9 октября 2022, воскресенье, 16.00

Вологодский областной колледж искусств


ЗАКРЫТИЕ ФЕСТИВАЛЯ

«ВОЛОГОДСКАЯ НЕВЕСТА»

Сергей ПРОКОФЬЕВ (1891–1953)
Симфония № 1 «Классическая» ре мажор ор. 25 (1917)
Юрий ВОРОНЦОВ (1952)
Увертюра «Вологодская невеста» (2022)
(МИРОВАЯ ПРЕМЬЕРА, по заказу музыкального фестиваля «Кружева»)
Ян СИБЕЛИУС (1865–1957)
Концерт для скрипки с оркестром ре минор ор. 47 (1904–1905)
Уральский молодежный симфонический оркестр
Дирижер Александр РУДИН
Солист Никита БОРИСОГЛЕБСКИЙ (скрипка)

Юрий Воронцов — композитор, педагог, профессор Московской консерватории.

Родился в 1952 году. Окончил как композитор Московскую государственную
консерваторию имени П.И. Чайковского в 1977 г. в классе Е.К. Голубева и у него же
аспирантуру в 1980.

Лауреат конкурса музыки для симфонического оркестра молодых композиторов ССС Р
(Москва,1978 г.), XII Международного конкурса GRAND MUSIC ART (Mocква, 2022, Гран-при),
VII Международного хорового конкурса «Молодая Классика» (Вологда, 2022).
Член Правления СК Москвы.

Основные сочинения.

Для оркестра: пяти симфоний, в том числе № 3 «ZERO» (2001), № 4 (2006), № 5 (2008),
«Пастораль» (2003), «Vertigo» (2010), «Лабиринт» (2022), «Вологодская невеста» (2022).

Для ансамбля:
«Амулет» (2006), «Микрокосмос» (2007), “Status Quo” (2009), “Aquagraphica” (2011),
“Buffatore” (2011), “Drift” (2012), “Imago” (2014), «Гимн памяти Альфреда Шнитке» (2015),
«Новгородские песни» (2016), «Кай» (2018), «Зимний путь 1941» (2021).

Для хора: «Откровение», концерт для хора без сопровождения.

Сотрудничал с ГАСК под управлением В. Полянского, оркестрами «Русская филармония»,
«Новая Россия», ансамблями МАСМ, «Студия новой музыки», «ХХ век» и др.

Участие в проектах и фестивалях: «Десять взглядов на десять заповедей», концерт для
симфонического оркестра, коллективное сочинение к 15-летию газеты «Музыкальное
обозрение» (2004), абонемент «Музыкального обозрения» и Московской филармонии
«Персона – композитор» (2009, 2018), фестивали «Европа глазами россиян. Россия глазами
европейцев» (2011), «Московский форум», «Московская осень», «Наурыз-ХХI» (Алматы,
2014 — приглашенный гость фестиваля) и др.

С 1980 г. преподает на кафедре композиции Московской консерватории, профессор.

Среди учеников — лауреаты международных конкурсов Артем Васильев, Александр
Тлеуов (лауреат I Международного конкурса имени С.В. Рахманинова по специальности
«композиция», Москва, 2022), Денис Хоров, Евгения Бриль.

«Вологодская невеста» написана в апреле 2022 г. специально для фестиваля в Вологде.

Условием было использование композитором двух музыкальных элементов как знаков: звона колоколов городского собора и мелодии любой народной вологодской песни. Мой выбор пал на песню свадебного обряда «И как сегодня, сего дни» из сборника «Никольские песни», где она помещена под № 32. В оригинале — это бойкая быстрая мелодия в регистре девичьих голосов. В партитуре фрагменты этой мелодии используются как символ, меняя жанровую окраску. Это уже скорее гимн — символ всего радостного, что ожидает девушку в ее грезах.

Колокольный звон имитируется реальным звучанием в партии трубчатых колоколов, сохраняя близость к оригиналу и часто сплетается с интонациями плача, непременного элемента свадебного обряда.

В центре внимания — образ невесты. Для нее наступает час «Х» ее жизни. Происходит резкий перелом, за которым стоит таинственная неизвестность: счастье и радость или горе и страдания. В этой песне найдено простое и сильное решение этой дилеммы. Текст — о горе расставания с родительским домом, прежней жизнью и о сомнении в будущем. Музыка — мажорно-радостное предвосхищение счастья. В этой разнонаправленности больше веришь бойкому задорному мотиву и танцевальному ритму музыки, чем грусти текста. В этой грусти — обряд. Дань уважения и благодарности родным и реальная грусть от расставания с ними. Но душа девушки — уже там, в завтрашнем дне. Душа верит в то, что все будет хорошо!

