Собрание Сочинений Скрябина. Первое в истории

К 150-летию со дня рождения композитора изданы все его произведения
Собрание Сочинений Скрябина. Первое в истории

Издательский дом «Музыка – П. Юргенсон» совместно с Мемориальным музеем   А.Н. Скрябина и Российским национальным музеем музыки завершили подготовку и выпуск первого в истории Собрания сочинений Скрябина в 12 томах. Издание осуществлено к 150-летию со дня рождения Александра Николаевича Скрябина — великого русского композитора рубежа ХIХ–XX веков, чье 150-летие отмечается 6 января 2022.

Десять лет и вся жизнь

Выпуск подобного издания требует длительной подготовки и больших усилий. Выходу первого тома предшествуют годы напряженного труда: поиск документальных источников, их скрупулезное изучение и сверка, анализ разночтений между изданиями и авторскими рукописями, восстановление хронологии работы над сочинениями, выяснение особенностей творческого процесса у данного композитора и многое другое.

Весь этот путь был пройден главным научным редактором Собрания сочинений Скрябина, доктором искусствоведения, заслуженным деятелем искусств РФ Валентиной Рубцовой, автором статей и монографии о композиторе, много лет посвятившей изучению его творчества.

Вместе с ней над Собранием работали дирижер и редактор Владимир Самарин, лауреат международных конкурсов, кандидат искусствоведения, пианист Павел Шатский, в репертуаре которого музыка Скрябина занимает значительное место, старейший редактор, композитор Сергей Чеботарев, через руки которого прошли почти все тома Собрания.

Оркестр, фортепиано, «Действо»

Издание Собрания сочинений А.Н. Скрябина включает три серии:

оркестровые сочинения — 6 томов;
фортепианные сочинения — 5 томов;
посмертно опубликованные сочинения разных жанров, объединенные в одном томе.

В этом же томе публикуются несколько незавершенных композитором произведений, а также в факсимильном воспроизведении тетрадь эскизов к его грандиозному замыслу «Предварительное Действо», исполнение которого, как считал композитор, должно было способствовать преображению мира. Эта тетрадь привлекает постоянное внимание исследователей и композиторов. Первые пытаются угадать, в каких направлениях могло эволюционировать ладогармоническое мышление автора «Прометея». Для вторых эти краткие наброски (иногда фиксирующие лишь отдельные созвучия) становятся импульсами в создании собственных вариантов скрябинского замысла. Известно, что в 1948 С.В. Протопопов, используя материалы эскизов, сделал свою версию «Предварительного Действа» для чтеца, хора и двух фортепиано. Спустя 20 лет этой же идеей увлекся композитор А.П. Немтин. Его работа над этим замыслом продолжалась 26 лет (1970–1996). В итоге им было создано действительно грандиозное произведение в трех частях для оркестра, органа, смешанного хора, фортепиано и сопрано соло, неоднократно исполнявшееся с огромным успехом в России и за рубежом. В 1978 на фестивале в Граце (Австрия) прозвучало симфоническое сочинение французского композитора Манфреда Келькеля «Le tombeau de Scriabine», в котором использованы отдельные мотивы и созвучия из тетради эскизов к «Предварительному Действу», о чем он подробно сообщил в своей аннотации к премьере.

Публикация музыкальных текстов в Собрании сопровождается текстологическими комментариями (на русском и английском языках), где приводятся перечень сохранившихся источников каждого сочинения, история его создания, разночтения в рукописях и публикациях, внесенные исправления. Привлечение не только нотных, но и литературных документов (сохранившиеся письма композитора, свидетельства современников) помогло прояснить многие детали творческого процесса композитора и его работы над произведениями. В ряде случаев уточнены даты их создания.

В поисках истины

Показательный пример в этом отношении — Четвертая соната. В списке сочинений Скрябина, сделанным А.В. Кашперовым, составителем и комментатором фундаментального труда «Писем» композитора, Четвертая соната датируется: 1901–1903. Возможно, основанием тому послужило письмо композитора М.П. Беляеву 15/28 сентября 1901: «4-й сонатой я летом не занимался» (Скрябин А.Н. Письма. М.: Музыка, 2003. С. 247).

Однако Скрябин имел здесь ввиду другую сонату в тональности gis-moll, которую он начал сочинять после публикации Третьей сонаты, но затем, неудовлетворенный финалом, работу над нею оставил. Его рассказ об этом приводит Л.Л. Сабанеев: «Я не справился тогда с финалом, — цитирует Сабанеев Скрябина. — А потом уже этот материал устарел, вообще ведь она еще в классическом плане… А это как раз был момент перелома моего стиля» (Сабанеев Л.Л. Воспоминания о Скрябине. М., 1925. С. 186). В Российском национальном музее музыки сохранилось несколько листочков с набросками к этой сонате c авторской пометой: «4-я соната gis-moll».

