Василий Бархатов поставил «Фауста» в Перми: премьера 18 декабря 2021

Василий Бархатов поставил «Фауста» в Перми: премьера 18 декабря 2021
Иллюстрация - Пермский театр оперы и балета

Пермская опера завершает год премьерой «Фауста» Шарля Гуно в постановке Василия Бархатова. Показы состоятся 18, 19, 21, 22 декабря 2021.

Музыкальный руководитель постановки и дирижер – Артем Абашев, хормейстер-постановщик – Евгений Воробьев, художник-постановщик – Зиновий Марголин, художник по костюмам – Ольга Шаишмелашвили, художник по свету – Александр Сиваев.

Василий Бархатов: «Мне всегда казалось, что музыка оперы Гуно слишком прекрасна для жуткого текста Гёте – хотя и во французском переводе, и в версии либреттистов Жюля Барбье и Мишеля Карре он уже сам по себе звучит сильно милее, чем в подлиннике. Драма Гёте – страшное, многослойное, сложносочиненное повествование, которое Гуно излишне романтизирует. Несколько лет назад я уже ставил “Осуждение Фауста” Берлиоза, а вот встречи с “Фаустом” Гуно мне всегда хотелось избежать – пока в какой-то момент я для себя не нашел ракурс, который бы позволил по-настоящему подключиться к этому материалу.

У всякого человека, даже самого на первый взгляд светлого, есть своя темная сторона – как у луны. Об этом очень точно написал Пушкин в “Маленьких трагедиях”, где у протагонистов есть как минимум одна благодетель – но именно она парадоксальным образом искажает, уничтожает человеческую личность изнутри. Тебе кажется, что ты действуешь из благородных побуждений, что тебя невозможно ни в чем упрекнуть – но именно это благородство приводит тебя на дно ада. Вот и один из главных героев нашего спектакля вроде бы несет миру правду, разоблачая зло, открывая истинное его лицо, борется, мстит за близкого человека – но заходит слишком далеко. Получается точь-в-точь как у Ницше: “Если долго всматриваться в бездну, то бездна начинает всматриваться в тебя”».

Партии готовят: Борис Рудак, Сергей Кузьмин, Ангелос Самардзис (Молодой Фауст), Данис Хузин, Альгирдас Древинскас (Старый Фауст), Аскар Абдразаков, Гарри Агаджанян (Мефистофель), Утарид Мирзамова, Эгле Стундзяйте (Маргарита), Василий Ладюк, Константин Сучков (Валентин), Александр Егоров, Тимофей Павленко (Вагнер), Наталья Буклага, Наталия Ляскова (Зибель), Татьяна Каминская, Екатерина Бачук (Марта).

Для Бархатова это первая с 2014 постановка на российской сцене: тогда он ставил «Евгения Онегина» в Михайловском театре, дирижировал Василий Петренко (нынешний художественный руководитель Госоркестра России им. Е. Ф. Светланова).

«Я никуда не пропал, просто ставлю спектакли за пределами Российской Федерации»,говорил Бархатов в интервью GQ в марте 2021. А на прямой вопрос, потеряла ли его Россия как оперного дирижера, ответил:

«Получилось так, что сначала вроде как потеряла, а потом из-за пандемии вроде как нашла. В этом году, как у большинства людей, у меня отменилось в Европе много премьер. Ну как “много”: я всегда делаю по три спектакля в год, больше не умею. И дальнейшие планы тоже сдвинулись. В связи с чем у меня появилась возможность поставить спектакли в двух российских театрах. В следующем сезоне будет “Фауст” в Перми. А весной будет спектакль в Москве по незнакомому москвичам произведению».

Речь идет о премьере «Мертвого города» Эриха Корнгольда, которая пройдет в театре Новая Опера 14 апреля 2022. Режиссер – Василий Бархатов, музыкальный руководитель спектакля – Валентин Урюпин, в главных партиях – Елена Стихина и Рольф Ромей.

«МО»