Опера Бартока «Замок герцога Синяя Борода» в Пермском театре оперы и балета — спектакль года-опера в рейтинге «МО» 2022

Опера Бартока «Замок герцога Синяя Борода» в Пермском театре оперы и балета — спектакль года-опера в рейтинге «МО» 2022
"Замок герцога Синяя Борода". Фото Андрей Чунтомов / Пермский театр оперы и балета
Федор Леднёв
Евгения Сафонова

С 1995 «Музыкальное обозрение» подводит итоги года и объявляет лауреатов Премии «Музыкальное обозрение», старейшей премии России в области академической музыки — рейтинг «События и Персоны».

Спектакль года – опера

Бела Барток. «Замок герцога Синяя Борода»
Пермский театр оперы и балета
Сценическая версия с прологом и эпилогом Валерия Воронова (2022)
Премьера 18, 19 ноября 2022

Дирижер-постановщик Федор Леднев
Режиссер-постановщик, сценограф Евгения Сафонова
Художник по костюмам, художник по скульптуре Анастасия Юдина
Медиахудожник Алина Тихонова, Илона Бородина, Михаил Иванов
Звукорежиссер Марат Бариев
Художник по свету Ксения Котенева, Константин Бинкин
Оператор-постановщик Алексей Родионов
Коуч по венгерскому языку, автор перевода либретто и титров Оксана Якименко
При поддержке Aksenov Family Foundation

Спектакль заявлен театром как «мировая премьера», поскольку к партитуре 1911 года добавили новую музыку: живущий в Германии белорусский композитор Валерий Воронов по заказу театра написал для постановки пролог и эпилог. Премьерный показ транслировался онлайн на платформах ВК и YouTube. Большой мир впервые услышал «Замок» в мае 1918, незадолго до конца мучительно долгой мировой войны; в экспрессионистской партитуре оперы так же мучительно ведут обреченный диалог два голоса: меццо-сопрано и бас оспаривают друг у друга власть над замком, прикрываясь любовью – Шарль Перро не узнал бы свою страшную сказку в этой еще более страшной, безысходной истории. Оркестровая яма в спектакле приподнята, но мощный визуальный ряд (не зря в команде такое количество художников) заслоняет собой работу оркестра. Видеопроекции заливают сценический портал, выворачивая наизнанку любые представления о камерности и масштабности; в их абстрактном движении – жизнь замка, истекающего кровью и слезами. Артисты же подчеркнуто статичны (каждый из них меняет положение буквально несколько раз за весь спектакль), а Герцог так и вовсе иммобилизован и лишен зрения. В финале Юдит погибает, как положено по сюжету – визуализированный проекцией бег ее двойника по темным коридорам и не мог закончиться ничем иным – но и инвалидное кресло герцога полыхает, принимая символическую смерть. Замок же продолжает жить – в эпилоге перед зрителем бьется его огромное, состоящее из множества пульсирующих желудочков сердце, для которого и понадобился художник по скульптуре. Смыслы спектакля одновременно слишком просты и слишком громадны, чтобы стоило их вербализовывать; баланс крови, смерти и красоты в нем для каждого будет индивидуален.

«МО»

«Музыкальное обозрение» в социальных сетях

ВКонтакте    Телеграм