Когда откроются ведущие мировые театры?

Когда откроются ведущие мировые театры?

В начале мая в Европе начались первые послабления карантинного режима. Первыми открылись школы и мелкие торговые предприятия. Музеи и выставки планируется открыть во второй половине мая. Однако с театрами и концертными залами ситуация сложнее.

Открытие театров после коронавируса потребует от их руководства обеспечения повышенных мер безопасности для сотрудников и зрителей, включая их тестирование на COVID-19, внедрение цифровых систем по отслеживанию перемещений и социальное дистанцирование (зрителей придется рассаживать на расстоянии не менее 1,5-2 метров друг от друга). В итоге загрузка театров составит не более 30%, а это потребует создания новой финансовой модели, которая сделает такое открытие хотя бы относительно прибыльным. Какие планы на будущее у мировых театров?

Италия. «Ла Скала» откроется в сентябре?

Театр «Ла Скала» готовится к открытию в сентябре, однако пока точная дата не определена.

Как сообщил интендант театра Доминик Мейер, сезон откроется двумя концертами: артисты «Ла Скала» исполнят «Реквием» Верди в память о погибших в период пандемии и «Девятую симфонию» Бетховена — в знак надежды и веры в будущее. Дирижировать оркестром будет Рикардо Шайи. Концерты планируется также дать в Бергамо и Брешии, двух наиболее пострадавших от пандемии городах.

«Ла Скала» был одним из первых театров, который объявил об отмене спектаклей еще в конце февраля, когда в северной области Ломбардия была выявлена локальная вспышка коронавируса. Публика лишилась сразу нескольких постановок на сцене, а театр понес убытки в 9 млн. евро.

В сентябре, тем не менее, планируется показать премьеру «Травиаты», постановку которой осуществила Лилиана Кавани, с Зубином Метой за дирижерским пультом, восстановленную версию «Аиды» Франко Дзеффирелли, а также оперу Пуччини «Богема» (имя режиссера пока не сообщается).

Доминик Мейер подчеркнул, что меры социального дистанцирования в таком театре, как Ла Скала, соблюсти невозможно. Двери и коридоры в театре узкие, образование толп неизбежно. Директор театра надеется, что к сентябрю ситуация нормализуется. Лишь в этом случае заявленные планы смогут осуществиться.

Римская опера объявила о продлении срока закрытия театра до 30 мая. Однако пока не принято решения о летнем сезоне, который проводится на открытой площадке в руинах Терм Каракаллы.

Франция. Будет ли работать Парижская опера?

Генеральный директор Парижской оперы Стефан Лисснер считает, что сокращение финансирования в сфере культуры и здравоохранения на протяжении последних 25 лет стало главной причиной нынешнего кризиса. «Культура так же важна, как и здоровье, — говорит он.— Долг наших политических лидеров поддерживать оба эти сектора».

По его словам, меры социального дистанцирования невозможно воплотить в жизнь ни для публики, ни для артистов, ни для администрации. «Невозможно сократить антракты, если опера длится 5 часов, как “Тристан и Изольда”. Невозможно заставить 2700 человек соблюдать дистанцию. Невозможно соблюдать дистанцию в оркестровой яме и на сцене. Мы надеемся на вакцину, лекарство или на то, что вирус исчезнет сам собой», — говорит Лисснер.

Он также скептически настроен в отношении показа спектаклей, запланированных на осень и начало зимы. Возможно, считает он, лучше использовать это время, чтобы провести в театре работы, которые планировались на лето 2021.

Opéra national de Paris. Фото artfile.me

Англия. Отверженные до 2021

В Англии карантин на данный момент продлен до 31 мая. Театральный продюсер сэр Камерон Макинтош (мюзиклы «Кошки», «Отверженные» и «Призрак Оперы») полагает, что театры Вест-Энда, вероятнее всего, смогут открыться лишь в 2021 году. «Мы вернемся, но нам нужно время, чтобы вернуться. Если мы не услышим [о снятии ограничений] через несколько недель, я думаю, стоит честно признать, что мы не сможем вернуться до начала следующего года», — заявил он.

США. В ожидании чуда

В США карантинные меры официально объявлены до 7 июня. План нормализации общественной жизни штата Нью-Йорк относит культурные достопримечательности к третьей и заключительной фазе открытия без установленных сроков. «Мы хотели бы, чтобы это было завтра, но сейчас все указывает на то, что сентябрь, вероятно, является самой оптимистичной датой», – говорит Шарлотта Сент-Мартин, президент отраслевого объединения Бродвейская Лига.

Генеральный директор Метрополитен-опера Питер Гелб:

«Мы добились большего успеха, чем я мог себе представить, благодаря сбору средств в рамках чрезвычайной кампании. С другой стороны, масштабы долгосрочного ущерба — последствия кризиса в области здравоохранения для исполнительских видов искусства — теперь представляются более серьезными и более сложными, чем они казались месяц назад».

В настоящий момент из-за финансовых трудностей Метрополитен-опера отправила 41 сотрудника администрации в отпуск, а еще 11 перешли на неполный рабочий день.

Гелб также отметил, что, хотя компания продавала билеты на сезон 2020-21, осенний сезон в настоящее время под угрозой: «В ближайшие недели должны быть приняты трудные решения по поводу открытия. Возможно, если произойдет чудо, мы сможем вернуться осенью».

Metropolitan Opera/ Фото funart.pro

Австрия. Вслед за Венской оперой объявил планы Театр ан дер Вин

Ранее на сайте «МО» уже появилась информация о том, что Венская опера объявила планы будущего сезона.

5 мая планы сезона 2020-21 объявил Театр ан дер Вин. Театр заявил 13 новых постановок, камерную оперу и несколько опер в концертном исполнении.

