Вышел № 1 (441, 442) газеты «Музыкальное обозрение» за 2019 год

Вышел № 1 (441, 442) газеты «Музыкальное обозрение» за 2019 год
Фото Андрей Устинов
В номере:
жизнь и деятельность симфонических оркестров, дирижеров, оркестрантов

«Музыкальное обозрение», № 1 (441, 442) 2019

оркестр
«ШОС, БРИКС и ЧелСимфОрк»

В Челябинске возрождается симфонический оркестр: спустя более 60 лет назад после того как в 1956 был ликвидирован симфонический оркестр филармонии. Новый коллектив будет создан на базе камерного оркестра «Классика», главным дирижером назначен руководитель оркестра «Классика» Адик Абдурахманов.

Оркестр примет участие в саммитах ШОС и БРИКС, которые пройдут в Челябинске летом 2020 года. И, вероятно, выступит в новом концертом зале, который планируется построить к саммитам.

оркестр
«Симфопоросль»

По указу В. Путина на средства Фонда президентских грантов создан Российский национальный молодежный симфонический оркестр. РНМСО входит в штат Московской филармонии, его репетиционная база находится в «Филаиморнии-2».

Выступление НМСО в Концертном зале им. Чайковского, 7 февраля 2019. Новый просветительский проект Московской филармонии «Язык музыки». Авторы и ведущие — Ярослав Тимофеев и Мария Холкина. За дирижёрским пультом - Даниил Райскин.

В оркестр по конкурсу набраны музыканты в возрасте до 28 лет — студенты-старшекурсники музыкальных вузов. Работа в коллективе ведется постоянно, мастер-классы проводят известные дирижеры и концертмейстеры российских и европейских оркестров. Презентация коллектива прошла на закрытии VII Санкт-Петербургского культурного. Оркестр уже совершил турне по городам России, выступал на официальных государственных мероприятиях. В следующем сезоне у коллектива 4 абонемента в Московской филармонии (у АСО Московской филармонии — три).

Перейдет ли РМНСО когда-нибудь из статуса молодежного оркестра в статус второго симфонического оркестра Московской филармонии — покажет время.

оркестр
«Место встречи изменить нельзя»

«МО» подводит итоги Пятого Симфонического форума России в Екатеринбурге. Екатеринбургское биеннале — главное событие оркестровой жизни России. Форум — это и концертная программа, и университет, академия профессионального обучения на тему «Как развивать симфоническое и оркестровое дело». На последнем форуме в рамках семинара «Оркестр в центре внимания» было два главных содокладчика — директор Свердловской филармонии Александр Колотурский и главный редактор «МО» Андрей Устинов. А. Колотурский подвел итоги «Мониторинга деятельности симфонических оркестров в 2017», подготовленного на основе данных, собранных ГИВЦ (Главным информационно-вычислительным центром Минкультуры РФ) и Союзом концертных организаций России. В частности, сообщено, что в России сейчас 109 симфонических оркестров — федерального, регионального и муниципального подчинения. Количественный состав — от 30 до 119 человек. Количество концертов — от 8 до 113 (в среднем 58). Средний возраст музыкантов — 41,2 года, а зарплаты колеблются от 11,9 до 95,4 тыс. руб. и еще множество важнейших статистических данных, характеризующих жизнь российских оркестров и оркестрантов.

Андрей Устинов, Александр Колотурский

А. Устинов отметил, что «МО» уже 15 лет проводит свой Мониторинг по итогам сезонов симфонических и камерных оркестров. Анализируя репертуар оркестров, он подчеркнул, что значительная часть оркестров находится вне мировых трендов (а это музыка барокко, современная музыка, юбилейные и памятные даты, симфонические раритеты разных эпох, национальной школы и др.). Вместо того чтобы воспитывать публику, оркестры чаще всего идут на поводу ее вкусов.

«МО» не только собирает информацию, не только анализирует ее и акцентирует внимание на проблемах, но и предлагает практические проекты. Как, например, проект юбилейного сезона Ростовского симфонического оркестра (сезона 2015/2016).

