Оркестр. Камо грядеши?

VI Симфонический форум России. Екатеринбург, 30 сентября – 8 октября 2021. Деловая программа
Оркестр. Камо грядеши?

С 30 сентября по 8 октября 2021 года в Екатеринбурге состоялся VI Симфонический форум России, перенесенный на год, но собравший в полном объеме всех запланированных участников. Двенадцать концертов с участием более 700 оркестрантов посетили более 5 000 слушателей, свыше 400 000 смотрели выступления онлайн. Мероприятие посетили известные эксперты, музыкальные критики, представители федеральных СМИ.

Симфонический форум проект федерального уровня, который Свердловская филармония проводит с 2010 года при участии Союза концертных организаций России (СКОР) и при поддержке Министерства культуры России и Губернатора Свердловской области. Позиционируя проект как «место встречи российских оркестров» и движимые идеей «строить единое концертное пространство страны», организаторы Форума каждые два года приглашают в Екатеринбург оркестры из разных регионов. Директор Свердловской филармонии Александр Колотурский признается, что гордится соединением в одном проекте «грандиозного парада оркестров» и насыщенной деловой программы, где «в живом диалоге рождаются и воплощаются современные идеи развития симфонического дела».

В этом году деловая программа носила название «Оркестр. Куда движемся…» и привлекла более 60 участников из 22 регионов страны – руководящий состав филармоний, специалистов в области оркестрового дела, экономики культуры, концертного менеджмента, музыкального образования, звукозаписи, пиара. В своем приветственном слове генеральный директор Московской филармонии, президент СКОР Алексей Шалашов подчеркнул, что «вся система общероссийской культурной жизни базируется на уровне симфонических оркестров». А.Н. Колотурский выразил уверенность в сплоченности концертного сообщества перед вызовами времени: «Мы все осознаем нашу ответственность за будущее академической музыки и ни в коем случае не должны терять позиции, напротив, должны активно двигаться в общество. В деловой программе мы обсудим как вопросы подготовки оркестровых музыкантов, так и деятельность оркестров в условиях развития технологического общества».

Александр КОЛОТУРСКИЙ: «Мы все осознаем нашу ответственность за будущее академической музыки и ни в коем случае не должны терять позиции, напротив, должны активно двигаться в общество. В деловой программе мы обсудим как вопросы подготовки оркестровых музыкантов, так и деятельность оркестров в условиях развития технологического общества».

«Мониторинг деятельности симфонических оркестров России»

Гостям и участникам деловой программы был представлен специально подготовленный к Форуму «Мониторинг деятельности симфонических оркестров в 2019 году», произведенный по развернутому спектру параметров. Подобное исследование, базирующееся на экономических показателях, проводится под эгидой СКОР уже в шестой раз, начиная с 2009 года. Оно позволяет составить общее представление о ситуации в оркестровом деле, отслеживать жизнь российских оркестров в динамике, а самим оркестрам формировать стратегию развития и выстраивать работу с учредителями. Нынешний «Мониторинг» опирался на данные, поданные в Главный информационно-вычислительный центр Министерства культуры 46-ю оркестрами из 42 субъектов России. Исходя из принципов статистического анализа, эта выборка (свыше 72% территорий страны) признается репрезентативной.

«Мониторинг» сверяется с государственной «Концепцией развития концертной деятельности в области академической музыки в Российской Федерации на период до 2025 года». Профессиональное сообщество воспринимает «Концепцию» как «охранную бумагу», «едва ли не единственный документ, способствующий развитию оркестрового дела» (Колотурский), который «может служить нам аргументом для разговора с властью об условиях работы коллектива и достижении творческих результатов» (Шалашов).

