Международный день танца. Обращение Грегори Макома

Международный день танца. Обращение Грегори Макома

29 апреля Международный день танца.

В этот день, по традиции, один из известных представителей мира хореографии обращается к общественности с посланием. В этом году с таким посланием выступил хореограф из ЮАР Грегори Макома.

«Во время недавнего интервью мне пришлось глубоко задуматься о танце, что он значит для меня? Отвечая, я заглянул в свой жизненный путь, и осознал, что это все о достижении цели, что каждый день — это новый вызов, с которым нужно столкнуться, и именно с помощью танца я пытаюсь осмыслить мир. Мы проходим через невообразимые трагедии, мы живем во времена, которые я мог бы охарактеризовать как «постчеловеческую эпоху». Больше чем когда-либо нам нужно танцевать с целью, чтобы напомнить миру, что человечество все еще существует. Цель и сопереживание должны преобладать над годами виртуального ландшафта разрушения, который породил ощущение всеобщего горя, пришедшего на смену печали, суровую реальность, которая продолжает пронизывать всех живущих на земле, окруженных смертью, отторжением и нищетой. Наш танец должен более чем когда-либо дать сильный сигнал мировым лидерам и тем, кому поручено охранять и улучшать условия человеческой жизни, что мы — армия яростных мыслителей, и наша цель — стремиться изменить мир шаг за шагом. Танец — это свобода, и благодаря нашей обретенной свободе мы должны освободить других от ловушек, с которыми они сталкиваются в разных уголках мира. Танец — не политическое явление, но он становится политическим, потому что он порождает человеческие связи и тем самым реагирует на внешние обстоятельства, пытаясь восстановить человеческое достоинство. Когда мы танцуем своими телами, переворачиваясь в пространстве и сплетаясь друг с другом, мы становимся силой движения, переплетающего сердца, трогающего души и дающего исцеление, которое сейчас так отчаянно необходимо. И наша цель становится единым гидроголовым, непобедимым и неделимым танцем. Все, что нам нужно сейчас, это танцевать еще немного!». Грегори Макома (Gregory Maqoma)

Танцор, хореограф, актер, преподаватель танцев Грегори Вуяни Макома (Gregory Vuyani Maqoma) заинтересовался танцами в конце 1980-х годов, чтобы дистанцироваться от атмосферы политической напряженности, царившей на его родине. Он начал свое обучение танцам в 1990 году в Moving Into Dance, где в 2002 годууже былзаместителем художественного руководителя. Макома зарекомендовал себя как всемирно известный танцор, хореограф, педагог и режиссер. Он основал Театр танца Вуяни (VDT) в 1999 году, когда проходил обучениев школе современного танцаP.A.R.T.S.вБельгии под руководством Анны Терезы Де Кеерсмакер.Грегори Макома снискал уважениеза коллаборациис артистами своегопоколения, такими как Акрам Хан, Винсент Манцое, Фаустин Линьекула, Дада Масило, Шенелл Винлок, Сиди Ларби Шеркауи, Нхланхла Малангу и режиссер театра Джеймс Нгкобо.Несколько произведений в его репертуаре завоевали успехи международное признание. ОнлауреатпремииFNB Vita вноминациихореографгодав 1999, 2001 и 2002 годыза Rhythm 1.2.3, Rhythm Blues и Southern Comfortсоответственно. В 2002 году он получил Премию молодого исполнителя от Standard Bankв номинации танец.В 2002 году Макома стал финалистом Хореографической премии отDaimler Chryslerи Программы наставничества от Rolexв 2003 году. Он получил Tunkie Award2012за лидерство в танцах. В 2014 году он получил «Бесси», главную танцевальную награду Нью-Йорка за Exit/Exist(в номинации оригинальная музыкальная композиция). Он выступал в качестве номинанта в Инициативе Rolex Arts2016–2017, а также курировал Основную танцевальную программу 2017 года для Национального фестиваля искусств. В настоящее время его работы “Via Kanana” и “Cion: Requiem of Ravel’s Bolero”гастролируют в Африке и Европе.В 2017 году французское правительствонаградилоМакому орденом«Рыцарь искусств и литературы». В 2018 году Департамент искусств и культуры Южной Африки удостоил егонаграды Usiba«за самоотдачу в преподаваниитанца». В 2018 году Макома является одним из отобранных приглашенных артистов на танцевальном факультете Университета Содружества Вирджинии, а также приглашенным преподавателем в Школе искусств Ecole De Sables в Сенегале. Макома является частью отборочного комитета DanceBiennaleAfriqueFestival, который пройдет в Марракешев 2020 году.В 2018 году Макома сотрудничал с Уильямом Кентриджем в качестве хореографа и выступал в опере Кентриджа «Голова и груз», премьера которой состоялась в июле в лондонском Тейт,а также в Германии, Австрии, Голландии и Нью-Йорке.В 2019 году Макома сотрудничал с Идрисом Эльбой и Кваме Квэй-Армой в постановке «Дерево», показанном наМанчестерском международном фестивале ив театреYoung Vic.

