сейчас активно над этим работаем и даже планируем   расширять отдел IT-технологий, на который ляжет в будущем  основная нагрузка. Также мы наметили продвижение коллективов Свердловской филармонии в цифровом пространстве – на многочисленных стриминговых платформах. Филармония заключила договор с крупной бельгийской фирмой Outhere Music для записей концертов коллективов и выпуска альбомов. Сейчас очень важно использовать в работе современные технологии. Пожалуй, сегодня это и есть два новых основных направления работы филармонии, которые мы развиваем.

С Уральским академическим филармоническим оркестром. Август 2004

Времена не выбирают…

МО | Как повлияла пандемия на работу Свердловской филармонии?

АН | Пандемия повлияла на деятельность учреждения в нескольких направлениях. Первое — мы привыкли, что у нас всегда полные залы. Перед пандемией заполняемость была более 90 процентов. К сожалению, с приходом пандемии и после выхода с локдауна мы ощутили серьезный отток публики. Второе — финансовое потрясение. Мы, к сожалению, просели финансово. И государство стало меньше выделять средств и нет прежнего уровня собственных доходов. С введением QR-кодов число слушателей сократилось примерно на 25-30 процентов даже  по уже купленным билетам  и абонементам. За время «большого» локдауна в 2020 году мы провели почти 100 трансляций –  концерты основного и летнего сезонов, а также свыше 70 «Филармонических уроков» для школьников в рамках просветительской деятельности. Сейчас пандемия по-прежнему влияет на планирование следующего сезона 2022-2023, но мы стараемся работать дальше на благо нашего слушателя и приспосабливаться к новым  реалиям.

МО | С чем филармония пришла к юбилею – 85-летию?

АН | С осознанием собственной полезности, нужности и необходимости обществу. Мы понимаем, что наступает новый этап развития, и активно разрабатываем новые направления, новые подходы, структурные изменения в маркетинговом комплексе и в IT- направлении.  Понимаем, что надо учиться жить в новых условиях, когда со всех сторон складывается не самое благоприятное развитие ситуации. С одной стороны, мы осознаем свое значение и возможности, с другой понимаем, что наступили новые времена. Но мы также не теряем надежду на то, что наш губернатор Евгений Владимирович Куйвашев не оставит без внимания тему строительства нового филармонического комплекса в столице Урала, что в скором времени продолжится проектирование и начнется его долгожданное строительство.

МО | Какова судьба фестиваля «Евразия», когда он пройдет в следующий раз?

АН | Первый раз за 10 лет мы не провели этот фестиваль из-за пандемии. На 2021 мы перенесли VI Симфонический Форум России и успешно его провели, а на 2022 «Евразию» пока, увы, не планируем. Это связано и с финансовым вопросом и невозможностью четкого и ясного планирования. Надеемся, что в 2024 при благоприятном исходе борьбы с пандемией, мы все-таки сможем вернуться к этому проекту и вновь подарить его региону, стране, миру.

Свердловская филармония, новый зал. Проект архитектурного бюро Zaha Hadid Architects

Оркестр — всему голова

МО | Ваш комментарий к прошедшему Симфоническому форуму. Какие темы, идеи, проблемы рассматривались в Деловой программе Форума?

АН | Впечатления самые положительные. 12 концертов Форума состоялись в Екатеринбурге, Каменске-Уральском, Ирбите и Асбесте. 700 артистов и 9 дирижеров выступили на сцене Свердловской филармонии. Большинство коллективов, представленных на Форуме, посетили его впервые. Я благодарен, что наше сообщество – Союз концертных организаций России, невзирая на пандемию и все неблагоприятные условия, смогло реализовать проект и провести его на самом высоком уровне, а местная и многочисленная «виртуальная» публика оценила его по достоинству. Успешно прошла и деловая программа форума — в ней приняли участие более 60 представителей из 22 регионов страны. В течение двух дней мы рассмотрели самые важные проблемы симфонической отрасли: дефицит руководителей оркестровых коллективов и оркестровых кадров, недостаточное количество российских молодежных оркестров и наличие областных центров, не имеющих симфонических коллективов, а также обсудили вопрос развития цифровизации в деятельности концертных учреждений. По одному из вопросов — подготовки оркестровых музыкантов — даже наметили и отправили кое-какие предложения в Министерство культуры России. Конечно, Симфонический Форум России в Екатеринбурге прошел уже в 6 раз и надо понимать, как он будет развиваться дальше. Есть мысли что-то менять и по репертуару и поднимать на деловой программе еще более серьезные вопросы перспективного развития симфонических оркестров.