Исходя из положений «Концепции», казалось бы, можно было ожидать создания в каждой филармонии симфонического оркестра в качестве базового коллектива. Тем не менее, дело пока идет медленными темпами: около 30% субъектов РФ не имеют симфонических оркестров. Наблюдается неравномерное распределение коллективов по федеральным округам: больше всего – в Центральном (30 оркестров) и Северо-Западном (13), меньше всего – в Дальневосточном (всего 3 оркестра). Выявлены административные центры (с численностью населения от 250 тыс. до более 1 млн. чел.), в которых симфонические оркестры отсутствуют: это, в частности, Пермь, Астрахань, Махачкала, Оренбург, Архангельск, Владикавказ, Вологда, Иваново, Йошкар-Ола, Мурманск, Саранск, Тверь, Улан-Удэ, Чита. В ряде крупных городов оркестровую функцию несут на себе камерные оркестры: помимо большинства вышеуказанных городов, это также Смоленск, Великий Новгород, Симферополь, Петропавловск-Камчатский, Южно-Сахалинск…

Наблюдения хронологического характера показывают, что 52% региональных оркестров были созданы до 1990 года, наибольшее количество коллективов в новейшей истории России возникли в период с 1991 по 2000 годы. А в последние три года были образованы лишь симфонические оркестры Ленинградской области, Челябинской филармонии, Тульский филармонический и Новороссийский симфонический.

Разделы «Мониторинга» посвящены множеству вопросов, например, численности и среднему возрасту музыкантов симфонических оркестров, структуре концертной деятельности и так далее. Например, установлено, что 63% деятельности оркестров проходит в собственных концертных залах, 28% – на выезде в своем регионе, 4% – в гастролях по России, 5% – в гастролях за рубежом. Среднее количество выступлений в основных залах в 2019 году составило 42 концерта в год, средняя цена посещения – 350 руб., средний сбор с концерта – 175 тыс. руб. Количество слушателей на одном концерте варьируется в интервале от 303 до 858 чел. За последние два года улучшились условия жизнеобеспечения оркестров, а именно наличие репетиционной и концертной базы, но, тем не менее, 17% коллективов работают в арендованных помещениях.

В фокус внимания «Мониторинга» попадает и проблема укомплектованности оркестров. Количество вакантных мест в среднем по стране сохраняет отметку около 8% – это в четыре раза больше, чем вакансий в других сферах. Наибольшее число вакансий (10 и более) наблюдается, например, в оркестрах Белгородской, Иркутской, Кабардино-Балкарской, Челябинской, Северо-Кавказской филармоний, филармонии Алтайского края, в Красноярском, Томском, Тамбовском, Дальневосточном, Тульском симфонических оркестрах. Наиболее дефицитными считаются исполнители на арфе, валторне, гобое, контрабасе, фаготе. Но радует, что в лучшую сторону (сокращения вакансий) изменилась ситуация с дирижерами.

Изучение данных о гастрольной деятельности показывает, что в 2019 году в концертные поездки выезжали 80% российских оркестров. Выросло число гастролей внутри страны: в 2017 году турне совершили 43% коллективов, в 2019 – 67%. Выросли и финансовые расходы на эти цели: в 2017 году это было 103,3 млн. руб. (2,4 млн. руб. в среднем на оркестр), в 2019-м – 127,2 млн. руб. (3,1 млн. руб. в среднем на оркестр). При этом объем бюджетных средств, выделяемых на гастроли, по сравнению с 2017 годом вырос незначительно (на 7,5%), а в гастролях за рубежом участвуют лишь 28% оркестров.

Для большинства коллективов, участвовавших в «Мониторинге», актуальной остается проблема обеспечения музыкальными инструментами. 61% коллективов в 2019 году направили на приобретение инструментов менее 1 млн. руб. И это несмотря на то, что расходы на эти цели составили 172,3 млн. руб., что в 2,5 раза больше, чем в 2017 году.

Еще один показатель, задействованный в «Мониторинге», касается заработной платы музыкантов. За последние годы ситуация улучшается очень медленными темпами: большое количество оркестров (42%) имеют зарплату ниже, чем средняя зарплата в регионе проживания, 68% оркестров – ниже, чем средняя по России. В масштабах страны наблюдается большой разброс в размере зарплаты оркестрантов – от 17 743 до 117 460 руб.

Наконец, в «Мониторинге» предложены некоторые принципы дифференциации оркестров, которые могут быть положены в основу классификации (определения «категорийности»). В настоящее время отсутствует какая-либо нормативная база по численному составу музыкантов, однако на практике он варьируется от 34 до 128 чел. Таким образом, оркестры можно условно разделить на три группы: более 81 чел.; от 65 до 80; менее 65. В качестве ключевого показателя для установления «категорийности» можно использовать количество концертов коллектива в год. Оркестры составом более 80 человек исполняют в год более 70 концертов, оркестры численностью менее 65 человек – не более 50-ти.

