Итоги 2021. События и персоны. Рейтинг газеты «Музыкальное обозрение»

Итоги 2021. События и персоны. Рейтинг газеты «Музыкальное обозрение»

Итоги 2021 года.
События и Персоны.

Рейтинг газеты
«Музыкальное обозрение»

Объявляется ежегодно с 1995 года

«Музыкальное обозрение» объявило итоги 2021 года — «События и Персоны»

Московская филармония, Большой театр, Детский музыкальный театр, ГМИИ им. А.С. Пушкина, МКЗ «Зарядье».
Балет «Мастер и Маргарита», оперетта «Москва, Черемушки».
Фестиваль «Декабрьские вечера».
Выдающиеся музыканты – музыковед Екатерина Михайловна Царева и пианист Алексей Борисович Любимов.
Собрания сочинений Александра Скрябина и Мечислава Вайнберга.
Проект «Все симфонии Шостаковича».
Композиторы Николай Попов, Александр Хубеев, Иван Соколов.
Скрипачка Марина Катаржнова и альтист Сергей Полтавский.
Вера Таривердиева.
Музыковеды и журналисты Ярослав Тимофеев и Алексей Мунипов.
Aksenov Family Foundation

Поздравляем лауреатов.

Всех благ в новом 2022 году!

Редакция «Музыкальное обозрение»
Главный редактор
Устинов Андрей

Музыкальная организация года
Московская государственная академическая филармония
Генеральный директор Алексей Шалашов
Фестиваль года
XLI Международный музыкальный фестиваль «Декабрьские вечера Святослав Рихтера», ГМИИ им. А.С. Пушкина
«Вариации в свободном стиле» 1-24 декабря 2021, Москва, ГМИИ им. А.С. Пушкина
Директор ГМИИ им. А.С. Пушкина Марина Лошак
Программный директор фестиваля Юлия Де-Клерк
Проект года
Цикл концертов Московского концертного зала «Зарядье» «Все симфонии Шостаковича» к 115-летию со дня рождения композитора
Проект года
Полное собрание сочинений Александра Скрябина (1872—1915) (Издательство «Музыка» – «П. Юргенсон»)
Научный редактор — доктор искусствоведения Валентина Рубцова
Жизнь в музыке
Екатерина Царева
Музыковед, доктор искусствоведения, профессор Московской консерватории
Жизнь в музыке
Алексей Любимов
Пианист, профессор Московской консерватории
Спектакль года — балет
«Мастер и Маргарита»
Музыка Альфреда Шнитке и Милко Лазара
Спектакль Большого театра России
Хореограф Эдвард Клюг
Дирижер Антон Гришанин
Сценограф Марко Япель
Художник по костюмам Лео Кулаш
Художник по свету Томаш Премзл
Премьера 1, 2, 3, 4, 5 декабря 2021
Спектакль года — оперетта
Дмитрий Шостакович. «Москва, Черемушки»
Спектакль Большого театра России (Камерная сцена имени Б.А. Покровского)
Режиссер Иван Поповски
Музыкальный руководитель и дирижер Павел Клиничев
Сценографы Сергей Чобан, Александра Шейнер
Художник по костюмам Людмила Гаинцева
Художник по свету Айвар Салихов
Хореограф и режиссер по пластике Михаил Колегов
Хормейстеры Александр Рыбнов, Павел Сучков
Премьера 25, 26, 27, 28 марта 2021
Спектакль года — опера
Цезарь Кюи. «Красная Шапочка»
Спектакль Московского детского музыкального театра имени Н.И Сац
Режиссер Георгий Исаакян
Музыкальный руководитель и дирижер Сергей Михеев
Художники Валентина Останькович, Филипп Виноградов
Художники по свету Евгений Ганзбург, Cергей Мартынов
Видео Мария Степанова
Хормейстер Ксения Кулакова
Хореограф Олег Кожанов
Премьера 29 и 30 мая 2021
Композитор года
Николай Попов
Композитор, руководитель Центра электроакустической музыки (ЦЭАМ) Московской консерватории.
Композитор года
Александр Хубеев
Композитор, художественный руководитель Международной академии молодых композиторов в г. Чайковском, сооснователь и куратор композиторских курсов reMusik.org
Музыкант года
Марина Катаржнова
Скрипачка, доцент Московской консерватории, руководитель оркестра ФИСИИ, солистка ансамбля Gnessin Baroque, концертмейстер Персимфанса
Музыкант года
Сергей Полтавский
Альтист, исполнитель на виоле
Коллектив года
Вокальный ансамбль “Intrada”
Художественный руководитель Екатерина Антоненко
Продюсер года
Вера Таривердиева
Президент Благотворительного фонда творческого наследия Микаэла Таривердиева
Директор Кафедрального собора в Калининграде
Директор Международного конкурса органистов имени Микаэла Таривердиева
Издательские проекты года
Книга: Данута Гвиздалянка. «Мечислав Вайнберг – композитор трех миров»
Собрание сочинений Мечислава Вайнберга (1919–1996)
Издательство Композитор • Санкт-Петербург» и «Музыкальное обозрение»
Музыковед года
Иван Соколов
Пианист, композитор, музыковед, преподаватель Московской консерватории
Музыковед года
Ярослав Тимофеев
Музыковед, ведущий концертов Московской филармонии
Просветитель года
Алексей Мунипов
Журналист, культуролог, программный директор ДК «Рассвет»
Меценат года
Aksenov Family Foundation
Основатель и глава Дмитрий Аксенов

