«Тоска» в Большом театре Варшавы

«Тоска» в Большом театре Варшавы
Фото Кржиштоф Биелинский

23 февраля на сцене главного музыкального театра Польши – Большого театра Варшавы – состоялась премьера оперы Джакомо Пуччини «Тоска» по одноименной драме Викторьена Сарду. Впервые произведение было исполнено в театре Костанци, в Риме, в 1900-м.

Опера прозвучала на итальянском языке с польскими субтитрами и была исполнена интернациональным составом: в заглавных партиях выступили российская певица Светлана Касьян (Тоска) и известный итальянский тенор Массимо Джордано (Каварадосси).

Постановщик спектакля – Барбара Высоцка – интересный современный польский режиссер, работающая на пересечении театра и перформанса, кинематографа и медиа. Она родилась в Варшаве, окончила Краковскую высшую театральную школу и Консерваторию по классу скрипки в Германии. Барбара не впервые берется за постановку оперы, и надо сказать, что ей, как режиссеру, имеющему профессиональное музыкальное образование, удаётся это блестяще! Высоцка буквально заразила всех участников спектакля своим неистовым желанием воплотить, фантастическим воображением – удивить и, буквально, «убить» драматизмом жизненной коллизии… Светлана Касьян, не раз исполнявшая «Тоску» в известных театрах Европы, рассказывает:

«То, что характеризует Барбару, как человека и как художника, вызывает во мне чувство большого уважения, более того, рождает собственное постоянное вдохновение, творческий поиск и новые идеи. В течение двух месяцев, каждый день, с 10 утра и до позднего вечера, практически без выходных, мы буквально жили в театре. Искали вместе новые краски в каждом образе, чтобы всё найденное гармонично воссоединить с личностью каждого солиста… Такое редко встречаешь в современных постановках.

Фото Кржиштоф Биелинский

У Барбары очень индивидуальный подход к каждому, а это немаловажно! Высоцка внимательнейшим образом вслушивалась музыку, написанную Пуччини, как говорил великий Тосканини: «Primo è la musica e poi è parole» – «сначала музыка, потом слова»! Идя от музыки и только, Барбара стремилась достичь гармонии во всем: в драматическом развитии сюжета, в становлении образов главных героев, в воссоздании особой атмосферы в духе современного триллера с динамически захватывающим сюжетом!».

В постановке триллера Высоцкой есть все ему сопутствующие кошмарные атрибуты и символы: жестокие сцены, море крови, ножницы как орудие убийства, а также образ седовласой смерти с дико светящимися глазами… Но над всем этим царит мера и гармоничность, стильность и утонченный вкус режиссера. Джеймс Паттерсон говорил, «для триллера важна интенсивность порождаемых эмоций»! В режиссерско-постановочной части польской «Тоски» эта интенсивность не ослабевала ни на секунду, а порой даже зашкаливала. Композитор Пуччини своей «Тоской» хотел «всколыхнуть в людях чувство справедливости… и, если до сих пор мы были добрыми, то теперь станем жестокими!..», констатировал он. Сцену пыток Высоцка нетрадиционно выносит на обозрение публики (обычно в постановках слышны только стоны Каварадосси), а когда Флория закалывает Скарпиа, в руках у нее оказывается не кинжал, а ножницы, которыми до этого Скарпиа пытается срезать подвязку на ее чулке…

Фото Кржиштоф Биелинский

Светлана Касьян, говорит, что после каждого премьерного спектакля (а ей поручили петь самую ответственную, первую премьеру) наступала страшная опустошенность: «Невозможно представить сколько раз во время репетиций мы проживали каждый жест, каждую фразу… У Барбары всё это наполняется глубоким смыслом. Она добивается не только передачи эмоций, но и того, о чём ты думаешь! По композиции – это непросто сильно поставленная сцена… Даже, в тот момент, когда ты стоишь к публике спиной, режиссер добивалась того, чтобы зал почувствовал, что происходит у тебя внутри! С одной стороны это безумно сложно, с другой –поразительный результат!».

По сюжету оперы главный герой Каварадосси – художник, пишущий образ Марии Магдалины, который он постоянно сравнивает с чертами своей возлюбленной, знаменитой певицы Флории Тоски. Великолепно найдено визуальное решение драмы: Барбара Высоцка использует в грандиозных проекциях фотопортреты главной героини, которые преломляются на шикарных декорациях, выполненных в помпезном барочном стиле (действие оперы открывается в знаменитой римской церкви). Каждая сцена, как бы даётся в сильном увеличении; страдания и боль, страсть и сомнения, – всё это отображается в огромных черных выразительных глазах главной героини: для спектакля под руководством режиссера было сделано несколько сложных фотосессий Светланы Касьян. Кроме этого, на декорациях «проступают» и отдельные реплики героев; большое внимание уделено цветовому решению спектакля и современным свето-техническим эффектам.

«Тоску» готовил талантливый итальянский дирижер с говорящей фамилией Паоло Арривабене: «всё идёт хорошо», – так в переводе с итальянского звучит его фамилия! Видимо, эт, в какой-то степени, и предопределило судьбу премьеры… Ведь за неделю до генерального прогона случился форс-мажор. Дирижер упал в театре и сломал три ребра. Руководство приняло решение поставить Тадеуша Козловского. Польский маэстро прекрасно справился с задачей, добавил в неё свой неуемный темперамент, какую-то особую приподнятость и шик. Наградой для всех были долгие овации в зале, публика благодарила артистов стоя.

Татьяна ЭСАУЛОВА