МО | Ваше мнение о состоянии оркестровой жизни России. Какие проблемы у оркестров в регионах? Что с кадрами, инструментарием, финансированием, поддержкой властей

АН | Специально к проведению деловой программы Симфофорума мы провели мониторинг деятельности региональных симфонических оркестров России, который показал в какую сторону меняется ситуация. Если смотреть в целом, то за последние 2 года наметилось достаточно положительных тенденций. И с точки зрения повышения зарплаты, и со стороны творческой деятельности. Конечно, хотелось бы больше развития для оркестров. Но все мы прекрасно понимаем, что  на сегодня есть объективные причины, которые могут тормозить эти процессы. Конечно, если говорить о пожеланиях, то у меня их несколько и все они были озвучены на форуме. Прежде всего, оркестры должны вносить свою лепту в подготовку оркестровых музыкантов через создание молодежных оркестров и школ по инструментам, проведению мастер-классов на местах — это мировой опыт развития оркестрового движения.

Самая главная проблема сейчас — все в основном готовят солистов, а не оркестровых музыкантов, да и практика показывает, что некогда сейчас оркестрам заниматься подготовкой музыкантов с нуля. Поэтому нам, наверное, стоит активнее работать с образовательными учреждениями, с Министерством культуры, чтобы вопрос подготовки оркестровых музыкантов был поставлен на более высокий уровень. И, конечно, чтобы вопрос развития симфонического искусства в стране занимал более значимое место на государственном уровне. Последние вопросы с пандемией — это отчетливо показали. Театры, музеи в ноябрьский локдаун 2021 работали, а филармония — нет, нас закрыли. Да, тех учреждений больше и поэтому сложнее убрать из повестки культурной жизни, зато мы единственные, уникальные и нам не хватает внимания на государственном уровне. Видимо пора самим более активно что-то делать и двигаться в этом направлении.

МО | Задумывались ли вы о заслуженном отдыхе, и кому можно будет передать филармонию в надежные руки?

АН | Самый болезненный вопрос. Конечно, я задумывался и очень давно. Но все время появляются новые задачи, например, строительство нового зала, которые надо доводить до конца. А кому передать и когда — вопрос встает, но им тоже надо заниматься не в последнюю минуту. Время покажет и расставит все по своим местам.

Александр Колотурский родился 11 декабря 1946 в Пловдиве (Болгария). В 1964 окончил Хабаровское училище искусств, в 1969 — УГК им. М.П. Мусоргского по классу баяна. В 1969–1977 и 1980–1984— директор музыкального училища в г. Асбест Свердловской области. С 1977 по 1980 — проректор УГК им. Мусоргского и зав. отделом культуры г. Асбест. В 1986–1989 — зам. начальника управления культуры Свердловской области.

С 1989 — директор Свердловской государственной академической филармонии. В 1991 и 1994 проходил стажировку в США.

В 2006–2014 вице-президент, с 2015 член Правления Союза концертных организаций России (СКОР).

С 2012 по 2018 входил в состав Совета при Президенте РФ по культуре и искусству.

Входил в состав Оргкомитета XV Международного конкурса имени П.И. Чайковского (2015).

Инициатор проведения Симфонического форума России в Екатеринбурге. Один из авторов «Концепции развития концертной деятельности в области академической музыки в Российской Федерации на период до 2025 года», принятой Правительством РФ в ноябре 2015.

Лауреат Государственной премии РФ в области литературы и искусства (2008). Награжден орденом Почета (2007), знаком отличия «За заслуги перед Свердловской областью» II степени (2015). Удостоен званий «Заслуженный работник культуры РФ» (1995),  «Почетный гражданин Свердловской области» (2020). Лауреат Премии газеты «Музыкальное обозрение» (2003, 2010, 2013, 2015).

«МО»

Опубликовано «МО» № 12 (488) 2021