You have no items in your cart.
«Тоска» в Большом театре Варшавы
23 февраля на сцене главного музыкального театра Польши – Большого театра Варшавы – состоялась премьера оперы Джакомо Пуччини «Тоска» по одноименной драме Викторьена Сарду. Впервые произведение было исполнено в театре Костанци, в Риме, в 1900-м.
Опера прозвучала на итальянском языке с польскими субтитрами и была исполнена интернациональным составом: в заглавных партиях выступили российская певица Светлана Касьян (Тоска) и известный итальянский тенор Массимо Джордано (Каварадосси).
Постановщик спектакля – Барбара Высоцка – интересный современный польский режиссер, работающая на пересечении театра и перформанса, кинематографа и медиа. Она родилась в Варшаве, окончила Краковскую высшую театральную школу и Консерваторию по классу скрипки в Германии. Барбара не впервые берется за постановку оперы, и надо сказать, что ей, как режиссеру, имеющему профессиональное музыкальное образование, удаётся это блестяще! Высоцка буквально заразила всех участников спектакля своим неистовым желанием воплотить, фантастическим воображением – удивить и, буквально, «убить» драматизмом жизненной коллизии… Светлана Касьян, не раз исполнявшая «Тоску» в известных театрах Европы, рассказывает:
«То, что характеризует Барбару, как человека и как художника, вызывает во мне чувство большого уважения, более того, рождает собственное постоянное вдохновение, творческий поиск и новые идеи. В течение двух месяцев, каждый день, с 10 утра и до позднего вечера, практически без выходных, мы буквально жили в театре. Искали вместе новые краски в каждом образе, чтобы всё найденное гармонично воссоединить с личностью каждого солиста… Такое редко встречаешь в современных постановках.
У Барбары очень индивидуальный подход к каждому, а это немаловажно! Высоцка внимательнейшим образом вслушивалась музыку, написанную Пуччини, как говорил великий Тосканини: «Primo è la musica e poi è parole» – «сначала музыка, потом слова»! Идя от музыки и только, Барбара стремилась достичь гармонии во всем: в драматическом развитии сюжета, в становлении образов главных героев, в воссоздании особой атмосферы в духе современного триллера с динамически захватывающим сюжетом!».
В постановке триллера Высоцкой есть все ему сопутствующие кошмарные атрибуты и символы: жестокие сцены, море крови, ножницы как орудие убийства, а также образ седовласой смерти с дико светящимися глазами… Но над всем этим царит мера и гармоничность, стильность и утонченный вкус режиссера. Джеймс Паттерсон говорил, «для триллера важна интенсивность порождаемых эмоций»! В режиссерско-постановочной части польской «Тоски» эта интенсивность не ослабевала ни на секунду, а порой даже зашкаливала. Композитор Пуччини своей «Тоской» хотел «всколыхнуть в людях чувство справедливости… и, если до сих пор мы были добрыми, то теперь станем жестокими!..», констатировал он. Сцену пыток Высоцка нетрадиционно выносит на обозрение публики (обычно в постановках слышны только стоны Каварадосси), а когда Флория закалывает Скарпиа, в руках у нее оказывается не кинжал, а ножницы, которыми до этого Скарпиа пытается срезать подвязку на ее чулке…
Светлана Касьян, говорит, что после каждого премьерного спектакля (а ей поручили петь самую ответственную, первую премьеру) наступала страшная опустошенность: «Невозможно представить сколько раз во время репетиций мы проживали каждый жест, каждую фразу… У Барбары всё это наполняется глубоким смыслом. Она добивается не только передачи эмоций, но и того, о чём ты думаешь! По композиции – это непросто сильно поставленная сцена… Даже, в тот момент, когда ты стоишь к публике спиной, режиссер добивалась того, чтобы зал почувствовал, что происходит у тебя внутри! С одной стороны это безумно сложно, с другой –поразительный результат!».
По сюжету оперы главный герой Каварадосси – художник, пишущий образ Марии Магдалины, который он постоянно сравнивает с чертами своей возлюбленной, знаменитой певицы Флории Тоски. Великолепно найдено визуальное решение драмы: Барбара Высоцка использует в грандиозных проекциях фотопортреты главной героини, которые преломляются на шикарных декорациях, выполненных в помпезном барочном стиле (действие оперы открывается в знаменитой римской церкви). Каждая сцена, как бы даётся в сильном увеличении; страдания и боль, страсть и сомнения, – всё это отображается в огромных черных выразительных глазах главной героини: для спектакля под руководством режиссера было сделано несколько сложных фотосессий Светланы Касьян. Кроме этого, на декорациях «проступают» и отдельные реплики героев; большое внимание уделено цветовому решению спектакля и современным свето-техническим эффектам.
«Тоску» готовил талантливый итальянский дирижер с говорящей фамилией Паоло Арривабене: «всё идёт хорошо», – так в переводе с итальянского звучит его фамилия! Видимо, эт, в какой-то степени, и предопределило судьбу премьеры… Ведь за неделю до генерального прогона случился форс-мажор. Дирижер упал в театре и сломал три ребра. Руководство приняло решение поставить Тадеуша Козловского. Польский маэстро прекрасно справился с задачей, добавил в неё свой неуемный темперамент, какую-то особую приподнятость и шик. Наградой для всех были долгие овации в зале, публика благодарила артистов стоя.
Татьяна ЭСАУЛОВА