Концертная деятельность и государственная культурная политика

Все дискуссии и доклады деловой программы Форума были сгруппированы в несколько сессий: первая была связана с экономикой и управлением концертной деятельностью в России, а последующие посвящены взаимосвязи оркестровой отрасли с состоянием музыкального образования, цифровизацией в работе учреждений культуры, освоением филармониями интернет-среды и соцсетей. В начальном тематическом блоке, помимо знакомства с результатами «Мониторинга», ключевым стало выступление доктора экономических наук, заместителя директора Института экономики РАН Валентины Музычук. Она представила результаты анализа экономической составляющей концертной деятельности, с учетом влияния пандемийного года и исходя из динамики за 19902020 годы, а также затронула контекст государственной культурной политики.

Очевидно, что за период реализации бюджетной реформы сфера культуры не раз испытывала на себе недружественные управленческие решения, направленные на вытеснение ее в область рыночных отношений. В этой связи можно говорить о нескольких деструктивных тенденциях, прежде всего, оптимизации, укрупнения «мелких» учреждений и введения централизованных бухгалтерий. За тридцать лет рыночных преобразований количество общедоступных библиотек сократилось на 13,5 тыс. ед.; клубов и домов культуры – на 30,7 тыс. ед. (более чем в 1,5 раза); детских школ искусств – на 1768 ед. (на фоне роста числа учащихся почти в 1,5 раза). Грустная ирония по этому поводу нашла отражение в приведенной экспертом цитате из книги У. Баумоля и У. Боуэна «Исполнительские искусства: экономическая дилемма». В ней некий специалист по нормированию труда предлагает сократить количество скрипок, поскольку они играют одну и ту же партию, и убрать из произведения повторяющиеся пассажи, таким образом, время концерта может быть «оптимизировано» с двух часов до 20 минут.

Существует также тенденция культурометрии, приводящая к расчету объема госзадания не от реальных потребностей учреждения культуры, а методом обратного счета. Речь идет и о тенденции коммерциализации, когда ключевым критерием результативности учреждений культуры выступает объем заработанных доходов (при том, что он прилагается к некоммерческим организациям). «Ситуация с пандемией, – говорит Музычук, – особенно ярко выявила уязвимость такого подхода и тот факт, что эффективность учреждений культуры нельзя оценивать на основе бизнес-подхода и в привязке к количеству концертов и привлеченных зрителей».

Валентина МУЗЫЧУК: «Ситуация с пандемией особенно ярко выявила уязвимость такого подхода и тот факт, что эффективность учреждений культуры нельзя оценивать на основе бизнес-подхода и в привязке к количеству концертов и привлеченных зрителей».

Подобные проблемы коснулись и реализации национального проекта «Культура» (2019–2024). В качестве целевого показателя нацпроекта фигурирует «Увеличение числа посещений культурных мероприятий в три раза по сравнению с уровнем 2019 г.». Некорректность использования данного показателя, по мнению Музычук, обусловлена тем, что он суммирует в себе: посещение культурно-досуговых и массовых зрелищных мероприятий; мероприятий на платной и безвозмездной основе; в реальном времени и в онлайн-формате; проводимых как государственными, так и частными организациями, которые не обязаны заполнять формы государственного статистического наблюдения; а также число обращений к цифровым ресурсам в сфере культуры по данным счетчика «Цифровая культура». В 2020 году Счетная палата РФ в своем мониторинге по нацпроекту «Культура» признала, что «количественный рост не всегда является следствием качественных преобразований и эффективности деятельности учреждений культуры».

Все указанные тенденции отражаются в статистических данных, приведенных экспертом. Так, объем финансирования культуры в 2020 году составил 610,1 млрд. руб. – это всего 1,44% от расхода консолидированного бюджета РФ и 0,57% от ВВП. Государственные расходы на культуру в расчете на душу населения насчитывают 4159 руб. (или 50 евро) на человека в год, что выявляет разительный контраст с европейскими странами: в Дании в 2019 году эта цифра составляла 301 евро, во Франции – 250, Германии – 167, в среднем в странах ЕС – 150. Финансирование национального проекта «Культура» составляет всего 0,5% от общего бюджета 12-ти нацпроектов.

