Послания в Международный день танца прошлых лет. Григорович, Плисецкая, Бежар…

Послания в Международный день танца прошлых лет. Григорович, Плисецкая, Бежар…
Морис Бежар. Фото Maurice Beacute Bjart

29 апреля Международный день танца. В этот день, по традиции, один из известных представителей мира хореографии обращается к общественности с посланием.

Впервые с таким посланием в Международный день танца выступил словенский хореограф Хенрик Нойбауэр в 1982 году. В разные годы с посланиями в День танца выступали: Юрий Григорович, Мерс Каннингем, Ханс ван Манен, Морис Бежар, Кадзуо Оно, Иржи Килиан, Уильям Форсайт, Матс Эк, Саша Вальц, Ульяна Лопаткина. В 2020 году автором послания стал южноафриканский танцовщик, хореограф, педагог Грегори Макома.

Юрий Григорович, 1984

«В этот день я хочу передать вам, дорогие коллеги, послание мира и дружбы, что особенно важно для каждого из нас. Мы все осознаем непреходящую ценность нашего замечательного искусства, векового искусства, которое всегда остается молодым и прекрасным, и которое должно быть средством выражения высоких идей и глубоких чувств человечества сегодня. Лучшие хореографические произведения несут на себе отпечаток идеалов свободы, национального характера, традиций и устремлений каждой нации. Вот почему международное искусство танца, питаемое лучшими хореографиями всех народов мира, так богато и разнообразно. Уникальные хореографические культуры разных народов мира образуют необычайно богатую панораму. Это богатство принадлежит всем нам и является нашим общим достоянием. Искусство танца хранит и питает духовные ценности, которые составляют человеческую жизнь и придают ей благородство. Искусство танца, которое понимает каждый, независимо от того, на каком языке он говорит, оказывает удивительный эффект на зрителя. Это искусство может и должно служить средством общения, мира и дружбы, сближать человечество. Пусть наше ИСКУССТВО станет сегодня защитником мира и принесет человечеству свет надежды, пусть оно сделает людей счастливыми и объединит их для лучшего будущего».

Майя Плисецкая, 1996

«Я поздравляю всех, кто любит танцы. Для всех, для кого движение – это радость, для всех, чьи тела хотят слушать музыку, чьи мышцы наполняются ритмом. В начале было не слово, было движение! Был танец. Я в этом убеждена! В Международный день танца давайте танцевать от всей души, для счастья, радости и удовольствия».

Морис Бежар, 1997

Фото Maurice Beacute Bjart

«Двадцатый век, который сейчас приближается к своему завершению, полностью подтвердил то, что я провозгласил в пятидесятых годах, и что тогда было встречено с несколько насмешливыми улыбками — что это был век танца. Сто лет назад появилась безумная гениальная женщина, почти обнаженная под своей туникой, свободная и возвышенная: Айседора Дункан ворвалась, чтобы опрокинуть все традиции и перевернуть представления о балетном искусстве. На другом фронте Русские балеты Сергея Дягилева устраивали свою собственную революцию, в которую вкладывали творческие силы величайшие гении эпохи — музыканты, художники, танцоры и хореографы. С тех пор как Танец, эта «спящая красавица», наконец, пробудился, он не переставал завоевывать новую аудиторию и новые страны во всем мире. Различные хореографические тенденции встречаются друг с другом; стили развиваются, смешиваются, противостоят друг другу или порождают гибридные формы. Можно сказать, что это  столетие видело жизнь и работу такого количества хореографов, как девятнадцатый век видел оперных музыкантов. Молодые и энергичные зрители пришли на смену прежним «балетоманам», они пришли поддержать новые начинания, неожиданно поставив танец рядом и даже столкнув с двумя другими «великими» этой эпохи — Спортом и Кино! Танец — это спорт, но также больше, чем спорт, поскольку он объединяет радость от усилий спортивного соревнования с эмоциональной и духовной жизнью. Танец, как и кино, предлагает нам картинки — быстрые, эмоционально движущиеся, пластичные, абстрактные или динамичные образы, чтобы придать ритм нашему Я. Этот век умирает, Да здравствует Танец, Танцоры и все те, кто видит свое существо через свои тела».

