Николай Корндорф – 75 лет со дня рождения

Николай Корндорф – 75 лет со дня рождения

«Что сейчас гадать – создал что-то стоящее или нет – только время покажет. Сиди спокойно и работай, и пиши, если мысли есть»: 23 января 2022 исполнилось бы 75 лет Николаю Сергеевичу Корндорфу (1947-2001), одной из самых ярких фигур в российской музыке последней четверти XX века.

Взгляд со стороны

«Музыкант поистине ренессансного масштаба: композитор, дирижер, педагог; аналитик и музыкальный писатель, мастерски владевший словом, слогом, стилем; великолепный знаток оркестра; эрудит, ориентировавшийся в самых разных областях знаний науке, культуре, искусстве, спорте; энергичный общественный деятель (в 1978-1983 занимал пост председателя Творческого объединения молодых композиторов Москвы, в 1990 активно участвовал в работе АСМ-2). Человек редкого обаяния. Лидер своего композиторского поколения»,пишет о Корндорфе доцент Московской консерватории, кандидат искусствоведения Елена Николаева, редактор-составитель книги «Николай Корндорф: Материалы. Статьи. Воспоминания» (М.: Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2015).

Говоря о сочинениях Николая Корндорфа, пианист, композитор, музыковед Иван Соколов, старший преподаватель МГК, отмечает «невероятную возвышенность этой музыки»: «Она как будто состоит из одной молекулы, но именно это делает эту музыку великой, вечной, совершенной, серьезной, простой и возвышенной. Простота, которая в ней заложена, – залог того, что его музыка будет жить дальше в веках, она не усложнена искусственно, она естественно сложна». (Из беседы с Юлией Пантелеевой, доцентом Российской академии музыки имени Гнесиных, кандидатом искусствоведения. Интервью опубликовано в хрестоматии «Слово композитора и о композиторе» / Ред. и сост. Н. С. Гуляницкая, Ю. Н. Пантелеева. – М.: РАМ им. Гнесиных, 2020)

«Музыка его, как и он сам, была олицетворением духовного здоровья, общение с ним вливало в любого из нас силу, так теперь недостающую в окружающей серенькой жизни. <…> Одно за другим появлялись его грандиозные симфонические полотна, но и камерная его музыка была так же свежа и неожиданна, так же неистощимо изобретательна и мужественно-прекрасна! Живший в последние годы так далеко от нас, он ухитрялся быть поддержкой не только талантливой молодежи, но и ровесникам, и тем, кто был старше его. Он переписывался с бывшими учениками, время от времени посещал нас в Москве, а в последний год жизни задумал грандиозную встречу российских музыкантов в Сиэтле. Он не дожил до этого, но встреча состоялась – встреча с его музыкой, и сейчас она постоянно присутствует в нашей жизни, удивляет, вдохновляет и вселяет надежду». (Александр Вустин о Николае Корндорфе – в упомянутой выше консерваторской книге)

«Николай Сергеевич пользовался большим уважением и в кругу профессоров консерватории, и в официальной среде Союза композиторов, его любили и музыкальные критики, и филармоническая публика, и это при том, что он отнюдь не выглядел человеком “удобным” и “лицеприятным”. Скорее даже наоборот: при всем своем стремлении оставаться объективным, он был весьма “острым на язык”, никогда не упускал случая указать на недостатки, часто в довольно резком тоне, не обходил возникающие проблемы, а скорее обострял их, и вообще, в целом, его модус поведения можно назвать “вызывающе-критично-конструктивным”. Но, исходящая из него искренность и правдивость не позволяла на него обижаться. Этически он всегда был безупречен. Поэтому у него было очень много искренних поклонников и, мне кажется, практически не было недоброжелателей», – подчеркивает композитор, педагог, профессор Московской консерватории, художественный руководитель Ансамбля солистов «Студия новой музыки» Владимир Тарнопольский. (Цит. по: «Николай Корндорф: Материалы. Статьи. Воспоминания»)

Биографическое

Николай Корндорф родился 23 января 1947 в Москве. В 1957 поступил в музыкальную школу Музыкального училища при Московской консерватории в класс Григория Фрида. С 1961 по 1965 учился в Мерзляковском училище (среди педагогов – Д. А. Блюм, Ю. Н. Холопов, В. П. Фраёнов, Е. М. Царева). В 1965 поступил в Московскую консерваторию (класс композиции Сергея Баласаняна, класс инструментовки Юрия Фортунатова, класс дирижирования Лео Гинзбурга). В 1975-1979 вновь учился у Гинзбурга, на отделении оперно-симфонического дирижирования, получая дополнительную специализацию.