Ну и что изменилось за все эти столетия, прошедшие за время после написания этой песни? По сути — ничего. Те же чувства, переживания, метания невесты и ее робкая, но неиссякаемая вера в счастье.

Юрий ВОРОНЦОВ

Александр Рудин – виолончелист, дирижер, пианист.

Родился в 1960. В 1983 окончил ГМПИ им. Гнесиных как виолончелист (у. проф. Л. Евграфова) и пианист (у проф. Ю. Понизовкина), в 1989 — Московскую консерваторию по классу дирижирования (у проф. Д. Китаетнко). Лауреат VI (1978) и VII. (1982) международных конкурсов имени П.И. Чайковского, конкурса имени И.С. Баха в Лейпциге (1976), конкурса Гаспара Кассадо во Флоренции (1979).

Одним из первых в ССС Р обратился к практике исполнительства на исторических инструментах. Совмещает игру на современном инструменте и на виоле да гамба.

С 1988 года — художественный руководитель и главный дирижер Московского камерного оркестра «Musica viva». В большинстве концертных программ коллектива — редко исполняемая музыка и академические «хиты» в новой трактовке. Впервые представил московской публике виолончельные сочинения К. Давыдова, А. Крафта, Ж.- Б. Триклира, И.. Фациуса, Р. Фолькмана, А. Дворжака. Совместно с «Musica Viva» — сочинения К.Ф.Э.. Баха, А. Вивальди, А. Сальери, И. Плейеля, Я. Дюссека, К. фон Диттерсдорфа, Й. Гайдна, В.. Пашкевича, А. Алябьева, С. Дегтярева, М. Глинки.

В 2013 Александр Рудин и оркестр «Musica viva» принимали участие в фестивале «Кружева» в Вологде.

В качестве приглашенного дирижера сотрудничает с оркестром Санкт-Петербургской филармонии, РНО, БС О им. П.И. Чайковского, Госоркестром им. Е.Ф. Светланова, симфоническими коллективами Норвегии, Финляндии, Турции. С 2020 — главный дирижер АСО Саратовской филармонии.

Профессор Московской консерватории (класс камерного ансамбля). Дает мастер-классы по всему миру, сотрудничает с молодежными коллективами в качестве дирижера и солиста.

С 2006 года Александр Рудин курирует Уральский молодежный симфонический оркестр, а с 2016 года является его главным приглашенным дирижером.

Скрипач. Родился в 1985 в Волгодонске. Окончил Московскую консерваторию и аспирантуру МГК (класс профессора Эдуарда Грача и доцента Татьяны Беркуль), совершенствовался у Огюстена Дюмэ в Брюсселе и Анны Чумаченко в Кронберге.

Лауреат международных конкурсов имени Абрама Ямпольского в Пензе (2002, III премия), в Клостер-Шёнтале (2003, I премия), имени Йозефа Иоахима в Ганновере (2006), имени Давида Ойстраха в Москве (2007, I премия), имени П.И. Чайковского в Москве (2007, II премия и пять спецпризов), имени королевы Елизаветы в Брюсселе (2009, V премия). В 2010 завоевал I премии на конкурсах имени Крейслера в Вене и имени Сибелиуса в Хельсинки, III премию на конкурсе в Монреале, а в 2013 стал обладателем Гран-при конкурса Monte Carlo Violin Masters в Монако.

В 2009 отмечен наградой «Скрипач года» Международного фонда Майи Плисецкой и Родиона Щедрина (США), в 2011 – премией Virtuoso итальянской Академии струнных инструментов и Общества Антонио Страдивари (Кремона), медалью Яна Сибелиуса от Фонда Сибелиуса в Финляндии.

В 2010 году газета «Музыкальное обозрение» назвала артиста «Персоной года».

Гастролирует по России, в странах Европы, Азии и СНГ; сотрудничает с известными оркестрами и выдающимися дирижерами, в числе которых В. Гергиев, В. Федосеев, К. Пендерецкий, Ю. Симонов, В. Синайский, М. Юровский и др. Играл в ансамбле с Р. Щедриным, Н. Гутман, Ю. Башметом, А. Шиффом, Н. Луганским, Б. Березовским, В. Репиным, А. Князевым, Д. Герингасом, А. Рудиным.

