События и персоны. Итоги 2018 года. Рейтинг национальной газеты «Музыкальное обозрение»

События и персоны. Итоги 2018 года. Рейтинг национальной газеты «Музыкальное обозрение»

«Музыкальное обозрение» объявляет итоги завершившегося 2018 года. Премия существует с 1995.

События и персоны. Спектакли. Фестивали. Книги. Исполнители. Композиторы. Музыковеды. Критики. Проекты.

ФЕСТИВАЛЬ ГОДА
V Транссибирский Арт-Фестиваль, Новосибирск
ПЕРСОНА ГОДА
Художественный руководитель Вадим РЕПИН
Директор Олег БЕЛЫЙ
ФЕСТИВАЛЬ ГОДА
VIII Международный Платоновский фестиваль искусств, Воронеж
ПЕРСОНА ГОДА
Художественный руководитель Михаил БЫЧКОВ
ФЕСТИВАЛЬ ГОДА
VI Международный фестиваль актуальной музыки «Другое пространство»
ПЕРСОНА ГОДА
Художественный руководитель Владимир ЮРОВСКИЙ
ФЕСТИВАЛЬ ГОДА
XII Международный Дягилевский фестиваль в Перми
ПЕРСОНА ГОДА
Художественный руководитель Теодор КУРЕНТЗИС
ФЕСТИВАЛЬ ГОДА
V Фестиваль новой музыки, Омск
ПЕРСОНА ГОДА
Художественный руководитель Дмитрий ВАСИЛЬЕВ
СОБЫТИЕ ГОДА
Открытие Московского концертного зала «Зарядье»
Генеральный директор Ольга ЖУКОВА
СПЕКТАКЛЬ ГОДА
Г. Ф. Гендель. «Триумф времени и бесчувствия»
Спектакль МАМТ им. Станиславского и Немировича Данченко
Режисер-постановщик Константин БОГОМОЛОВ
Музыкальный руководитель и дирижер Филипп ЧИЖЕВСКИЙ
СПЕКТАКЛЬ ГОДА
Дж. Россини. «Путешествие в Реймс»
Спектакль Большого театра России
Дирижер-постановщик Туган СОХИЕВ
Режиссер-постановщик Дамиано МИКЬЕЛЕТТО
ПЕРСОНА ГОДА
Кирилл СЕРЕБРЕННИКОВ
Автор спектакля «Барокко»
Режиссер фильма «Лето»
ПЕРСОНА ГОДА
Марина ДАВЫДОВА
КОМПОЗИТОР ГОДА
Дмитрий КУРЛЯНДСКИЙ
КОМПОЗИТОР ГОДА
Сергей НЕВСКИЙ
КОМПОЗИТОР ГОДА
Николай ПОПОВ
ПЕРСОНА ГОДА
Ирина НИКИТИНА
Автор и ведущая программы «Энигма» на телеканале «Россия – Культура»
МУЗЫКАНТ ГОДА
Сергей ПОЛТАВСКИЙ, альт
МУЗЫКАНТ ГОДА
Григорий КРОТЕНКО, контрабас
ПРОДЮСЕР ГОДА
Елена ХАРАКИДЗЯН
ЖИЗНЬ В МУЗЫКЕ
Эдуард ГРАЧ
ЖИЗНЬ В МУЗЫКЕ
Фридрих ЛИПС
ЖИЗНЬ В МУЗЫКЕ
Ирина НИКОЛЬСКАЯ
КНИГА ГОДА
В.А. Теляковский. Дневники директора Императорских театров. 1898–1917. В 6 томах. М., изд. «Артист. Режиссер. Театр», 1998–2017
КНИГА ГОДА
Д. Брагинский. Шостакович и футбол: Территория свободы
М.: изд. «Дмитрий Шостакович», 2018
ПРОЕКТЫ ГОДА
Альбом«Галя ходи». Юрий Шевчук, группа «ДДТ»
Альбом «Время N». Борис Гребенщиков, группа «Аквариум»
Концерт рэп-исполнителей Oxxximiron (Мирон Федоров), Noize MС (Иван Алексеев),  Баста (Василий Вакуленко) «Я буду петь свою музыку» в поддержку Хаски

Фестиваль года

V Транссибирский Арт-Фестиваль, Новосибирск

Персона года

Художественный руководитель Вадим РЕПИН
Директор Олег БЕЛЫЙ

Один из самых динамично развивающихся российских художественных форумов, за пять лет (впервые он прошел в 2014) утвердивший свою оригинальную концепцию и в то же время гибко и динамично развивающийся в различных направлениях искусства и творчества, постоянно открытый новым жанрам и формам. В рамках фестиваля органично сочетаются концерты академической, джазовой народной музыки, балетные представления, выставки и кинопоказы, мастер-классы, образовательные и детские проекты, бессмертные шедевры и мировые премьеры (на Пятом фестивале одной из них стало произведение «Диалог: Я и Ты» для скрипки с оркестром Софии Губайдулиной, которая была специальным гостем Форума).

В 2018 в проект органично вписалась Академия Арт-журналистики, организованная газетой «Музыкальное обозрение»: с творческими встречами, лекциями и мастер-классами ведущих журналистов.

Одна из особенностей Транссибирского Арт-Фестиваля — неповторимая дружеская атмосфера, основанная на общении, на творческих и человеческих связях друзей и коллег, которых объединяет любовь к искусству и уважение друг к другу. И, конечно, их всех объединяет фигура Вадима Репина: его талант музыканта и обаяние личности. Это — Семья в широком смысле слова, членами которой могут быть и выдающиеся мэтры, и юные таланты: все они — артисты «круга Вадима Репина».

С каждым годом расширяется география форума, подтверждая идею его организаторов и руководителей о Транссибирском Арт-Фестивале как единой творческой магистрали, охватывающей и связывающей города России и многие страны мира.

Транссибирский Арт-Фестиваль, официальный сайт

VI Транссибирский Арт-Фестиваль 2019, 21 марта — 13 апреля

Фестиваль года

VIII Международный Платоновский фестиваль искусств, Воронеж

Персона года

Художественный руководитель Михаил БЫЧКОВ

В Воронеже усилиями художественного руководителя Воронежского Камерного театра Михаила Бычкова, при поддержке руководства региона (губернатора Воронежской области в 2009–2017 Алексея Гордеева, с 2017 — Александра Гусева) создан уникальный проект европейского масштаба и художественного уровня; один из самых представительных российских мультикультурных форумов, являющий огромный спектр жанров и идей в области театра, музыки, кино, изобразительного искусства, литературы, балета.

