«Мертвый город» в живом театре: премьера оперы Эриха Корнгольда в «Новой опере»

«Мертвый город» в живом театре: премьера оперы Эриха Корнгольда в «Новой опере»
Фото novayaopera.ru

Называться «Новая опера» – непростой крест для театра, когда кассу (и это закон индустрии) делают только старые, хорошо знакомые публике названия. Но с тех пор, как кресло директора театра в конце 2020 года занял Антон Гетьман, «Новая опера» постепенно возвращает себе кредо своего основателя Евгения Колобова и анонсирует одно за другим нетривиальные для отечественной сцены названия. На апрель 2022 пришлась российская премьера оперы австрийского композитора Эриха Вольфганга Корнгольда «Мертвый город».

Ревитализация

Проращивать новый репертуар театру приходится сквозь компост непростого наследия, доставшегося от предыдущего руководства: в 2012-2020 директором театра был Дмитрий Сибирцев из Самары, и после него в репертуаре остались не только действительно редкие для России оперы Вагнера или «Пассажирка» Мечислава Вайнберга. А, например, жуткая графоманская халтура в виде свежесочиненного «Продавца игрушек» и мумифицированной, даром что поставленной в 2021 году «Кармен» Юрия Александрова и Вячеслава Окунева.  Золотомасочная же «Саломея» в постановке Екатерины Одеговой афишу уже покинула – зато в ней продолжает числиться целая коллекция концертных программ-попурри из попсовой классики. А костяк репертуара все равно составлен из того же набора дежурных названий, который есть в каждом оперном театре страны.

Гетьман перешел в «Новую оперу» из МАМТа имени Станиславского и Немировича-Данченко, который пытался развивать с 2016, а вместе с ним с Большой Дмитровки на Петровку перебрались самые креативные сотрудники и партнеры. Поэтому в сезоне 2021/22 оперная лаборатория «КоOPERAция», с 2017 года проводившая финальные показы на малой сцене МАМТа, прошла уже в «Новой опере», причем с невиданным размахом: по 8 новых (пусть и коротких) опер сочинили сперва команды из подростков-либреттистов и взрослых композиторов, а потом – из молодых профессионалов индустрии. Затем театр запустил танцевальную резиденцию, в рамках которой прошли спектакли Екатеринбургского театра современной хореографии «Провинциальные танцы» под руководством Татьяны Багановой, включая возобновление их знаменитой «Весны священной», созданной в 2013 году для Большого театра. И это был только разгон.

Живут же люди

Ведь хлеб интендантов – а с Гетьманом «Новая опера» существует как интендантский театр – это амбициозные проекты. «Мертвый город» амбициозен по всем параметрам. Во-первых, с точки зрения выбора названия: хотя после премьеры в 1920 году эта опера получила свою долю международной популярности, ее быстро забыли; да и в принципе творчество Корнгольда в России известно смутно. Во-вторых, музыкально: партитура Корнгольда, обильно впитавшая и вагнеровское наследие, и актуальные штраусовские тренды своего времени, все же не настолько вторична, чтобы не стать челленджем для оркестра под управлением главного дирижера Валентина Урюпина, – она рассчитана на приятный уху результат, но достигается он сквозь продирание через жирный прослоенный торт оркестровой фактуры. В-третьих, сценически: три с лишним часа довольно изысканной, но лишенной драматургической динамики музыки и сюжет, коллизии которого происходят в основном в сознании главного героя, требуют мастерски выверенных постановочных решений.

В театре решили, что такие решения сумеет обеспечить тандем из режиссера Василия Бархатова и художника Зиновия Марголина. На их счету крепкие, технологически изощренные, гламурные боевики вроде «Отелло» в Мариинке или совсем недавнего «Фауста» в Пермском оперном, а в промежутке – целая серия постановок в европейских театрах, где Бархатов был востребован все предыдущее десятилетие.

Фото novayaopera.ru

Лежит безжизненное тело на нашем жизненном пути

Сквозь стремительно схлопывающееся «окно в Европу» Бархатов успел протащить в «Новую оперу» все расхожие наработки европейской режиссерской оперы в ее уже угасающем изводе конструирования альтернативного нарратива. Согласно исходному сюжету главный герой Пауль так сильно оплакивает смерть жены Мари, что весь город Брюгге, где он живет, становится для него мертвым, а в живой женщине Мариэтте ему настойчиво видится утраченная покойница. Бархатов оставляет Мари в живых, а Пауля, по заветам множества спектаклей Дмитрия Чернякова, отправляет на психотерапию. Мари в этой постановке – оперная певица, и для зрителей из первых рядов на сцене предусмотрен набор пасхалок в виде афиш к известным названиям. Супруги пытаются разойтись, отчего психика Пауля страдает все больше и больше, и большой вопрос, существует ли Мариэтта вообще как отдельный реальный субъект или она только результат тщетных попыток Пауля переиграть семейную драму у себя в голове.

