Итоги 2021. События и персоны. Рейтинг газеты «Музыкальное обозрение»

Итоги 2021. События и персоны. Рейтинг газеты «Музыкальное обозрение»

Итоги 2021 года.
События и Персоны.

Рейтинг газеты
«Музыкальное обозрение»

Объявляется ежегодно с 1995 года

«Музыкальное обозрение» объявило итоги 2021 года — «События и Персоны»

Московская филармония, Большой театр, Детский музыкальный театр, ГМИИ им. А.С. Пушкина, МКЗ «Зарядье».
Балет «Мастер и Маргарита», оперетта «Москва, Черемушки».
Фестиваль «Декабрьские вечера».
Выдающиеся музыканты – музыковед Екатерина Михайловна Царева и пианист Алексей Борисович Любимов.
Собрания сочинений Александра Скрябина и Мечислава Вайнберга.
Проект «Все симфонии Шостаковича».
Композиторы Николай Попов, Александр Хубеев, Иван Соколов.
Скрипачка Марина Катаржнова и альтист Сергей Полтавский.
Вера Таривердиева.
Музыковеды и журналисты Ярослав Тимофеев и Алексей Мунипов.
Aksenov Family Foundation

Поздравляем лауреатов.

Всех благ в новом 2022 году!

Редакция «Музыкальное обозрение»
Главный редактор
Устинов Андрей

Музыкальная организация года
Московская государственная академическая филармония
Генеральный директор Алексей Шалашов
Фестиваль года
XLI Международный музыкальный фестиваль «Декабрьские вечера Святослав Рихтера», ГМИИ им. А.С. Пушкина
«Вариации в свободном стиле» 1-24 декабря 2021, Москва, ГМИИ им. А.С. Пушкина
Директор ГМИИ им. А.С. Пушкина Марина Лошак
Программный директор фестиваля Юлия Де-Клерк
Проект года
Цикл концертов Московского концертного зала «Зарядье» «Все симфонии Шостаковича» к 115-летию со дня рождения композитора
Проект года
Полное собрание сочинений Александра Скрябина (1872—1915) (Издательство «Музыка» – «П. Юргенсон»)
Научный редактор — доктор искусствоведения Валентина Рубцова
Жизнь в музыке
Екатерина Царева
Музыковед, доктор искусствоведения, профессор Московской консерватории
Жизнь в музыке
Алексей Любимов
Пианист, профессор Московской консерватории
Спектакль года — балет
«Мастер и Маргарита»
Музыка Альфреда Шнитке и Милко Лазара
Спектакль Большого театра России
Хореограф Эдвард Клюг
Дирижер Антон Гришанин
Сценограф Марко Япель
Художник по костюмам Лео Кулаш
Художник по свету Томаш Премзл
Премьера 1, 2, 3, 4, 5 декабря 2021
Спектакль года — оперетта
Дмитрий Шостакович. «Москва, Черемушки»
Спектакль Большого театра России (Камерная сцена имени Б.А. Покровского)
Режиссер Иван Поповски
Музыкальный руководитель и дирижер Павел Клиничев
Сценографы Сергей Чобан, Александра Шейнер
Художник по костюмам Людмила Гаинцева
Художник по свету Айвар Салихов
Хореограф и режиссер по пластике Михаил Колегов
Хормейстеры Александр Рыбнов, Павел Сучков
Премьера 25, 26, 27, 28 марта 2021
Спектакль года — опера
Цезарь Кюи. «Красная Шапочка»
Спектакль Московского детского музыкального театра имени Н.И Сац
Режиссер Георгий Исаакян
Музыкальный руководитель и дирижер Сергей Михеев
Художники Валентина Останькович, Филипп Виноградов
Художники по свету Евгений Ганзбург, Cергей Мартынов
Видео Мария Степанова
Хормейстер Ксения Кулакова
Хореограф Олег Кожанов
Премьера 29 и 30 мая 2021
Композитор года
Николай Попов
Композитор, руководитель Центра электроакустической музыки (ЦЭАМ) Московской консерватории.
Композитор года
Александр Хубеев
Композитор, художественный руководитель Международной академии молодых композиторов в г. Чайковском, сооснователь и куратор композиторских курсов reMusik.org
Музыкант года
Марина Катаржнова
Скрипачка, доцент Московской консерватории, руководитель оркестра ФИСИИ, солистка ансамбля Gnessin Baroque, концертмейстер Персимфанса
Музыкант года
Сергей Полтавский
Альтист, исполнитель на виоле
Коллектив года
Вокальный ансамбль “Intrada”
Художественный руководитель Екатерина Антоненко
Продюсер года
Вера Таривердиева
Президент Благотворительного фонда творческого наследия Микаэла Таривердиева
Директор Кафедрального собора в Калининграде
Директор Международного конкурса органистов имени Микаэла Таривердиева
Издательские проекты года
Книга: Данута Гвиздалянка. «Мечислав Вайнберг – композитор трех миров»
Собрание сочинений Мечислава Вайнберга (1919–1996)
Издательство Композитор • Санкт-Петербург» и «Музыкальное обозрение»
Музыковед года
Иван Соколов
Пианист, композитор, музыковед, преподаватель Московской консерватории
Музыковед года
Ярослав Тимофеев
Музыковед, ведущий концертов Московской филармонии
Просветитель года
Алексей Мунипов
Журналист, культуролог, программный директор ДК «Рассвет»
Меценат года
Aksenov Family Foundation
Основатель и глава Дмитрий Аксенов