Фестиваль 2018 был исключительным по художественному наполнению, качеству спектаклей и участников, формам работы, по задействованию городской инфраструктуры. Практически каждое из 86 событий может быть отмечено как уникальное, особое, кульминационное. Документальный проект «100% Воронеж», спектакли Д. Крымова, Ю. Бутусова, А. Васильева, театра «Берлинер Ансамбль», балетных компаний А. Прельжокажа, Д. Финци Паски и У. МакГрегора, концерты звезд мировой оперы и «Кронос-квартета» из США, Книжная ярмарка и традиционная «Эстафета чтения» произведений А. Платонова, поэтические вечера и презентации новых книг, выставки картин Ф. Леже из собрания ГМИИ им. Пушкина и фотографий А. Родченко из собрания ММАМ, творческие встречи и лекции…

Одним из результатов развития фестиваля стало включение его художественного руководителя Михаила Бычкова в состав Совета по культуре и искусству при Президенте РФ.

«Редакция журнала ТЕАТР выражает благодарность всем устроителям и организаторам Платоновского фестиваля, который за восемь лет своего существования не только преобразил культурный ландшафт Воронежа, но и стал важнейшим событием всей театральной России.

Образовательную и культуртрегерскую миссию этого форума сложно переоценить, особенно если учесть количество творческих встреч, дискуссий, мастер-классов, которые составляют его сопутствующую программу.

Особая роль в успехе этого престижного культурного начинания принадлежит его худруку Михаилу Бычкову.

На фоне кризиса, который переживают сейчас многие европейские фестивали, Платоновский фестиваль являет собой образец грамотного фестивального менеджмента и продуманной программной политики. В его рамках найден идеальный баланс между разными видами искусства (театр, литература, музыка, изо) и между новацией и традицией, а его полные залы и интерес к нему профессионального сообщества – это то, о чем мечтает любой международный форум.

Можно с уверенностью сказать, что Платоновский фестиваль продолжает и развивает лучшие традиции фестивального движения всего мира.

С уважением,
Главный редактор журнала ТЕАТР М.Ю. Давыдова».

«То, с какой скоростью, уверенностью и качеством Платоновский фестиваль стал крупнейшим культурным форумом не только в стране, но и в мире – поражает! Ориентируясь на такие крупные фестивали, как Авиньонский, Чеховский, «Золотая Маска», Михаил Бычков и суперпрофессиональная команда взяли у них самое лучшее и воплотили это в глубоко оригинальный проект. Это именно фестиваль искусств в крупном региональном центре» (Алена Карась, театральный критик).

Международный Платоновский фестиваль искусств, официальный сайт

IX Международный Платоновский фестиваль искусств, 1 — 16 июня 2019

Фестиваль года

VI Международный фестиваль актуальной музыки «Другое пространство», Москва

Персона года

Художественный руководитель Владимир ЮРОВСКИЙ

«Другое пространство» — важнейший и самый масштабный проект Московской филармонии в области современной музыки. Особую значимость «Другое пространство» приобрело, начиная с Третьего фестиваля в 2012, когда его художественным руководителем стал Владимир Юровский. Сегодня «Другое пространство» — это широкая панорама сочинений российских и западных композиторов, шедевры недавнего прошлого и мировые премьеры, созвездие выдающихся исполнителей и коллективов, конкурс молодых композиторов. В то же время это и в какой-то степени дискуссионная площадка, в рамках которой идут и собственно музыкальные, и вербальные дискуссии о путях развития новой музыки.

Отправной точкой Шестого фестиваля, прошедшего на рубеже осени и зимы-2018, оказался, возможно, самым щедрым на мировые премьеры — их было шесть. Две из них прозвучали в концерте-открытии: Девятая симфония Виктора Екимовского (фактически Первая) — по словам автора, «прощание с авангардом», и «Пропевень о проросли мировой» Бориса Филановского — оратория на тексты Павла Филонова.

FACE (Немая опера) Ольги Бочихиной — первая опера, написанная по заказу Фестиваля: мультимедийный проект для инструментальных, электроакустических звуков и видеопроекции.

«Рождественская мистерия» Владимира Мартынова для детского хора, камерного оркестра и органа

Кроме того, московская премьера видео-оперы «Три истории» Стивена Райха. Безусловным событием стало исполнение Скрипичного концерта Фараджа Караева, блистательно сыгранного феноменальной Патрисией Копачинской незадолго до 75-летия композитора (оно отмечалось 19 декабря).

Кульминацией форума стал его последний день, посвященный творчеству классика авангарда ХХ века Жерара Гризе (1946–1998). «День Гризе» открылся его произведением Vortex temporum («Вихрь времени») в исполнении Московского ансамбля современной музыки, а завершился исполнением масштабной партитуры «Акустических пространств» — по определению В. Юровского, «одного из самых идеалистических проектов, когда-либо задумывавшихся композиторами в ушедшем XX веке», с грандиозным составом исполнителей (Госоркестр, МАСМ, ансамбль «Галерея актуальной музыки» под управлением Олега Пайбердина, альтист Максим Рысанов и 4 дирижера).

Фестиваль года

XII Международный Дягилевский фестиваль в Перми

Персона года

Художественный руководитель Теодор КУРЕНТЗИС

Этот проект в большой степени является проектом его худрука Т. Курентзиса и отражает, в первую очередь, его вкусы, пристрастия, интересы. Впрочем, собственно к театру оперы и балета он имеет не самое близкое отношение. Скорее это проект театрально-филармонического свойства, задействующий разные площадки, жанры и формы, но все равно находящийся в основном на территории музыкального искусства в широком смысле этого слова. Он находит поддержку в определенных кругах, является одном из культурных брендов Перми и продолжает существование благодаря достойному финансированию.

В 2018 году фестиваль, давно ставший локомотивом культурной децентрализации страны, в 11 июньских дней уместил 36 концертов, спектаклей и перформансов, включая три мировые и две российские премьеры. Среди них – опера-оратория Артюра Онеггера «Жанна на костре» в постановке актуальнейшего режиссера Ромео Кастеллуччи; у спектакля восемь номинаций на «Золотую Маску», причем на лучшую мужскую роль номинирован драматический актер Дени Лаван, который, как и положено, не поет в спектакле ни ноты. Бельгийская танцевальная труппа Les Ballets C de la B, которую возглавляет социальный хореограф Ален Платель, представила российскую премьеру спектакля «Не спать». Матриарх перформанса американка Мередит Монк привезла в Пермь свое медитативное шоу «Cellular songs». Алексей Гориболь сыграл мировую премьеру «Буковинских песен» Леонида Десятникова. Специально для Дягилевского танцовщица Анна Гарафеева создала спектакль «Камилла» в технике буто, успевший с тех пор побывать еще на нескольких фестивалях.

Как и прежде, Фестиваль аккумулирует многие современные культурные процессы и тренды. Десяток площадок, включая бывший заводской цех; ночные концерты и перформансы в формате коллективного сна под музыку; маронитское пение и выступления МАСМа; звезды уровня Робера Лепажа и Нади Михаэль и местный клубный андеграунд – Дягилевский фестиваль неистощим и непредсказуем.

