300 лет Иммануилу Канту

300 лет Иммануилу Канту
Портрет Иммануила Канта (фрагмент). Неизвестный художник XVIII в.

22 апреля 2024 исполняется 300 лет со дня рождения немецкого философа Иммануила Канта (1724–1804) – великого мыслителя эпохи Просвещения, основателя немецкой классической философии.

Кант жил в переломное время, когда разрушались прежние нормы и традиции. В этой ситуации неопределенности он нашел единственную точку стабильности, новое основание для морали и познания – в самом человеке и его разуме.

Философия Канта, согласно намеченному им самим плану, представляет собой ответы на ряд фундаментальных вопросов: «что я могу знать?», «что я должен делать?», «на что я смею надеяться?», «что такое человек?». В четырех главных трудах – «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения», «Религия в пределах разума» – Кант переосмыслил представления о познании, морали, эстетике, религии.

Новый транцсендентальный метод размышлений сам Кант назвал «коперниканским переворотом» в философском знании. Подобно тому, как Николай Коперник перевернул традиционную картину мира, поместив в центр Вселенной Солнце вместо Земли, Кант радикально изменил понимание места человека в мире. Отказавшись от догматической философии, которая отводит человеку роль пассивного созерцателя, Кант поместил человека в центр мироздания в новом качестве – активного познающего субъекта.

Согласно Канту, человек не просто часть мирового порядка – он сам источник этого порядка. Законы морали и познания коренятся в самой структуре нашего разума, а не диктуются Богом или природой. Эта идея автономии человеческого разума во многом стала манифестом Просвещения, а призыв Канта «Sapere aude», то есть «имей мужество пользоваться собственным умом» (эту фразу Горация Кант процитировал в эссе «Отвечая на вопрос: что такое просвещение?», 1784) – лозунгом эпохи.

Легендарный педантизм Канта, его приверженность строгому распорядку дня – практическое следствие его философии. Человек определяется свободой и ответственностью, и по-настоящему свободен он может быть, лишь следуя правилам, которые сам для себя установил. Дисциплина позволяет не зависеть от внешних обстоятельств, эмоций и соблазнов. На этом же основывается нравственность. Нравственный закон универсален для всех разумных существ и предстает у Канта в двух формулировках: «поступай так, чтобы максима твоей воли могла бы быть всеобщим законом», «поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого как к цели, и никогда – только как к средству».

Общество, по Канту, развивается прогрессивно. История есть процесс становления единого человечества, последовательно приближающемуся к своим целям: правовому обществу, культуре и моральности.

События к юбилею

19 апреля, на открытой площадке Театра эстрады «Янтарь Холл» в Светлогорске прошла премьера уличного спектакля режиссера Анны Шишкиной «Не КАНТовать!» – совместный проект Калининградского драматического театра и петербургского уличного театра «Странствующие куклы господина Пэжо».

«Уличный театр, если он не носит только развлекательный характер, очень сложен, – рассказала Анна Шишкина, худрук театра «Странствующие куклы господина Пэжо», режиссер и сценограф постановки. – Мы говорим здесь на уровне интеллектуального балагана. Идею подсказала сама дуальность Канта. В нашем обычном понимании он, с одной стороны, странный маленький человечек, а с другой – великий мыслитель. Нам стало интересно порассуждать на эту тему языком гротеска и лирики. Кроме того, захотелось узнать об отношении местных актёров к Канту: как они понимают это явление».

22–25 апреля в Калининграде проходит Международный Кантовский конгресс, организаторами которого выступают Министерство науки и высшего образования Российской Федерации и Правительство Калининградской области. Оператор Конгресса – БФУ им. И. Канта

21 и 22 апреля 300-летие Канта отмечают в калининградском Кафедральном соборе. В программе: открытие музея Иммануила Канта после ремонта и реэкспозиции; презентация книги Валентина Балановского «Кант. Просто»; презентация коллекционной медали, выпущенной ограниченным тиражом к 300-летию философа; лекция Ярослава Тимофеева «Музыка Канта»; стендап-драма «Тайные правила Канта» с музыкой Генделя, Баха и Листа в постановке Дмитрия Минченка, в которой примут участие Евгений Авраменко (орган), Ксения Авраменко (флейта), Владимир Чиликин, Мария Чернова.

Екатерина РОМАНОВА


Дорогие наши читатели, коллеги, друзья!
Времена изменились, но «Музыкальное обозрение» неизменно в своей сути: качественная аналитика, рецензии, статьи, книжные обзоры, исчерпывающая картина культурной жизни в столицах и регионах.
Подписывайтесь на газету «Музыкальное обозрение»!
Подписка на газету – это ваша поддержка сайта, концертов и фестивалей, образовательных, просветительских, издательских проектов «Музыкального обозрения».
Также вы можете поддержать наше издание финансово.
«Музыкальное обозрение» в социальных сетях