Проблема недофинансирования влияет на другие аспекты, касающиеся сферы культуры. Исходя из динамики последнего десятилетия, доля занятых в этой сфере уменьшилась: если в 2010 году она составляла 1,18% от общей численности занятых в экономике, то в 2020 году это 0,99% (для сравнения в Финляндии эта цифра в 2018 году составляла 4,9%, в Германии – 4%, в Италии – 3,6%). Сохраняется невысокая оплата труда: в 2020 году средняя заработная плата в сфере культуры составила 81% к среднему показателю по экономике в целом. Наконец, речь идет о сокращении общего числа филармонических концертов: в пандемийном 2020 году этот показатель упал в 2,4 раза по сравнению с уровнем 2019 года. Неутешительны и показатели посещаемости филармонических концертов: в 1990 году концерты посещал каждый второй из десяти жителей, в 2019-м – лишь один из десяти, а в 2020-м это число снизилось до 35 из 1000 человек.

По наблюдениям Музычук, «страны, которые понимают важность креативной экономики, вкладываются и в культуру». А.А. Шалашов поддержал мысль о том, что к сфере культуры не должен применяться бизнес-подход, основанный на количественных и экономических критериях. «Единственная возможность противостоять маховику оптимизации, говорит руководитель Московской филармонии, – это разными путями апеллировать к обществу и к власти результатами своей деятельности, воздействием на сердца и умы публики… Искусство доказывает себя только в наивысших творческих достижениях. Самоотверженная деятельность филармоний дает свои результаты». При этом Шалашов обозначил и некоторые тенденции, вызывающие опасение: например, дефицит руководителей симфонических коллективов (как дирижеров, как и профессиональных менеджеров) и возникновение оркестров, существующих вне филармоний (без собственного концертного зала и вне системы работы с аудиторией). Он призвал проанализировать факторы, которые не дают тому или иному оркестру полноценно функционировать, и целенаправленно выстраивать систему взаимодействия с аудиторией. Профессиональное сообщество, резюмировали собравшиеся, нуждается в том, чтобы специфика культурно-творческой деятельности, в частности, концертной, была определена и закреплена на законодательном уровне.

Алексей ШАЛАШОВ: «Единственная возможность противостоять маховику оптимизации – это разными путями апеллировать к обществу и к власти результатами своей деятельности, воздействием на сердца и умы публики…»

Концертная деятельность и профессиональное музыкальное образование

Вопросы взаимосвязи оркестровой отрасли с состоянием профессионального музыкального образования обсуждались с участием руководящего состава нескольких учебных заведений разного уровня, художественных руководителей молодежных и юношеских оркестров.

В рамках образовательной сессии выступил Министр культуры Челябинской области Алексей Бетехтин, рассказав о системном подходе, предпринятом его ведомством, и о результатах двухлетнего исследования, заказанного местному Институту культуры. Поводом для анализа стал дефицит музыкантов, с которым область столкнулась при формировании Челябинского симфонического оркестра. Исследование показало, что корень проблемы лежит на уровне стартового звена – в музыкальных школах, где все образование свелось к популярным направлениям, таким как эстрадное пение, гитара, фортепиано, и зачастую не хватает педагогов по другим исполнительским специальностям. А институт культуры вместо прежних 10 тыс. студентов обучает только 2 тыс. «Мы поняли, что требуется возвращение от рыночных отношений к плановому заданию в подготовке кадров», – пояснил Бетехтин. Для решения этой проблемы в 2022 году в области запускается программа по подготовке кадров, в которую будет введена категория «педагог приоритетного направления». Вдобавок к этому, власти вводят в обращение соцпакет, финансируемый губернатором, и программу «Земский работник культуры» с дотацией в размере 1 млн. руб., чтобы выпускники училищ и вузов стремились поехать даже в школы, расположенные в отдаленных селах. Также чиновник упомянул проблему «ямы 9–11», касающуюся двухлетнего «зазора» между окончанием музыкальной школы и общеобразовательной – за эти два года ребята теряют исполнительские навыки. В какой-то мере смягчить ситуацию призвана Детская филармония, открытая в Челябинске в сентябре нынешнего года: в ней работают коллективы-дублеры «взрослой» филармонии, условием попадания в которые является обучение ребенка в ДМШ.