Фестиваль года

V Фестиваль новой музыки, Омск

Персона года

Художественный руководитель Дмитрий ВАСИЛЬЕВ

Биеннале новой музыки проходит в Омске с 2008 и за 10 лет завоевало реноме незаурядного события, равного которому, пожалуй, не отыщешь на российском филармоническом пространстве (исключая, быть может, Москву и отчасти Санкт-Петербург).

Фестиваль знакомит слушателей с редко или никогда не исполнявшимися произведениями, представляет мировые и российские премьеры, многообразие жанров и выразительных средств современной музыки, открывает имена новых авторов.

По сравнению с другими форумами современной музыки особенно впечатляет симфоническая составляющая. В прошлом году на V фестивале прозвучали сочинения Дж. Корильяно (концерт-открытие прошел в Зале им. Чайковского в Москве и был посвящен 80-летию композитора), Д. Курляндского, Г. Прокофьева, Б. Юсупова, О. Викторовой, мировые премьеры А. Хубеева и Н. Сухих.

Омское биеннале — это не только концерты, но и обширная off-программа: лекции, творческие встречи, кинопоказы, арт-лаборатории.

Д. Васильев и Омский оркестр постоянно обращаются к современной музыке и к музыке композиторов конца ХХ века в своей повседневной работе: исполняют премьеры омских композиторов, выступают с рок-группами, делают записи. В частности, в 2016 году были исполнены и записаны 21-я и 22-я симфонии Мечислава Вайнберга.

Событие года

Открытие Московского концертного зала «Зарядье»
Генеральный директор Ольга ЖУКОВА
Концертный зал "Зарядье". Большой зал. Фото предоставлено пресс-службой концертного зала "Зарядье"

В Москве в короткие сроки построен и начал действовать новый филармонический комплекс с выдающимися акустическими параметрами.

Проект был инициирован В. Путиным и поддержан мэром С. Собяниным, который, вероятно, стремился этой стройкой оставить свое имя в истории московской культуры.

Уже первый сезон продемонстрировал уникальные возможности нового зала: расположение в самом центре Москвы, в полукилометре от Кремля, в новом парке — популярном месте отдыха москвичей и гостей города; стильные интерьеры; 14 роялей и 8 пианино Steinway & Sons. Великолепная акустика, равной которой в Москве нет, да и в России можно пересчитать по пальцам одной руки (надо отдать должное В. Гергиеву, который пригласил для строительства акустики одного из лучших специалистов в мире в этой области — Я. Тойоту, президента компании Nagata Acoustics, строившего Концертный зал Мариинского театра.

«Звук распределяется — даже в незаполненном зале — феноменально, создается полноценное акустическое поле, все тембры инструментов слышны, и из любой точки зала — точно так же как в Венской филармонии или Гамбургской филармонии – можно услышать весь тембральный срез: и гармоническую вертикаль, и полифоническую горизонталь».

«Зарядье» предъявило московской публике выдающийся первый сезон, блестящее созвездие исполнителей — российских и зарубежных: оркестр «Академия Святого Мартина в полях» (дирижер и солист Дж. Белл), Венский симфонический оркестр с А. Борейко, Госоркестр России с В. Юровским, РНО с М. Плетневым, Taverner Choir Consort&Players (Великобритания), «Камерата Концертгебау», Хор и оркестр «Кельнская академия», «Кремерата Балтика» с Г.Кремером, Амстердамский барочный оркестр с Т.  Копманом, Мюнхенский камерный оркестр, солисты А. Володин, Д. Трифонов, В. Холоденко, В. Муллова, В. Репин, Б. Андрианов, Д. Герингас, Э.Гаранча, Дж. ДиДонато, М. Кожена, Ю. Лежнева, Б. Фриттоли, А. Шагимуратова, И. Абдразаков, И. Бостридж…

Значительное место в афише занимает музыка барокко, концерты коллективов сравнительно новой генерации (Персмифанс, Questa Musica, La Voce Strumentale).

Помимо традиционных жанров и форм, появились новшества: лекции, баттлы, киноконцерты с показом фильмов в сопровождении «живой музыки»; музыканты и коллективы альтернативных направлений…

Концертный комплекс «Зарядье», который находится в ведении Правительства Москвы, уже можно назвать главным концертным залом муниципального подчинения. Он, безусловно, превосходит по многим параметрам (акустика, расположение, афиша) своего московского конкурента — Дом музыки и, более того, создал мощную конкуренцию федеральным залам филармонии и консерватории, значительно уплотнив и без того перенасыщенную московскую концертную афишу. Хотелось бы верить, что у московского руководства хватит финансовых ресурсов, чтобы за прекрасным началом последовало столь же достойное продолжение.

Спектакль года. Опера

Г.Ф. Гендель. «Триумф времени и бесчувствия»
Спектакль МАМТ им. Станиславского и Немировича Данченко
Режиссер-постановщик Константин БОГОМОЛОВ
Музыкальный руководитель и дирижер Филипп ЧИЖЕВСКИЙ
Кавер-версия либретто Владимир СОРОКИН
Художник-постановщик Лариса ЛОМАКИНА
Художник по костюмам Александр ТЕРЕХОВ
Художник по свету Айвар САЛИХОВ
Видеохудожник Илья ШАГАЛОВ
Премьера 17 мая 2018
Сцена из спектакля "Триумф времени и бесчувствия". Фото Илья Долгих
Филипп ЧИЖЕВСКИЙ
Константин БОГОМОЛОВ

МАМТ имени Станиславского и Немировича-Данченко оседлал волну моды на барокко: на Малой сцене была поставлена оратория Генделя «Триумф Времени и Бесчувствия» — оперный дебют Константина Богомолова, известного своими радикальными работами в драматическом театре. Спектакль — массированная атака по всем фронтам: за жанр оратории, не предполагающий, но и не исключающий сценического воплощения, Богомолов берется со всем арсеналом режиссерского театра. Вялому и очень условному сюжету противопоставлен целый букет параллельных нарративов — от разыгрывания реальной истории Чикатило и его жертвы до гомоэротических похождений в вымышленном монастыре. Нравоучительный итальянский текст поется как есть, зато параллельно транслируется кавер-версия либретто, написанная Владимиром Сорокиным; пока Сорокин смакует отсутствующие в оригинале физиологические подробности, Богомолов выпускает на сцену живую собаку, которой скармливают кусок мяса, снятого с человеческого трупа. При этом прекрасное в спектакле подано еще более концентрированно, чем безобразное — это и прекрасные голоса исполнителей (все как один приглашенные), и завораживающе стильные костюмы Александра Терехова, и очень качественный оркестр под управлением Филиппа Чижевского. Задуматься об истинной красоте и истинном уродстве, как к тому призывает оратория, сегодня можно, пожалуй, только при помощи таких радикальных средств, и в этом плане спектакль Богомолова действительно триумфален.