Впервые с таким посланием в Международный день танца выступил словенский хореограф Хенрик Нойбауэр в 1982 году. В разные годы с посланиями в День танца выступали: Юрий Григорович, Мерс Каннингем, Ханс ван Манен, Морис Бежар, Кадзуо Оно, Иржи Килиан, Уильям Форсайт, Матс Эк, Саша Вальц, Ульяна Лопаткина.

В 2020 году автором послания стал южноафриканский танцовщик, хореограф, педагог Грегори Макома -уроженец Южной Африки танцор и хореограф, основатель и исполнительный креативный директор отмеченной наградами танцевальной театральной компании Vuyani Dance Theatre

Международный день танца (International Dance Day), посвящен всем стилям танца. Учрежден Международным советом танца (англ. CID, International Dance Council) ЮНЕСКО и отмечается 29 апреля с 1982. В этот день родился Жан-Жорж Новерр (1727—1810) французский балетмейстер, теоретик и реформатор балета. Новерр первым пришел к мысли о создании отдельного, независимого от оперы балетного спектакля. В своем труде «Письма о танце и балетах» («фр. Lettres sur la danse et les ballets», 1759), Новерр обосновал принципы балета-пьесы, воплощаемого средствами пантомимы и танца в содружестве композитора, хореографа и художника. Книга была издана в России в 1927 в ленинградском издательстве Academia в переводе А. А. Гвоздевой с примечаниями и вступительной статьей И. И. Соллертинского.

Дата 29 апреля была предложена русским, советским танцовщиком, педагогом и хореографом Петром Гусевым.

Петр Андрееевич Гусев (1904—1987) — русский советский танцовщик, хореограф, педагог, теоретик балета, основатель театра.

Учился в Петроградском хореографическом училище, в 1922 году дебютировал в ЛАТОБ имени им. С. М. Кирова. Был первым исполнителем ведущих партий в таких балетах, как «Жар-Птица», «Ледяная дева», «Щелкунчик», «Пламя Парижа», «Сильфида», «Египетские ночи» и многие другие. Работал в Ленинградском Малом оперном театре, где исполнил главные роли в балетах «Светлый ручей» и «Тщетная предосторожность». С 1935 года был ведущим солистом в ГАБТ, танцевал с Галиной Улановой и Майей Плисецкой. С 1945 по 1950 год — художественный руководитель Ленинградского государственного академического театра оперы и балета имени С. М. Кирова.

В 1953 году на киностудии «Ленфильм» был снят фильм «Мастера русского балета». В фильм вошли фрагменты балетов Б. В. Асафьева «Бахчисарайский фонтан» и «Пламя Парижа», а также балета «Лебединое озеро» П. И. Чайковского. Пётр Гусев исполнил в этом фильме одну из главных партий.

С 1950 по 1956 год — педагог МАМТ имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко.

С 1958 по 1960 год работал в Китае, организовал балетный театр в Пекине, открыл хореографические училища в Шанхае и Чанчжоу, руководил курсами балетмейстеров. Ставил первые китайские балеты «Красавица рыбка» и «Наводнение».

В 1966 году основал коллектив «Камерный балет» (впоследствии — труппа «Хореографические миниатюры» под руководством Л. В. Якобсона, ныне — Санкт-Петербургский государственный академический театр балета имени Леонида Якобсона).

Международный день танца призван объединить все направления танца, стать поводом для чествования этой формы искусства, ее способности преодолевать все политические, культурные и этнические границы, возможности объединять людей во имя дружбы и мира, позволяя им говорить на одном языке — языке танца.

В 1991 году по инициативе Юрия Григоровича был учрежден Международный балетный приз «Бенуа де ла Данс» (Benois de la Dansе),  29 апреля 1992 года на сцене Большого театра в Москве состоялись первая церемония награждения и гала-концерт.

Международный балетный приз и фестиваль мирового балета «Бенуа де ла данс» 2020 года перенесен на 2021 год. http://benois.theatre.ru/

«МО»