Музыкальная организация года

Московская государственная академическая филармония
Генеральный директор Алексей Шалашов

Фото предоставлено пресс-службой Московской филармонии

Московская филармония из года в год, из сезона в сезон держит самую высокую планку концертных программ, коллективов и солистов. Филармония представляет широчайший репертуарный диапазон, в котором в последние годы особое место занимают две генеральные линии — современная музыка и музыка барокко. Особенно ярко это проявилось в проектах открытия юбилейного 100-го сезона 2021/2022: выступлении одного из ведущих ансамблей современной музыки Ensemble intercontemporain (Франция) и фестивале «Георг Фридрих Гендель: мир горний и мир дольний».

И, конечно, Московская филармония — это всегда высочайший уровень организации и проведения масштабных концертных и фестивальных проектов.

Фестиваль года

XLI Международный музыкальный фестиваль «Декабрьские вечера Святослав Рихтера»
«Вариации в свободном стиле»
1-24 декабря 2021, Москва, ГМИИ им. А.С. Пушкина
Директор ГМИИ им. А.С. Пушкина Марина Лошак
Программный директор Юлия Де-Клерк

«Декабрьские вечера» — брендовый проект Пушкинского музея, длящийся уже 40 лет и в свое время создавший особую культурную среду. В какой-то момент фестиваль немного сдал позиции, но с приходом директора Марины Лошак и руководителя музыкальных проектов ГМИИ им. Пушкина Юлии Де-Клерк фестиваль получил новое дыхание.

XLI Фестиваль составил единое целое с выставочным проектом Жан-Юбера Мартена «Бывают странные сближенья», дополнив визуальный ряд «разноголосицей» музыкального пространства. Главной задачей выставки, занявшей почти весь музей, было представить в одном месте и сравнить абсолютно несхожие, на первый взгляд, произведения искусства, имеющие различное происхождение, относящиеся к разным эпохам и культурным традициям. Это же относится и к музыкальной программе фестиваля, в которой объединилась музыка семи столетий: от возрождения (Орландо ди Лассо, Жанекен) до новейшей музыки XXI века (А. Вустин, С. Райх, мировая премьера Б. Фуррера) в исполнении топ-солистов и ансамблей — российских (Иван Соколов, Марина Катаржнова, Алексей Володин, «Студия новой музыки», «Персимфанс», вокальный ансамбль «Интрада») и зарубежных (ансамбль барочной музыки Le Poème Harmonique во главе с Венсаном Дюместром, ансамбль современной музыки Court-Circuit во главе с Филиппом Юрелем, Klangforum Wien)

Проект года

Цикл концертов Московского концертного зала «Зарядье» «Все симфонии Шостаковича» к 115-летию со дня рождения композитора

В год 115-летия со дня рождения Д.Д. Шостаковича, с февраля по декабрь, в зале «Зарядье» прозвучали все 15 симфоний великого композитора ХХ века. Включение в репертуар одного года или сезона всех симфоний одного автора — явление крайне редкое. К участию в уникальном проекте были приглашены ведущие оркестры Москвы (БСО им. Чайковского, Госоркестр имени Е.Ф. Светланова, НФОР, РНО, ГАСК под управлением Валерия Полянского, Персимфанс, Камерный ансамбль «Солисты Москвы»), а также филармонические оркестры Екатеринбурга, Новосибирска, Красноярска. Дирижировали Владимир Федосеев, Василий Петренко, Владимир Спиваков, Михаил Плетнев, Пьер Блёз, Валерий Полянский, Дмитрий Лисс, Томас Зандерлинг, Владимир Ланде, Андрей Борейко, Юрий Башмет, Даниил Райскин, Дмитрий Корчак.

Каждый концерт предварялся лекцией из цикла «Разговор о Шостаковиче» от известных музыковедов, журналистов и музыкантов. О 1-й и 2-й симфониях рассказали Григорий Кротенко и Петр Айду, о 3-й и 7-й симфонии Иосиф Райскин (о 3-й с Даниэлем Райскиным), о 4-й — Андрей Борейко, о 5-й — Варвара Турова и Алексей Курбатов, о 6-й и 10-й — Дина Кирнарская, о 8-й и 15-й — Юлия Бедерова, о 9-й и 13-й — Ольга Дигонская, об 11-й, 13-й и 14-й — Левон Акопян (о 14-й с Юрием Башметом).

«Композитор и время – вот одна из стержневых проблем, возникающих в связи с симфонизмом Шостаковича, ибо симфония была и остается для него областью самых глубоких размышлений о действительности, о человеке. <…> При необычайной интенсивности творческой эволюции Шостаковича, ее сложном, а порой, особенно в ранний период, и «скачкообразном» движении, в его искусстве совершенно очевидны определенные постоянные тенденции: социальная отзывчивость, повышенно чуткая восприимчивость к «злобе дня», ко всему тому, что волнует современников» (из книги М. Сабининой «Шостакович-симфонист». М., «Музыка», 1976)

Проект года

Полное собрание сочинений Александра Скрябина (1872–1915)
Издательство «Музыка» – «П. Юргенсон»
Научный редактор — доктор искусствоведения Валентина Рубцова

Впервые в новейшем времени был доведен до успешного завершения труд по изданию Полного собрания сочинений одного из русских композиторов-классиков.