Спектакль года. Опера

Дж. Россини. «Путешествие в Реймс»
Спектакль Большого театра России
Дирижер-постановщик Туган СОХИЕВ
Режиссер-постановщик Дамиано МИКЬЕЛЕТТО
Сценограф Паоло ФАНТИН 
Художник по костюмам Карла ТЕТИ
Художник по свету Алессандро КАРЛЕТТИ
Премьера 12 декабря 2018
Сцена из спектакля "Путешествие в Реймс". Фото Дамир Юсупов
Туган СОХИЕВ
Дамиано МИКЬЕЛЕТТО

Большой театр наконец-то прекратил оказывать гуманитарную помощь режиссерам категории «Ы» и обзавелся достойным оперным спектаклем. Дамиано Микьелетто, поставивший «Путешествие в Реймс», сочетает практически неистощимое воображение с отсутствием желания непременно эпатировать публику, поэтому является желанным гостем во многих театрах мира; его график расписан на годы вперед, так что Большому удалось заполучить только совместную постановку Нидерландской национальной оперы, Королевской Датской оперы и Оперы Австралии. Премьера спектакля состоялась 20 января 2015 года в Амстердаме, а до Москвы он добрался 12 декабря 2018. Дирижером-постановщиком выступил Туган Сохиев, большой любитель Россини, остальная постановочная команда – итальянская.

Действие спектакля Микьелетто перенесено из отеля в картинную галерею; герои находятся по разную сторону бархатных веревок: часть из них – кураторы, искусствоведы, реставраторы; часть – сошедшие с холста герои Веласкеса и Тициана, Пикассо и Модильяни; каких только художников там нет. В финале соответствующие персонажи образуют живую картину – «Коронация Карла X» Франсуа Жерара, запечатлевшую то самое событие, в честь которого и была написана опера Россини. В итоге спектакль – это красивый, в меру сложный, карнавально-мелодраматический искусствоведческий ребус, все отгадки к которому можно найти если не в собственном культурном багаже, то как минимум в буклете.

Персона года

Кирилл СЕРЕБРЕННИКОВ

Спектакль года

«Барокко»
Спектакль «Гоголь-центра»
Кирилл Серебренников. Фото Ира Полярная

«Барокко»
Спектакль «Гоголь-центра»

Автор спектакля (пьеса, декорации, костюмы, постановка): Кирилл Серебренников
Автор музыкальной композиции: Даниил Орлов
Режиссер: Евгений Кулагин
Хореограф: Иван Естегнеев
Музыкальные руководители: Арина Зверева, Андрей Поляков, Даниил Орлов 
Видеохудожник: Илья Шагалов 
Премьера 27 декабря 2018

«Лето»
Фильм Кирилла Серебренникова

Режиссер Кирилл Серебренников
Сценарий Михаил Идов, Лили Идова, Кирилл Серебренников, Иван Капитонов
Продюсер Илья Стюарт, Михаил Финогенов, Мурад Османн, Илья Джинчарадзе, Елизавета Чаленко
Оператор Владислав Опельянц
Композитор Рома Зверь, Герман Осипов
Художник Андрей Понкратов, Татьяна Долматовская
Монтаж Юрий Карих
В фильме использована музыка Виктора Цоя («Кино») и других российских групп
Премьера 9 мая 2018
Сборы в России $1 442 228

Кирилл Серебренников уже полтора года, с августа 2017, находится под домашним арестом. Он лишен возможности полноценно заниматься профессиональной деятельностью. Он лишен связи, возможности пользоваться телефоном и интернетом, нормального общения. Он может появляться только в суде, и то в сопровождении полицейских.

Вопреки всем обстоятельствам, минувший год оказался чрезвычайно плодотворным для режиссера. В мае вышел его фильм «Лето», в ноябре в Цюрихской опере — премьера «Cosi fan tutte» Моцарта, в декабре в «Гоголь-центре» — спектакль «Барокко», который прошел всего один раз, но критики уже успели назвать его в числе лучших в ушедшем году.

«Barocco — значит странный, причудливый, вычурный, неправильный…  Человек-барокко всегда одинок, как одинока жемчужина неправильной формы — ею нельзя ничего инкрустировать, она портит реальность своей неправильностью» (К. Серебренников). Возможно, Серебренников сказал это и о себе? И о себе поставил этот спектакль?

Во-вторых, само по себе физическое отсутствие К. Серебренникова в публичном пространстве многократно умножает его присутствие в жизни театра и общества. Возможно, если б он был среди нас, то и его премьеры воспринимались бы более спокойно, делово. Но в сложившейся ситуации, любые упоминания имени Серебренникова и его премьер вызывают громкий общественный резонанс. Серебренников остается флагманом для всех, кто борется (сейчас уже можно говорить и так) против творческой несвободы, против цензуры, за свободу высказывания художника. Свидетельство тому — многочисленные награды, присужденные ему в 2018: «Золотая Маска» за лучшую работу режиссера в опере (спектакль «Чаадский»);

«Бенуа де ля данс» за сценографию спектакля «Нуреев»;

Приз Гильдии киноведов и кинокритиков «Белый слон» за фильм «Лето», как лучшему режиссеру 2018 года;

Премия газеты «Музыкальное обозрение» в номинации «Персона года» (за спектакли «Чаадский» и «Нуреев»);

фильм «Лето» вошел в конкурсную программу Каннского фестиваля и получил приз за лучший саундтрек);

Орден литературы и искусств Франции степени командора.

Ассоциация театральных критиков назвала К. Серебренникова «Человеком года» «За беспрецедентную верность профессии в условиях домашнего ареста».

Два спектакля Серебренникова, поставленные им в сезоне 2017–2018, выдвинуты на «Золотую Маску»: «Маленькие трагедии» в «Гоголь-центре» и «Нуреев» в Большом театре. Сам он выдвинут на премию в номинациях  «Работа режиссера в драматическом театре» («Маленькие трагедии») и «Работа художника в музыкальном театре» («Нуреев»).

В глазах театральной общественности Серебренников фактически стал символом наступившего Года российского театра. Все разговоры об этом, в т.ч. и на самом высоком уровне; все победные реляции о сотнях спектаклей и тысячах участников неминуемо упираются в тему т.н. «Дела Седьмой студии», фигурантами которого являются Серебренников и другие известные театральные деятели. Очевидно, что весь театральный мир понимает: Год театра не может быть полноценным событием, пока один из самых мощных творцов современного российского театра и его коллеги по «Седьмой студии» не на свободе.

7 сентября 2019 Кириллу Серебреникову исполнится 50 лет. Свой 49-й день рождения он отмечал в столовой Мосгорсуда.

