Четырнадцатая симфония Шостаковича в «Зарядье»: продолжение юбилейного цикла (20 мая 2021)

Четырнадцатая симфония Шостаковича в «Зарядье»: продолжение юбилейного цикла (20 мая 2021)

Симфония № 14 Дмитрия Шостаковича (1969), посвященная Бенджамину Бриттену, продолжит концертный цикл в «Зарядье» к 115-летию со дня рождения DSCH: все 15 его симфоний в исполнении столичных и региональных оркестров в течение 2021 года.

20 мая 2021 в Большом зале «Зарядья» Четырнадцатой симфонией Шостаковича и Камерным ансамблем «Солисты Москвы» продирижирует Юрий Башмет. Одна из сольных партий – у сопрано Любови Петровой, в чьем исполнительском бэкграунде – сотрудничество с крупными российскими и зарубежными театрами (ГАБТ, Метрополитен опера, etc.), симфоническими оркестрами (Лондонский филармонический, Госоркестр России имени Светланова, РНО и др.) и дирижерами (Джеймс Левайн, Владимир Юровский, Джеймс Конлон, Марк Минковски и другие). Также в исполнении Четырнадцатой Шостаковича участвует прославленный певец, баритон Сергей Лейферкус. Начало концерта в 20.00.

Премьера Симфонии № 14 (опус 135) состоялась 29 сентября 1969 в Ленингранде, в зале Академической капеллы им. Глинки. Солировали Галина Вишневская и Евгений Владимиров. Московским камерным оркестром дирижировал Рудольф Баршай. 6 октября 1969 впервые прозвучала в Москве, в Большом зале консерватории (Галина Вишневская и Марк Решетин в качестве солистов).

«На московский концерт пришли Арам Хачатурян, Дмитрий Кабалевский, Эдисон Денисов, Сергей Слонимский, Кирилл Кондрашин, Мстислав Ростропович, Александр Солженицын, Евгений Евтушенко, Лиля Брик и многие другие светила советской культуры. Четырнадцатая симфония имела огромный успех, хотя можно усомниться, что все слушатели, до отказа заполнившие залы в Ленинграде и Москве, полностью поняли это сложное произведение. Позднее симфония была исполнена еще во многих городах, однако композитор уже не имел сил присутствовать на концертах. Он снова вынужден был на длительный срок вернуться в больницу».

«По форме произведение полностью расходилось со свойственной прежде Шостаковичу трактовкой симфонии: одиннадцать небольших частей, из которых состояла новая композиция, ничем не напоминали традиционный симфонический цикл. Какую проблематику затронул Шостакович в столь нетипичном сочинении? Однозначный ответ на этот вопрос дают тексты, выбранные из поэзии Федерико Гарсиа Лорки, Гийома Аполлинера, Вильгельма Кюхельбекера и Райнера Марии Рильке: темой их является смерть, показанная в разных ипостасях и в различных ситуациях».

(Из книги Кшиштофа Мейера «Дмитрий Шостакович: Жизнь, творчество, время» / Пер. Е. Гуляевой. СПб.: Композитор (СПб.), 1998)

«Мне кажется, что я в своей симфонии иду по стопам великого русского композитора Мусоргского. Его цикл “Песни и пляски смерти”, может быть не весь, но “Полководец” – это большой протест против смерти, напоминание о том, что жизнь свою надо прожить честно, благородно, порядочно, не совершая плохих поступков никогда. Потому что, увы, ученые еще не так скоро додумаются до бессмертия. Нас это ждет всех, и потому я ничего хорошего в конце нашей жизни не вижу…»

(Цит. по кн.: Д. Шостакович. Статьи и материалы. М., 1976)