43-й фестиваль современной музыки «Московская осень» (1—30 ноября 2023)

43-й фестиваль современной музыки «Московская осень» (1—30 ноября 2023)

С 1 по 30 ноября 2023 в Доме композиторов проходит XLIII фестиваль современной музыки «Московская осень». В программе – 25 концертов, музыка около 100 ныне живущих композиторов и 16 ушедших.

Возвращение «Осени»

Фестиваль организован в 1979 как смотр творчества московских (а позже и советских, российских и зарубежных) композиторов разных поколений. Программа фестиваля формируется из новых сочинений, предложенных на фестиваль Комиссиями СМК: камерно-симфонической, музыкального театра, песенной, духовой, хоровой, музыки для детей и юношества, джазовой и эстрадно-инструментальной музыки, электроакустической музыки, Ассоциации современной музыки, творческого объединения МОСТ, музыковедения и музыкальной критики, музыки для народных инструментов.

Во времена, когда «Московская осень» оставалась крупнейшим фестивалем современной музыки в СССР, каждый московский композитор по крайней мере один раз в год мог рассчитывать на исполнение своих новых сочинений. Месяц ежедневных концертов, круглые столы, посвященные современной музыке — этот формат сохранялся почти 40 лет.

В 2020 и 2021 фестиваль не проводился из-за пандемии. В 2022 состоялась попытка возродить фестиваль: было проведено 10 концертов камерной музыки. В 2023 было решено вернуться к традиционному формату. Готовило фестиваль Правление Союза московских композиторов во главе с Олегом Галаховым, председателем Оргкомитета фестиваля, главой Правления, который в конце 1970-х был одним из инициаторов «Московской осени». Галахов ушел из жизни 15 сентября 2023. 24 октября, на 40-й день кончины О.Б. Галахова, в Доме композиторов прошел концерт его памяти.

Накануне открытия фестиваля Председателем правления Союза московских композиторов был избран Сергей Жуков. Род. в 1951. Окончил Московскую консерваторию в 1978 (класс М. Чулаки). Автор балетов, ораторий, кантат, симфонических, камерных, хоровых сочинений, вокальных циклов, музыки к фильмам и спектаклям, произведений для детей. Участник проекта «Музыкального обозрения» — коллективного опуса «Десять взглядов на десять заповедей» (2004). В 1990–1992 и с мая 2002 член правления Союза московских композиторов. С 1998 член оргкомитета фестиваля «Московская осень». Лауреат газеты «Музыкальное обозрение» (2002). Заслуженный деятель искусств РФ.

Оркестры. От «Невесты» до «Эроса»

Центральными событиями фестиваля по традиции являются концерты открытия и закрытия, с участием симфонического оркестра. В этом году в концертах, обрамляющих «Московскую осень», участвует симфонический оркестр Москвы «Русская филармония» (худ. рук. и главный дирижер Фабио Мастранджело, дирижер Сергей Тарарин, директор Гаянэ Шиладжян). 1 ноября фестиваль открылся Концертом для тромбона с оркестром «Грани Света и Тьмы» Валерия Кикты, одного из старейших московских композиторов: так же названа и программа всего концерта. Прозвучит и сочинение Юрия Воронцова «Вологодская невеста», написанное по заказу фестиваля «Кружева» в Вологде в 2022. Там же 9 октября 2022, за несколько дней до юбилея Юрия Воронцова (21 октября 2022 ему исполнилось 70 лет) состоялась мировая премьера сочинения.

Фестиваль «Кружева» (инициатор, куратор и художественный руководитель Андрей Устинов) проходил в Вологде с 2008 по 2022. Фирменным знаком «Кружев» была мировая премьера нового сочинения, которое к каждому фестивалю писал один из современных авторов. Непременным условием сочинения было использование четырехзвучного мотива боя часов на Софийской колокольне Вологодского кремля и интонаций народных песен Вологодской области. Восемь из девяти сочинений написали московские композиторы: Александр Чайковский (2008), Кузьма Бодров (2010), Артем Васильев (2011), Михаил Броннер (2014), Юрий Каспаров («Эхо тишины», 2015), Сергей Жуков («Теней вереница и времени нить», 2016), Николай Попов (2021), Юрий Воронцов («Вологодская невеста», 2022). Сочинения А. Чайковского, А. Васильева, Ю. Каспарова звучали и на «Московской осени».