Гоголь-центр, спектакль «Барокко»

Ближайшие спектакли 6, 7 февраля

Персона года

Марина ДАВЫДОВА
Фото Rdcpc.ga

Марина Давыдова — один из ведущих театроведов и театральных критиков России и организатор многих знаковых театральных проектов. В 2010 она стала главным редактором журнала «Театр» и вывела в число ведущих изданий в области культуры и искусства.

Вместе с Р. Должанским М. Давыдова учредила и является арт-директором фестиваля NET («Новый Европейский Театр»), уже два десятилетия знакомящего российскую публику с новейшими достижениями мирового искусства: от новаторского прочтения классики до мультимедийного перформанса, от contemporary dance до совершенно особых жанров и форм современного искусства.

Бескомпромиссная гражданская позиция критика М. Давыдовой особенно проявилась во время конфликтов, сотрясавших театральное сообщество в последние годы. В 2015 она выступила в защиту спектакля «Тангейзер» Новосибирского театра оперы и балета

(Спектакль года в рейтинге газеты «Музыкальное обозрение» 2014 года) и против нападок на «Золотую Маску», а в период нового обострения конфликта вокруг Национальной театральной премии (см. “МО”, 2015, № 9) стала инициатором создания Ассоциации театральных критиков, которая, при всем неоднозначном к ней отношении, всегда отстаивает право на свободу мнений: и в среде художников, и в среде критиков.

В начале 2018 вышел номер журнала «Театр», полностью посвященный истории проекта «Платформа»  и «Седьмой студии»: своеобразная его летопись — от зарождения идеи до драматических событий последних лет и месяцев.

В июне 2018 на Международном Платоновском фестивале искусств состоялась презентация книги М. Давыдовой «Культура Zero. Очерки русской жизни и европейской сцены», в которой собрано написанное М. Давыдовой за последние чуть более 10 лет (со времени выхода ее предыдущей книги «Конец театральной эпохи») Блистательная публицистика, очерки, литературные эссе, рецензии, творческие портреты актеров и режиссеров.

Композитор года

Дмитрий КУРЛЯНДСКИЙ
Фото Евгений Дюжакин / http://posta-magazine.ru

Дмитрий Курляндский — безусловный лидер композиторского поколения 40-летних. В середине 2000-х он ярко заявил о себе на мировой арене, став первым российским лауреатом престижного международного конкурса «Гаудеамус» в Голландии (2003), гостем Берлинской программы для деятелей искусств (2008), обладателем Премии Джанни Бергамо в Швейцарии (2010). В 2005 вместе с Б. Филановским и С. Невским Курляндский выступил с Манифестом о судьбе современной музыки в России. Это событие стало важным шагом на пути обновления ситуации в композиторском творчестве и процессе продвижения музыки молодых авторов.

Лидерские качества Дмитрия проявились во многих и разных направлениях. Он был основателем и главным редактором первого в России журнала, посвященного современной музыке — «Трибуна Современной Музыки» (2005–2009). Художественный руководитель и приглашенный профессор Международной академии молодых композиторов в Чайковском и композиторской лаборатории «Открытый космос» в Москве. Один из основателей группы композиторов «Сопротивление Материала» (СоМа). С 2013 — музыкальный руководитель Электротеатра Станиславский.

Музыка Курляндского востребована ведущими театрами, оркестрами, ансамблями, дирижерами, солистами России и зарубежных стран.

2018 год Дмитрия Курляндского

Творчество:

Написано 10 сочинений: от песен, музыки к фильму «Нариман и его братья» до оркестровых партитур.
Около 70 концертов в 10 странах (исполнено 22 сочинения).

Крупные события:

Концерт-портрет в абонементе «Персона – композитор. Представление и интервью — Андрей Устинов» в Камерном зале Московской филармонии;
Исполнение оркестрового сочинения «Карты несуществующих городов. Стокгольм» в концерте, посвященном 25-летию «Студии новой музыки» в БЗК;
Первое исполнение «Трех багателей» на фестивале reMusic в Санкт-Петербурге (ансамбль Intercontemporain);
Премьера балета «Apples & Pies. Ностальгия» в Воронежском камерном театре (вошел в long-list «Золотой Маски»);
Пюзикл-штрих «Парасомнии» в Электротеатре;
Перформанс-инсталляция Commedia delle arti представлен в Российском павильоне Венецианского биеннале современного искусства.
Главное театральное событие — участие в создании спектакля «Орфические игры. Панк-макраме» в Электротеатре, номинированного на «Золотую Маску»;
Выступления в составе электронного дуэта KGXXX.

Образовательное поле:

Восьмая международная академия молодых композиторов в Чайковском;
Третья лаборатория молодых композиторов Музея космонавтики и Ансамбля «Россия» «Открытый космос»;
Первые «Композиторские читки» в Союзе композиторов;
Лекции в ММОМА, в Inliberty, в Смене (Казань) и пр.

Звукозапись:

Два релиза на лейбле Fancymusic (в т.ч. альбом альтернативной музыки «Город где»).

Композитор года

Сергей НЕВСКИЙ
Сергей НЕВСКИЙ

В когорте композиторов среднего поколения Сергей Невский — одна из самых харизматичных фигур. Проживая попеременно в России и Германии, он широко востребован и в мире, и на родине. В 2005 вместе с Б. Филановским и Д. Курляндским он выступил с Манифестом о судьбе современной музыки в России, став одним из инициаторов создания принципиально новой ситуации в композиторском творчестве и процессе продвижения музыки молодых авторов в последующие годы. Музыка Невского звучит в оперных и концертных залах, в театре и кино (в частности, он — соавтор К. Серебренникова в спектакле МХТ «Человек-подушка» и фильме «Юрьев День»). Невский — единственный современный российский композитор, чья опера была поставлена на сцене Большого театра («Франциск», проект «Опергруппа», 2012). Его произведения исполняют В. Юровский, Т. Курентзис, Т. Гринденко и ее ансамбли, Н. Пшеничникова, МАСМ, оркестр Musica Viva, знаковые музыканты и коллективы многих стран. Курировал направление «Музыка» в «Проекте Платформа» на Винзаводе (2011–2012), вел лабораторию для композиторов и режиссеров в Центре имени Мейерхольда в 2013–2015. Свой опыт С. Невский передает молодым музыкантам на мастер-классах, лекциях, творческих встречах. Он преподавал на международных композиторских курсах в Дармштадте, на мастер-классах композиции в Финляндии, Украине, на Международной академии в Чайковском. Читает лекции в Калифорнийском Университете в Беркли, Московской консерватории, СПбГУ, консерваториях Берлина, Дрездена, Ганновера, Бремена и др.

