Оркестровое половодье. Фрагмент 7. Что играют. Симфония

Оркестровое половодье. Фрагмент 7. Что играют. Симфония
Фото Дарья Каретникова

«Оркестровая карта России»
Совместный проект национальной газеты «Музыкальное обозрение» и российских симфонических и камерных оркестров

«Оркестровое половодье»
Статья в № 4 «МО», 2020

Мы публикуем несколько фрагментов статьи и нашего анализа итогов сезона 2018-2019

Четвертый номер 2020 года газеты «Музыкальное обозрение»  полностью посвящен оркестровой жизни и представляет ежегодный проект газеты и российских оркестров «Оркестровая карта России»: мониторинг репертуара сезонов российских симфонических и камерных оркестров.

Проект проводится с 2003 года национальной газетой «Музыкальное обозрение» вместе с симфоническими и камерными оркестрами России.

За годы проведения мониторинга в нем участвовали почти все оркестровые коллективы России.

Проект представляет:

• количество концертов и программ и сезона,
• сведения о выступавших с оркестром дирижерах (и количество концертов, проведенных каждым из них), солистах, хорах, ансамблях.
• симфонии и симфонические сочинения,
• концерты и произведения для солирующих инструментов с оркестром,
• оратории и кантаты,
• оперы и оперетты в концертном исполнении,
• фрагменты опер и оперетт, песни, романсы и другие вокальные сочинения.
• абонементы,
• гастроли,
• приобретения инструментов, костюмов и др., сделанные в ходе сезона,
• юбилеи, назначения, вакансии

Оркестровое половодье
Статья в № 4 «МО», 2020

Фрагмент 7

Что играют. Симфония

Совместный проект национальной газеты «Музыкальное обозрение» и российских симфонических и камерных оркестров «Оркестровая карта России»

Симфонический оркестр призван играть, прежде всего, симфоническую музыку: симфонии, сюиты, иные крупные партитуры и т.д., концерты с солистами, оратории, кантаты. Но было бы преувеличением сказать, что такова репертуарная политика всех оркестров. Удельный вес этих партитур в репертуаре региональных оркестров недостаточен (подчеркнем, что в данном обзоре разговор ведется только с участниками и об участниках проекта «Оркестровая карта России 2018–2019»).

Из необъятного симфонического наследия двух с половиной веков чаще звучат симфонии Брамса, Дворжака, Малера, Чайковского, Рахманинова, Шостаковича, «Фантастическая» Берлиоза — но не так уж часто: в основном в исполнении 10 –15 «больших» оркестров (оркестры консерваторских городов — Екатеринбурга, Нижнего Новгорода, Новосибирска, Казани, а также Омска, Томска, Волгограда, филармонии на Кавминводах, Хабаровска, Владивостока, Ульяновска, Белгорода);

несколько последних симфоний Гайдна и Моцарта (Тихоокеанский оркестр продолжил исполнение полного цикла симфоний Моцарта), избранные симфонии Бетховена, Шуберта (главным образом «Неоконченная»).

Эпизодически или очень редко играют симфонии Шумана, Брукнера, Сибелиуса, поэмы Листа, Сметаны и Франка, оркестровые фрагменты опер Вагнера;

Из музыки конца XIX и XX вв. популярны партитуры Дебюсси, Равеля, Р. Штрауса (его сейчас исполняют значительно чаще, чем 4–5 лет назад).

Не играют или играют очень мало классиков ХХ века — Айвза, Бартока, Берга, Бриттена, Веберна, Лютославского, Мартину, Мессиана, Мийо, Онеггера, Пуленка, Хиндемита, Шенберга, Шимановского, Элгара.

Русская классика представлена сочинениями, прежде всего, Чайковского, а также Римского-Корсакова («Шехерезада» и «Испанское каприччио», фрагменты опер), Рахманинова; миниатюрами Лядова, испанскими увертюрами и фрагментами опер Глинки, фрагментами опер Мусоргского, Бородина.

А вот симфонии Бородина, Балакирева, Римского-Корсакова, Глазунова, Калинникова, Танеева, Скрябина, Мясковского, даже Прокофьева — редкие гости. Стравинский представлен в основном музыкой балетов (но не «Весной священной») и «Симфонией псалмов», Прокофьев — «Классической симфонией» и также балетной музыкой. Из оркестрового наследия Шостаковича звучало не более половины симфоний (чаще — 5-я, 7-я, 9-я).

Многие оркестры сыграли в сезоне всего лишь по несколько симфоний (от 5 до 10).

Однако популярны и не иссякают фрагменты балетов Чайковского, «Метель» Свиридова, музыка семейства Штраусов, Вальс из «Маскарада», «Танец с саблями» и «Лезгинка» из балета «Гаянэ» Хачатуряна, «Грустный вальс» Сибелиуса, части из сюит «Пер Гюнт» Грига, увертюра к «Руслану и Людмиле» Глинки, увертюра из к/ф «Дети капитана Гранта» И. Дунаевского, «Романс» из к/ф «Овод» Шостаковича, пьесы Пьяццоллы и другие миниатюры из разряда легкой оркестровой музыки и бисов; фрагменты опер, оперетт и мюзиклов, песни, музыка из кинофильмов и мультфильмов, программы из репертуара популярных рок-групп.

Среднестатистический оркестр играет от 60 до 65 концертов за сезон (от 40 до 45 программ). Одни — около 90 и даже больше (Екатеринбург, Нижний Новгород, Казань, Ярославль), другие — меньше 40 (Курск, Якутия, Сургут). 

Оркестр играет то, что может и что позволяет состав. При составе в 50–60 человек невозможно играть Малера, Брукнера, Вагнера, Шостаковича.

Менеджмент озабочен зарабатыванием денег.

Значительная часть публики хочет развлечений. Как и начальство.

Анализ «репрезентативной выборки» позволяет утверждать, что академическая классика составляет примерно половину репертуара сезона. Другая же половина — это выступления к праздникам (Новый год, 8 Марта, Дни медработника, работника ЖКХ, сельского хозяйства и т.д.), юбилейным и памятным датам, на Днях города, официальных мероприятиях и приемах, корпоративах (зачастую это либо одно отделение, либо несколько номеров популярной музыки), концерты open air из «всякой всячины».

А еще есть просветительская деятельность: детские абонементы, выезды в города и села региона с облегченным репертуаром, концерты с детьми — учащимися ДМШ, лауреатами местных конкурсов.