Таким образом, в основных докладах на Форуме были раскрыты два вектора, два крыла оркестровой жизни.

Вторая часть материала посвящена деятельности Свердловской филармонии и ее директора А. Колотурского. СГАФ и ее директор уже более четверти века — безусловные лидеры, пионеры во многих направления филармонической и оркестровой жизни. Идеи Колотурского активно подхватывают руководители других концертных организаций, в том числе столичных. Впрочем, сам Екатеринбург давно уже стал симфонической столицей России. И, опять-таки, благодаря прежде всего, усилиям директора филармонии — единственного лауреата Государственной премии РФ за выдающиеся достижения в области филармонической деятельности (вместе с Колотурским премии удостоен главный дирижер Уральского академического филармонического оркестра Дмитрий Лисс).

оркестр
«Россия — не Европа?»

В конце сезона 2017-2018 Александр Дмитриев объявил о своей отставке с поста художественного руководителя и главного дирижера АСО Санкт-Петербургской филармонии. Ситуация, типичная для Европы и США, где о смене руководителя оркестра объявляется минимум за три года до назначенного срока. И совершенно нехарактерная для российских реалий: в России дирижеры либо работают пожизненно, либо их очень часто увольняют внезапно без объяснения причин.

Александр Дмитриев

Анализ ситуации с отставкой А. Дмитриева — в материале «МО».

Кстати, преемник маэстро до сих пор не назначен. АСО Санкт-Петербургской филармонии — один из старейших и ведущих коллективов России — этот сезон проводит только с приглашенными дирижерами.

оркестр
«Дирижерское нашествие»

В течение последнего года произошли значительное изменения в дирижерской иерархии ряда ведущих европейских оркестров. Об изменениях в других коллективах было объявлено еще раньше. На ведущих позициях все чаще оказываются дирижеры — выходцы из России либо много лет работающие с российскими оркестрами.

Марис Янсонс
Владимир Юровский
Теодор Курентзис
Айнарс РУБИКИС

Марис Янсонс еще на шесть сезонов, начиная с нынешнего, продлил контракт с оркестром Баварского радио. Валерий Гергиев продолжает работу с Мюнхенским филармоническим оркестром.

С сезона 2018/2019 Айнарс Рубикис— музыкальный руководитель берлинской «Комише Опер», а Кирилл Петренко — художественный руководитель и главный дирижер оркестра Берлинской филармонии.

Владимир Юровский в 2021 году возглавит Баварскую оперу в Мюнхене, а Василий Петренко в том же году сменит Юровского в Королевском Лондонском филармоническом оркестре.

Теодор Курентзис приглашен возглавить оркестра Юго-Западного радио в Штутгарте.

Максим Емельянычев назначен главным дирижером Шотландского камерного оркестра и займет этот пост с сезона 2019/2020.

оркестр
«Питерское “симфоведение”»

Материал — краткое исследование оркестровой жизни «северной столицы». Отмечается, что оркестровая жизнь Санкт-Петербурга волатильно непредсказуема и протекает, можно сказать, в «плавающем режиме». Разобраться в ней непросто. Меняются названия, статус, принадлежность, учредители коллективов. Оркестры исчезают из поля зрения и возвращаются. В одних дирижеры трудятся десятилетиями, в других — ротируются неожиданно и чуть ли не мгновенно, подобно питерской погоде…

оркестр
Назначения, отставки, юбилеи

Отражена многовекторная картина оркестровой жизни России.

Представлены новые художественные руководители и главные дирижеры оркестров Саратовской филармонии — Энхэ, Ульяновской филармонии — Илья Дербилов, Томской филармонии — Михаил Грановский, Псковской филармонии — Николай Хондзинский, «Русская филармония» — Фабио Мастранджело.

Вторые дирижеры Тюменского филармонического оркестра — Владимир Добровольский, Дальневосточного академического симфонического оркестра — Никон Родюков.

Главный приглашенный дирижер ЗКР АСО Санкт-Петербургской филармонии — Шарль Дютуа.

В каждом материале — информация о ситуации в оркестре, где произошла смена руководства.