Для понимания ситуации на общероссийском уровне директор Уральской специальной музыкальной школы Эльвира Архангельская представила результаты опроса 15-ти ведущих российских дирижеров. Опрос выявил наиболее насущную проблему: инструменталисты выходят из стен музыкальных училищ и консерваторий без должных навыков работы в оркестре, нынешнее образование имеет перекос в сторону подготовки солистов. Непрофессионализм выпускников проявляется в незнании оркестрового репертуара и слабом владении оркестровыми навыками, такими как чувство стиля и ансамбля, культура оркестрового звука, навыки коммуникации (внутри группы, с дирижером), чтение нот с листа, умение слышать оркестровую ткань и свою функцию в фактуре. Эта проблема коренится не только в образовательных стандартах, но и в устаревших позициях педагогов: профессора порой препятствуют посещению студентами оркестра, считая это вредным, и имеют личный резон – зависимость зарплаты от количества лауреатских званий среди учеников. В результате происходит падение интереса к профессии оркестрового музыканта. Привлеченная к разговору проректор Уральской консерватории Елена Панкина пояснила, какое место в образовательных стандартах занимают дисциплины «Оркестровый класс» и «Оркестровые трудности» и констатировала разнобой в статусе этих предметов в различных российских консерваториях и институтах искусств.

По мнению специалистов, назрела необходимость обсуждения этой «патовой ситуации» на высоком уровне и с широким кругом заинтересованных сторон – с представителями оркестров, вузов, Министерства культуры РФ, Союза концертных организаций России, Федерального учебно-методического объединения, Ассоциации музыкальных образовательных учреждений. Участники дискуссии говорили о необходимости введения отдельной специализации «артист оркестра» и создания соответствующей государственной образовательной программы, об условиях целевого приема исполнителей от оркестров, необходимой юридической базе взаимоотношений «оркестр – студент – вуз» и возможности гарантировать студенту возможность совмещения учебы с работой в оркестре. Говорили о том, что требуется корректировка нынешних учебных планов, а именно: особое внимание к предметам «Оркестровый класс», «Чтение оркестровых партитур», «Изучение родственных инструментов», «Основы оркестровки», «История оркестровых стилей»; введение предмета «Оркестровые трудности» на всех уровнях образования (школа – училище – вуз); введение дисциплины «Дирижирование» и квалификации «Дирижер» на струнном и духовом отделениях вузов; изменение отношения к классу камерного ансамбля; привлечение к работе со студенческими оркестрами опытных дирижеров и концертмейстеров. Высказывались также предложения об организации оркестровых академий и летних школ, о проведении конкурсов инструментальных ансамблей и оркестров с участием государственных (муниципальных) средств. Констатировалось, что учебным заведениям требуется помощь в укомплектовании музыкальными инструментами, а детским школам искусств – в формировании репертуара для малых оркестровых составов.

Создание молодежных и юношеских оркестров

Определенным ответом на проблемы оркестрового образования можно считать инициативу создания в стране молодежных и юношеских оркестров. Подобное начинание позволяет решать задачи кадрового обеспечения «взрослых» оркестров, получения юными музыкантами оркестровой практики и развития их интереса к специальности «оркестровый музыкант», а также, как выяснилось, поднимает уровень музыкального образования в регионе. По мнению экспертов, лучшей базой для молодежных оркестров являются крупные концертные организации, а для региональных юношеских оркестров – учебные заведения разного уровня. Правда, пока можно говорить лишь о единичных примерах.