Музыкальная организация года

Московская государственная академическая филармония
Генеральный директор Алексей Шалашов

Фото предоставлено пресс-службой Московской филармонии

Московская филармония держит высокий уровень концертных программ, коллективов и солистов. Заявленные в прошлые годы две генеральные линии: современная музыка и музыка Барокко – проявились особенно ярко в проектах открытия юбилейного 100-го сезона 2021/2022: выступление одного из ведущих ансамблей современной музыки Ensemble intercontemporain (Франция) и фестиваль «Георг Фридрих Гендель: мир горний и мир дольний». Не только широчайший репертуарный диапазон, но и умение организовать и провести масштабные проекты на самом высоком уровне.

Фестиваль года

XLI Международный музыкальный фестиваль «Декабрьские вечера Святослав Рихтера»
«Вариации в свободном стиле»
1-24 декабря 2021, Москва, ГМИИ им. А.С. Пушкина
Директор ГМИИ им. А.С. Пушкина Марина Лошак
Программный директор Юлия Де-Клерк

«Декабрьские вечера» — брендовый проект Пушкинского музея, длящийся уже 40 лет и в свое время создавший особую культурную среду. В какой-то момент фестиваль немного сдал позиции, но с приходом директора Марины Лошак и руководителя музыкальных проектов ГМИИ им. Пушкина Юлии Де-Клерк фестиваль получил новое дыхание.

XLI Фестиваль составил единое целое с выставочным проектом Жан-Юбера Мартена «Бывают странные сближенья», дополнив визуальный ряд «разноголосицей» музыкального пространства. Главной задачей выставки, занявшей почти весь музей, было представить в одном месте и сравнить абсолютно несхожие, на первый взгляд, произведения искусства, имеющие различное происхождение, относящиеся к разным эпохам и культурным традициям. Это же относится и к музыкальной программе фестиваля, в которой объединилась музыка семи столетий: от возрождения (Орландо ди Лассо, Жанекен) до новейшей музыки XXI века (А. Вустин, С. Райх, мировая премьера Б. Фуррера) в исполнении топ-солистов и ансамблей — российских (Иван Соколов, Марина Катаржнова, Алексей Володин, «Студия новой музыки», «Персимфанс», вокальный ансамбль «Интрада») и зарубежных (ансамбль барочной музыки Le Poème Harmonique во главе с Венсаном Дюместром, ансамбли современной музыки Court-Circuit во главе с Филиппом Юрелем и Klangforum Wien).

Проект года

Цикл концертов Московского концертного зала «Зарядье» «Все симфонии Шостаковича» к 115-летию со дня рождения композитора

В год 115-летия со дня рождения Д.Д. Шостаковича, с февраля по декабрь, в московском концертном зале «Зарядье» прозвучали все 15 симфоний великого композитора ХХ века. Включение в репертуар одного года или сезона всех симфоний одного автора — явление крайне редкое.

К участию в уникальном проекте были приглашены ведущие оркестры Москвы (БСО им. Чайковского, Госоркестр имени Е.Ф. Светланова, НФОР, РНО, Персимфанс, Камерный ансамбль «Солисты Москвы»), а также филармонические оркестры Екатеринбурга, Новосибирска, Красноярска. Дирижировали Владимир Федосеев, Василий Петренко, Владимир Спиваков, Михаил Плетнев, Пьер Блёз, Дмитрий Лисс, Томас Зандерлинг, Владимир Ланде, Андрей Борейко, Юрий Башмет, Даниил Райскин, Дмитрий Корчак.

