You have no items in your cart.
Когда откроются ведущие мировые театры?
В начале мая в Европе начались первые послабления карантинного режима. Первыми открылись школы и мелкие торговые предприятия. Музеи и выставки планируется открыть во второй половине мая. Однако с театрами и концертными залами ситуация сложнее.
Открытие театров после коронавируса потребует от их руководства обеспечения повышенных мер безопасности для сотрудников и зрителей, включая их тестирование на COVID-19, внедрение цифровых систем по отслеживанию перемещений и социальное дистанцирование (зрителей придется рассаживать на расстоянии не менее 1,5-2 метров друг от друга). В итоге загрузка театров составит не более 30%, а это потребует создания новой финансовой модели, которая сделает такое открытие хотя бы относительно прибыльным. Какие планы на будущее у мировых театров?
Италия. «Ла Скала» откроется в сентябре?
Театр «Ла Скала» готовится к открытию в сентябре, однако пока точная дата не определена.
Как сообщил интендант театра Доминик Мейер, сезон откроется двумя концертами: артисты «Ла Скала» исполнят «Реквием» Верди в память о погибших в период пандемии и «Девятую симфонию» Бетховена — в знак надежды и веры в будущее. Дирижировать оркестром будет Рикардо Шайи. Концерты планируется также дать в Бергамо и Брешии, двух наиболее пострадавших от пандемии городах.
«Ла Скала» был одним из первых театров, который объявил об отмене спектаклей еще в конце февраля, когда в северной области Ломбардия была выявлена локальная вспышка коронавируса. Публика лишилась сразу нескольких постановок на сцене, а театр понес убытки в 9 млн. евро.
В сентябре, тем не менее, планируется показать премьеру «Травиаты», постановку которой осуществила Лилиана Кавани, с Зубином Метой за дирижерским пультом, восстановленную версию «Аиды» Франко Дзеффирелли, а также оперу Пуччини «Богема» (имя режиссера пока не сообщается).
Доминик Мейер подчеркнул, что меры социального дистанцирования в таком театре, как Ла Скала, соблюсти невозможно. Двери и коридоры в театре узкие, образование толп неизбежно. Директор театра надеется, что к сентябрю ситуация нормализуется. Лишь в этом случае заявленные планы смогут осуществиться.
Римская опера объявила о продлении срока закрытия театра до 30 мая. Однако пока не принято решения о летнем сезоне, который проводится на открытой площадке в руинах Терм Каракаллы.
Франция. Будет ли работать Парижская опера?
Генеральный директор Парижской оперы Стефан Лисснер считает, что сокращение финансирования в сфере культуры и здравоохранения на протяжении последних 25 лет стало главной причиной нынешнего кризиса. «Культура так же важна, как и здоровье, — говорит он.— Долг наших политических лидеров поддерживать оба эти сектора».
По его словам, меры социального дистанцирования невозможно воплотить в жизнь ни для публики, ни для артистов, ни для администрации. «Невозможно сократить антракты, если опера длится 5 часов, как “Тристан и Изольда”. Невозможно заставить 2700 человек соблюдать дистанцию. Невозможно соблюдать дистанцию в оркестровой яме и на сцене. Мы надеемся на вакцину, лекарство или на то, что вирус исчезнет сам собой», — говорит Лисснер.
Он также скептически настроен в отношении показа спектаклей, запланированных на осень и начало зимы. Возможно, считает он, лучше использовать это время, чтобы провести в театре работы, которые планировались на лето 2021.
Англия. Отверженные до 2021
В Англии карантин на данный момент продлен до 31 мая. Театральный продюсер сэр Камерон Макинтош (мюзиклы «Кошки», «Отверженные» и «Призрак Оперы») полагает, что театры Вест-Энда, вероятнее всего, смогут открыться лишь в 2021 году. «Мы вернемся, но нам нужно время, чтобы вернуться. Если мы не услышим [о снятии ограничений] через несколько недель, я думаю, стоит честно признать, что мы не сможем вернуться до начала следующего года», — заявил он.
США. В ожидании чуда
В США карантинные меры официально объявлены до 7 июня. План нормализации общественной жизни штата Нью-Йорк относит культурные достопримечательности к третьей и заключительной фазе открытия без установленных сроков. «Мы хотели бы, чтобы это было завтра, но сейчас все указывает на то, что сентябрь, вероятно, является самой оптимистичной датой», – говорит Шарлотта Сент-Мартин, президент отраслевого объединения Бродвейская Лига.
Генеральный директор Метрополитен-опера Питер Гелб:
«Мы добились большего успеха, чем я мог себе представить, благодаря сбору средств в рамках чрезвычайной кампании. С другой стороны, масштабы долгосрочного ущерба — последствия кризиса в области здравоохранения для исполнительских видов искусства — теперь представляются более серьезными и более сложными, чем они казались месяц назад».
В настоящий момент из-за финансовых трудностей Метрополитен-опера отправила 41 сотрудника администрации в отпуск, а еще 11 перешли на неполный рабочий день.
Гелб также отметил, что, хотя компания продавала билеты на сезон 2020-21, осенний сезон в настоящее время под угрозой: «В ближайшие недели должны быть приняты трудные решения по поводу открытия. Возможно, если произойдет чудо, мы сможем вернуться осенью».
Австрия. Вслед за Венской оперой объявил планы Театр ан дер Вин
Ранее на сайте «МО» уже появилась информация о том, что Венская опера объявила планы будущего сезона.
5 мая планы сезона 2020-21 объявил Театр ан дер Вин. Театр заявил 13 новых постановок, камерную оперу и несколько опер в концертном исполнении.