Принимал участие в фестивалях в России и за рубежом, в 2013 и 2014 гг. участвовал в фестивале «Кружева» в Вологде.

В 2018 году на лейбле Profil (Германия) вышла антология сочинений Николая Метнера для скрипки и фортепиано в исполнении Никиты Борисоглебского и Екатерины Державиной.

Играет на скрипке работы Маттео Гоффриллера 1720-х годов.

Заслуженный артист России (2018).

Бесконечное кружевоплетение

«Вологодские кружева» — проект газеты «Музыкальное обозрение»

Для каждого фестиваля «Кружева», начиная с первого, художественный руководитель фестиваля предлагает одному из современных российских композиторов написать новое сочинение под названием «Вологодские кружева». Его премьера проходит на концерте закрытия фестиваля. Создание произведения и сотворение концепции нового фестиваля происходят параллельно.

По условиям, которые предложил художественный руководитель фестиваля «Кружева» Андрей Устинов, композитору необходимо использовать в своем произведении старинные песнопения Вологодской области и мелодию боя часов на колокольне Софийского Собора. Мировой премьерой нового сочинения завершается фестиваль, а сочинение начинает свою жизнь.

Страницы музыкальной летописи

19 октября 2008
Александр Чайковский (род. 1946).
«Вологодские кружева» для симфонического оркестра.
Исполнители: Ярославский симфонический оркестр, дирижер Мурад Аннамамедов.

А. Чайковский: «В моем сочинении три основных момента. Это варианты трех вологодских песен: “Ой, Ваня-Ванюшка, да разудала голова”, колыбельной “Лю-лю-лю-лю-бай, уж ты, Валя, засыпай” и “Эко сердце”. <…> их разработка, перетекание одних мотивов в другие, контрапункт, что действительно похоже на плетение вологодских кружев. Это тема Тарантеллы из балета “Анюта” — в честь Гаврилина. И бой часов, как иллюстрация часов- курантов на главной площади Вологды». В 2010 году увертюра А. Чайковского звучала на концерте-открытии Второго фестиваля «Кружева» в исполнении ГАСК России под управлением Валерия Полянского. В дальнейшем сочинение не раз исполнялось в Москве и других городах России.

24 октября 2010
Кузьма Бодров (род. 1980).
«Вологодские кружева» для симфонического оркестра.
Исполнители: АСО Московской филармонии, дирижер Юрий Симонов.

К. Бодров: «Интонационный материал основан на попевках, близких вологодским песням. Наиболее полно цитируется песня “Тин-тин-тиниха”».

9 октября 2011
Артем Васильев (род. 1974).
«Вологодские кружева» для симфонического оркестра и магнитофонной записи.
Исполнители: Ярославский симфонический оркестр, дирижер Мурад Аннамамедов.

А. Васильев: «В основу композиции легла аудиозапись колокольного звона, записанного в Вологде. С помощью компьютера запись была замедлена примерно в 8 раз без изменения высоты звука. В результате каждый удар колокола звучит значительно дольше, чем в реальности, и есть возможность проследить за мельчайшими изменениями тона. Похожий эффект наблюдается в замедленной киносъемке или под микроскопом. На получившуюся звуковую основу нанизывается звуковая ткань оркестра. <…> Еще одним источником сталазапись частушек с наигрышем “под язык”, сделанная в Устюженском районе Вологодской области. Фрагменты записи служат мелодической основой пьесы».

Пьеса А. Васильева исполнялась на 41-м фестивале «Московская осень» (2019).

6 октября 2013
Михаил Гоголин (род. 1962).
Увертюра «Вологодские кружева» для камерного оркестра, народных голосов, кружевниц, ударных, колоколов, художественного руководителя и губернатора.

Исполнители: камерный оркестр Вологодской филармонии, солисты ансамбля русской песни «Солнцеворот» (народные голоса), худрук фестиваля (вокал), заместитель губернатора (колокола); кружевницы — учащиеся Губернаторского колледжа народных промыслов, которые прямо на сцене плели кружева, и звук коклюшек органично вписался в ткань сочинения. Дирижер — Михаил Гоголин. По идее худрука, перестук липовых коклюшек, усиленный микрофонами, должен был создать ощущение звучания Вселенной, Космоса.

М. Гоголин: «Идея моего сочинения связана с образом женщин-кружевниц, которые под тихое пение плетут кружево. А за окном ветер, снег, но, вместе с тем и приближающееся Рождество…». Увертюра М. Гоголина исполнялась и на фестивале «Кружева» в 2016 году.