Сезон планируется начать 16 сентября с «Заза» Леонкавалло в новой постановке Кристофа Лоя. Дирижер — Стефан Солтеш. В ролях Светлана Аксенова, Николай Шуков, Кристофер Мальтман, Доротея Герберт и Энкелейда Шкоса.

14 октября — премьера «Порги и Бесс» Гершвина в постановке Мэтью Уайлда. Дирижер — Уэйн Маршалл. В постановке участвуют Эрик Грин и Саймон Шибамбу в роли Порги, Николь Кабелл и Жанин де Бик в роли Бесс, Надин Бенджамин и Брэнди Саттон в роли Клары, Нмон Форд и Гаррет Кист в роли Крауна, Рэй М. Уэйд и Цвакеле Чабалала в роли Спортинг-Лайфа, Мэри Элизабет Уильямс и Пумеза Матшикиза в роли Сирины и Тичина Вон в роли Марии.

12 ноября — «Свадьба Фигаро» Моцарта. Режиссер — Альфред Дорфер, дирижер Стефан Готфрид. В ролях Флориан Беш, Кристина Пасаройу, Джулия Семензато, Роберт Глэдоу и Кэти Ковентри.

14 декабря — «Платея» Рамо в постановке Роберта Карсена. За дирижерским пультом Уильям Кристи. В ролях Марсел Бекман, Жанин де Бик, Сирил Овити, Марк Мойон, Эдвин Кроссли-Мерсер, Эммануэль де Негри, Эмили Ренар, Илона Револьская и Падрайк Роуэн.

19 января 2021 — «Таис» Массне. Постановка Петера Конвичного, дирижер Лео Хуссейн. В ролях Николь Шевалье, Йозеф Вагнер, Роберто Сакка.

16 февраля 2021 — «Велизарий» Доницетти в постановке Найджела Лоуэри. Дирижер — Оксана Лынив. В ролях Роберто Фронтали, Кармела Ремиджио, Ирина Житинская и Паоло Фанале.

17 марта 2021 — «Огненный ангел» Прокофьева. Режиссер Андреа Брет, дирижер Константин Тринкс. В ролях Бо Сковхус, Аушрине Стундите, Наташа Петрински и Николай Шуков.

16 апреля 2021 «Саул» Генделя в возобновленной постановке Клауса Гута. Дирижер Кристофер Мулдс. В ролях Флориан Беш, Анна Прохазка, Джулия Семензато, Джейк Ардитти, Руперт Чарльзворт, Рафал Томкевич, Дэвид Уэбб, Эндрю Морштейн и Пол Лоренгер.

Германия. Вся надежда на сентябрь

Оперные театры Германии останутся закрытыми, как минимум, до лета. Директоры трех главных немецких оперных домов — Берлинской государственной оперы, Немецкой оперы в Берлине, Комише Опер — шокированы, но не теряют оптимизма, сообщает газета BZ Berlin.

«Конечно, мы закрылись для зрителей и части артистов, но за кулисами мы продолжаем работать в небольших командах каждый день, разрабатывая план A, план B, план C, план D», — говорит Барри Коски, руководитель Комише Опер. «Мы должны все просчитать и подготовиться ко всем возможным сценариям. Мы надеемся, что сможем начать работать, как планировали, в сентябре».

Deutche Oper планировала начать сезон с «Волшебной флейты» Моцарта 14 августа (дирижер Даниэль Картер, режиссер Гюнтер Кремер), а первая премьера должна была состояться 19 августа — «7 смертей Марии Каллас» Марины Абрамович. Директор Дитмар Шварц говорит: «Я подозреваю, что нам придется изменить дату начала сезона и, надеюсь, нормально открыться в сентябре».

Берлинская государственная опера планировала 6 сентября провести концерт под открытым небом на Бебельплац в честь 450-летия Берлинской государственной капеллы. В концерте должен был участвовать пианист Ланг Ланг.

«Очевидно, что большое событие с участием 40 000 человек будет невозможно», — говорит директор театра Маттиас Шульц. «Все события с участием более 5000 человек отменены до 24 октября. Но мы все же хотим провести этот концерт, возможно, с меньшим количеством людей, может быть, концерт будет перенесен в помещение, а телеканал ZDF обязательно сделает трансляцию».

Все три театра несут серьезные убытки из-за временного закрытия. По данным на 19 апреля, Komishe Oper потеряла почти миллион евро, Государственная опера — 2,8 миллиона, а Deutche Oper — 1,86 миллиона евро. И это только начало…

Интенданты всех трех театров скептически относятся к мини-постановкам или представлениям в полупустом зале, делая ставку на полноценное возвращение к работе: «Мы не можем задействовать оркестр или хор на треть, это невозможно, — говорит Матиас Шульц. — Для оперы экономически невыгодно играть перед наполовину проданным залом».

Staatsoper Berlin. Фото en.cityzeum.com

Швейцария. Почему бы нет?

В зрительном зале Цюрихской оперы 1066 красных бархатных кресел пустуют с середины марта. Руководство театра планирует сезоны на три-четыре года вперед, планы давно составлены. Теперь спектакли отменены, по крайней мере, до 7 июня, а скорее всего и дольше, говорит директор театра Андреас Хомоки.

По его словам, в настоящий момент театр старается не допустить, чтобы годы подготовительной работы и сотни тысяч швейцарских франков, вложенных в постановки, просто исчезли в воздухе. И если люди в опере должны носить маски, чтобы спектакли возобновились  в ближайшее время, то «почему бы и нет?».

Однако никаких конкретных сроков и мер руководство театра не называет.

Екатерина РОМАНОВА, «МО»