А.А. Шалашов рассказал об опыте работы Российского национального молодежного симфонического оркестра, совмещающего концертные и образовательные функции. Коллектив был создан по личному поручению Президента и распоряжению Правительства РФ три года назад, но за это время успел охватить ребят из многих российских регионов и привлек к работе десятки опытных дирижеров и наставников из России и зарубежья. Более 20-ти выпускников проекта прошли отбор в ведущие московские оркестры. Попадая в РНМСО, ребята оказываются в условиях жесточайшей профессиональной работы, при сохранении индивидуальной творческой свободы. После участия в этом проекте они меняют свои установки: уже не стремятся поменять отечественную консерваторию (в том числе столичную) на зарубежный вуз, делают новые успехи в учебе и обретают желание работать в оркестре и в России, а не за рубежом. Шалашов видит перспективу в пролонгации этого опыта на российское пространство, пусть даже молодежные и юношеские оркестры работали бы в режиме краткой сессии, но с привлечением опытных наставников и финальным туром, вдохновляющим ребят на дальнейшие свершения.

Следующими докладчиками были представлены еще четыре коллектива, «покрывающие» эту сферу. А.Н. Колотурский рассказал об успешном опыте Уральского молодежного симфонического оркестра, который существует с 2007 года, ведет концертную жизнь наравне со «взрослым» филармоническим оркестром и в то же время становится базой для ежегодной оркестровой академии. «Я убежден, – сказал руководитель Свердловской филармонии, – что во всех российских городах-миллионниках (а их у нас 13, не считая Москвы и Санкт-Петербурга) обязательно должны создаваться молодежные оркестры. Помимо расширения концертной палитры, это мощнейший фактор для поднятия значимости филармонии в обществе».

Опыт работы Всероссийского юношеского симфонического оркестра под руководством Ю.А. Башмета представил Дмитрий Гринченко. За десять лет работы через этот проект прошли юные музыканты из более 80 городов, состоялись зарубежные гастроли оркестра, его выступления на Байконуре, в Волгограде, в парке «Зарядье» 9 мая. Загруженность оркестрантов ВЮСО во время сессий составляет до десяти часов в день, но ребята выдерживают такой график. Продолжением идеи ВЮСО стал Уральский юношеский симфонический оркестр, созданный в 2019 году. Он собрал ребят от 12 до 21 лет из шести территорий Урала и, как сообщила Э.Г. Архангельская, уже трижды выступал на сцене филармонии. В 2021 году подобное начинание было подхвачено и Сибирью. О созданном в Красноярске юношеском оркестре рассказал его руководитель Леонид Жуковский.

Концертная деятельность и цифровизация

Модераторами дискуссии по вопросам цифровизации выступили директор Красноярской краевой филармонии Евгений Стодушный (онлайн) и заместитель директора Свердловской филармонии Дмитрий Кокорин. Участники обсуждений сошлись в том, что освоение IT-отрасли – огромный вызов для учреждений культуры, но в то же время обязательное условие для выхода на новый уровень развития. В.Ю. Музычук высказала мысль о серьезном отставании отечественных информационных технологий, необходимых для запуска процессов цифровизации в сфере культуры, и о том, что эти процессы должны быть дополняющими, а не замещающими реальную культурную жизнь.

Своеобразным «триггером» для острой дискуссии стал доклад Владимира Определёнова о работе Государственного Музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. Музей занимается процессами цифровизации с 2012 года и успешно осваивает технологии мирового уровня. В ряду свидетельств – мобильное приложение музея, цифровизация всех уровней работы, включая билетные системы, качество обслуживания виртуальных посетителей.

Петербуржцы Эдуард Карякин и Анна Виленская представили свой взгляд на проблему «Цифровое поколение новый зритель. Как общаться о музыке». Первый докладчик рассказал о проведенной Санкт-Петербургской филармонией работе по обновлению своих страниц в соцсетях. По словам Э.А. Карякина, организация сумела проанализировать, какая помощь нужна человеку, чтобы воспринимать академическую музыку, и в результате достигла сохранения своей аудитории и ее приумножения за счет слушателей молодого поколения. Редактор соцсетей, убежден эксперт, должен понимать проблемы аудитории и предлагать способы их решения с помощью медиаресурсов. Руководитель «Открытого музыкального лектория» А.В. Виленская высказала убеждение, что слушателей отпугивает позиция лектора как «мессии» и, напротив, притягивает позиция «друга», который ведет себя на равных, не стесняясь показывать на публике чувства, вызываемые музыкой. Она уверена, что лучше говорить аудитории вещи жизнеполезные и снять с классики ощущение музейности.