2018 год Сергея Невского

Мировые премьеры новых сочинений:

1.05.2018, Ярославль
HEATH для альта и струнного оркестра
Юрий Башмет, «Солисты Москвы»

25.05.2018, Петербург, Александринский театр
Votre MM для голоса и камерного ансамбля
Винсент Бушо, ансамбль 2e2m, дирижер Пьер Руле

22.06.2018, Хаймбах
Klavierquartett
Кристиан Тетцлафф (скрипка), Юра Ли (фортепиано), Густав Ривиниус (виолончель), Александр Воронцов (фортепиано)

2.08.2018, Бирмингем
Letter to H. Marx для голоса и ансамбля
Текст Карл Маркс
Маркус Фартсуорт (баритон), Birmingham Contemporary Music Group, дирижер Микаэл Вендерберг

Московская премьера:
Cloud Ground для скрипки и оркестра
Елена Ревич, оркестр MusicAeterna, дирижер Теодор Курентзис

Театральные проекты:
28.03.2018, МХТ им. Чехова, основная сцена
«Солнце всходит»

Вечер памяти М. Горького

20.06.2018, Театр Наций
Михаил Дурненков

«Утопия»
Режиссер Марат Гацалов
(6 номинаций на «Золотую Маску»)

28.09.2018, Новосибирск, Театр «Глобус»
Марюс Ивашкявичюс
“Русский Роман”
Режиссер Марат Гацалов

Кураторский проект:
Underground and Improvisation
Музыкальная программа к выставке в Академии искусств Берлина

Композитор года

Николай ПОПОВ
Николай ПОПОВ

Николай Попов — представитель новой волны российских композиторов; поколения, которое интенсивно ведет поиски совершено новых, порой еще не апробированных форм и выразительных средств. Особенно в области электронной музыки, включения ее в мультимедийные композиции, экспериментальные проекты с оригинальным использованием света, звука, видео, традиционных инструментов. Один из таких проектов — «Биомеханика 2.1» — был представлен в сезоне 2017–2018 в абонементе «Персона – композитор» Московской филармонии (совместно с А. Хубеевым).

Попов сотрудничает с ведущими российскими и зарубежными исполнителями современной музыки, а также с известными видеохудожниками. Будучи научным сотрудником Центра электроакустической музыки Московской консерватории,   занимается исследовательской деятельностью. Преподает на кафедре истории и теории музыки РАТИ–ГИТИС.

2018 год Николая Попова

Около 60 концертов в России, Италии, Польше, США, Эстонии, Бельгии, Франции, Китае, Греции. Исполнено 18 сочинений.

Мировые премьеры:

«KCL_23/11» для струнного квартета, электроники и видео (Фестиваль современной музыки «reMusic», Санкт-Петербург);

«sy_nap_sis» для саксофона, электроники и видео (фестиваль «IlSuono Contemporary Music», Италия);

Мультимедиа-опера «Curiosity» (МАМТ им. Станиславского и Немировича-Данченко);

Мультимедийная инсталляция «СТМ – 25» (Большой зал Московской консерватории, юбилейный концерт ансамбля солистов «Студия новой музыки»);

Detto для аккордеона и электроники (ко дню рождения С. Губайдулиной. Камерный зал Московской филармонии, концерт абонемента «www.баян.ru. Звезды баяна и аккордеона»)

Персона года

Ирина НИКИТИНА
Автор и ведущая программы «Энигма» на телеканале «Россия – Культура»

Телеканал «Культура» уже более 20 лет — единственный очаг культуры на российском телевидении. Не случайно его называют «резервацией»: на других центральных каналах о событиях культуры говорят только в дни юбилеев или похорон выдающихся ее деятелей, либо если мероприятие проходит с участием президента.

Среди немногочисленных авторских музыкальных программ канала «Культура», как и в круге программ-интервью в целом, «Энигма» Ирины Никитиной занимает особое место. И благодаря исключительным уровнем приглашенных гостей (в их числе за три года были Д. Баренбойм, К. Пендерецкий, Р. Мути, В. Федосеев, Д. Трифонов, М. Янсонс, П. Доминго, Д. Черняков, В. Петренко, П. Копачинская, А. Боччелли, Т. Курентзис, Б. Эйфман, А.-С. Муттер, К. Тилеман, Г. Кремер, И. Абдразаков, Ф. Фурланетто, В. Ашкенази, Ю. Лежнева и многие другие выдающиеся музыканты и музыкальные деятели наших дней).

И благодаря высочайшему профессионализму ведущей, ее благородству, умению не просто слушать и слышать собеседника, а дышать, мыслить, чувствовать в унисон с ним. Что закономерно: Никитина — превосходный музыкант — пианистка и композитор — и не менее великолепный продюсер, создатель фонда и Фестиваля «Музыкальный Олимп», организатор гастролей в России Венского филармонического оркестра под управлением Кристиана Тилемана (с полным циклом симфоний Бетховена), Андраша Шиффа, Анне-Софи Муттер, Йо-Йо Ма и других выдающихся артистов. Человек исключительной эрудиции и редкого обаяния, знающий мир академической музыки «от альфы до омеги» и абсолютно на равных беседующий с ее звездами.

Ирина Никитина — лауреат газеты «Музыкальное обозрение» в 2007 и 2013.

Музыкант года

Сергей ПОЛТАВСКИЙ, альт
Фото Владимир Волков

Сергей Полтавский — яркий представитель нового поколения академических музыкантов, артист новой формации. Он из тех артистов, которые постоянно и целенаправленно расширяют свои творческие горизонты, вступают во взаимодействие с самыми разными, подчас весьма далекими от академических рамок и условностей жанрами и направлениями музыкальной культуры.

Полтавский — известный и востребованный солист-альтист и камерный музыкант. Он называет себя саунд-дизайнером. Круг его интересов — от исполнения барочной музыки на виоле д’аморе, до экспериментов с live-электроникой. Он с равным интересом обращается к музыке Баха и Мартынова, Моцарта и Карманова, сотрудничает с ансамблями «Академия старинной музыки» и N’caged, МАСМ и «Персимфанс», Opus Posth. и «4’33»… С 2015 — организатор и художественный руководитель ежегодного фестиваля альтернативной альтовой музыки «Viola is my life», собирающего лучших альтистов Москвы.

Музыкант года

Григорий КРОТЕНКО, контрабас
Григорий Кротенко

Контрабас — незаменимый оркестровый инструмент. И, к сожалению, инструмент-аутсайдер на российской сольной сцене. Григорий Кротенко — сегодня, пожалуй, единственный контрабасист, продвигающий свой инструмент в филармоническом пространстве. Его искусство презентует всю 500-летнюю историю контрабаса: его различные разновидности (помимо классического контрабаса — бассетто, венский бас, виолоне, виола да гамба); музыку барокко, XIX и ХХ веков, наших современников. Он — участник ансамблей старинной музыки — российских (The Pocket Symphony) и зарубежных (The Orchestra of the Age of Enlightenment, Le Concert Olimpique, Le Orchestre Revolutionnaire et Romantique), разнообразных камерных ансамблей; играл в Госоркестре им. Светланова и РНО; является одним из организаторов и активных участников проекта «Персимфанс»; преподает в Московской консерватории. Обладая несомненным даром литератора и публициста, Григорий Кротенко выступает с лекциями и статьями в журналах и сетевых изданиях Arzamas, Colta.ru, «Сноб».