21 сентября 2014
Михаил Броннер (род. 1952).
«Вологодские кружева» для оркестра русских народных инструментов и фортепианного трио.
Исполнители: Андрей Диев (фортепиано), Никита Борисоглебский (скрипка), Борис Андрианов (виолончель) и Губернаторский оркестр русских народных инструментов, дирижер Галина Перевозникова.

М. Броннер: «Насколько мне известно, сочинений для подобного состава не существует. Я искал гармоничное сочетание классических и исконно русских инструментов, колокольных звонов и музыкальных образов, связанных с вологодскими кружевами». В этой же версии увертюра исполнялась в Москве в 2015 на Втором Международном фестивале национальных оркестров мира. А в 2018 в новом варианте — для ОРНИ и солирующих балалайки, домры, альтовой домры, щипковых гуслей и клавишных гуслей — в Архангельске, Петрозаводске, Санкт-Петербурге, Великом Новгороде, Череповце, Вологде, Липецке и Белгородево время концертного тура ГОРНИ под управлением Г. Перевозниковой.

6 октября 2015
Юрий Каспаров (род. 1955).
«Эхо тишины» («Вологодские кружева-VI») для гобоя, трубы, фортепиано, ударных (колокола), трех скрипок, альта, виолончели и контрабаса.
Исполнители: ансамбль солистов “The Pocket Symphony”, дирижер Назар Кожухарь.

Ю. Каспаров: «Обязательными условиями заказа были использование малоизвестной народной вологодской песнии имитации звона колоколов Софийского собора в Вологде, и такое трепетное отношение к своей культуре, к ее истокам — удивительная особенность фестиваля!

Разумеется, я эти условия выполнил, взяв за основу одну из малоизвестных версий песни “Ой вы горы”». «Эхо тишины» Ю. Каспарова не раз исполнялось в Москве (в 2020 — дважды), в Боготе — Колумбийским камерным оркестром.

2 октября 2016
Сергей Жуков (род. 1951).
«Теней вереница и времени нить» («Вологодские кружева-2016») для флейты/бас-флейты, кларнета/бас-кларнета, виолончели, баяна и фортепиано.
Исполнители: солисты Московского ансамбля современной музыки.

С. Жуков: «Основой образно-семантического строя сочинения послужили строки стихотворения Валентина Лукьянова “Зимние изваяния”:

Прядутся нити времени, и Парки
Ткут бесконечно млечное, льняное —
Уснувший мир, зашитый тишиною…

<…>

В композиции использованы цитата народной песни Вологодской области “Кто у нас хороший” и 4-звучный мотив колоколов Софийского собора».

10 октября 2021
Николай Попов (род. 1986).
«Кружева» для оркестра и электроники.
Исполнители — Ярославский академический губернаторский симфонический оркестр, дирижер Мурад Аннамамедов.

Н. Попов: «Пьеса написана специально для фестиваля «Кружева-2021» по заказу Андрея Устинова и национальной газеты «Музыкальное обозрение».

«Кружева» — это сложная цепь реакций, отражений и преломлений акустического музыкального материала средствами электроакустической композиции.

Стержнем всего сочинения становятся два элемента: вологодская народная лирическая песня «Из ворот на улицу» и бой курантов Софийской звонницы, которые и скрепляют два пласта композиции — акустический и электронный». В 2022 за произведение «Кружева» Николай Попов был удостоен Первой премии Всероссийского конкурса молодых композиторов «Партитура» (в номинации «Симфоническое произведение малой формы»). Сочинение прозвучало в финальном туре конкурса 25 марта 2022 в Большом зале Московской консерватории в исполнении МГАСО.

9 октября 2022
Юрий Воронцов (род. 1952).
«Вологодская невеста» для симфонического оркестра.
Исполнители: Уральский молодежный симфонический оркестр, дирижер Александр Рудин.

Юрий Воронцов — маститый композитор, профессор Московской консерватории, неоднократный участник проектов «Музыкального обозрения». Вскоре после фестиваля, 21 октября, Юрий Воронцов отметит 70-летие. Произведения «Вологодские кружева» 2008–2022, написанные современными композиторами для фестиваля «Кружева» — музыкальная летопись старинного вологодского промысла, визитная карточка города, региона, Русского Севера, не имеющая аналогов в мире.

Фестиваль «Кружева», 9 октября 2022

Заключительный концерт, мировая премьера (фотогалерея)