В завершающих докладах по вопросам цифровизации обсуждались проблемы, мешающие филармониям достичь высокого качества звукозаписи и широкого распространения аудиоцифрового контента. Ставились вопросы: «Насколько симфоническая музыка может быть востребована на рынке музыкально-цифровых индустрий? Каким образом выйти на этот рынок? Насколько важно качество того контента, что мы выкладываем в интернет?» Популярность стриминговых сервисов, дающих любому подписчику возможность прослушивать музыкальные произведения онлайн без ограничений, вытесняет привычные физические носители, отсюда необходимость активизировать присутствие оркестра на цифровых платформах, инвестировать в эту область. Вопрос о современных стандартах звукозаписи осветил еще один гость из Петербурга Антон Яковлев. По его мнению, Россия катастрофически отстает в этом отношении от других стран: сегодня у нас работают лишь четыре лейбла (для сравнения в Германии их более 60). Эксперт познакомил присутствующих с возможностями нового российского рекорд-лейбла ReachSound.Art, который он возглавляет. Лейбл предлагает уникальные технологии работы с акустическим звуком, аудиоформаты нового поколения, способные передать акустику лучших концертных залов мира и предоставить слушателю возможность выбора своей «локации».

Выступления оркестров-участников Форума

О концертном «марафоне» Симфонического форума следовало бы говорить отдельно и подробно. Девятидневный «парад оркестров» стал настоящим подарком как для публики, так и для самих коллективов. В Форуме приняли участие восемь коллективов, два из них московские Российский национальный оркестр и Российский национальный молодежный симфонический оркестр. Регионы были представлены Уральским, Томским, Ульяновским, Красноярским симфоническими оркестрами, а также оркестрами Республики Башкортостан и Филармонии Якутии. Все оркестры тщательно выстроили свои гастрольные программы и выступили с полной самоотдачей: Форум задает высокую планку для всех участников, вне зависимости от их статуса.

Среди опытных «взрослых» коллективов достойно показал себя Российский национальный молодежный симфонический оркестр под управлением Димитриса Ботиниса, ставший вторым молодежным оркестром за все годы проведения Форума (после Уральского молодежного). С приглашенными дирижерами в Екатеринбурге выступили Российский национальный оркестр, уже не в первый раз сотрудничающий с Сергеем Крыловым, и Ульяновский академический симфонической оркестр «Губернаторский», за пульт которого встал Юрий Ткаченко. С недавнего времени руководителем этого коллектива является Фабио Мастранджело, который выступил на Форуме с другим своим «подопечным» – оркестром Symphonica ARTica. Кстати, для этого коллектива гастроли – единственная возможность показать свое звучание в настоящем концертном зале, за неимением пока что собственного. Порция интереснейших репертуарных редкостей была подарена слушателю оркестрами из Ульяновска и Томска. Первый из них представил незнакомые российской публике оркестровые миниатюры Дж. Пуччини и Дж. Мартуччи, а второй, по инициативе дирижера Михаила Грановского, дополнил шлягерную сюиту из «Спартака» редко звучащей увертюрой Р. Глиэра «Ферганский праздник» и медитативно-философскими сочинениями А. Пярта и Г. Канчели. Художественно событийным, по общему мнению гостей, стало открытие Форума, на котором Уральский академический филармонический оркестр, в эти дни отметивший свое 85-летие, представил под руководством Дмитрия Лисса свежее и глубокое прочтение Второй симфонии Рахманинова.

«Любую страну объединяет наличие единого культурного пространства, – убежден Д.И. Лисс. – России также необходим культурный диалог между регионами. Это та живая среда, в которой существует наша концертная жизнь. Подобные оркестровые обмены приносят пользу участникам, которые наилучшим образом демонстрируют свои достижения». Впечатления дирижеров, посетивших Форум, тоже были единодушно положительными: «Форум – стимул для всех нас, участие в нем – большая честь не только для региональных оркестров, но и для московских и петербургских коллективов», «Прекрасно, что в Екатеринбурге существует такой центр притяжения», «Доброе, позитивное и полезное дело, которое способствует подтягиванию оркестров к высокой планке».

Елена КРИВОНОГОВА (Екатеринбург)

«МО» № 10 (485) 2021