Не одно десятилетие продолжается выпуск ПСС Шостаковича издательством DSCH; только началось издание АПСС Чайковского, Мусоргского. Доктору искусствоведения Валентине Рубцовой удалось выпустить Собрание сочинений Александра Скрябина после 10 лет работы над этим изданием. Вдвойне знаменательное событие еще и потому, что оно вышло накануне 150-летия со дня рождения композитора.

«Беспристрастное наблюдение рисует нам А.Н. Скрябина определенным сыном определенной среды, с очень резко, почти до степени некоторой уродливости, выраженным мистически-романтическим уклоном своей идеологии. Можно соглашаться или спорить о том, насколько романтическая идеология нам сейчас “пристала”, насколько она нам чужда или нужна, насколько «подходяще» творчество романтика для нашей эпохи, насколько оно созвучно ей; но нельзя опровергнуть того, что эта идеология Скрябина была именно такова, что он был именно “мистическим романтиком”. Перекрашивание Скрябина в революционные колера, выкраивание из него какого-то неожиданного, невозможного в его время “певца пролетариата” – так же неуместно, как и обратное, имевшее, однако, тоже место в свое время, перекрашивание его в «православные религиозные краски», как и очень распространенное стремление некоторых придать его разрозненной и в существе очень сбивчивой путанице отвлеченных идей характер какой-то “стройной философемы”» (из книги Л. Сабанеева «Воспоминания о Скрябине». М.: Классика-XXI, 2000).

Жизнь в музыке

Екатерина Царева
Музыковед, доктор искусствоведения, профессор Московской консерватории

Екатерина Михайловна Царева в 2021 отметила 85-летие. 60 лет она преподает в Мерзляковском училище, почти столько же — в консерватории. Ее блистательные уроки истории музыки всех эпох (от барокко до ХХ века) и мудрые уроки жизни прошли и усвоили тысячи молодых музыкантов. Ее лекции (скорее даже не лекции, а Слово о музыке, и не только о ней), глубина анализа и особая интонация, ее доброта и справедливость, отношение к начинающим музыковедам не просто как к ученикам, а как к младшим коллегам, и в то же время как к своим детям – явления высочайшего порядка. Заметка о юбилее Екатерины Михайловны, опубликованная на Facebook «Музыкального обозрения», собрала рекордное количество просмотров и откликов! И это высокая оценка нашей деятельности.

«Я, проживши столько лет, проживши разные периоды жизни (как общественной, так и культурной), прекрасно понимаю, что какое-то движение вперед обязательно сочетается с отрицанием чего-то. Это в каком-то смысле закон. Но есть и закон, который не потерял актуальности: закон отрицания отрицания. На каком-то этапе то, что отторгалось, опять возрождается. Я, например, могу сказать: я занимаюсь с теоретиками второго курса – и я почувствовала, что в каком-то смысле воскресает все-таки более уважительное или заинтересованное отношение к проблемам музыки XIX века. Был такой период, когда только или до или после. А это: «Все знаем, все проходили, все скучно». Я не хочу сказать, что все студенты такие, но абсолютное большинство было в эту сторону расположено. Сейчас этого нет.

Главное в том, что я вот уже столько лет преподаю, стаж зашкаливает, но скучно мне не бывает никогда.

Более того, мне не бывает скучно и слушать одно и то же, если я слушаю с учениками. Потому что без этого момента общения, который обязательно должен складываться на занятии, усвоения вообще не будет. И в том числе и без прослушивания на уроке» (из интервью Новому музыкальному журналу «Диссонанс», 1.11.2021).

Жизнь в музыке

Алексей Любимов
Пианист, профессор Московской консерватории

На протяжении всей своей жизни Алексей Борисович Любимов — пианист, клавесинист, профессор МГК, один из инициаторов и долгое время декан ФИСИИ Московской консерватории, а ныне его преподаватель — остается верен музыке и ничему другому.

«Есть музыка, есть я, а какая власть — все равно», – сказал Алексей Любимов в одном из интервью. Неутомимый искатель, еще в юности он сформулировал себе задачу на все последующие годы: «существует неизвестная, недоступная нам музыка, существуют ее творцы, и существуют способы ее все-таки достичь».

Круг интересов Алексея Любимова не раз менялся, вместе с тем суммарно были охвачены едва ли не все исторические эпохи, требующие порой не только специальных знаний, но и специального инструментария: Любимов – признанный мэтр аутентичного исполнительства, распространивший эту свою страсть и на композиторов-романтиков.

Некогда вышагнув из авангарда 1950-1960-х в поставангард и минимализм, Алексей Борисович и сегодня, в свои 77, продолжает выступать – не теряя высокого мастерства, вспоминая в концертах своих друзей-композиторов, определивших идеологию фестиваля «Альтернатива»: появившийся благодаря Алексею Любимову 33 года назад, этот фестиваль стал одной из важнейших страниц музыкальной истории XX века.