Сезон планируется начать 16 сентября с «Заза» Леонкавалло в новой постановке Кристофа Лоя. Дирижер — Стефан Солтеш. В ролях Светлана Аксенова, Николай Шуков, Кристофер Мальтман, Доротея Герберт и Энкелейда Шкоса.
14 октября — премьера «Порги и Бесс» Гершвина в постановке Мэтью Уайлда. Дирижер — Уэйн Маршалл. В постановке участвуют Эрик Грин и Саймон Шибамбу в роли Порги, Николь Кабелл и Жанин де Бик в роли Бесс, Надин Бенджамин и Брэнди Саттон в роли Клары, Нмон Форд и Гаррет Кист в роли Крауна, Рэй М. Уэйд и Цвакеле Чабалала в роли Спортинг-Лайфа, Мэри Элизабет Уильямс и Пумеза Матшикиза в роли Сирины и Тичина Вон в роли Марии.
12 ноября — «Свадьба Фигаро» Моцарта. Режиссер — Альфред Дорфер, дирижер Стефан Готфрид. В ролях Флориан Беш, Кристина Пасаройу, Джулия Семензато, Роберт Глэдоу и Кэти Ковентри.
14 декабря — «Платея» Рамо в постановке Роберта Карсена. За дирижерским пультом Уильям Кристи. В ролях Марсел Бекман, Жанин де Бик, Сирил Овити, Марк Мойон, Эдвин Кроссли-Мерсер, Эммануэль де Негри, Эмили Ренар, Илона Револьская и Падрайк Роуэн.
19 января 2021 — «Таис» Массне. Постановка Петера Конвичного, дирижер Лео Хуссейн. В ролях Николь Шевалье, Йозеф Вагнер, Роберто Сакка.
16 февраля 2021 — «Велизарий» Доницетти в постановке Найджела Лоуэри. Дирижер — Оксана Лынив. В ролях Роберто Фронтали, Кармела Ремиджио, Ирина Житинская и Паоло Фанале.
17 марта 2021 — «Огненный ангел» Прокофьева. Режиссер Андреа Брет, дирижер Константин Тринкс. В ролях Бо Сковхус, Аушрине Стундите, Наташа Петрински и Николай Шуков.
16 апреля 2021 «Саул» Генделя в возобновленной постановке Клауса Гута. Дирижер Кристофер Мулдс. В ролях Флориан Беш, Анна Прохазка, Джулия Семензато, Джейк Ардитти, Руперт Чарльзворт, Рафал Томкевич, Дэвид Уэбб, Эндрю Морштейн и Пол Лоренгер.
Германия. Вся надежда на сентябрь
Оперные театры Германии останутся закрытыми, как минимум, до лета. Директоры трех главных немецких оперных домов — Берлинской государственной оперы, Немецкой оперы в Берлине, Комише Опер — шокированы, но не теряют оптимизма, сообщает газета BZ Berlin.
«Конечно, мы закрылись для зрителей и части артистов, но за кулисами мы продолжаем работать в небольших командах каждый день, разрабатывая план A, план B, план C, план D», — говорит Барри Коски, руководитель Комише Опер. «Мы должны все просчитать и подготовиться ко всем возможным сценариям. Мы надеемся, что сможем начать работать, как планировали, в сентябре».
Deutche Oper планировала начать сезон с «Волшебной флейты» Моцарта 14 августа (дирижер Даниэль Картер, режиссер Гюнтер Кремер), а первая премьера должна была состояться 19 августа — «7 смертей Марии Каллас» Марины Абрамович. Директор Дитмар Шварц говорит: «Я подозреваю, что нам придется изменить дату начала сезона и, надеюсь, нормально открыться в сентябре».
Берлинская государственная опера планировала 6 сентября провести концерт под открытым небом на Бебельплац в честь 450-летия Берлинской государственной капеллы. В концерте должен был участвовать пианист Ланг Ланг.
«Очевидно, что большое событие с участием 40 000 человек будет невозможно», — говорит директор театра Маттиас Шульц. «Все события с участием более 5000 человек отменены до 24 октября. Но мы все же хотим провести этот концерт, возможно, с меньшим количеством людей, может быть, концерт будет перенесен в помещение, а телеканал ZDF обязательно сделает трансляцию».
Все три театра несут серьезные убытки из-за временного закрытия. По данным на 19 апреля, Komishe Oper потеряла почти миллион евро, Государственная опера — 2,8 миллиона, а Deutche Oper — 1,86 миллиона евро. И это только начало…
Интенданты всех трех театров скептически относятся к мини-постановкам или представлениям в полупустом зале, делая ставку на полноценное возвращение к работе: «Мы не можем задействовать оркестр или хор на треть, это невозможно, — говорит Матиас Шульц. — Для оперы экономически невыгодно играть перед наполовину проданным залом».
Швейцария. Почему бы нет?
В зрительном зале Цюрихской оперы 1066 красных бархатных кресел пустуют с середины марта. Руководство театра планирует сезоны на три-четыре года вперед, планы давно составлены. Теперь спектакли отменены, по крайней мере, до 7 июня, а скорее всего и дольше, говорит директор театра Андреас Хомоки.
По его словам, в настоящий момент театр старается не допустить, чтобы годы подготовительной работы и сотни тысяч швейцарских франков, вложенных в постановки, просто исчезли в воздухе. И если люди в опере должны носить маски, чтобы спектакли возобновились в ближайшее время, то «почему бы и нет?».
Однако никаких конкретных сроков и мер руководство театра не называет.
Екатерина РОМАНОВА, «МО»