Каждый концерт предварялся лекцией из цикла «Разговор о Шостаковиче» от известных музыковедов, журналистов и музыкантов. О 1-й и 2-й симфониях рассказали Григорий Кротенко и Петр Айду, о 3-й и 7-й симфонии Иосиф Райскин (о 3-й с Даниэлем Райскиным), о 4-й — Андрей Борейко, о 5-й — Варвара Турова и Алексей Курбатов, о 6-й и 10-й — Дина Кирнарская, о 8-й и 15-й — Юлия Бедерова, о 9-й и 13-й — Ольга Дигонская, об 11-й, 13-й и 14-й — Левон Акопян (о 14-й с Юрием Башметом).

Проект года

Полное собрание сочинений Александра Скрябина (1872–1915)
Издательство «Музыка» – «П. Юргенсон»
Научный редактор — доктор искусствоведения Валентина Рубцова

Впервые в новейшем времени был доведен до успешного завершения труд по изданию Полного собрания сочинений одного из русских композиторов-классиков.

Не одно десятилетие продолжается выпуск ПСС Шостаковича издательством DSCH; только началось издание АПСС Чайковского, Мусоргского.

Доктору искусствоведения Валентине Рубцовой удалось выпустить Собрание сочинений Александра Скрябина после 10 лет работы над этим изданием. Вдвойне знаменательное событие еще и потому, что оно вышло накануне 150-летия со дня рождения композитора.

Жизнь в музыке

Екатерина Царева
Музыковед, доктор искусствоведения, профессор Московской консерватории

Екатерина Михайловна Царева в 2021 отметила 85-летие. 60 лет она преподает в Мерзляковском училище, почти столько же — в консерватории. Ее блистательные уроки истории музыки всех эпох (от барокко до ХХ века) и мудрые уроки жизни прошли и усвоили тысячи молодых музыкантов. Ее лекции (скорее даже не лекции, а Слово о музыке, и не только о ней), глубина анализа и особая интонация, ее доброта и справедливость, отношение к начинающим музыковедам не просто как к ученикам, а как к младшим коллегам, и в то же время как к своим детям – явления высочайшего порядка. Заметка о юбилее Екатерины Михайловны, опубликованная на Facebook «Музыкального обозрения», собрала рекордное количество просмотров и откликов! И это высокая оценка нашей деятельности.

Жизнь в музыке

Алексей Любимов
Пианист, профессор Московской консерватории

На протяжении всей своей жизни Алексей Борисович Любимов – пианист, клавесинист, профессор МГК, один из инициаторов и долгое время декан ФИСИИ Московской консерватории, а ныне его преподаватель – остается верен музыке и ничему другому. «Есть музыка, есть я, а какая власть – все равно», – сказал Алексей Любимов в одном из интервью. Неутомимый искатель, еще в юности он сформулировал себе задачу на все последующие годы: «существует неизвестная, недоступная нам музыка, существуют ее творцы, и существуют способы ее все-таки достичь». Круг интересов Алексея Любимова не раз менялся, вместе с тем суммарно были охвачены едва ли не все исторические эпохи, требующие порой не только специальных знаний, но и специального инструментария: Любимов – признанный мэтр аутентичного исполнительства, распространивший эту свою страсть и на композиторов-романтиков.

Некогда вышагнув из авангарда 1950-1960-х в поставангард и минимализм, Алексей Борисович и сегодня, в свои 77, продолжает выступать – не теряя высокого мастерства, вспоминая в концертах своих друзей-композиторов, определивших идеологию фестиваля «Альтернатива»: появившийся благодаря Алексею Любимову 33 года назад, этот фестиваль стал одной из важнейших страниц музыкальной истории XX века.