Преподавать начал в 1969, сначала в Музыкальном училище имени Октябрьской революции (ныне – Московский государственный институт музыки имени А. Г. Шнитке), до января 1970. Параллельно – до 1975 – в Музыкальном училище при Московской консерватории. В 1972-1991 преподавал в МГК, сперва на кафедре теории музыки (был ассистентом Ю. Н. Холопова), затем, с 1973, на кафедре инструментовки и чтения партитур. Вел индивидуальные занятия у композиторов, дирижеров, музыковедов. Читал лекции по инструментоведению, у композиторов.

«Он давал нам мелодии, чтобы мы их проштриховали, например, мелодию из Мимолетности No 1 Прокофьева. Потом все начало этой пьесы он просил записать флажолетами струнных. Помню, что он вызвал у меня при первом же знакомстве чувство уважения. И поскольку он был довольно молодой, всего на тринадцать лет меня старше, – в 1979 мне было девятнадцать, а ему тридцать два, – он казался солидным педагогом, но мы чувствовали, что он чуть ближе к нам, чем люди постарше», – вспоминает И. Соколов. (Цит. по: «Слово композитора и о композиторе»)

«Молодой педагог высокого роста с бородой, немного добавлявшей ему возраст, оказался очень профессиональным и крайне строгим экзаменатором. Студенты отзывались о нем с большим уважением, но при этом все же энергично старались не попадать в ту группу, у которой он принимал экзамен». (В. Тарнопольский в книге «Николай Корндорф: Материалы. Статьи. Воспоминания»)

Среди учеников индивидуального класса Н. Корндорфа (около 70) – композиторы С. Дмитриев, С. Жуков, С. Загний, В. Рябов, К. Уманский, Е. Чемберджи; музыковеды Н. Ксенофонтова, Е. Николаева, Т. Старостина; дирижеры В. Блинов, И. Головчин, П. Коган, В. Кожин, В. Понькин.

В 1991 переехал в Канаду. Дважды приезжал в Россию: в 1997 в Санкт-Петербург (АСО Санкт-Петербургской филармонии под управлением Александра Лазарева исполнил тогда Четвертую симфонию) и в 1999 в Москву на фестиваль «Музыка русского зарубежья», где исполнялись “Continuum” и Квартет. Скончался в Ванкувере 30 мая 2001 в возрасте 54 лет.

«Николай Сергеевич умер совершенно внезапно, последние полгода или год он меньше переписывался, потому что болел. Но болел не так, что не мог общаться, писать. Он работал». (И. Соколов в хрестоматии «Слово композитора и о композиторе»)

Особенности стиля

Атонально-экспрессионистский период в творчестве Николая Корндорфа завершился в 1980 Второй симфонией. С 1981 и до конца жизни Корндорф писал совсем другую музыку: тональную, диатоническую, отчасти минималистскую. Переломным стало сочинение 1981 года – «Ярило», для фортепиано и магнитофонной пленки.

СПИСОК СОЧИНЕНИЙ

Прямая речь

«Признание додекафонией равенства между всеми звуками сродни коммунистической уравниловке. Хотя следует признать, что тональная система в этом отношении тоже сродни тоталитарной иерархии. Правда, здесь может быть одно оправдание: тональная система (имеется в виду мажорное трезвучие, как основа) акустически заложена в самой природе музыкального звука». (Н. Корндорф. Цит. по: «Николай Корндорф: Материалы. Статьи. Воспоминания»)

Антон ДУБИН, «МО»