«Музыка должна говорить своим языком. И видимо, это все-таки язык тональности, определенных звуковысотных соотношений. Именно так европейская музыкальная система начала складываться еще в XII веке. Как только связи распались, композитор и слушатель потеряли почву под ногами. Думаю, наступит XXII век, и все станет яснее. Музыка будет совершенно другая, но какая именно? Может, это будет окрошка из всей существующей музыки. Может, какой-то общедоступный стиль. А может, нечто навязанное сверху, если общество пойдет по пути зомбирования или управления техногенными средствами» (из интервью «Известиям», 26.01.2015).

Спектакль года — балет

«Мастер и Маргарита»
Спектакль Большого театра России
Музыка Альфреда Шнитке и Милко Лазара
Руководитель балетной труппы ГАБТа Махар Вазиев
Хореограф Эдвард Клюг
Дирижер Антон Гришанин
Сценограф Марко Япель
Художник по костюмам Лео Кулаш
Художник по свету Томаш Премзл
Премьера 1, 2, 3, 4, 5 декабря 2021

Фото Дамир Юсупов | Большой театр

«Размышляя об общем пространстве спектакля, я понял, что было бы неправильно показывать картины реальной Москвы. Должно быть другое, сюрреалистическое измерение, это совпадает и с атмосферой книги, и предлагает новый способ пересказа истории.

<Действие перенесено в заброшенный бассейн> огромный, ампирный, с полукруглой кафельной стеной, в которой 17 дверей. Двери — это и простой выход в другую комнату, и портал в другое измерение, другой мир. Поэтому эпохи и места действия могут меняться моментально. Заметьте, с бассейном — водой, местом, где получают удовольствие, — так или иначе связаны многие сцены книги. Патриаршие пруды, Иван Бездомный в Москве-реке, Дом литераторов — в нем ведь можно представить и баню для писателей. В клинике, где встречаются Мастер и Иван, очень уместен зеленоватый больничный кафель.

Одно и то же пространство работает по-разному, становится значимым; оно не просто фон, оно создает смысловой контраст с событиями романа. В этом необычном месте рождается необычная атмосфера, а это важно, особенно для танца. Это… Москва 30-х годов, мы должны чувствовать сталинскую эпоху. Своды нашего бассейна и на метро похожи — на станцию «Маяковская». В самом месте действия должно быть заложено что-то неправильное — бассейн и дает такую атмосферу. <…> Я уже полтора года работал над либретто, но, только когда услышал Концерт Шнитке для фортепиано и струнных, смог прочувствовать один из самых ключевых моментов «Мастера и Маргариты». Будто распахнулась большая дверь, через которую я смог войти в роман.

У Шнитке есть шесть аккордов на рояле — после них возникает такое же чувство, как в конце книги: чувство опустошения и меланхолии. Я даже не понял, хорошо это или плохо, когда вдруг, как наяву, увидел полную луну, на которую смотрит Иван в клинике, когда к нему приходит Мастер. Увидел распятие Иешуа — это третья часть концерта — и хаос Москвы во второй части» (Эдвард Клюг, интервью газете «Коммерсантъ», 29.11.2021)

Спектакль года — оперетта

Дмитрий Шостакович. «Москва, Черемушки»
Спектакль Большого театра России (Камерная сцена имени Б.А. Покровского)
Режиссер Иван Поповски
Музыкальный руководитель и дирижер Павел Клиничев
Сценографы Сергей Чобан, Александра Шейнер
Художник по костюмам Людмила Гаинцева
Художник по свету Айвар Салихов
Хореограф и режиссер по пластике Михаил Колегов
Хормейстеры Александр Рыбнов, Павел Сучков
Премьера 25, 26, 27, 28 марта 2021

"Москва-Черемушки". Фото Павел Рычков | Большой театр

«Сюжет, который выбрал Шостакович — одновременно и жизненно-актуальный, и с элементами какой-то идеально совершенной (или совершенно идеальной) жизни, вплоть до ощущения, что иногда попадаешь в какое-то не вполне реальное пространство и время, в сплетение дел чисто земных и легкой фантасмагории. Это настроение передано в музыке — легкой, разножанровой, жизнерадостной, мажорной, азартной, поющей, танцующей, вальсирующей.

Сегодня сюжет “Москва, Черемушки” кажется не менее востребованным, чем 60 лет назад, в годы оттепели. Неожиданно он резонирует с нашим временем. “Хрущевки” опять в центре внимания, только теперь процесс движется в обратном направлении: они отжили свой век, стали бременем для города и идут под снос по программе реновации. Но дело не только в этом. Спектакль Ивана Поповски, может быть, не во всем исключительно правдив, это действительно чуть-чуть сказка. Зато он овеян любовью к близким людям, ностальгией по их прошлому — а значит, и по прошлому, отложившемуся в нашей генетической памяти. Мы смотрим на это прошлое сквозь призму прошедших лет и этой любви. Смотрим с радостью, легкой грустью и надеждами.

Новый спектакль Большого театра пришелся ко времени и потому, что отвечает мыслям и надеждам многих. Оказалось, что вроде бы “один из” многих опусов Шостаковича отразил грандиозное временнОе и социальное явление, которое до сих пор прорастает в сознании как весенняя трава и зеленые листья — сквозь зиму, морозы и холода» («МО», 2021, № 4).