Спектакль года — балет

«Мастер и Маргарита»
Спектакль Большого театра России
Музыка Альфреда Шнитке и Милко Лазара
Руководитель балетной труппы ГАБТа Махар Вазиев
Хореограф Эдвард Клюг
Дирижер Антон Гришанин
Сценограф Марко Япель
Художник по костюмам Лео Кулаш
Художник по свету Томаш Премзл
Премьера 1, 2, 3, 4, 5 декабря 2021

Фото Дамир Юсупов | Большой театр

Удивительный двухактный балет по одному из самых значительных произведений русской литературы ХХ века, открывшемуся читателям СССР в 60-70-е годы и сформировавшему мировоззрение целого поколения. В те же десятилетия слушателям открылась музыка Шнитке, чье влияние сопоставимо с влиянием романа Булгакова. Соединение творчества двух гениев создало редкий образный и смысловой баланс, в сочетании с блистательной, глубокой и тонкой работой хореографа Эдварда Клюга, сценографа Марко Япеля, художника по свету Томаша Премзла, всей балетной труппы под руководством Махара Вазиева и Большого театра во главе с Владимиром Уриным.

Спектакль года — оперетта

Дмитрий Шостакович. «Москва, Черемушки»
Спектакль Большого театра России (Камерная сцена имени Б.А. Покровского)
Режиссер Иван Поповски
Музыкальный руководитель и дирижер Павел Клиничев
Сценографы Сергей Чобан, Александра Шейнер
Художник по костюмам Людмила Гаинцева
Художник по свету Айвар Салихов
Хореограф и режиссер по пластике Михаил Колегов
Хормейстеры Александр Рыбнов, Павел Сучков
Премьера 25, 26, 27, 28 марта 2021

Фото Павел Рычков | Большой театр

На Камерной сцене им. Б.А. Покровского Большого театра состоялась еще одна высококачественная, запоминающаяся премьера — «Москва, Черемушки» Дмитрия Шостаковича. Оперетта Д. Шостаковича, поставленная в год 115-летия со дня рождения композитора, — казалось бы, о вполне обыденном процессе переселения из коммуналок в отдельные квартиры, а на самом деле — музыкально-сценический символ той недолгой исторической эпохи, постсталинского времени, которую мы называем «Оттепель».

Спектакль Ивана Поповски, может быть, не во всем исключительно правдив, это действительно чуть-чуть сказка. Зато он овеян любовью к близким людям, ностальгией по «оттепели».

Спектакль года — опера

Цезарь Кюи. «Красная Шапочка»
Спектакль Московского детского музыкального театра имени Н.И Сац
Режиссер Георгий Исаакян
Музыкальный руководитель и дирижер Сергей Михеев
Художники Валентина Останькович, Филипп Виноградов
Художники по свету Евгений Ганзбург, Cергей Мартынов
Видео Мария Степанова
Хормейстер Ксения Кулакова
Хореограф Олег Кожанов
Премьера 29 и 30 мая 2021

Фото предоставлены пресс-службой театра Сац

Режиссер предлагает зрителям «Игру в театр», или «Театр в театре»: представить, что опера была подарена композитором для домашнего спектакля, разыгрываемого в царской семье. Продолжая эту идею, можно предположить, что спектакль мог быть поставлен ко дню рождения цесаревича, который весь спектакль молча, в обнимку с плюшевым мишкой смотрит сказку. Спектакль стал для зрителей, родителей с детьми своеобразным учебником «Как поставить спектакль дома».

Действие помещено в контекст начала XX века, что делает спектакль еще и учебником по отечественной истории. И «ветер перемен», буквально треплющий портьеры царского дворца, будто предрекает скорые драматические события: мировую войну, революцию, падение Российской Империи, трагический финал императорской семьи.

Композитор года

Николай Попов
Композитор, руководитель Центра электроакустической музыки (ЦЭАМ) Московской консерватории

35-летний Николай Попов — безусловный лидер поколения в области одного из наиболее актуальных направлений — электронной музыки, создатель уникальных электоракустических и мультимедийных проектов. Автор симфонических и камерных сочинений, балетов, чрезвычайно востребованный в драматическом театре и кино.

Крупнейший специалист по современному композиторскому творчеству профессор Валентина Холопова отмечает в своей книге «Композитор Николай Попов» (М.: 2019), что «Творчество Н. Попова с очевидностью принадлежит к новаторской ветви ныне создаваемой музыки. Вхождение в неведомое, обязательность нестандартного определяют главный ракурс его направления в музыке <…> ars nova первых десятилетий ХХI в.»

Композитор года

Александр Хубеев
Композитор

35-летний Александр Хубеев — художественный руководитель Международной академии молодых композиторов в городе Чайковском, сооснователь и куратор Композиторских Курсов reMusik.org в Санкт-Петербурге. В этом году начал преподавать в Московской консерватории.