Зиновий Марголин, которого принято считать главным автором бархатовских спектаклей, выстроил павильон своей декорации прямо в гипертрофированной оркестровой яме «Новой оперы». Двухэтажный дом, точь-в-точь такой, какие очень любит использовать в своих спектаклях Кэти Митчелл, ездит вверх-вниз под громкий скрип плунжеров. В одном положении это спальня – эпицентр фрустрации и лишь потом эротики. В другом – открывается эллинг, где половину пространства занимает катер, который чуть-чуть двигается, символизируя стремление покинуть место страданий, но выехать со сцены не может – нет свободного кармана. А самой важной точкой становится стоящая прямо в эллинге ванна с подведенной – всё по-взрослому – водой (на зависть Георгию Исаакяну с его любовью к сантехнике). Здесь же, между водным транспортом и местом омовения, Бархатов возжигает символический огонь, когда Пауль готовит барбекю для разбитной тусовки Мариэтты.

Льются по видеопанельным окнам хипстерского лофта слезы фешенебельного Брюгге, слишком комфортного, чтобы показаться мертвым. Впрочем, у музыки по ту сторону смерти нет счета времени; действие вязнет, и оживляют его только переходы между сценами, во время которых под затемнение на авансцене вспыхивают слепящие софиты (художник по свету Александр Сиваев). Получаются практически киномонтажные склейки – оммаж обширному наследию Корнгольда как кинокомпозитора (он лауреат двух «Оскаров» за саундреки).

Фото novayaopera.ru

Выжить любой ценой

В партии Пауля во всех четырех спектаклях премьерного блока – швейцарский тенор Рольф Ромей, с трудом, но добравшийся до Москвы вопреки трансграничным препонам. Спектакли давались через день, но уже на втором показе 17 апреля вокальный аппарат певца подавал признаки смерти и страшно представить, в каком состоянии был на пятом, 24 апреля. Мари-Мариэтту на премьере исполнила сопрано Марина Нерабеева, солистка труппы «Новой оперы» – будь в музыке больше огня, и героиня в ее раскрепощенной подаче не уступила бы иной Кармен.

Перенос зеркала сцены на яму стал и подарком, и ловушкой для солистов. Баланс голосов и оркестра сдвинулся в пользу первых – вот только пользоваться этим они не стали, продолжая посылать голос так, словно их от зала по-прежнему отделяет оркестр. Хотя тот аккуратно убран за марголинский павильон (в заднике предусмотрены щели, демонстрирующие, что оркестр в принципе есть) и не конкурирует не только с вокалистами, но и со злополучными плунжерами: театр благодарит за техническую помощь в подготовке спектакля Большой театр, но в Большом-то гидравлика двигает всю махину «Саломеи» Клауса Гута совершенно бесшумно.

Ловушка же в том, что при таком расположении относительно зала певцам не спрятаться в оперную условность и крупный мазок – требуется нюансированная игра, тщательно простроенное существование на сцене. Для европейского театра это – стандартное требование, для российского – редкое счастье, и в этом плане «Мертвый город» находится на уровне качественных европейских спектаклей. Игра артистов отчасти компенсирует нечитаемые из-за неконтрастной проекции титры, которые при перемещении павильона и вовсе перестают отображаться.

Фото novayaopera.ru

Жизнь берет свое

Парад неочевидных названий «Новая опера» планирует продолжать весь следующий сезон. Российскую премьеру редко исполняемой оперы Верди «Стиффелио», которой сперва планировалось закрыть сезон 2021/22, перенесли на сентябрь. За ней должны последовать еще одна первая российская постановка – опера Джона Адамса «Доктор Атом», а также редкость из XIX века – комическая опера «Почтальон из Лонжюмо» Адольфа Адана, который известен у нас только балетами «Жизель» и «Корсар». И только в сезоне 2023/24 театр вернется к названиям из устоявшегося канона. При такой живой репертуарной политике можно позволить себе иной раз выпустить еле живую постановку.

Кей БАБУРИНА | «МО» № 7 (498) 2022

«Музыкальное обозрение» в социальных сетях

ВКонтакте    Телеграм