26 декабря состоялся третий концерт абонемента «Персона – композитор. Представление и интервью — Андрей УСТИНОВ». Музыка будущего. Александр ХУБЕЕВ. Николай ПОПОВ. «Биомеханика 2.1» (фотогалерея)

26 декабря состоялся третий концерт абонемента «Персона – композитор. Представление и интервью — Андрей УСТИНОВ». Музыка будущего. Александр ХУБЕЕВ. Николай ПОПОВ. «Биомеханика 2.1» (фотогалерея)
26 декабря 2017 в Камерном зале Московской филармонии состоялся третий концерт абонемента «Персона – композитор. Представление и интервью — Андрей УСТИНОВ». Музыка будущего. Александр ХУБЕЕВ. Николай ПОПОВ. «Биомеханика 2.1».

«Биомеханика» – это уникальный мультимедийный проект российских композиторов Николая Попова и Александра Хубеева, в рамках которого традиционные инструменты взаимодействуют с различными медиа – электроникой, видео и светом, а сами исполнители выступают, подчас, в непривычной роли, играя на различных объектах и специально созданных инструментах.

Прозвучали произведения Александра ХУБЕЕВА Somnambulicq для бас-кларнета, электроники и видео (автор видео Мечислав Васковский), «Это было? Это будет!» для баяна, электроники и видео (автор видео Эндрю Квинн), «Стон Земли» для исполнителя на струнных объектах и Николая ПОПОВА «Биомеханика» для аккордеона, электроники, видео и света (2014) (видеохудожник Андрю Квинн), «KCI_23/11» для виолончели и электроники (2016), «Новая пьеса» для фортепиано, электроники и видео (2017) (видеохудожник Андрю Квинн), Edit(a)Fill мультимедийная композиция для флейты, электроники и видео (2015) (видеохудожник Александр Плахин)

В концерте принимали участие солисты «Студии новой музыки»Эдита Фил (флейта), Евгений Бархатов (кларнет), Мона Хаба (фортепиано), Сергей Чирков (баян), Юлия Мигунова (виолончель, струнные объекты), Александр Хубеев (электроника), Николай Попов (электроника).

Видеозапись концерта — на сайте Московской филармонии

Всеволод Чаплин

Послушал недавно сочинения Александра Хубеева и Николая Попова. Музыка экспериментальная и умная – без скандальности, без попсы. Сочетается с шикарным видеорядом, достойным кисти серьезнейших художников. В общем, по сравнению с раскрученным Кириллом Рихтером – продвинутое творчество, приложение ума и сердца. Однако, увы, прав был Андрей Устинов, сказавший в видеоинтервью (оно было частью концерта), что эта музыка находится в резервации. Почему не пробить ею стену попсы хоть на полчаса, хоть ночью, хоть на одном радио или телеканале? Когда-то вел на РСН ночную радиопередачу, ставил там подобные вещи, один на всю Москву.

Теперь о музыке. Очень понравился SynchroSynth Попова – «для фортепиано, электроники и видео»! Глубокая музыкальная мысль налицо. Впрочем, видеоряд можно интерпретировать и как гееннский огонь, уже сейчас присутствующий в мире. Интереснейшая вещь – «Стон Земли» Хубеева «для исполнителя на струнных объектах». «Объекты» – огромные струны, прикрепленные к резонаторам в виде пятилитровых пластиковых бутылок (поклон Татьяне Гринденко). Главное – перестать смотреть на эти штуковины и начать слушать. Звучит настоящее утробное урчание мучающегося естества. Сама музыка, как пишет автор, – это вариация на записи низкочастотного шума, который вроде как присутствует в окружающем нас мире – почти неразличимо. В общем, стоит послушать.

Эти опусы были названы «музыкой будущего». Впрочем, подобная стилистика (если не считать соединения музыки и видео) знакома публике минимум уже лет тридцать. Настоящее творчество будущего – это не «биомеханика» (название концерта), а механика социальная. В том числе связанная с жизнью и смертью – временными и вечными.

Всеволод ЧАПЛИН, Facebook