Матс Эк, 2003

«Что такое танец? Если вы ответите на этот вопрос, вы не заслуживаете доверия. Но все же позвольте мне попробовать: танец — это мышление при помощи тела. Нужно ли думать телом? Не для выживания, но для жизни. Есть так много мыслей, которые может думать только тело. Есть другие вещи, например мирная жизнь, которые могут быть важнее танца. Но, чтобы радоваться мирной жизни, нам понадобится танцевать. Танцевать, чтобы изгнать демонов войны, как это сделал Нижинский. Эмма Голдман, анархистка, возможно, сказала это лучше всего: «Революция, которая не позволяет мне танцевать, не стоит того, чтобы за нее бороться». Бог Шива создал вселенную своим танцем. Но танец противоположен всем божественным притязаниям. Танец — это вечная попытка, письмена на воде. Танец — это не жизнь, но он поддерживает жизнь во всех мелочи, из которых состоят большие вещи».

Акрам Хан, 2009

Фото из фильма «Акрам Хан: Родом из Карри Хауса»

«Этот особенный день посвящен единственному языку, на котором может говорить каждый в этом мире, языку наших тел и наших душ, наших предков и наших детей. Этот день посвящен каждому богу, гуру и прародителю, которые когда-либо учили и вдохновил нас, Каждой песне, импульсу и моменту, который когда-либо заставлял нас двигаться. Он посвящен маленькому ребенку, который хочет, чтобы он двигался, как его кумир, и матери, которая говорит: «Ты уже можешь». Этот день посвящен каждому телу любого вероисповедания, цвета и культуры, которое несет традиции своего прошлого в истории настоящего и мечты о будущем. Этот день посвящен танцу, его бесчисленным диалектам и его огромной силе выражать, преобразовывать, объединять и приводить в восторг».

Сиди Ларби Шеркауи, 2012

Фото Loll Willems

«30-я годовщина Международного дня танца, 2012 год… Мы прославляем вечно продолжающийся танец жизни. Иду годы, идут века… Что остается? Прежде всего, искусство. Искусство и есть то, что человечество оставляет своим наследникам — в зданиях, книгах, картинах, музыке. Или в танце. В этом смысле я считаю танец наиболее актуальным уроком истории, так как он находится в постоянной связи с ближайшим прошлым, а осуществляться может только в настоящем. Кроме того, танец не признает границ, в отличие от многих других искусств. Даже когда отдельные его стили пытаются ограничить себя рамками, движение самой жизни, ее хореография и стремление к постоянному изменению позволяют стилям смешиваться. Одно  сливается  с  другим  естественным образом,  и  танец  возникает  только  в  том пространстве, к которому принадлежит, — в  постоянно меняющемся настоящем. Я верю, что танец — одна из самых искренних форм самовыражения. Когда люди танцуют  в  балетном  спектакле,  в  вихре  хип-хопа,  современном  шоу  или  просто  на дискотеке, давая себе волю, — в этом нет места лжи. Двигаясь вместе с другими и наблюдая за их движениями, мы можем испытывать их эмоции, понимать их мысли и заряжаться их энергией. А значит, узнать их и лучше понять. Мне нравится думать о танцевальном спектакле как о празднике сосуществования, способе создания пространства и времени друг для друга. Подчас мы забываем это, но ведь красота представления заключается в том, что люди собираются в одном месте, садятся  рядом  и  переживают  один  и  тот же  момент.  В  этом  нет  ничего  личного: выступление — это социальный опыт. Мы все участвуем в этом ритуале, это наша связь со спектаклем, наша связь с настоящим. И поэтому в 2012 году я желаю всем больше танца. Не для того чтобы забыть свои проблемы 2011-го, но, наоборот, чтобы творчески подойти к ним, танцевать вокруг них, найти способ общения друг с другом и с миром, принимать жизнь как часть вечно продолжающего танца. Танцуйте, чтобы найти истину, чтобы передавать, отражать и прославлять ее».