Опера Гаэтано Доницетти «Линда ди Шамуни» в Большом театре — спектакль года-опера в рейтинге «МО» 2022

Опера Гаэтано Доницетти «Линда ди Шамуни» в Большом театре — спектакль года-опера в рейтинге «МО» 2022
"Линда ди Шамуни". Фото Павел Рычков | Большой театр
Антон Гришанин
Роман Феодори

С 1995 «Музыкальное обозрение» подводит итоги года и объявляет лауреатов Премии «Музыкальное обозрение», старейшей премии России в области академической музыки — рейтинг «События и Персоны».

Спектакль года – опера

Гаэтано Доницетти. «Линда ди Шамуни»
Большой театр, Камерная сцена имени Б.А. Покровского
Премьера 9, 10, 11, 12 июня 2022

Дирижер-постановщик Антон Гришанин
Режиссер-постановщик Роман Феодори
Художник-постановщик Даниил Ахмедов
Режиссер по пластике Татьяна Баганова
Хормейстеры Александр Критский, Павел Сучков

«Линда ди Шамуни» (название следует фонетике франкопровансальского языка) – творение Доницетти, жемчужина бельканто, трагическая история с неизбежной сценой безумия героини-колоратурной сопрано, но, в отличие от «Лючии ди Ламмермур», с благополучным финалом. В постановке Большого театра сюжет спектакля дополнен режиссерскими вторжениями в нарратив и за счет этого считывается как история на все времена, актуальная и для нас сегодня. Сквозным фоном для происходящего служит третьеразрядный сентиментальный горный пейзаж с коровками, но пасторальность зрелища – театрально-наигранная, мир же спектакля циничен и жесток. Мужчины в нем используют женщин, женщины по возможности отыгрываются в ответ. Общество с одной стороны демонстрирует женщине, что она может добиться чего угодно, удовлетворяя сексуальные запросы мужчин, с другой – запрещает ей распоряжаться собой. Если что-то и сводит Линду с ума, то именно эта ситуация, в которой всё диктует ей предпочесть вместо соблазна осязаемой выгоды некую нематериальную награду за отказ от этой выгоды. Великолепны костюмные, сценографические и пластические решения второго акта, в котором и происходит основная борьба за тело и душу главной героини: в толпе аппетитных, будто пирожные, клонов Линда символически выполняет фантазии своих потенциальных возлюбленных – пока не погружается в безумие. Но безумие напускное, контролируемое: в итоге Линда презентует окружающим социально приемлемую, удобную версию себя, но истинная ее личность совершает вертикальный скачок: вместо фигуры в игре она становится игроком и начинает сама играть другими. И это выглядит как хороший способ выжить в мире, где каждая женщина, обладающая чем-то ценным для привилегированного пола, в какой-то момент оказывается либо на прилавке, либо за прилавком.

«МО»

«Музыкальное обозрение» в социальных сетях

ВКонтакте    Телеграм