Театр Новая Опера: планы сезона 2021-2022

Театр Новая Опера: планы сезона 2021-2022

Московский театр Новая Опера им. Е. В. Колобова представил новый 31-й сезон. В планах две оперные премьеры, переформатирование Крещенского фестиваля, танцевальная резиденция и новый образовательный кластер.

Руководство

Сезон 2021-2022 станет первым полноценным сезоном директора театра Антона Гетьмана, который возглавил Новую Оперу в ноябре 2020 и сразу пообещал взять курс на обновление. «Хочется видеть Новую Оперу включенной в общеевропейский культурный контекст оперы и современного танца, активно реализующей междисциплинарные, гастрольные, образовательные и совместные программы, в том числе и с другими театрами», – так сформулировал Гетьман свою задачу после назначения.

Теперь он выдвинул девиз: «Новая Опера должна быть новой».

С сентября 2021 в театре появится и новый главный дирижер – Валентин Урюпин. Нынешний главный дирижер театра Александр Самоилэ, по словам А. Гетьмана, продолжит сотрудничество с Новой Оперой.

Оперные премьеры

В следующем сезоне театр готовит премьеры двух опер. 14 апреля 2022 – «Мертвый город» Эриха Корнгольда по роману бельгийского писателя Жоржа Роденбаха «Мертвый Брюгге». Написанная в 1920 опера с успехом шла на Западе. В 1934 Корнгольд получил приглашение от Макса Рейнхардта в Голливуд для работы над фильмом «Сон в летнюю ночь». Не имея возможности вернуться в Австрию из-за аншлюса, он остался в США и в течение ряда лет работал над киномузыкой («Одиссея капитана Блада», «Энтони несчастный», «Приключения Робина Гуда» и т.д.).

«В результате имя Корнгольда было заново открыто в Европе только спустя десятилетия, а в России ”Мертвый город” не звучал никогда, – отметил Гетьман. – Мегауспешная постановка ”Мертвого города” в Баварской опере (2019) всколыхнула интерес к этому произведению. Путь Корнгольда в России начинается с Новой Оперы».

Режиссер спектакля – Василий Бархатов – тоже возвращается в Россию после длительного перерыва, в последний раз на отечественных подмостках он работал в 2014 (в декабре 2021 Бархатов также поставит «Фауста» Шарля Гуно в Пермском театре оперы и балета).

Музыкальным руководителем спектакля станет Валентин Урюпин, в главных партиях – Елена Стихина и Рольф Ромей.

Вторая премьера – «Стиффелио» Джузеппе Верди. В 2020 на Крещенском фестивале в Новой Опере состоялась российская премьера этого сочинения в концертном исполнении под управлением Александра Самоилэ. Теперь он же продирижирует полноценным спектаклем, премьеру которого планируется показать 8 июля 2022. Режиссер-постановщик – Екатерина Одегова, поставившая на сцене Новой Оперы «Саломею» и «Поругание Лукреции». Главные партии исполнят Сергей Поляков, Нажмиддин Мавлянов, Елизавета Соина, Марина Нерабеева.

Крещенский фестиваль

«Традиционный зимний фестиваль в Новой Опере был задуман Евгением Владимировичем Колобовым как площадка для воплощения новых идей и звучания редких произведений. Мы возвращаем фестивалю его первоначальную философию: новые произведения – новые смыслы. Основная тема будущего фестиваля обозначена главным дирижером Валентином Урюпиным как тема женщины», – сообщил директор театра.

Фестиваль откроется 19 января 2022 концертным исполнением оперы Жюля Массне «Золушка». 23 января прозвучит оратория Кайи Саариахо «Страсти Симоновы», посвященная жизни французской религиозной мыслительницы Симоны Вайль. 21 января состоится концерт в ГМИИ им. А. С. Пушкина, где под управлением дирижера Филиппа Чижевского прозвучит музыка XX века: «Лунный Пьеро» Арнольда Шенберга и «Молодая служанка» Пауля Хиндемита.

Dance резиденция

Радикальным новшеством театра станет разработка танцевального направления. Новая Опера совместно с фондом Mart представит программу «Dance резиденции» – ежегодные выступления компаний современного танца. Проект откроет Екатеринбургский театр современной хореографии «Провинциальные танцы» под руководством Татьяны Багановой – российский первопроходец в жанре современного танца.

На сцене Новой Оперы коллектив покажет свои важнейшие спектакли, в том числе легендарную «Весну священную» Стравинского, которую Баганова поставила в год столетия балета. Премьера состоялась в Большом театре России на фестивале «Век “Весны священной” – век модернизма» (2013). Спектакль стал лауреатом премии «Золотая Маска» («Лучший спектакль в современном танце» и «Лучшая работа художника», 2014). В программу также войдут постановки Багановой «Свадебка», «Sepia», «Девушка с фарфоровыми глазами».

Программа продлится с 24 ноября по 5 декабря 2021 года.

Образовательный кластер

В структуре театра появится новое подразделение – Образовательный кластер Новой Оперы (ОКНО), комплекс образовательных и просветительских мероприятий.

Перед спектаклем зрители смогут посещать «Нелекции» – «легкие беседы об опере между первым бокалом и третьим звонком», как сказано в пресс-релизе. Несколько раз в месяц в театре будет собираться первый театральный любительский хор. За пределами Новой Оперы будут доступны театральные подкасты и аудиопрогулки по саду «Эрмитаж».

В июне 2021 будет организован первый ежегодный Театральный лагерь, где детям с родителями предстоит писать тексты на музыку Моцарта, создавать музыкальные инструменты и ставить музыкальный спектакль. В Международный день оперы (25 октября) запустится международный проект Opera Connect, который объединит десятки музыкальных театров мира и даст возможность детям общаться с ровесниками из других точек мира и изучать музыку разных стран.

Также планируется работа со школами и детскими садами, разработка инклюзивных программ и проектов для детей с особенностями развития.

Симфонические программы

Симфонические программы театра запланированы на сентябрь 2021 – июнь 2022 и будут сгруппированы по тематическим блокам вокруг важных памятных дат.

Театральный сезон откроется 14 сентября 2021 симфоническим концертом под управлением Валентина Урюпина. В программе – первый акт «Орлеанской девы» П. И. Чайковского и опера-оратория Стравинского «Царь Эдип» (посвящение 50-летию со дня смерти Игоря Стравинского) в концертном исполнении.

15 сентября стартует монографический цикл симфоний и оркестровых произведений Сергея Прокофьева к 130-летию со дня рождения композитора. В течение сезона планируется исполнить все семь симфоний Прокофьева.

В июне 2022 под управлением главного дирижера театра будет исполнена Третья симфония Густава Малера, премьера которой состоялась 9 июня 1902 года, ровно 120 лет назад.

«МО»