Спектакль года — опера

Цезарь Кюи. «Красная Шапочка»
Спектакль Московского детского музыкального театра имени Н.И Сац
Режиссер Георгий Исаакян
Музыкальный руководитель и дирижер Сергей Михеев
Художники Валентина Останькович, Филипп Виноградов
Художники по свету Евгений Ганзбург, Cергей Мартынов
Видео Мария Степанова
Хормейстер Ксения Кулакова
Хореограф Олег Кожанов
Премьера 29 и 30 мая 2021

Фото предоставлены пресс-службой театра Сац

«Режиссер Григорий Исаакян предлагает зрителям «Игру в театр», или «Театр в театре»: представить, что опера была подарена композитором для домашнего спектакля, разыгрываемого в царской семье. Продолжая эту идею, можно предположить, что спектакль мог быть поставлен ко дню рождения цесаревича, который весь спектакль молча, в обнимку с плюшевым мишкой смотрит сказку.

Спектакль стал для зрителей, родителей с детьми учебником «Как поставить спектакль дома». Действие помещено в контекст начала XX века, что делает спектакль еще и учебником по отечественной истории. И «ветер перемен», буквально треплющий портьеры царского дворца, будто предрекает скорые драматические события: мировую войну, революцию, падение Российской Империи, трагический финал императорской семьи.

Спустя век Георгий Исаакян решил «поиграть в историю» и представить, как все могло случиться, если бы не…

Через обращение к прошлому он отвечает на запрос современных родителей. Столкнувшись с планшетным одиночеством, многие сегодня осознали ценность «живой» коммуникации, приносящей обоюдную радость и детям, и взрослым. С одной стороны,

«Красная Шапочка» и становится сама по себе таким семейным «продуктом» (при желании, наполненным еще и важными этическими вопросами), а с другой — показывает, как можно его устроить самим. Домашний театр, оживляющий сказку, становится способом познавать современность через прошлое, а ушедшее — через настоящее. Креативность, подручный инвентарь и музыка придут на помощь» («МО», 2021, № 6).

Композитор года

Николай Попов
Композитор, руководитель Центра электроакустической музыки (ЦЭАМ) Московской консерватории

35-летний Николай Попов — лидер поколения в области одного из наиболее актуальных направлений — электронной музыки, создатель электоракустических и мультимедийных проектов. Автор симфонических и камерных сочинений, балетов, востребованный в драматическом театре и кино. В 2021 Николай Попов возглавил Центр электроакустической музыки Московской консерватории. Стал лауреатом конкурса «Партитура» в номинации «Симфоническое произведение малой формы», лауреатом Московской Арт Премии: I премия в номинации «Кино» за фильм «Гагарин. Лейтенант неба», созданный для медиахолла 360 (парк «Зарядье») вместе с медиахудожниками Е. Афониным и Я. Калнберзиным. Вышли фильмы Д. Завильгельского «Шульган-Таш» и «Андрей Сахаров. По ту сторону окна…» с музыкой Н. Попова.

Театральные премьеры года: балет «Свет погасшей звезды» в Башкирском театре оперы и балета (премьера 18 февраля 2021; «Свет погасшей звезды» и еще один балет Н. Попова «О чем молчат камни» были показаны на фестивале «Видеть музыку» в Москве); «Танцующая в темноте» и «Анна Каренина» в новосибирском театре «Старый дом»; «ЧПР» в Музее Москвы на Фестивале премьер театра «Практика»; «Русский крест» в Театре Наций; «ОЗОР» в театре г. Мирный (Якутия); перформативная опера «Мистерия высокого давления. Версия № 2» (Завод энергетического машиностроения, г. Чехов). Мультимедийный проект «CEAMMC free live project» в разных версиях показан на Фестивале-лаборатории современного искусства PULSE II в Челябинске, в Центре акустической музыки МГК, в проекте «Театр «Практика» в Музее Москвы».

Инсталляция «Дисклавир» демонстрировалась на Втором фестивале-форуме Russian Creative Week (Москва, Парк Горького). Сочинения Н. Попова исполнялись на фестивале «Сотворчество» в Саратове, на фестивале «Кружева» в Вологде (по заказу фестиваля композитор написал сочинение «Вологодские кружева» для симфонического оркестра и электроники).

12 ноября в Камерном зале МГАФ на концерте абонемента WWW.БАЯН.RU к 90-летию Софии Губайдулиной прошла мировая премьера сочинения Н. Попова «Detto» для аккордеона и электроники (посвящено Марии Власовой). 14 декабря Николай Попов был участником абонемента «Персона-композитор» в Камерном зале МГАФ и представил программу «Осторожно! Под напряжением», с мировыми премьерами новой версии «Манифеста свободной музыки» сочинения «Теории струн».

Композитор года

Александр Хубеев
Композитор

35-летний Александр Хубеев — один из лидеров молодого поколения российских композиторов, хорошо известный и исполняемый в России и за рубежом, лауреат многих международных конкурсов, сооснователь и куратор Композиторских Курсов reMusik.org в Санкт-Петербурге. В 2021 Хубеев стал художественным руководителем Международной академии молодых композиторов в г. Чайковском и начал преподавать в Московской консерватории.