Завершится «Московская осень»-2023 30 ноября программой, названной «Птица над бездной», с символической аркой от первого концерта: исполнением Концерта для фортепиано и симфонического оркестра Тараса Буевского и Симфонии № 4 Екатерины Кожевниковой (член правления СМК) «Эрос» для сопрано, баса и симфонического оркестра. Так что фестиваль пройдет путь от «Граней Света и Тьмы» до «Эроса»!

Народные оркестры

В форуме примут участие НАОНИР им. Н.П. Осипова (худ. рук. и главный дирижер Владимир Андропов), АОРНИ им. Н.Н. Некрасова ВГТРК (худ. рук. и главный дирижер Евгений Волчков), оркестр «Москва» МГИМ им. Шнитке (худ. рук. и главный дирижер Николай Алданов).

В программе НАОНИР им. Осипова (3 ноября) — Симфония № 4 Игоря Красильникова «Звуки земли» по мотивам книги И. Соколова-Микитова (дедушки ректора Московской консерватории А.С. Соколова), сочинения юбиляра нынешнего года Владимира Беляева (род. 1948), партитура Анны Шатковской «В прекрасном и яростном мире», которую автор посвятила своему наставнику, члену Правления СМК Михаилу Броннеру.

В исполнении АОРНИ им. Н.Н. Некрасова прозвучит Симфония № 8 «Два мира» одного из старейших участников фестиваля Геннадия Чернова (I часть его Симфонии № 6 на русские темы исполнит Государственный Кремлевский оркестр УД Президента РФ).

Среди сочинений, которые прозвучат в исполнении ОРНИ «Москва» — «Якутский концерт» для балалайки с оркестром Ефрема Подгайца, пьеса “Dead line” Михаила Броннера, сюита для оркестра саратовского композитора Алексея Павлючука (автора двух сочинений, написанных к 20-летию и 25-летию «МО» и посвященных «Музыкальному обозрению»).

Камерные оркестры

12 ноября на фестивале выступит Губернаторский камерный оркестр Тверской филармонии «Российская камерата» (худ. рук. и главный дирижер Андрей Кружков), в программе которого — также сочинения Ефрема Подгайца («Сквозь листву», двойной концерт для домры, скрипки и камерного оркестра) и Михаила Броннера («Стокгольмский синдром», концерт для саксофона и камерного оркестра). Название «Сквозь листву» «отсылает» и к колонтитулу буклета фестиваля, на котором сквозь золотисто-осеннюю листву виден Храм Василия Блаженного со стороны Москвы-реки; и к названию прелюдии Дебюсси «Колокола сквозь листву»…

Любопытную параллель представят две программы: камерного оркестра «Времена года» (худ. рук. и главный дирижер Владислав Булахов) «Контрасты концерта» (10 ноября) — Концерт для фортепиано с оркестром Татьяны Сергеевой,  Концерт для гобоя, английского рожка и камерного оркестра Татьяны Чудовой (1944–2021), Концерт для альта, камерного оркестра, ударных и арфы Ирины Кайновой и Концерт для струнного оркестра Владимира Вахрушева;

и «В поисках сонаты» (16 ноября), в которой прозвучат сочинения Ираиды  Юсуповой («Соната без первой части» для фортепиано), Ирины Дубковой («Солнечный ветер», сюита для баяна соло), Алексея Николаева (1931–2003) (Соната для фортепиано), Владимира Довганя (Соната для виолончели и фортепиано).

Камерные программы

Камерные концерты всегда были основой фестиваля. Это и «сборные» программы с участием разнообразных составов, и концерты ансамблей современной музыки, и своего рода отчеты творческих объединений композиторов.