Музыкант года

Марина Катаржнова
Скрипачка

Марина Катаржнова — доцент Московской консерватории, руководитель оркестра ФИСИИ, основательница и солистка ансамбля Gnessin Baroque, концертмейстер Персимфанса, участница многочисленных проектов, фестивалей, концертных циклов.

Исполнительница, обладающая выдающимся виртуозным мастерством вкупе с редким артистизмом и неистовым сценическим темпераментом и с огромным репертуарным диапазоном. Признанный мастер исполнения, прежде всего, музыки барокко и новейшей музыки, вплоть до импровизации с электроникой.

Музыкант года

Сергей Полтавский
Альтист, исполнитель на виоле

Фото Владимир Волков

Сергей Полтавский, как и многие солисты его поколения, в последние годы посвящает себя в основном музыкe XVII-XVIII и XX-XXI веков. Он существенно раздвинул границы альтового репертуара на российской концертной сцене: не только на филармонической, но и на самых различных альтернативных площадках. Создатель оригинальных концертных программ и проектов, основатель и художественный руководитель фестиваля “Viola is my Life”. Безусловно, сегодня он — самый яркий, креативный и востребованный российский альтист.

Коллектив года

Вокальный ансамбль “Intrada”
Основатель и художественный руководитель Екатерина Антоненко

Ансамбль “Intrada” постоянно востребован в различных проектах и программах: барочных и ренессансных, русских и зарубежных, классических и авангардных, светских и духовных, сольных и с различными коллективами. “Intrada” — коллектив европейского мышления и строения. Исключительная мобильность, гибкость, возможность выступить любым составом, чуть ли не мгновенное освоение репертуара — все это сегодня организаторами концертов и фестивалей. Отсюда колоссальное количество приглашений и в России, и от зарубежных партнеров.

Продюсер года

Вера Таривердиева
Президент Благотворительного фонда творческого наследия Микаэла Таривердиева
Директор Кафедрального собора в Калининграде
Арт-директор Международного конкурса органистов имени Микаэла Таривердиева

Много лет Вера Таривердиева успешно ведет проекты памяти своего супруга Микаэла Таривердиева: фестивали творчества композитора и международный конкурс органистов. В 2021, в год 90-летия со дня рождения М. Таривердиева, фестиваль, несмотря на пандемию, охватил множество концертных площадок во многих городах России: от Москвы (где центральной фестивальной сценой стало «Зарядье») до Хабаровска.

Как всегда, представительным и резонансным событием стал конкурс органистов, который прошел в Калининграде Вера Таривердиева 5 лет назад была приглашена возглавить Кафедральный собор в этом городе. Благодаря ее усилиям и таланту продюсера 700-летний Собор, музыкальная жизнь в котором долгие годы едва теплилась, стал центром художественной культуры Калининграда, а Калининград — несомненно, одним из органных и в целом музыкальных центров России: фестивали, конкурсы, интенсивная концертная программа:

«Ровно пять лет назад я совершила безумный поступок. Согласилась возглавить Кафедральный собор на острове Канта. На один год. Но прошло пять лет, а я остаюсь в прежней роли. Правда, с нового года я буду называться не директором, а художественным руководителем. Но буду продолжать делать то, что делала. На днях подводили итоги года. В этом году в Соборе прошло 784 концерта. Думаю, что по количеству концертов это мировой рекорд. Будем продолжать в этом же духе».

Издательские проекты года

Собрание сочинений Мечислава Вайнберга
Данута Гвиздалянка. «Мечислав Вайнберг – композитор трех миров»

В 2021 два партнера — издательство «Композитор • Санкт-Петербург» и «Музыкальное обозрение» — завершили первую серию первого в России Собрания сочинений Вайнберга и выпустили книгу Дануты Гвиздалянки «Мечислав Вайнберг – композитор трех миров», начатый в 2017. В 2017–2021 вышла первая серия Собрания сочинений. В ней 13 томов (15 тетрадей), в которых представлена широкая панорама творчества композитора: произведения для оркестра, для солирующих инструментов с оркестром, камерные ансамбли, сочинения для фортепиано, флейты, вокальный цикл «Цыганская библия», музыка к кино- и мультфильмам, сочинения для детей.

В двух уникальных томах, завершающих первую серию Собрания сочинений, впервые опубликованы музыка и песни Мечислава Вайнберга к художественным и анимационным фильмам: 12 а (музыка из 13 кинофильмов, 120 страниц) и 12 b (музыка из 7 кинофильмов и 6 мультфильмов для детей, 160 страниц).