Премьеры сочинений А. Хубеева в 2021: «Memory scars» для ансамбля (российская премьера 28 января в Рахманиновском зале консерватории, исполнители — «Студия новой музыки»); «Искаженные отражения» для фортепиано (мировая премьера 22 апреля в концерте абонемента «Персона –композитор», Камерный зал Московской филармонии, исп. Мария Садурдинова); микроопера «Сигнальный каскад» на проекте «КоOPERAция» (31 октября, театр Новая опера).

Произведения А. Хубеева звучали на фестивалях «Московский форум», ГАМ-Фестивале в Москве, «Opus 52» в Нижнем Новгороде, Sound Around Kaliningrad, «Звуковые пути» в Санкт-Петербурге, на «Русской креативной неделе» в ЦПКиО им. Горького, на «Композиторских читках» в Красноярске, Международной академии молодых композиторов в г. Чайковском. За рубежом — «Шепот феникса» в Филармонии Люксембурга, на фестивалях Young Euro Classic в Берлине, Festival Sinsal в Испании, PAN Music Festival в Южной Корее.

Композитор принял участие в проектах «Музыкального обозрения»: концерте совместного абонемента «МО» и Московской филармонии «Персона-композитор. Представление и интервью — Андрей Устинов» в Камерном зале МГАФ и фестивале «Сотворчество» в Саратове (организован «МО» совместно с Саратовской филармонией и Саратовской консерваторией): на концертах фестиваля прозвучали сочинение «Это было? Это будет!» для баяна и коллективное сочинение “Liberta/MO/30/2019” (2019–2021), одним из авторов которого является А. Хубеев, в исполнении АСО Саратовской филармонии, дирижер Анатолий Левин. В числе исполнителей — Московский ансамбль современной музыки, виолончелистки Юлия Мигунова и Ольга Демина, флейтист Иван Бушуев, альтистка Ирина Сопова, флейтист Иван Бушуев, солисты OpenSoundOrchestra, ГАМ-Ансамбль, Vacuum Quartet, Just Ensemble.

Музыкант года

Марина Катаржнова
Скрипачка

Скрипачка Марина Катаржнова — доцент Московской консерватории, руководитель оркестра Факультета исторического и современного исполнительского искусства, основательница и солистка ансамбля Gnessin Baroque, концертмейстер Персимфанса, участница многочисленных проектов, фестивалей, концертных циклов. Исполнительница, обладающая выдающимся виртуозным мастерством вкупе с редким артистизмом и неистовым сценическим темпераментом и с огромным репертуарным диапазоном.

Марина Катаржнова — признанный знаток и мастер исполнения музыки барокко и новейшей музыки. Обе главные линии ее творчества были представлены на фестивалях «Музыкального обозрения» в 2021. В Саратове на концерте-открытии фестиваля «Сотворчество» (организован «МО» вместе с Саратовской филармонией и Саратовской консерваторией) скрипачка исполнила Концерт для двух скрипок и струнных Баха (вместе с Асей Соршневой и АСО Саратовской филармонии под управлением Ильи Дербилова) и провела мастер-класс «Сонаты и партиты Баха — ключи к интерпретации».

На фестивале «Кружева» в Вологде сыграла Скрипичный концерт Баха ре минор в сопровождении камерного состава Ярославского симфонического оркестра (дирижер Мурад Аннамамедов). А на концерте-вернисаже в Вологодской областной картинной галерее в ее исполнении звучали «Пассакалия» Бибера и импровизация на картину Б. Голополосова «Марат. Набат, сигнал к восстанию против жирондистов. 1793 год».

Марина Катаржнова приняла участие в концерте абонемента «Музыкального обозрения» и Московской филармонии «К 90-летию Софии Губайдулиной. “WWW.БАЯН.RU”» 24 октября 2021, в день юбилея композитора.

Из других важных событий — участие в концерте к 300-летию со дня рождения Леопольда Моцарта (19 января, РЗК); концерт ансамбля «Студия новой музыки» «Прогноз погоды» (15 февраля, МЗК; исполнялись сочинения А. Сысоева, Я. Ксенакиса, Х. Холлигера, П. Аблингера, С. Спенсера, А. Пьяццоллы); концерт «Скрипичные сонаты И.С. Баха в оригиналах и транскрипциях», в дуэте с клавесинисткой О. Мартыновой (9 июня, РЗК); концерте «Красивая музыка #33» (18 декабря в «ДК Рассвет» совместно с основателями ФИСИИ МГК Н. Кожухарем и А. Любимовым), название которого отсылает к истокам фестиваля «Альтернатива».

Музыкант года

Сергей Полтавский
Альтист, исполнитель на виоле

Фото Владимир Волков

Альтист, исполнитель на виоль д’амур Сергей Полтавский, как и многие солисты его поколения, в последние годы посвящает себя в основном музыкe XVII–XVIII и XX–XXI веков. Он существенно раздвинул границы альтового репертуара на российской концертной сцене: не только на филармонической, но и на самых различных альтернативных площадках. Сергей — создатель оригинальных концертных программ и проектов, основатель и художественный руководитель фестиваля «Viola is my Life». Безусловно, сегодня он — самый яркий, креативный и востребованный российский альтист.

