Петербургское «симфоведение»

Сколько оркестров в Северной столице?
Петербургское «симфоведение»

Оркестровая жизнь Санкт-Петербурга достаточно непредсказуема и протекает, можно сказать, в «плавающем режиме». Разобраться в ней непросто. Меняются названия, статус, принадлежность, учредители коллективов. Оркестры исчезают из поля зрения и возвращаются. В одних дирижеры трудятся десятилетиями, в других — ротируются неожиданно и чуть ли не мгновенно, подобно питерской погоде.

Еще год назад наиболее стабильной представлялась ситуация в филармонии. В Заслуженном коллективе уже 30 лет властвует Ю.Х. Темирканов, АСО 40 лет возглавлял А.С. Дмитриев. Но вот Дмитриев объявил о своем уходе, и стабильность во втором филармоническом оркестре превратилась в свою противоположность: трудно представить, но этот сезон один из лучших оркестров страны проводит без главного дирижера. На пользу ли это коллективу как в творческом отношении, так и с точки зрения атмосферы? Едва ли. Кто станет преемником Дмитриева, когда будет названо его имя — до сих пор неизвестно.

Аналогичная ситуация в театрах. Если Мариинский — уже 30 лет царство В. Гергиева, и меняются только масштабы этого царства, то Михайловский вполне можно назвать постоянным «ньюсмейкером». За 10 лет «эпохи Кехмана» — четыре главных дирижера и музыкальных руководителя: А. Аниханов, Д. Рустиони, П. Феранец, с 2012 по 2018 — М. Татарников. В конце прошлого года он был уволен, и на его место приглашен А. Ведерников. Есть подозрение, что ненадолго.

Стабильная ситуация в Капелле, где уже много лет все сосредоточено в руках художественного руководителя Владислава Чернушенко и его сына,  главного дирижера оркестра Александра Чернушенко.

В городе С.-П.

Следующий уровень оркестровой иерархии — муниципальные коллективы. Санкт-Петербургский государственный симфонический оркестр — знаменитый оркестр старинной и современной музыки, которым руководили Н. Рабинович, К. Элиасберг, Э. Серов, Р. Мартынов, в последние пять лет жил в режиме ЭКГ-синусоиды. Осенью 2013 без объяснения причин был уволен художественный руководитель и главный дирижер Александр Титов, и на его место был назначен П. Феранец. Спустя 3,5 года, когда об оркестре, казалось, все забыли, Титов вернулся, и сегодня СПбГАСО успешно возрождает традиции.

Александр Титов

Оркестр «Петербург-концерта», которым много лет руководил известный хормейстер и дирижер Н. Корнев, тоже поменял название. В 2013 на его основе был создан Симфонический оркестр Санкт-Петербурга, который возглавил Сергей Стадлер. Коллектив выступает практически только в своем городе и прославился главным образом «Осенними музыкальными марафонам»: в 2014 за один вечер были исполнены все симфонии Чайковского, в 2015 — все симфонии Брамса, в 2016 — 12 симфоний Моцарта. «Осенний музыкальный марафон-2017. Бетховен», в рамках которого прозвучали все 9 симфоний последнего венского классика, вошел в «Книгу рекордов России» как «Самый продолжительный филармонический концерт с программой из произведений одного автора в исполнении одного симфонического оркестра под руководством одного дирижера». Вероятно, на очереди «Гайдн-марафон»?

Время от времени появляется информация о концертах (к сожалению, немногочисленных) оркестра «Классика» под управлением Александра Канторова.

Александр Канторов

Зато активно функционирует симфонический оркестр театра «Мюзик-Холл» «Северная Cимфония», созданный 1 июня 2016 под руководством— художественного руководителя театра «Мюзик-Холл» Фабио Мастранджело. Он же руководит и камерным оркестром театра «Северная Симфониетта». Впрочем, сеньор Фабио в северной столице и вообще на просторах оркестровой России — личность весьма заметная, и его деятельность — можно сказать, отдельная симфония (подробнее о «российской Фабиане» — на стр. 8).

Сергей Стадлер

Оркестр губернатора

Перемены в Губернаторском симфоническом оркестре Санкт-Петербурга. В свое время это был эстрадно-симфонический оркестр имени В.П. Соловьева-Седого Ленинградского радио и телевидения. В начале нового века поменял название на нынешнее, а в 2016 на базе оркестра был создан «Центр музыкальной культуры “Чайковский”» (подробнее об этой организации на сайте http://tchcenter.ru/).

