Оркестровое половодье. Фрагмент 6. Что играют. Современная музыка

Оркестровое половодье. Фрагмент 6. Что играют. Современная музыка
Фото Дарья Каретникова

«Оркестровая карта России»
Совместный проект национальной газеты «Музыкальное обозрение» и российских симфонических и камерных оркестров

«Оркестровое половодье»
Статья в № 4 «МО», 2020

Мы публикуем несколько фрагментов статьи и нашего анализа итогов сезона 2018-2019

Четвертый номер 2020 года газеты «Музыкальное обозрение»  полностью посвящен оркестровой жизни и представляет ежегодный проект газеты и российских оркестров «Оркестровая карта России»: мониторинг репертуара сезонов российских симфонических и камерных оркестров.

Проект проводится с 2003 года национальной газетой «Музыкальное обозрение» вместе с симфоническими и камерными оркестрами России.

За годы проведения мониторинга в нем участвовали почти все оркестровые коллективы России.

Проект представляет:

• количество концертов и программ и сезона,
• сведения о выступавших с оркестром дирижерах (и количество концертов, проведенных каждым из них), солистах, хорах, ансамблях.
• симфонии и симфонические сочинения,
• концерты и произведения для солирующих инструментов с оркестром,
• оратории и кантаты,
• оперы и оперетты в концертном исполнении,
• фрагменты опер и оперетт, песни, романсы и другие вокальные сочинения.
• абонементы,
• гастроли,
• приобретения инструментов, костюмов и др., сделанные в ходе сезона,
• юбилеи, назначения, вакансии

Оркестровое половодье
Статья в № 4 «МО», 2020

Фрагмент 6

Что играют? Современная музыка

Совместный проект национальной газеты «Музыкальное обозрение» и российских симфонических и камерных оркестров «Оркестровая карта России»

Анализируя репертуар оркестров, можно констатировать, что сочинений ныне живущих или не так давно ушедших западных композиторов (Булеза, Штокгаузена, Лигети, Ксенакиса, Кейджа, Лютославского, Пендерецкого, Дютийе, Гурецкого, Бацевич, Адамса и др.), постоянно исполняемых оркестрами мира, в репертуаре российских оркестров почти нет.

То же относится и к партитурам наших соотечественников: Родиона Щедрина, Альфреда Шнитке, Андрея Эшпая, Мечислава Вайнберга, Бориса Тищенко, Юрия Буцко, Николая Каретникова, Галины Уствольской, Сергея Слонимского, Эдисона Денисова, Гии Канчели, Арво Пярта, Софии Губайдулиной, Валентина Сильвестрова; композиторов следующего поколения — Николая Корндорфа, Александра Вустина, Виктора Екимовского, Владимира Тарнопольского, Фараджа Караева, Александра Раскатова, Юрия Каспарова …

Из наследия Шнитке (9 симфоний) играют в основном прикладную музыку (из кинофильмов, мультфильмов, спектаклей) и миниатюры. Щедрина — чаще всего «Кармен-сюиту» и музыку из балетов, и намного реже — чисто симфонические партитуры.

Век советской музыки обойден вниманием (за исключением популярных фрагментов): не исполняются симфонии и оркестровые сочинения Хачатуряна, Кабалевского, Хренникова, Г. Попова, Локшина, композиторов союзных республик…

Авторам нового поколения трудно что-либо предъявить в серьезном формате и объеме. Они почти не обращаются к симфоническому оркестру, не имея надежд на исполнение: в эту сторону «оптика» симфонических оркестров не направлена, за некоторыми исключениями (Госоркестр, Омский симфонический, Уральский филармонический оркестры, оркестр Татарстана, MusicAeterna). Недавние появления композиторов-резидентов (А. Вустин в Госоркестре и Э. Низамов в ГСО Татарстана) — также исключения, а не тенденция для России; на то была воля художественных руководителей этих коллективов В. Юровского и А. Сладковского.

Но, к счастью, на творчество современников направлена «оптика» организаторов фестивалей и конкурсов. Именно в этих форматах чаще всего звучит современная симфоническая музыка, благодаря фестивалям и конкурсам открываются новые имена и сочинения: «Московская осень», «Санкт-Петербургская весна», Омский фестиваль новой музыки, конкурс композиторов им. А. Петрова. Особая статья — проект В. Юровского и Госоркестра «Другое пространство»: VI фестиваль и I конкурс, прошедшие в сезоне 2018–2019.

В том же сезоне Томский оркестр провел концерт к 90-летию Э. Денисова — уроженца этого города. ГСО Татарстана — свой ежегодный фестиваль современной музыки имени С. Губайдулиной «Concordia», где звучали сочинения Губайдулиной, Лютославского, Пендерецкого, Слонимского.