В программе «Миражи» (23 ноября) — «Осень», три пьесы для флейты и фортепиано Галины Схаплок, автора книги о финском композиторе Кайе Саариахо; «Менгиры», пять пьес для фортепиано Анны Ромашковой; «Миражи», четыре пьесы для саксофона, вибрафона и виолончели Виктора Сумарокова (ученик А.И. Хачатуряна, автор симфонических и вокальных произведений, музыки к спектаклям, художественным и документальным кино- и телефильмам, в течение многих лет редактор издательства «Композитор»); «Маленький сад» для эрху и вибрафона Виктора Цзо Чжень Гуаня — более 60 лет он живет в России и своим творчеством как композитор, музыковед, литературовед укрепляет культурные связи России и Китая. Виктор Цзо называет себя “мостиком” между двумя странами. В этом году в издательстве «Композитор • Санкт-Петеррбург» вышла его книга «Музыкальная культура Китая».

Творческое объединение «Мост» 19 ноября представит концерт вокальной музыки (в том числе прозвучат сочинения Антона Вискова «Сорокоуст» на стихи С. Есенина и «Посвящение Юрию Буцко» Валерия Арзуманова, с 1976 живущего во Франции).

«Время в зеркале памяти» (27 ноября) — программа с сочинениями Анны Шатковской (ее пьеса для валторны и фортепиано дала название концерту), Никиты Сайковича — «Меж тьмою и светом» (сочинение Валерия Кикты, звучащее в концерте-открытии, напомним, называется «Грани Света и Тьмы»), Елены Агабабовой — «Парадоксальный сон» для скрипки и фортепиано; недавно ушедших Марка Белодубровского (1941–2022) — «Вступление, Плач и Хорал» на стихи Г. Тракля для женского голоса и фортепиано, Алексея Муравлева (1924–2023) — «Весенняя гроза» на стихи Ф. Тютчева…

Хор

Регулярно участвует в фестивале «Московская осень» хоровая капелла «Ярославия» (худ. рук. и главный дирижер Владимир Контарев). Концерт «Ярославии» пройдет 6 ноября. 17 ноября выступит Концертный хор МГИМ им. Шнитке (худ. рук. и главный дирижер Дмитрий Онегин). Оба коллектива — участники фестивалей «Кружева», которые в 2008–2022 проводило в Вологде «Музыкальное обозрение».

Ансамбли современной музыки

Выступления ведущих московских и российских ансамблей современной музыки составят значительную часть фестивальных концертов. 13 ноября — концерт МАСМ. В программе: Виктор Екимовский — «Андалузский пес», сопровождение к немому фильму Дали и Бунюэля для четырех исполнителей; Кирилл Уманский (1962–2022) — Квинтет для флейты, кларнета, скрипки, виолончели и фортепиано; Александра Филоненко — “Fleur” для скрипки и фортепиано; Cергей Павленко (1952–2012) — «В манере Гогена» для кларнета, скрипки, виолончели и фортепиано.

Сочинение Сергея Павленко звучало 23 октября в Камерном зале Московской филармонии в первом концерте юбилейного 15-го сезона совместного абонемента МГАФ и «Музыкального обозрения» «Эхо столетия. К 100-летию АСМ. Персона – композитор» (сезон 2023/2024). 14 ноября — второй концерт абонемента, включенный в программу «Московской осени» под рубрикой «В дни фестиваля». «Персоной» вечера станет Фарадж Караев, которому 19 декабря 2023 исполнится 80 лет. Автор программы, представление и интервью — главный редактор «Музыкального обозрения» Андрей Устинов. Исполнители — солисты ансамбля солистов Московской консерватории «Студия новой музыки».

В абонементе Андрея Устинова «Персона – композитор» за 15 лет участвовали 40 московских композиторов: Родион Щедрин, София Губайдулина, Андрей Эшпай, Кирилл Волков, Александр Чайковский, Виктор Екимовский, Ефрем Подгайц, Сергей Жуков, Михаил Броннер, Юрий Каспаров, Владимир Тарнопольский, Дмитрий Курляндский, Николай Попов, Александр Хубеев, Владимир Горлинский…

28 ноября — концерт ансамбля «Студия новой музыки» (дирижер Игорь Дронов), в котором прозвучат сочинения “Contro lamento”Юрия Каспарова, «Четвертое измерение» Ольги Озерской, ученицы и автора книги о Юрии Воронцове,  «Талисман» Антона Ровнера, Трио для саксофона, фортепиано и ударных Ольги Раевой, «Право вето» Алины Подзоровой, “Die Facetten des Licht”Рачья Есаяна, “Kryptos” для сопрано, флейты, бас-кларнета, скрипки, рояля, аккордеона и ударных Сергея Жукова.