С 1978 оркестром руководил Станислав  Горковенко. В ноябре 2018 он ушел из жизни, незадолго до этого уступив свой пост Максиму Алексееву. М. Алексеев — сын известного маэстро Н. Алексеева, который, возглавлял оркестры и в России, и за рубежом, но только не в родном городе. Но так получилось, что сын получил в свое распоряжение один из старейших коллективов Санкт-Петербурга, в то время как Николай Константинович удовлетворяется положением «первого после Бога», являясь вторым дирижером ЗКР и заместителем художественного руководителя Санкт-Петербургской филармонии Ю.Х. Темирканова.

Максим Алексеев

Максим Алексеев в 2005 окончил Хоровое училище имени М.И. Глинки, в 2000 — Санкт-Петербургскую консерваторию по классу хорового дирижирования у проф. Е. Кудрявцевой и по классу оперно-симфонического дирижирования у отца, проф. Н. Алексеева.  В 1999–2001 работал ассистентом главного дирижера в симфоническом оркестре Ульяновской филармонии Н. Алексеева. С 2001 — дирижер Театра оперы и балета Петербургской консерватории, где в репертуаре музыканта более 30 спектаклей: «Евгений Онегин», «Свадьба Фигаро», «Севильский цирюльник», «Золушка», «Иоланта», «Так поступают все», «Лебединое озеро» и др. Дирижер балета «Пахита» (номинант премии «Золотой софит», 2003) и балета на музыку Бетховена «Танцсимфония» (номинант «Золотой маски», 2004). Является дирижером Санкт-Петербургского театра музыкальной комедии. В качестве приглашенного дирижера сотрудничал с оркестрами Санкт-Петербурга, городов России, Эстонским национальным и Корейским симфоническими оркестрами, оркестром Чешского национального театра. С 2007 выступает в Санкт-Петербургской филармонии.

С 2018 — главный дирижер Губернаторского симфонического оркестра Центра музыкальной культуры «Чайковский».

Оркестр областного подчинения

А вот Международный симфонический оркестр «Таврический», существующий с 2009, в 2017 был преобразован в симфонический оркестр Ленинградской области «Таврический». Его руководителем остался Михаил Голиков. А резиденция оркестра, разумеется, осталась в городе на Неве. Любопытно: оркестр принадлежит одному региону, а располагается в другом. Впрочем, в России бывает и такое, и не такое.

Михаил Голиков

Михаил Голиков в 1998 окончил ССМШ при Санкт-Петербургской консерватории по классу хорового дирижирования, в 2003 — консерваторию по специальности хоровое дирижирование (класс С. Легкова) и в 2009 — по специальности оперно-симфоническое дирижирование (класс В. Синайского).

Лауреат Международного конкурса дирижеров им. А.А. Юрлова (2001, Екатеринбург) и Всероссийского конкурса дирижеров (2002, Салават).

Руководил молодежными и любительскими хорами Санкт-Петербурга. Преподавал в Санкт-Петербургском университете культуры и искусств, музыкальном колледже им. М.П. Мусоргского, в балетной школе М. Бежара (Лозанна).

С 2009 — худ. рук. студенческого симфонического оркестра Санкт-Петербургской консерватории, симфонического оркестра Санкт-Петербургской государственной филармонии для детей и юношества, Международного симфонического оркестра «Таврический» (Капелла «Таврическая»), 2017 — Государственного симфонического оркестра Ленинградской области.

Сотрудничает с филармоническими оркестрами Тамбова, Петрозаводска, является главным приглашенным дирижером Губернаторского симфонического оркестра Иркутской филармонии.

Организатор фестивалей, различных образовательных программ и мастер-классов в России и за рубежом, работает в жюри российских и международных детско-юношеских музыкальных конкурсов. В 2018 возглавил Филармонию для детей и юношества.

В 2005, 2010 и 2011 отмечен премией Правительства Санкт-Петербурга как дирижер-постановщик детских музыкальных спектаклей.

В 2013 за проект «Симфония Кавказа» удостоен звания Народного артиста Республики Кабардино-Балкария.