8 мая 18:00. «Борис» Модеста Мусоргского/Сергея Невского. Онлайн-премьера Штутгартской оперы.

8 мая 18:00. «Борис» Модеста Мусоргского/Сергея Невского. Онлайн-премьера Штутгартской оперы.
Сцена из спектакля "Борис", Штуттгартская опера. Фото Mathias Baus

8 мая в 18:00 (время московское) на сайте Штутгартской оперы состоится онлайн-премьера оперного проекта Сергея Невского «Борис». В спектакле объединены первая редакция «Бориса Годунова» Мусоргского и опера Сергея Невского «Время секонд хэнд».

Режиссер постановки Пауль-Георг Дитрих. Дирижирует спектаклем Титус Энгель. В роях Адам Палка, Александра Уркиола, Карина Шмигер, Мария Тереза Улльрих, Маттиас Клинк, Горан Юрич.

В течение недели трансляция будет доступна на сайте Штутгартской оперы.

Либретто

Источником либретто оперы Невского стала одноименная книга Светланы Алексиевич, пятая часть ее художественно-документального цикла «Голоса Утопии». Светлана Алексиеевич (род. 1948) — советская и белорусская писательница, журналистка, сценарист документальных фильмов. Пишет на русском языке. Наибольшую известность получили ее книги в жанре художественно-документальной прозы «У войны не женское лицо», «Цинковые мальчики», «Чернобыльская молитва», «Время секонд хэнд». Произведения Алексиевич посвящены жизни позднего СССР и постсоветской эпохи. Все книги С. Алексиевич основаны на многочасовых интервью с людьми, пережившими какое-то сложное событие или с их выжившими родными и близкими. На написание каждой книги уходит от пяти до семи лет.

Книга «Время сэконд хэнд» была издана в 2013. Это хроника событий 90-х годов, составленная из отдельных эпизодов и записанных разговоров анонимных свидетелей эпохи.

В 2015 году Алексиевич стала лауреатом Нобелевской премии по литературе с формулировкой «за ее многоголосное творчество — памятник страданию и мужеству в наше время». Алексиевич стала первым белорусским и шестым русскоязычным лауреатом этой премии. Впервые в истории Нобелевская премия по литературе присуждена профессиональному журналисту.

Композитор

«Время секонд хэнд» — пятая по счету опера Сергея Невского — была написана по заказу Штутгартской оперы для сезона 2019-20.

Сергей Невский

Сергей Невский род. в 1972 в Москве. Окончил Музыкальное училище при Московской консерватории по специальности «теория музыки»). Обучился композиции в Высшей школе музыки в Дрездене. Продолжил образование в Университете искусств в Берлине по композиции у проф. Ф. Гольдмана, затем окончил аспирантуру Университета искусств по классу теории у проф. Х. Фладта. Участвовал в мастер-классах М. Шпалингера, В. Глобокара.

Лауреат I премии на Штутгартском конкурсе композиции (2006), приза ансамбля «Про Арте» и публики на фестивале «Пифийские игры» за пьесу «Всё» (2008). Обладатель Берлинской художественной премии (2014), специального приза жюри фестиваля «Золотая Маска»-2014 за оперу «Франциск».

Преподавал на международных курсах композиции в Дармштадте, Киеве, Львове, Виитасаари (Финляндия), на Международной академии солодых композиторов в г. Чайковском. Был куратором направления «музыка» проекта «Платформа» (2011–2012), фестиваля «Трудности перевода» (2011–2014) и музыкальной программы выставки «Underground and Improvisation, альтернативное искусство в Восточной Европе 1968–1994» в Академии искусств Берлина (2018). Читал лекции в Калифорнийском Университете в Беркли, Московской консерватории, СПбГУ, консерваториях Берлина, Дрездена, Ганновера, Бремена и др. В 2013–2015 вел лабораторию для композиторов и режиссеров в Центре им. Мейерхольда.

Музыка С. Невского исполнялась на международных фестивалях в Берлине (Berliner Festwochen, UltraSchall, Maerzmusik), Донауэшингене, Штутгарте, Мюнхене, Амстердаме, Цюрихе, Мадриде, Москве («Территория», «Другое пространство», «Московский форум»), Санкт-Петербурге («Пифийские игры»).

В рамках проекта «Опергруппа» в Большом театре осуществлена постановка оперы С. Невского «Франциск» (2012). Он получал заказы от Штутгартской государственной оперы, Берлинской Государственной оперы, фестивалей Donaueschinger Musiktage, Ruhrtriennale, UltraSchall и Klangspuren Schwaz, Министерства культуры Норвегии, Берлинской академии искусств, берлинского Концертхауса, фестиваля «Территория», фонда «Про Арте», ансамблей Klangforum Wien, Neue Vokalsolisten Stuttgart и др.