Продюсер года

Елена ХАРАКИДЗЯН

Музыкальный продюсер Елена Харакидзян в перенасыщенной событиями музыкальной жизни Москвы и России находит незаполненные ниши, лакуны, предъявляет эксклюзивные проекты, привлекает к участию в них звезд российской и мировой музыки.

В 2014 она организовала и ежегодно проводит в Москве фестиваль «Опера априори», в рамках которого проходят концерты выдающихся артистов современности (среди которых Ю. Лежнева, Суми Чо, М.Э. Ценчич, Р. Папе, Т. Хэмпсон, Ф. Фаджоли и многие другие), мировые и российские премьеры произведений классиков и современников, исполняются крайне редко звучащие произведения. Одними из самых запоминающихся стал фестиваль-2017: в одном из концертов прозвучал Реквием памяти Жоскена Депре ренессансного композитора Ж. Ришафора, дописанный нашими современниками; в другом — российская премьера оперы Я. Сибелиуса «Дева в башне» и крайне редко исполняющийся «Кощей бессмертный» Н. Римского-Корсакова.

Фестиваль стал заметным явлением музыкальной жизни Москвы. Как и проект «Персимфанс», осуществляемый ею вместе с молодыми московскими музыкантами (его духовным вдохновителем можно считать и контрабасиста Г. Кротенко). Каждый концерт ансамбля, возрождающего традиции музицирования 20-х годов ХХ века (оркестр без дирижера), становится исключительным событием.

Уже пять лет проводится благотворительный проект «Встань и иди», все средства от которого идут в фонд помощи детям, страдающим ДЦП.

Несколько совместных проектов осуществлено с ГСО Республики Татарстан под управлением А. Сладковского (в т.ч. в рамках фестиваля «Казанская осень»), с фестивалем «Приношение Кнушевицкому» в Саратове. Е. Харакидзян  занималась продвижением и PR-поддержкой фестиваля альтовой музыки Viola is my life С. Полтавского. Елена Харакидзян представляет интересы как  российский агент пианистов В. Холоденко, Ю. Фаворина, Л. Генюшаса, скрипачей Г. Казазяна, А. Притчина, альтистов М. Рысанова и С. Полтавского, виолончелистов Б. Андрианова, А. Бузлова, С. Суворова, Е. Румянцева, кларнетиста И. Федорова, Квартета им. Бородина, Нового русского квартета, дирижера П. Сорокина, пианиста и композитора А. Курбатова, многих  известных вокалистов.

Жизнь в музыке

Эдуард ГРАЧ
Эдуард ГРАЧ

Патриарх российской музыки, скрипач, альтист, педагог, дирижер, народный артист СССР, трижды лауреат «МО» (1995, 2002, 2003) Эдуард Грач обладает редким даром Учителя и Наставника, а «Школа Грача» остается знаком высшего музыкального качества.  Значительное большинство солистов-скрипачей молодого и среднего поколений, чье искусство сегодня востребовано в России и во всем мире — ученики Э. Грача: А. Баева, Н. Борисоглебский, А. Притчин, Г. Казазян, Н. Токарева, С. Поспелов, Л. Солодовников, Ю. Игонина и многие другие. Его воспитанники завоевали, без преувеличения, сотни премий на самых престижных международных скрипичных конкурсах.

В 2019 году маэстро Грач отметит сразу два юбилея: 70-летие исполнительской деятельности и 30-летие — педагогической. А в 2020-м исполнится 30 лет созданному и выпестованному им камерному оркестру «Московия».

Жизнь в музыке

Фридрих ЛИПС

Фридрих Липс как будто родился с баяном в руках, настолько гармоничен и прекрасен союз музыканта и его инструмента.  Именно с его «легких рук» баян, начиная с 1970-х годов, вошел в достаточно узкий круг инструментов, популярных на академической сцене, и занял в этом кругу достойное место. Именно искусство и талант Фридриха Липса стимулировали российских композиторов писать серьезную музыку для баяна. Ему посвятили сочинения С. Губайдулина, Э. Денисов, К. Волков, Вл. Золотарев, С. Беринский, М. Гагнидзе, А. Журбин, А. Холминов, А. Вустин, Т. Сергеева, Р. Леденев, М. Броннер, Е. Подгайц… Он был первым исполнителем произведений Г. Канчели, А. Ларина, В. Кобекина…

Выдающийся педагог, Липс воспитал более 100 учеников, большинство из которых — лауреаты российских и международных конкурсов. Такие имена, как М. Власова, И. Пуриц, А. Гайнуллин, А. Салахов, С. Осокин, С. Шмельков, М. Бурлаков, известны во всем мире.

В 2018 году Фридрих Липс отметил 70-летие.

Жизнь в музыке

Ирина НИКОЛЬСКАЯ
Фото из личного архива Ирины Никольской

Выдающийся музыковед-полонист, чей вклад в развитие российско-польских музыкальных связей бесценен. Научные интересы Никольской находятся, прежде всего, в области польской музыки ХХ века. В ее «творческом портфеле» — кандидатская диссертация «Антивоенная тема в польской музыке» (1987) и докторская «От Шимановского до Лютославского и Пендерецкого. Очерки развития симфонической музыки в Польше ХХ века» (1992), на основе вышедшей двумя годами ранее одноименной монографии.

В 1995 году на русском языке вышла книга «Беседы с Витольдом Лютославским. Статьи. Воспоминания», изданная под патронатом газеты «Музыкальное обозрение»: именно с нее началась «Библиотека “МО”», а также традиция газеты проводить презентации новых изданий в форме концертов.

В 2012 году к 80-летию К. Пендерецкого вышла книга «Кшиштоф Пендерецкий. Инструментальная музыка. Симфонии. Оперы. Очерки».

В 2015 году И. Никольская сделала доклад на конференции «Россия — Польша: музыкальный диалог» об оперном творчестве еще одного живого классика польской музыки Зыгмунта Краузе, а в 2017-м, к 80-летию Краузе, вышла ее книга об этом композиторе. Кроме того, на ее счету — десятки статей о польской музыке XX–XXI веков, в том числе написанные специально для «Музыкального обозрения». Ей принадлежат и статьи о российских композиторах ХХ века, опубликованные в Польше, Швеции, США и знакомящие музыкальную общественность западных стран с творчеством наших соотечественников и современников.