26 ноября Ассоциация электроакустической музыки представит творчество постоянных участников (Тараса Буевского, Владимира Комарова, Олеси Ростовской) и новых членов АЭМ (Артема Ананьева, Артема Ромоданова, Марка Брянцева), ушедших авторов Эдуарда Артемьева (1937–2022), Андрея Родионова (1954–2023), Станислава Крейчи (1936–2021), Альбины Стояновой-Стефану (1969–2003).

Исторический раздел концерта включает уникальное исполнение пьесы Альфреда Шнитке «Поток» с видеорядом и комментариями Олеси Ростовской и II часть концерта американского композитора Аниса Фулейхана (1900–1970), исполнение которой приурочено к 100-летию музыки для терменвокса. Ведет программу композитор, доктор искусствоведения Артем Васильев, участник проектов «Музыкального обозрения»: «Персона – композитор», «Вологодские кружева», коллективного опуса «Посвящение». К 100-летию Д.Д. Шостаковича, автор музыки к фильмам «Конец прекрасной эпохи» С. Говорухина, «Экипаж» Н. Лебедева, «Чемпион мира» А. Сидорова, сериалу «Годунов» и др., балета «Снежная королева», поставленного в театре Урал Опера Балет Вячеславом Самодуровым.

Патриотическая тема

Некоторые композиторы и исполнители отдали дань патриотической теме. На фестивале прозвучат кантата Андрея Микиты «Крымские песни» на стихи русских поэтов, моноспектакль Валентины Беляевой «Тебя воспеваю, Русь!» (вокал и фортепиано — автор), хор «Родина» Лилии Родионовой на стихи Захара Прилепина, поэма для голоса и фортепиано Ивана Вишневского (1960–2018) «Новороссия» на стихи русских поэтов; «Русская сюита» Артема Ананьева для органа.

Участники

Кроме названных исполнителей, в фестивале примут участие:

Симфонический оркестр Министерства обороны РФ (дирижер Сергей Дурыгин),

Центральный концертный оркестр МВД России (главный дирижер Феликс Арановский),

Государственный Кремлевский оркестр Управления делами Президента РФ (художественный руководитель – главный дирижер Константин Чудовский).

Солисты — Элеонора Теплухина, Иван Кощеев, Екатерина  Рихтер, Юрий Полубелов, Татьяна Сергеева (фортепиано), Гайк Казазян (скрипка), Алексей Людевиг (альт), Федор Землеруб, Ольга  Галочкина (виолончель), Иван Паисов (гобой), Антон Скиба (саксофон), Федор Шагов (туба), Любовь Шишханова и Игорь  Гольденберг (орган), Виктор Сыч и Елисей Дрегалин (ударные), Семен Шмельков (баян), Екатерина Мочалова и Евгений Волчков (домра), Любовь Муравьева (гусли звончатые), Юлия Макарьянц, Анастасия Лепешинская, Дмитрий  Степанович (вокал), Мириам  Мерабова (джазовый вокал).

В рамках фестиваля «Московская осень»-2023 состоятся четыре «круглых стола» — 7, 14, 21 и 28 ноября — в Малом зале Московского дома композиторов. Ведущий — кандидат искусствоведения Вячеслав Рожновский.

26 ноября — музыковедческая конференция: совместная акция двух творческих комиссий: АСМ и музыковедения и музыкальной критики. Конференция состоится в Малом зале Дома композиторов.

По традиции вход на концерты фестиваля, которые пройдут в Московском доме композиторов (22 из 25) — свободный.

«МО»

«Музыкальное обозрение» в социальных сетях

Дорогие наши читатели, коллеги, друзья!
Времена изменились, но «Музыкальное обозрение» неизменно в своей сути: качественная аналитика, рецензии, статьи, книжные обзоры, исчерпывающая картина культурной жизни в столицах и регионах.
Подписывайтесь на газету «Музыкальное обозрение»!
Подписка на газету – это ваша поддержка сайта, концертов и фестивалей, образовательных, просветительских, издательских проектов «Музыкального обозрения».
Также вы можете поддержать наше издание финансово.