Также композитор сотрудничал с симфоническим оркестром Юго-Западного радио Германии, оркестрами MusicaEterna, Musica Viva, ансамблями Ensemble Modern, Collegium Novum Zürich, Neue ensemble recherche, ensemble mosaik, MusikFabrik, МАСМ и многими другими коллективами России и зарубежных стран, дирижерами Владимиром Юровским, Теодором Курентзисом, Филиппом Чижевским, Йоханнесом Калицке, Титусом Энгелем, Эмилио Помарико, солистами Натальей Пшеничниковой, Татьяной Гринденко, Теодором Анцелотти, Якобом Дилем и др.

Написал музыку к театральным проектам («Человек-подушка» Кирилла Серебренникова в МХТ им. Чехова, «Дыхание» Марата Гацалова в Театре Наций), кинофильму К. Серебрнникова «Юрьев день» (2008).

Сочинения С. Невского издаются в Universal Music Publishing Group (RICORDI Berlin). CD выходили на фирмах col legno, Wergo и Fancy Music

Участник абонемента Московской филармонии и газеты «Музыкальное обозрение» «Персона — композитор» («Гипсовое небо”, сезон 2017–2018, «Voices. Споём…», сезон  2019–2020).

Обладатель премии «МО» в номинации «Композитор года» (2018).

Один из авторов коллективного сочинения Liberta/MO/30/2019 Concerto grosso для симфонического оркестра, солирующих арфы, флейты, альта, контрабаса, баяна и электроники, написанного к юбилею газеты «Музыкальное обозрение» (2019, мировая премьера — в зале «Зарядье» 20 декабря 2019).

Живет в Берлине и Москве.

О постановке

В спектакле Штутгартской оперы сцены из «Времени секонд хэнд» Невского исполняются между картинами «Бориса Годунова» Мусоргского, соединяясь в спектакль большой формы (три с лишним часа чистой музыки, из них один час написан Невским).

Соединение Мусоргского и Алексиевич Невский объясняет так: «В ее летописи посткоммунистической эпохи, как и у Пушкина, речь идет о смутном времени, у Алексеевич – о 90-х. В опере Мусоргского (и тексте Пушкина) второстепенные персонажи оказываются двигателями истории, получают неожиданный вес (полноценными фигурами становится такие герои, как Мамка или Варлаам), а у Алексиевич «маленький человек» вершит суд над историей».

Фото Mathias Baus

Мирон Хакенбек, драматург говорит: «Изначально мы хотели попросить современного композитора поработать с классическим сочинением так, как обычно работают кураторы. Потом я вспомнил про «Время секонд хэнд» и подумал, что Алексиевич можно соединить с «Борисом Годуновым». Историю политика, который буквально идет по трупам, — и голоса жертв из толпы.

Мы сразу решили, что не будем нанимать дополнительных певцов для исполнения современной части оперы. Не из-за денег, это просто драматургически гораздо интереснее — у певцов, которые поют арии в Годунове, появляются неожиданные альтер эго. И мы начали искать эти соответствия в текстах, а Сергей выбрал истории, которые еще и ему лично близки. В результате герои Годунова как бы проживают вторую жизнь. Может быть, в другой реальности. Может, это вообще истории призраков. Мы думали как-то четко разнести два временных пласта: допустим, истории Алексиевич — это настоящее, а Борис Годунов — апокалиптическое будущее».

Режиссер постановки Пауль-Георг Дитрих поставил спектакль о нео-царской империи, завязшей в воспоминаниях и беспамятстве. Сценическое действие сопровождается кадрами документальной хроники от Ялтинской конференции до пустынной Москвы 7 мая 2012 года, сценами Большой балет и видами храма Христа Спасителя.

Штутгартская опера на сайте пишет: «Забвение может быть благодатью, но тот, кто не может вспомнить – потерян навсегда. Модест Мусоргский в своей опере обращается к одному из переломных моментов российской истории – эпохе царствования одного из самых неудачливых правителей России Бориса Годунова и показывает народ, который вначале прославляет, а затем проклинает своего царя, в основном же просто равнодушно его терпит. Мусоргский показывает, как пишется история: монах пишет летопись и вписывает в нее убийство Годуновым наследника престола. Неважно, является это убийство историческим фактом или легендой: царя сводят с ума призраки прошлого. Кто пишет историю и в чьих интересах? В каком соотношении она находится вымысел с тем, что было на самом деле?».

Дирижирует спектаклем Титус Энгель. В роях Адам Палка, Александра Уркиола, Карина Шмигер, Мария Тереза Улльрих, Маттиас Клинк, Горан Юрич.

Фото Mathias Baus

Екатерина РОМАНОВА, «МО»