«Сергей Полтавский — живое опровержение штампа о музыканте-интеллектуале, застегнутом на все пуговицы. С одной стороны — полный список покоренных вершин мира “большой музыки”: сольная карьера, лауреатство на альтовом конкурсе Юрия Башмета, сотрудничество с “Солистами Москвы”, Московским ансамблем современной музыки, лучшими российскими дирижерами и исполнителями. С другой — интерес к современным технологиям, электроакустике и звуковому эксперименту, целый ряд эффектных концертных затей: то с “квартетом для четырех говорящих альтистов”, то с пьесой для альта, макбука и чертящего что-то по потолку светового луча, то с сочинением для игрушечного фортепиано. Любое музыкальное предприятие Полтавского — это неизменно интересно: будь то барочная музыка, сыгранная на виоль д’амур, или фестиваль «Viola is my life», где амбициозные перформансы чередуются с интеллектуальным дуракавалянием» (https://soundup.world/)

В 2021 Сергей Полтавский продолжил тесное сотрудничество с «Музыкальным обозрением», начавшееся пять лет назад. Он участвовал в концерте абонемента «МО» и Московской филармонии «Instrumentarium: альт – гитара – флейта» с программой под названием «Мавританская виола» (в Камерном зале МГАФ) и принял участие в фестивале «Сотворчество» в Саратове: выступил в двух концертах камерной музыки, провел мастер-класс и лекцию «Новая музыка для струнных и электроники», участвовал в исполнении коллективного сочинения «LIBERTA/MO/30/2019». Concerto grosso для симфонического оркестра, солирующих арфы, альта, флейты, контрабаса, баяна

Коллектив года

Вокальный ансамбль “Intrada”
Основатель и художественный руководитель Екатерина Антоненко

Ансамбль «Intrada» постоянно востребован в различных проектах и программах: барочных и ренессансных, русских и зарубежных, классических и авангардных, светских и духовных, сольных и с различными коллективами.

«Intrada» — коллектив европейского мышления и строения. Исключительная мобильность, гибкость, возможность выступить любым составом, чуть ли не мгновенное освоение репертуара — все это сегодня организаторами концертов и фестивалей. Отсюда колоссальное количество приглашений и в России, и от зарубежных партнеров.

Продюсер года

Вера Таривердиева
Президент Благотворительного фонда творческого наследия Микаэла Таривердиева
Директор Кафедрального собора в Калининграде
Арт-директор Международного конкурса органистов имени Микаэла Таривердиева

Много лет Вера Гориславовна Таривердиева успешно ведет два проекта памяти своего супруга Микаэла Таривердиева: фестивали творчества композитора и международный конкурс органистов. В 2021, в год 90-летия со дня рождения М. Таривердиева, фестиваль, несмотря на пандемию, охватил множество концертных площадок во многих городах России: от Москвы (где центральной фестивальной сценой стало «Зарядье») до Хабаровска.

Как всегда, представительным и резонансным событием стал конкурс органистов, который прошел в Калининграде. Вера Таривердиева 5 лет назад была приглашена возглавить Кафедральный собор в этом городе. Благодаря ее усилиям и таланту продюсера 700-летний Собор, музыкальная жизнь в котором долгие годы едва теплилась, стал центром художественной культуры Калининграда, а Калининград — одним из органных и в целом музыкальных центров России: с фестивалями, конкурсами, интенсивной концертной жизнью.

«Ровно пять лет назад я совершила безумный поступок. Согласилась возглавить Кафедральный собор на острове Канта. На один год. Но прошло пять лет, а я остаюсь в прежней роли. Правда, с нового года я буду называться не директором, а художественным руководителем. Но буду продолжать делать то, что делала. На днях подводили итоги года. В этом году в Соборе прошло 784 концерта. Думаю, что по количеству концертов это мировой рекорд. Будем продолжать в этом же духе». (Вера Таривердиева)

Издательские проекты года

Собрание сочинений Мечислава Вайнберга
Данута Гвиздалянка. «Мечислав Вайнберг – композитор трех миров»

В 2021 два партнера — издательство «Композитор • Санкт-Петербург» и «Музыкальное обозрение» — завершили первую серию первого в России Собрания сочинений Вайнберга и выпустили книгу Дануты Гвиздалянки «Мечислав Вайнберг – композитор трех миров», начатый в 2017. В 2017–2021 вышла Первая серия Собрания сочинений. В ней 13 томов (15 тетрадей), в которых представлена широкая панорама творчества композитора: произведения для оркестра, для солирующих инструментов с оркестром, камерные ансамбли, сочинения для фортепиано, флейты, вокальный цикл «Цыганская библия», музыка к кино- и мультфильмам, сочинения для детей.

В двух уникальных томах, завершающих первую серию Собрания сочинений, впервые опубликованы музыка и песни Мечислава Вайнберга к художественным и анимационным фильмам: 12 а (музыка из 13 кинофильмов, 120 страниц) и 12 b (музыка из 7 кинофильмов и 6 мультфильмов для детей, 160 страниц).

В 2022 планируется выпустить вторую серию (7 томов), готовятся третья и четвертая. При поддержке Института Адама Мицкевича в Варшаве в издательстве «Композитор • Санкт-Петербург» вышла книга польского музыковеда Дануты Гвиздалянки «Мечислав Вайнберг – композитор трех миров». На сегодняшний день это наиболее полная русскоязычная биография выдающегося музыканта ХХ века Мечислава Вайнберга (1919–1996).

