Фирма «Мелодия» выпустила комплект компакт-дисков «Мелодия априори»

Фирма «Мелодия» выпустила комплект компакт-дисков «Мелодия априори»

Фирма «Мелодия» выпустила комплект компакт-дисков «Мелодия априори» — первые за 25 лет диски с «живым» звуком, записанные на концертах в Малом зале Московской консерватории.

Название абонемента «Мелодия априори» и комплекта дисков, «документирующих живые концерты с покашливаниями публики и поскрипываниями кресел» (как отметила обозреватель Екатерина Бирюкова в аннотации к первому из дисков), составлено из названий фирмы «Мелодия» и агентства Apriori Arts.

Организатор и продюсер проекта — Елена Харакидзян.

На четырех CD записаны композиторов-классиков, авторов ХХ века и наших современников в исполнении молодых солистов.

Концерты состоялись в сентябре – декабре 2016 года в Малом зале Московской консерватории, 29 числа каждого месяца.

29.09.2016
«Низкие струнные»

Бернхарт Ромберг
Концертино для альта, виолончели и контрабаса e-moll

Альфред Шнитке
«Hymn Nr. 2» для виолончели и контрабаса

Ефрен Ошер
«Escenas del Sur» для альта и контрабаса

Людвиг ван Бетховен
Дуэт для альта, виолончели и двух облигатных пар очков

Владимир Рябов
«Мотет Кельнскому собору» для альта, виолончели и контрабаса

Мэтью Локк
«Fantasia» c-moll для трёх виол да гамба Ильва

Лунд Бергнер
«Palabras» для альта и электроники

Вильям Шэннон
«Tableau alla Bachiana» для виолончели и электроники

Александра Филоненко
«Jackson (G)» для контрабаса и электроники

Питер Везенауэр
«Lasterhaftes Trio» для альта, виолончели и контрабаса

Сергей Полтавский (альт)
Евгений Румянцев (виолончель)
Григорий Кротенко (контрабас)

«Необычная программа первого концерта для нетривиального состава “низких струнных” целиком и полностью заслуга альтиста и саунд-дизайнера Сергея Полтавского. Без его просветительского запала, чувства стиля, музыкального вкуса и высочайшего профессионализма этот проект не состоялся бы, как невозможен был бы и сам концерт без участия потрясающих музыкантов — мульти-инструменталистов и разносторонне развитых личностей — Евгения Румянцева и Григория Кротенко» (Елена Харакидзян).

«Народу в затемненном Малом зале консерватории было очень мало <…> и экзотический состав ансамбля, и набор исполненных им сочинений, звучащих редко или вовсе в первый раз, вряд ли могли разбудить энтузиазм традиционных меломанов. Зато для тех, кому интересны немагистральные пути музыкальной истории, есть теперь уникальная запись этого концерта, который почти никто не слышал.

Программа диска представляет очень пестрый калейдоскоп из сочинений XVII-XX веков, написанных для разных сочетаний трех, не самых “концертных” инструментов (со скрипкой не сравнить) струнных инструментов. В ITunes выложена полная версия концерта с парой номеров, не вошедших в диск (Екатерина Бирюкова).

29.10.2016
«Квинтет+»

Дмитрий Шостакович
Квинтет соль минор, ор. 57

Николай Метнер
Квинтет до мажор, ор. posth

Сергей Прокофьев
«Увертюра на еврейские темы», op. 34

Алексей Курбатов
Пьеса для квартета, фортепиано и кларнета, специально написанная к этому концерту

Людмила Берлинская (фортепиано)

Новый Русский Квартет в составе:
Юлия Игонина (1-я скрипка)
Елена Харитонова (2-я скрипка)
Михаил Рудой (альт)
Алексей Стеблёв (виолончель)
Игорь Федоров (кларнет)

«Впервые после 25-летнего перерыва “Мелодия” возобновила практику “живой” записи. Все программы состоят из камерной и в основном редкой музыки. Данный диск — это вторая серия. Она самая многолюдная и самая знакомая на слух. По крайней мере два из четырехт номеров, авторами которых являются Прокофьев и Шостакович, — признанные шедевры ХХ века. Их известность оттеняют два других — раритет Николая Метнера и специально написанное для этого проекта сочинение молодого московского композитора Алексея Курбатова.

Программа называется “Квинтет плюс”, но, по сути, это струнный квартет плюс фортепиано плюс кларнет. Главный участник — “Новый Русский Квартет” <…> таким образом, квартет иногда разрастается для секстета» (Екатерина Бирюкова).

29.11.2016
«3х3»

Моисей Вайнберг
Трио, ор. 24

Дмитрий Шостакович
Трио № 1, ор. 8

Морис Равель
Трио ля минор

Лукас Генюшас (фортепиано)
Айлен Притчин (скрипка)
Александр Бузлов (виолончель)

«Данный диск — это третья серия. В ней важна цифра “три”. Три Трио Шостаковича, Вайнберга и Равеля играю трое музыкантов. Все они яркие представители нового поколения, за плечами которых конкурсные успехи, отличные учителя и накопленные традиции самых сильных направлений русской исполнительской школы.

Сольная карьера этих музыкантов, идущая по восходящей, не отменяет их интереса к камерному музицированию. Но втроем они собрались впервые именно для данной программы.

Все выбранные для нее сочинения, разной степени неизвестности в первой половине ХХ века и больше ничего общего между собой не имеют.

Вполне ожидаема “отдельность” Равеля, отметившего своим сумрачно-встревоженным Трио ля минор (1914), в котором слышны интонации баскского фольклора, начало Первой мировой войны. <…> Трио 17-летнего Шостаковича, сочиненное в 1923 году, еще до Первой симфонии и оперы «Нос», — это чистый и взволнованный юношеский романтизм без сарказма и кукишей, очень красивый. Трио Вайнберга 1945 года — наоборот, совершенно отчаянная музыка. Она, безусловно, стала главным событием концерта <…> Трио Вайнберга в исполнении Лукаса Генюшаса, Айлена Притчина и Александра Бузлова — один из самых ошеломительных достижений всего проекта “Мелодия априори”».

29.12.2016
Liederabend

Хуго Вольф
«Стихотворения Эдуарда Мёрике для голоса и фортепиано»

Пауль Хиндемит
Альбан Берг
Произведения для фортепиано соло

Андрей Жилиховский (баритон)
Вадим Холоденко (фортепиано)

«Данный диск — это четвертая серия, самая парадная, потому что в ней единственной присутствует участник из блистательного оперного мира <…> Специально для этой программы сложился ансамбль двух ярких музыкантов, которые, возможно, никогда бы не встретились, если бы не этот проект. <…> Вместе их свел Хуго Вольф — страстный вагнерианец, позднеромантический продолжатель богатых традиций австро-немецкой песенной лирики. <…> <…> Сказать, что результат нового музыкантского союза, родившегося всего за неделю до концерта, впечатляет, — ничего не сказать. Исполненные Андреем Жилиховским и Вадимом Холоденко 18 песен Хуго Вольфа на стихи Эдуарда Мерике и “Morgen” Рихарда Штрауса на бис — это страсть, деликатность, взаимопонимание, осознанность каждого эмоционального состояния и красивая породистость языка <…> Холоденко, от себя дополнив “закатноевропейскую” программу фортепианными сочинениями Берга и Хиндемита, выбрал именно музыку Вольфа для своего нового вокально-камерного амплуа».