«Саломея» Рихарда Штрауса: премьера в Большом театре (фотогалерея)

«Саломея» Рихарда Штрауса: премьера в Большом театре (фотогалерея)
Фото Дамир Юсупов

На Исторической сцене Большого театра 25 февраля 2021 состоялась премьера оперы «Саломея» Рихарда Штрауса — первая оперная премьера сезона. Совместная постановка c театром Метрополитен-опера. Дирижер-постановщик — Туган Сохиев. Режиссер-постановщик — Клаус Гут. Сценограф — Этьен Плюсс. Художник по костюмам — Урсула Кудрна. Художник по свету — Олаф Фрезе. Видеопроекция — Роланд Хорват / rocafilm. Режиссер по пластике — Саммер Ульриксон. Консультант постановки — Ивонн Гебауэр.

***
«В спектакле Клауса Гута Саломей семь — поет только одна (Асмик Григорян), остальные шесть (все в одинаковых платьицах и паричках) изображают прожитые возрасты царевны, от детского до подросткового, в которых, очевидно, нет ни одного счастливого. Действие разворачивается в холле монументального иродова дома: ни дать ни взять гостиная венского нувориша 1900-х годов; Нарработ, Паж, солдаты, Каппадокиец — все они лакеи в черных форменных сюртуках, выстроившиеся во фрунт у двух боковых стен с салфетками наготове».  (Коммерсантъ, 27.02.2021, Сергей Ходнев)

***
«Саломея» — безусловно, очень важная премьера для Большого театра и она однозначно удалась. Очень хочется надеяться, что таких спектаклей в репертуаре Большого будет больше…» (ClassicalMusicNews, 28.02.2021, Сергей Евдокимов)

***

Клаус Гут: На мой взгляд, к этой опере возможны два подхода. Первый – психоаналитический, где акцент делается на истории воспитания, формирования личности девочки-подростка, которая растет в патриархальной среде. И как внутри этой системы она превращается из жертвы в человека действия. И, как я трактую эту оперу, в итоге освобождает себя.

Второй подход – это политическая перспектива, потому что в этой истории рассказывается о том, как принятая система начинает разрушаться. Как те люди, которые в ней существуют, боятся этого процесса, и как они, исходя из своего страха, правят. Это явно отображено в фигуре Ирода. И хотя в моем спектакле действие происходит тогда же, когда и в оригинале пьесы, мне кажется, очевидным то, что данный вопрос актуален и тогда, и сейчас. (Российская газета, 01.03.2021, интервью Мария Бабалова)

«Саломея» – потрясающий по качеству и исполнению спектакль. Его в Москве ждали очень давно. Это понимаешь, как только открывается занавес и видишь черный зал дворца Ирода. Сценография (художник Этьен Плюсс) еще преподнесет сюрприз. Когда начинает всплывать темница Иоканаана, мало кто предполагает, что нижний ярус вытеснит верхний целиком. Впечатление это производит восторженное и жутковатое одновременно.

На грани реальности и работы подсознания балансирует и мир Саломеи, и сценография это визуализирует – черный зал и белый подвал, черное платье в одном пространстве и белое в другом. Но не только – режиссер Клаус Гут тонко выстраивает игры разума, которые приведут Саломею из мира по Набокову «бедной, замученной девочки» в каратели. Практически кинематографическими приемами – намеки, жесты, детали – Гут поддерживает напряжение. Гут пытается как детектив найти причины жестокости Саломеи. (Независимая газета, 28.02.2021, Марина Гайкович)

Фото Дамир Юсупов / Большой театр

«МО»