Определенную роль в путанице дат сыграл номер опуса опубликованной Четвертой сонаты. Одно дело, когда композитор поочередно отсылал издателю сочинение за сочинением, а издатель последовательно ставил соответствующие номера опусов этим сочинениям. Но эта соната была передана ему осенью 1903 вместе с внушительным количеством других произведений, написанных в течение лета этого года, общим числом 34. Номера их опусов проставлялись издателем произвольно, возможно, в том порядке, в каком лежали рукописи на его столе. И получилось, что одно из самых загадочных и глубоких по смыслу сочинений — Четвертая соната ор. 30 – создавалась одновременно с Фантазией h-moll op. 28, лежащей в плоскости романтической листовской риторики. Между тем названные сочинения разделяет пропасть, имя которой «перелом стиля». Ситуация, когда Скрябин, образно говоря, сделал шаг вперед (Четвертая соната), а потом — два назад (Фантазия h-moll), для его стремительной эволюции невозможна. Анализ писем и документов, проведенный редактором, убеждает, что Четвертая соната была начата летом 1903 и завершена если не одновременно с Третьей симфонией ор. 43, то непосредственно перед нею.

На основе документов

Строгая опора на документы и источники отличает публикацию каждого сочинения в данном Собрании. В то же время научный редактор учитывает опыт предшествующей работы издателей над произведениями Скрябина. Среди них особо нужно отметить имя Н.С. Жиляева (1881–1938). Современник композитора, входивший в последние годы жизни Скрябина в его ближайшее окружение, он слышал авторское исполнение, хорошо знал его музыку и, издавая в Музгизе в 1920–1930-е годы большую часть его фортепианных сочинений, устранил значительную часть ошибок и опечаток. Дело в том, что прижизненные скрябинские издания содержат много неточностей, поскольку Александр Николаевич, особенно в ранние годы, попросту не замечал, не видел их на бумаге. По этому поводу ему не раз приходилось оправдываться перед М.П. Беляевым за неряшливые корректуры. В рукописях композитор часто пропускал случайные знаки, обозначения инструментов, в связи с чем на основе первого знакомства Н.А. Римского-Корсакова с Фортепианным концертом случился настоящий скандал. Ситуацию удалось уладить, но неточности остались.

В ряде случаев в выверке текстов в Собрании помогли расшифровки скрябинских исполнительских записей для механического фортепиано (Вторая, Третья сонаты, несколько пьес), которые в 1970–1980-е годы сделал пианист, выдающийся исследователь творчества Скрябина П.В. Лобанов (1923–2016). Позже Мемориальный музей А.Н. Скрябина опубликовал их. Работа научных редакторов с ценнейшими фондами музея во многом помогла уточнить документальную базу Собрания сочинений – выявлены новые источники, определены даты и т. д. Расшифровки П.В. Лобанова также послужили источниками при подготовке названного издания, на основе которых были внесены исправления. Например, в прелюдии C-dur ор. 11 № 1 Скрябин первоначально выставил размер 2/4 и обозначил метроном: четверть = 63–76. На стадии подготовки издания размер был заменен на 2/2, а обозначение метронома осталось прежним. Жиляев, готовя издание этого опуса, не проводил сверку с автографом, и много лет этот текст перепечатывался с ошибочным указанием метронома, вводя в заблуждение исполнителей. Неточность была исправлена В.В. Рубцовой, которая в 1996 подготовила издание 24 прелюдий ор. 11 для немецкого издательства «G. Henle». Затем исправление было подтверждено в расшифровке П.В. Лобанова скрябинского исполнения данной прелюдии.

При подготовке Собрания сочинений была проведена огромная работа по сверке оркестровых партитур. Из шести симфонических произведений автографы сохранились только к трем из них (черновая рукопись Первой симфонии, «Поэма экстаза», «Прометей»). Здесь неоценимое подспорье для редактора — издания оркестровых голосов к ним, сверка с которыми представляет чрезвычайно трудоемкий процесс. Как правило, голоса готовились издателем к премьере сочинения (а сочинения Скрябина, как правило, включались в программы концертов сразу, как только становилось известно о их создании). Композитор, бывая на репетициях, вносил в них уточнения. Обычно в уже изданную к тому времени партитуру такие уточнения не попадали.

Издание Собрания сочинений А.Н. Скрябина в 12 томах, выпущенное Издательским домом «Музыка – П. Юргенсон», дает исполнителям и исследователям ключ к пониманию творчества композитора, ценнейший материал для наиболее близкого автору прочтения его гениальных творений.

Лейла БАЯХУНОВА,
кандидат искусствоведения

Опубликовано «МО» № 12 (488) 2021