Юбилей Михаила Горбачева

Юбилей Михаила Горбачева

2 марта отмечает 90-летие Михаил Сергеевич Горбачев.

Михаил Горбачев — последний генеральный секретарь ЦК КПСС и единственный президент СССР. Лауреат Нобелевской премии мира. Человек, который вывел страну из застоя и начал перестройку, разрушил железный занавес и закончил холодную войну, отвел угрозу ядерной войны и вернул из ссылки академика Сахарова, отменил цензуру и открыл свободу дискуссии, допустил политический плюрализм и создал пространство свободы. И самое главное — избавил людей от страха.

О том, какую роль сыграл он в мировой и российской истории ХХ века, судить будут еще долго. В связи с каждой его юбилейной датой эти суждения получают новый импульс. Одни Горбачева превозносят, другие проклинают. У каждой стороны свои аргументы.

Есть они и у нас. Газета появилась в 1989. Это было время, которое навсегда ассоциируется с именем Горбачева и горбачевской перестройкой. Полумиллионные митинги на Манежной, первые свободные (пусть и относительно свободные) выборы, Первый Съезд народных депутатов, за которым следила в прямом эфире вся страна, падение Берлинской стены… Возвращение, на новом этапе, политической культуры оттепели и шестидесятничества — как культурного феномена.

Что бы ни говорили, а это были благодатные годы. Годы, когда люди свободно вздохнули. Годы новой оттепели, возвращения новых надежд на построение цивилизованного, разумного, духовного общества. Не только Берлинская стена и железный занавес рухнули — словно бы разрушились оковы, упали путы, мешавшие жить, и на этой волне образовалось то новое культурное пространство, и музыкальное в том числе, в котором мы живем до сих пор.

«Геликон-опера» и Новая Опера в Москве, «Зазеркалье» и «Санктъ-Петербургъ опера» в Ленинграде; симфонический оркестр Капеллы Санкт-Петербурга и камерный оркестр «Московия»; Волгоградский симфонический оркестр и камерный оркестр «La primavera» в Казани; десятки хоровых и камерных коллективов в городах России; первые в СССР негосударственные оркестры — Российский национальный (во главе с Михаилом Плетневым) и Московский симфонический (во главе с Владимиром Зивой)… Все они — «дети перестройки», плоды той творческой и организационной свободы, которую дал Горбачев. Как и возвращение в СССР с концертами после многолетней эмиграции Мстислава Ростроповича и Галины Вишневской, Владимира Ашкенази и многих других выдающихся артистов.

Появление в 1989 газеты «Музыкальное обозрение» тоже было связано с эпохой гласности, с новым ощущением, общественным сознанием, порожденным горбачевской перестройкой. Да, тогда еще нужно было согласование в «инстанциях», но уже не было цензуры. Уже можно было говорить обо всем, что наболело, поддерживать все прогрессивное, что появлялось вокруг, будь то создание нового оркестра, театра, фестиваля… Газета с самых первых своих шагов стала — и по сей день остается — хроникером, летописцем этой пестрой, разнообразной картины российской музыкальной жизни. Можно смело сказать: если бы не не перестройка и эпоха Горбачева в нашей истории — не было бы и нас.

Иное дело, что в дверь, распахнутую горбачевскими ветрами перемен, ринулись не только люди умные и талантливые, смелые и неравнодушные, но и вороватые посредственности, жадные невежды, идейные люмпены, «грядущие хамы», обуреваемые личной выгодой и жаждой власти.

Прошедшие с тех пор годы и десятилетия показали, что романтические ощущения, надежды перестроечных лет во многом оказались иллюзорными. Агрессивные ретрограды, репрессивные силы, мечтающие о возрождении опричнины и тоталитаризма, отсиделись и стали разрастаться, расползаться, берут реванш у умных и талантливых, давят и душат их созидательную энергию. Заставляют их либо заключать альянс с политиками, властью, олигархами, принося в жертву идеалы духовности и прогрессивного развития культуры, либо уезжать.

Под видом реформ в культуре, образовании (как и практически во всем) страна попала в чиновничью ловушку. Новые вузы, образовавшиеся из повысивших свой статус училищ, мало кому нужны. Многие оркестры, оперные театры появлялись там, где не было благодатной почвы для их создания, и тоже в основном влачат жалкое существование. А культурное пространство России так и осталось зыбким и разрозненным, в нем процветают хаос и волюнтаризм. Печально, что после взлета перестроечных лет к руководству культурой приходят люди, которым свобода творчества, свободное проявление духовных сил, как и вообще понятия духовности, творчества, свободы — поперек горла. Единственный способ руководства — жесткая цензура. А единственное руководство к действию — окрик вышестоящего начальника.

Возможно, в этом косвенно есть и вина Горбачева, который не всегда был последователен в своих решениях и действиях. Не смог полностью разойтись с «агрессивно-послушным большинством», не довел задуманное до конца.

Но и за то, что мы можем противопоставить хаосу и бескультурью свой голос, мы тоже благодарны М.С. Горбачеву.

В 1999 Михаил Сергеевич поздравил нашу газету с 10-летием:

«Я приветствую вас и сердечно поздравляю редакцию газеты “Музыкальное обозрение” с юбилеем. Приятно, что газета смогла не только выжить, но и создать на территории великой страны уникальное периодическое издание, посвященное академической музыке, объединяющее всех музыкантов. Желаю вам и впредь быть борцами за музыкальную культуру нашей родины. Сердечно желаю успехов газете “Музыкальное обозрение”».

Мы дорожим этими словами М.С. Горбачева и его отношением к газете. С благодарностью поздравляем его с юбилеем и желаем еще долгих лет жизни.

02.03.2021, «МО»