В 2022 планируется выпустить вторую серию (7 томов), готовятся третья и четвертая.

***

При поддержке Института Адама Мицкевича в Варшаве в издательстве «Композитор • Санкт-Петербург» вышла книга польского музыковеда Дануты Гвиздалянки «Мечислав Вайнберг – композитор трех миров». На сегодняшний день это наиболее полная русскоязычная биография выдающегося музыканта ХХ века Мечислава Вайнберга (1919–1996).

Просветитель года

Иван Соколов
Пианист, композитор, музыковед

Фото Владимир Волков

«Есть два типа историков. Одни говорят об истории. Другие говорят с историей» (Я. Гордин о Н. Эйдельмане). Пианист, композитор, преподаватель Московской консерватории Иван Глебович Соколов представляет собой редкий тип исследователя-собеседника. Человек феноменальной эрудиции, высочайшего профессионализма, он абсолютно лишен высокомерия. Его взгляд на музыку, как и на мир в целом – это взгляд ученого, экспериментатора, чьи исследования поражают глубиной и многогранностью. Иван Соколов известен своими уникальными авторскими курсами в МГК: «Теория музыкального содержания», «Клавир и фортепиано: исполнительское искусство XVIII – начала XIX веков», «Отражение культурно-исторических процессов в фортепианной музыке XX века». Чрезвычайно популярен и его лекционный цикл «От Баха до наших дней», насчитывающий на данный момент более 150 лекций, выложенных в YouTube, и свыше 120 тысяч просмотров.

Музыковед года

Ярослав Тимофеев
Музыковед

Кандидат искусствоведения, ведущий концертов Московской филармонии Ярослав Тимофеев концептуально выстраивает каждое из своих предисловий, демонстрируя при этом недюжинную память. С 2017 он ведет концерты проекта «Мама, я меломан», а с 2018 является постоянным соавтором и соведущим проекта «Язык музыки». Его выступления перед публикой профессиональны, нетривиальны по мысли и языку.

Просветитель года

Алексей Мунипов
Журналист, культуролог, программный директор ДК «Рассвет»

Фото Facebook.com/munipov

Журналист Алексей Мунипов, автор книги «Фермата: Разговоры с композиторами» (М.: Новое издательство, 2019), а также одноименного телеграм-канала и подкаста, куратор образовательного курса «Профессиональный слушатель» в Высшей школе экономики. Увлеченный популяризатор, пропагандист новой музыки, а теперь еще и организатор. В то время как профессиональные музыковеды сегодня – за редкими исключениями – редко покидают пределы повседневной герметичной среды, на «арену» выходят просвещенные любители музыки.

Наряду со всеми перечисленными проектами Алексей Мунипов – программный директор новой площадки для культурных, образовательных и корпоративных событий ДК Рассвет, где звучат и «странные пьесы для камерного ансамбля», и «оркестр громкоговорителей», и «Красивая музыка #33», отсылающая к истокам основанного пианистом Алексеем Любимовым фестиваля современной музыки «Альтернатива».

Меценат года

Aksenov Family Foundation
Основатель и глава Дмитрий Аксенов

Aksenov Family Foundation — пожалуй, единственный из множества фондов, уделяющий первостепенное внимание академической музыке — прежде всего, современной, продвигающий творчество молодых композиторов.

В 2020 году по инициативе Aksenov Family Foundation был запущен проект в сфере современной академической музыки «Русская музыка 2.0», «направленный на развитие и обновление традиций отечественной композиторской школы и демонстрацию ее лучших достижений в России и за рубежом».
Осуществленная в 2021 программа «Русская музыка 2.1» «направлена на развитие и обновление традиций отечественной композиторской школы и демонстрацию ее лучших достижений в России и за рубежом. Задачей программы стала инициация создания новых музыкальных произведений наиболее заметными российскими композиторами новой волны» (цитаты с сайта https://aksenovff.com/). На финальном концерте в КЗЧ были представлены восемь мировых премьер.

Другие заметные проекты — фильм «Слепок», представленный Международным фестивалем современной хореографии Context. Diana Vishneva и Aksenov Family Foundation совместно с ГМИИ имени А.С. Пушкина, сотрудничество с оркестром и хором MusicAeterna, фестивалем «Территория», новый проект — стратегическое партнерство с ансамблем современной музыки Klangforum Wien.

«МО»