Просветитель года

Иван Соколов
Пианист, композитор, музыковед

Фото Владимир Волков

Иван Глебович Соколов представляет собой редкий тип исследователя-собеседника.

Человек феноменальной эрудиции, высочайшего профессионализма, он абсолютно лишен высокомерия. Его взгляд на музыку, как и на мир в целом – это взгляд ученого, экспериментатора, чьи исследования поражают глубиной и многогранностью.

Иван Соколов известен своими уникальными авторскими курсами в МГК: «Теория музыкального содержания», «Клавир и фортепиано: исполнительское искусство XVIII – начала XIX веков», «Отражение культурно-исторических процессов в фортепианной музыке XX века». Чрезвычайно популярен и его лекционный цикл «От Баха до наших дней», насчитывающий на данный момент более 150 лекций, выложенных в YouTube, и свыше 120 тысяч просмотров.

«Раньше композиторы искали свою пустую нишу, невозделанный участок, область музыки, где не ступала нога композитора. Но поскольку таких областей становилось все меньше и меньше, и все больше и больше людей занимали их, ютясь уже в каких-то уголочках, то стало просто тесно. И, в конце концов, композиторы поняли, что Рахманинов, Чайковский или Шостакович — не полновластные хозяева на этой территории, и можно еще раз идти по ней же, и это не эклектика, потому что все равно некая индивидуальность неизбежна.

Я обрел свободу, раскованность, естественность в самовыражении и внутреннюю самоценность. Не внешнее, без постоянной оглядки на то, как это будет соотноситься с уже существующей в мире музыкой, а внутреннее убеждение в том, что то, что я делаю, нужно мне для меня одного. Мне кажется, что такая установка более правильная» (из интервью музыковеду Елене Дубинец. Опубл. в книге «Моцарт отечества не выбирает. О музыке современного русского зарубежья». М.: Музиздат, 2016).

Музыковед года

Ярослав Тимофеев
Музыковед

Выпускник Московской консерватории (квалификация «музыковед», «педагог»), Ярослав Тимофеев концептуально выстраивает каждое из своих предисловий, демонстрируя при этом недюжинную память. С 2017 он ведет концерты проекта «Мама, я меломан», а с 2018 является постоянным соавтором и соведущим проекта «Язык музыки».

В ноябре 2021 Ярослав Тимофеев провел в КЗЧ юбилейный концерт к 90-летию Софии Губайдулиной (дирижировал Владимир Юровский). Его многочисленные выступления перед публикой, безусловно, профессиональны, нетривиальны по мысли и языку, однако в них априори отсутствует вторая сторона: это всегда монолог. А всякий разговор исключительно с самим собой чреват размытием границ допустимого.

Просветитель года

Алексей Мунипов
Журналист, культуролог, программный директор ДК «Рассвет»

Фото Facebook.com/munipov

Алексей Мунипов — автор книги «Фермата: Разговоры с композиторами» (М.: Новое издательство, 2019), а также одноименного телеграм-канала и подкаста, куратор образовательного курса «Профессиональный слушатель» в Высшей школе экономики. Увлеченный популяризатор, пропагандист новой музыки, а теперь еще и организатор. В то время как профессиональные музыковеды сегодня — за редкими исключениями — редко покидают пределы повседневной герметичной среды, на «арену» выходят просвещенные любители музыки.

Наряду со всеми перечисленными проектами Алексей Мунипов — программный директор новой площадки для культурных, образовательных и корпоративных событий ДК «Рассвет», где звучат и «странные пьесы для камерного ансамбля», и «оркестр громкоговорителей», и «Красивая музыка #33», отсылающая к истокам основанного пианистом Алексеем Любимовым фестиваля современной музыки «Альтернатива».

Меценат года

Aksenov Family Foundation
Основатель и глава Дмитрий Аксенов

Aksenov Family Foundation — пожалуй, единственный из множества фондов, уделяющий первостепенное внимание академической музыке — прежде всего, современной, продвигающий творчество молодых композиторов.

Основатель и глава Фонда Дмитрий Аксенов.

В 2020 году по инициативе Aksenov Family Foundation был запущен проект в сфере современной академической музыки «Русская музыка 2.0», «направленный на развитие и обновление традиций отечественной композиторской школы и демонстрацию ее лучших достижений в России и за рубежом».

Осуществленная в 2021 программа «Русская музыка 2.1» «направлена на развитие и обновление традиций отечественной композиторской школы и демонстрацию ее лучших достижений в России и за рубежом. Задачей программы стала инициация создания новых музыкальных произведений наиболее заметными российскими композиторами новой волны» (цитаты с сайта https://aksenovff.com/). На финальном концерте в КЗЧ были представлены восемь мировых премьер.

Другие заметные проекты — фильм «Слепок», представленный Международным фестивалем современной хореографии Context. Diana Vishneva и Aksenov Family Foundation совместно с ГМИИ имени А.С. Пушкина, сотрудничество с оркестром и хором MusicAeterna, фестивалем «Территория», новый проект — стратегическое партнерство с ансамблем современной музыки Klangforum Wien.

«МО»