Шарль Дютуа

Юбиляры номера — художественные руководители и главные дирижеры российских оркестров: Владимир Вербицкий (Воронежская филармония), Павел Герштейн (Кострома), Илмар Лапиньш (Иркутск), Евгений Шестаков (Тюмень), главный дирижер Государственного камерного оркестра республики Беларусь Евгений Бушков.

Отмечены начальник и художественный руководитель Центрального концертного образцового оркестра имени Н.А. Римского-Корсакова ВМФ РФ Алексей Карабанов, удостоенный звания заслуженного деятеля искусств РФ, и скрипач Федор Рудин, победивший в конкурсе на замещение должности концертмейстера Венской оперы и Венского филармонического оркестра.

оркестр: конкурсы

В номере представлены молодые российские дирижеры — лауреаты международных конкурсов за рубежом: художественный руководитель и главный дирижер Дальневосточного академического симфонического оркестра Антон Шабуров (I премия конкурса в Бухаресте) и дирижер Симфонического оркестра Белгородской филармонии Дмитрий Филатов ((II премия конкурса им. Е.Ф. Светланова в Париже, I премия не присуждена)

оркестр: книги
«Большой театр России в биографиях музыкантов»

«Большой театр России в биографиях музыкантов» — так называется книга, а по сути энциклопедический словарь, посвященный оркестру Большого театра на протяжении почти 200 лет его деятельности. В книге представлены биографии 952 оркестрантов, а всего (включая дирижеров и музыкантов, занимавших административные должности в оркестре) 1100 человек. Несомненный интерес читателяей вызовут составы оркестров Большого театра трех веков — XIX (1828 год), XX (1906 год) и XXI (2017).

О книге рассказывает ее автор — артистка хора Большого театра и исследователь истории ГАБТа Ирина Парфенова.

оркестр: in memoriam

Опубликованы некрологи главного дирижера симфонического оркестра Кабардино-Балкарской филармонии в Нальчике Бориса Темирканова; художественного руководителя и главного дирижера Санкт-Петербургского Губернаторского симфонического оркестра Станислава Горковенко; скрипача, профессора Новосибирской консерватории, основателя Новосибирского камерного оркестра Михаила Турича; виолончелистов, профессоров Уральской консерватории Вадима Клишина и Сергея Пешкова; исполнителя на ударных, профессора московской консерватории Валентина Снегирева; виолончелиста Андрея Демина.

конкурсы

Итоги и условия российских и международных конкурсов, проводимых в России в 2018-2019 года под эгидой Ассоциации музыкальных конкурсов России.

книга памяти
«Не забыть и не повторить»

Газета «Музыкальное обозрение» продолжает печатать списки имен музыкантов, репрессированных в годы советской власти. Девятая публикация. Списки предоставлены обществом «Мемориал».

Специальный выпуск «МО» № 1 (442)
«Симфоническая карта России: итоги сезона 2017-2018 российских симфонических оркестров»

В номере представлены 27 симфонических оркестров из Москвы, Санкт-Петербурга, Владивостока, Воронежа, Дубны, Екатеринбурга, Ижевска, Казани, Кемерово, Кисловодска, Курска, Мурманска, Нижнего Новгорода, Омска, Петрозаводска, Сочи, Тулы, Тюмени, Уфы, Якутска, Ярославля. Ранее были представлены сезоны оркестров Белгорода и Хабаровска.

Мониторинг «Симфоническая карта России»

Дирижеры и солисты, репертуар и абонементы, фестивали и гастроли, обретения и потери российских оркестров — в специальном выпуске «МО».

Представительство Steinway & Sons, Boston, Essex в России
115172, Москва, Котельническая набережная, д. 25, к. 2
Коммерческий отдел: Тел. (495) 915-74-79, e-mail: sw7800596@yandex.ru
Сервисный центр: Тел. (495) 915-7446, e-mail: officesteinway@yandex.ru
Гамбург, Ронденбарг 10, Д 22525, Германия, тел. +49-40-85-39-11-07 www.steinwaysons.ru