27 декабря Ирина Никольская отметила 75-летие.

Книга года

В.А. Теляковский. Дневники директора Императорских театров. 1898–1917. В 6 томах.
М., изд. «Артист. Режиссер. Театр», 1998–2017.

Ровно 20 лет авторский коллектив Государственного института искусствознания и издательства «А.Р.Т.» выпускал «Дневники» Владимира Аркадьевича Теляковского — выдающегося деятеля русского театра на рубеже XIX-XX веков. И вот — «Окончен труд, завещанный от Бога…». По удивительному совпадению, первый том вышел в год 100-летия первой записи, а завершилось издание спустя век после окончания «Дневников» и в год 100-летия революции, которая подвела черту под историей Императорских театров.

Труд, который осуществили сотрудники ГИИ под руководством Марины Светаевой, можно назвать подвигом. Ведь прежде чем стать всеобщим достоянием, «Дневники» пережили немало перипетий. После революции они были конфискованы и возвращены владельцу благодаря усилиям его друга знаменитого актера А. Южина. Затем почти 70 лет, до начала 1990-х, хранились в архивах. Понадобились огромные усилия многих людей — организационные и творческие, — чтобы Теляковский вновь «заговорил» со страниц своих дневниковых записей.

«Явилось у меня даже какое-то сознание, что это мой долг — записки эти привести в порядок и тем завершить круг театральной работы, которую волею судеб мне пришлось вести в течение двадцати лет, — писал Теляковский на склоне дней.  — Закончив работу эту, я буду сознавать, что принес известную пользу Театру не только управлением и направлением его, но и описанием, как все это делалось и как и кто делу этому помогал или мешал. Кто-нибудь со временем извлечет из этого и пользу для Театра вообще».

«Дневники» В.А. Теляковского, несомненно, должны стать настольной книгой всех руководителей театров — наследников его дела.

Книга года

Д. Брагинский. Шостакович и футбол: Территория свободы
М.: изд. «Дмитрий Шостакович», 2018. – 190 с., 114 ил. Тираж 700

Все, что связано с именем и жизнью Д.Д. Шостаковича, вызывает интерес и у профессионалов, и у любителей его творчества. Конечно, львиную долю его времени занимало сочинение музыки. Но композитор отдавал должное и разнообразным увлечениям, главным из которых был футбол.

Теме «Шостакович и футбол» посвятил свои многолетние исследования санкт-петербургский музыковед Дмитрий Брагинский:

«Композитор не мог жить без футбола. Эта игра невероятно интриговала его. Возможно, футбол был самым серьезным увлечением всей его жизни, с молодости и до преклонных лет.

Он был страстным болельщиком и разбирался в игре как профессиональный эксперт. Мнение композитора о футболе ценилось так высоко, что стояло в одном ряду с высказываниями маститых спортивных специалистов.

Главной целью автора книги «Шостакович и футбол. Территория свободы» стало создание панорамы футбольных (и шире, спортивных) сюжетов и фактов биографии Д.Д. Шостаковича на широком социокультурном фоне советской жизни 1920-х–1970-х. В книге более ста иллюстраций. Многие архивные документы публикуются впервые».

Предисловие к книге написала И.А. Шостакович: «Футбол с юности был главным спортивным увлечением Шостаковича. Дмитрий Дмитриевич даже не жил футболом, а жил в футболе, как в особом, параллельном измерении. Это был невероятно важная часть его личного пространства, дававшая ему силы. <…> В футбольном мире Дмитрий Дмитриевич чувствовал себя очень хорошо и естественно. На этой территории он всегда оставался молодым, счастливым и свободным».

Проекты года

Альбом «Галя ходи». Юрий Шевчук, группа «ДДТ»
Альбом «Время N», Борис Гребенщиков, группа «Аквариум»
Концерт рэп-исполнителей Oxxximiron (Мирон Федоров), Noize MС (Иван Алексеев), Баста (Василий Вакуленко): «Я буду петь свою музыку» в поддержку Хаски:
Борис ГРЕБЕНЩИКОВ
Юрий ШЕВЧУК
Oxxximiron
Noize MC
Баста

Впервые в своей истории газета «Музыкальное обозрение» в рейтинге «Персоны и события» выходит за рамки академического искусства и называет лауреатами премии «МО» музыкантов альтернативных направлений — рока и рэпа. Впрочем, рок давно уже можно встретить в компании классических жанров и музыкантов, движение навстречу друг другу идет не одно десятилетие. В нашей стране симфонические оркестры регулярно выступают и с программами рок-хитов, и с рок-группами (например, Омский оркестр под управлением Дмитрия Васильева).

Классический русский рок, появившийся на рубеже 70-х – 80-х, возник как явление «андеграунда» и первоначально символизировал собой «молодежный бунт», протест против существующего в СССР порядка вещей. Тогда музыканты не слишком хорошо играли, у них не было приличных инструментов, записи делались дома на обычный магнитофон. Но это был вызов. Конечно, власть не могла этого не заметить: не случайно долгое время протестный русский рок находился в подполье, сами рокеры часто становились жертвами милицейских облав, обысков, приводов в отделение без предъявления обвинений…

С «горбачевской перестройкой» времена изменились. С конца 1980-х годов стали забывать о каких-либо запретах. Русские музыканты альтернативных направлений пришли к более личностным, философским темам. Но Россия, в отличие от всего мира, всю свою историю движется не по спирали, а по кругу, постоянно возвращаясь к одной и той же точке. В последние годы умудренным жизнью и опытом, достигшим массовой известности и популярности (миллионы просмотров и прослушиваний) рок-музыкантам вновь пришлось вдохнуть воздух эпохи застоя и запретов. Им вторит «молодая шпана», которая испытывает все «прелести» жизни и творчества независимого музыканта, затрагивающего в своем творчестве острые социальные темы.

Сегодня творчество и тех, и других снова стало альтернативой официозу. Новой попыткой бросить вызов власть имущим и властям предержащим.

В минувшем году наиболее яркими событиями в этом направлении стали альбомы ветеранов русского рока Бориса Гребенщикова и группы «Аквариум» «Время N», Юрия Шевчука и группы «ДДТ» «Галя ходи» (в прошлом же году на экраны вышел фильм К. Серебренникова «Лето», посвященный В. Цою), концерт «Я буду петь свою музыку» в поддержку рэпера Хаски, в котором приняли участие Oxxximiron (Мирон Федоров, организатор концерта), Noize MC (Иван Алексеев) и Баста (Василий Вакуленко).

История повторяется. Методы борьбы с «альтернативщиками» те же, что и в эпоху советского застоя: отмены и запреты концертов, разгоны, административные аресты, запугивание. Но баттлы, концерты и клипы популярных рэперов набирают в сети сотни миллионов просмотров.