Но в основном у большинства оркестров в графе «Музыка второй половины XX–XXI веков» — музыка кино, песни, сочинения Пьяццоллы. И сочинения местных композиторов, представителей региональных СК. Однако задача — исполнять композиторов своих республик и регионов — ныне все меньше и меньше актуальна, да и часто их произведения по качеству и новизне не выдерживают критики и конкуренции с признанными авторами. Но есть обязательства, поддержанные учредителями оркестров и руководителями культуры в регионах в особенности в национальных республиках.

Еще одна большая проблема — с авторскими правами, арендой нот и их стоимостью. Часто это препятствия на пути новой музыки. Но не только они.

С одной стороны, исполнение новой музыки зависит от желания и знания дирижеров и возможностей оркестра. С другой — от политики концертных залов, цель которых — продать как можно больше билетов и абонементов. Вот в эти «ножницы» и попадает новая — не только по времени написания, но и выразительным средствам — оркестровая музыка.

Порой публику бывает трудно привлечь даже симфониями и концертами Шостаковича и Прокофьева, не говоря уж о Вайнберге, Хачатуряне, Эшпае, Щедрине и тем более — композиторах следующих поколений, так как филармоническую аудиторию настойчиво и упрямо последние годы приучают в основном к  партитурам Чайковского и Рахманинова. И продать зал на программы с музыкой Моцарта, Бетховена, Брамса, Чайковского, Рахманинова, Верди гораздо проще (это проблема не только региональных, но в большой степени столичных оркестров и филармоний). А включать в программу хотя бы одно небольшое произведение современного автора, как это практикуется в Европе, хотят и могут далеко не все.

Но если детей кормить только тем, что им нравится, они будут есть только конфеты, шоколад и мороженое, а пить пепси-колу. Последствия для здоровья известны.

Это неправильно, более того — крайне вредно. Все должно быть наоборот. Оркестр, а не публика, должен быть законодателем моды и диктовать, что слушать — безусловно, учитывая пристрастия слушателей и традиции региона. А публика должна научиться и привыкнуть доверять своему оркестру и идти слушать то, что он  предлагает, следуя собственному пониманию репертуара, мировым тенденциям и многому другому.

Об этом мы писали не раз, особенно наглядно представив векторы формирования репертуара для юбилейного сезона Ростовского симфонического оркестра. Эти уникальные материалы можно рассматривать как учебник, энциклопедию оркестрового дела и по сей день.

Газета «Музыкальное обозрение» тоже внесла свой вклад в симфонический репертуар XXI века. «МО» инициировало три крупных коллективных  симфонических произведения:

Концерт для оркестра «Десять взглядов на десять заповедей» к 15-летию газеты в 2004 (авторы Михаил Броннер, Юрий Воронцов, Александр Вустин, Сергей Жуков, Роман Леденев, Сергей Павленко, Ефрем Подгайц, Рустэм Сабитов, Александр Чайковский, Андрей Эшпай; 30 исполнений в 20 городах России);

«Посвящение. К 100-летию Д.Д. Шостаковича» в 2006 (авторы Ольга Алюшина, Артем Васильев, Алексей Сюмак, Антон Буканов, Ольга Бочихина, Татьяна Новикова, Кузьма Бодров). На сайте «МО» можно посмотреть запись этого сочинения, сделанную 1 октября 2014 на концерте к 25-летию газеты в КЗЧ в исполнении АСО МГАФ под управлением Юрия Симонова («Юбилейное действо Opus 25», часть 2);

«Liberta / 2019 / MO / 30» к 30-летию «МО» в 2019 (авторы Сергей Невский, Дмитрий Курляндский, Александр Хубеев, Николай Попов), мировая премьера которого состоялась на юбилейном концерте газеты в МКЗ «Зарядье» 20 декабря 2019 (запись доступна на сайте «МО»; подробно об этом сочинении, его авторах и исполнителях — в № 1–2,2020).

Каждое из этих сочинений демонстрирует новый уровень симфонического и оркестрового мышления.

Проект «Вологодские кружева», задуманный «Музыкальным обозрением» для фестиваля «Кружева» в Вологде, дал еще шесть оркестровых сочинений: три для симфонического оркестра (Александра Чайковского, Кузьмы Бодрова, Артема Васильева), два для камерного (Михаила Гоголина и «Эхо тишины» Юрия Каспарова) и одно для фортепианного трио и народного оркестра (Михаила Броннера).

Еще одно сочинение — «Теней вереница и времени нить» — Сергей Жуков написал для камерного ансамбля.