Сергею Жукову – 70!

Сергею Жукову – 70!
Фото Алексей Колосов | Фестиваль "Кружева", 2016

30 августа отмечает юбилей композитор, заслуженный деятель искусств РФ Сергей Жуков.

«Творческий дар композитора Сергея Жукова привлекает прежде всего тем, что он никогда не бывает отягощен какими бы то ни было надуманными построениями. Каждая чисто музыкальная структурная идея выполняется так естественно, что слушатель включает ее в свое переживание, почти не осознавая ни формального, ни символического ее значения. Но именно вследствие этой неосознанности становится возможным пережить музыкальную вещь, как звучащий поток, как некий стихийный процесс, неотвратимо вовлекающий слушателя в свою завораживающую активность и несущий его к той границе, где происходит слияние осознанного и неосознанного – откровение смысла», — сказала о Жукове София Губайдулина.

Композитор – участник нескольких проектов газеты «Музыкальное обозрение». В 2004 он был в числе авторов коллективного сочинения — концерта для симфонического оркестра «Десять взглядов на десять заповедей» написанного 10 композиторами к 15-летию «МО». В ходе Всероссийского фестиваля «Музыкальное обозрение – OPUS 15» «Десять взглядов на десять заповедей» прозвучали 20 раз в 18 городах России. Всего же это произведение за прошедшие годы исполнялось более 30 раз.

В 2016 по заказу «Музыкального обозрения» и фестиваля «Кружева» в Вологде Сергей Жуков написал произведение «Вологодские кружева-2016», дав им поэтичное название «Теней вереница и времени нить» и взяв за основу образно-семантического строя сочинения стихи Валентина Лукьянова:

«Прядутся нити времени, и Парки
Ткут бесконечно млечное, льняное —
Уснувший мир, зашитый тишиною…»

Пьеса написана для флейты/бас-флейты, кларнета/бас-кларнета, виолончели, баяна и фортепиано. Мировую премьеру 2 октября 2016 исполнили в концертном зале Вологодской филармонии солисты Московского ансамбля современной музыки.

В сезоне 2015–2016 Сергей Жуков был участником абонемента газеты «Музыкальное обозрение» и Московской филармонии «Персона – композитор».

Сергей Жуков родился в 1951. Учился в Житомирском музыкальном училище, где занимался композицией с заслуженным деятелем искусств Украины А.М. Стецюком. В 1978 окончил Московскую консерваторию по классу композиции у профессора М.И. Чулаки, а в 1980 – ассистентуру-стажировку. В 1978 на Всесоюзном конкурсе молодых композиторов был награжден специальной премией Союза композиторов за Драматический триптих для солистов и симфонического оркестра на стихи В. Маяковского.

В 1980 С. Жуков стал членом Союза композиторов СССР. Участвовал во многих всесоюзных, всероссийских и международных фестивалях новой музыки. Среди них – Международный фестиваль современной музыки «Московская осень», на котором, начиная с 1982, было исполнено большинство премьер его симфонических и камерных сочинений. Выступал с авторскими концертами в России, а также в Европе и США.

В творческом багаже композитора — балеты, симфонии, инструментальные концерты, кантаты, оратория, мюзикл, камерная инструментальная и вокальная музыка, сочинения для хора, музыка для театра и кино, мультимедийные проекты, детская музыка.

С. Жуков – автор четырех балетов. В их числе – «Солярис» в двух действиях по мотивам одноименного романа С. Лема (поставлен в апреле 1990 в Днепропетровском театре оперы и балета); «Фатум», одноактный балет по мотивам поэмы М. Лермонтова «Демон» (поставлен на сцене Санкт-Петербургского Малого театра оперы и балета им. М. Мусоргского в декабре 2001); «Аленький цветочек» в двух действиях по мотивам сказки С. Аксакова (поставлен в октябре 2007 Днепропетровском театре оперы и балета). В 1999 по заказу Большого театра России написан и поставлен в ГАБТе балет «Бессонница» к 200-летию со дня рождения А.С. Пушкина.

Также среди работ в сценическом жанре — пантомима «Подвенечная фата Пьеретты» по пьесе А. Шницлера (Санкт-Петербургский театр «Приют Комедианта», январь 2007). Спектакль был номинирован на премию «Золотой Софит»

Особое внимание автор уделяет жанру инструментального концерта. В 1990 был написан Концерт для оркестра и солирующих ударных; в 1992 – Концерт-партес для струнного оркестра; в 1997 – Concerto Sacra для фортепьянного трио и струнного оркестра. В 1995 был задуман макроцикл, состоящий из трех сольных концертов для каждого из инструментов фортепьянного трио, а также, объединяющего их, тройного концерта. В цикл вошли Концерт-мистерия для скрипки, виолончели и фортепиано с оркестром (1995); концерт для фортепьяно с оркестром «Silentium» (2001); концерт для электронной виолончели «Гефсиманская ночь» (2003); концерт для скрипки с оркестром «День Ангела» (2004). Цикл посвящен Трио сестер Бековых, каждый сольный концерт является своеобразным портретом одной из участниц Трио. В 2002 за цикл инструментальных концертов “Silentium”, «Гефсиманская ночь», «День Ангела» С. Жуков был назван «Персоной года» в номинации «Композитор года» в рейтинге газеты «Музыкальное обозрение» «События и персоны» и удостоен Премии «МО»

С. Жуковым написаны романсы и вокальные циклы на стихи А. Пушкина, М. Лермонтова, Л. Андреева, М. Цветаевой, В. Маяковского, Т. Шевченко, Арс. Тарковского, Э. Межелайтиса, М. Метерлинка, Л. Элтанг, голландских поэтов XX века Поля Ван Эйка и Яна Хендрика Леопольда (оба сочинения написаны на голландском языке). Часто в своих вокальных сочинениях автор использует народные тексты. Композитор обращается к духовной музыке на канонические тексты для хора a cappella.

В жанрах камерной инструментальной музыки композитор отдает предпочтение сольным инструментам: фортепиано, виолончели, скрипке, кларнету, флейте, органу. Характерно частое использование ударных инструментов в различных инструментальных составах.

С 1987 по 1993 С. Жуков участвовал в работе Всесоюзной комиссии хоровой и кантатно-ораториальной музыки Союза композиторов СССР, которую возглавлял Г. Свиридов. В 1992–1993 учебном году преподавал на кафедре инструментовки в Московской консерватории. С 1990 по 1992 и с мая 2002 по настоящее время — член правления Союза московских композиторов. С 1998 входит в состав приемной комиссии, является членом оргкомитета фестиваля «Московская осень».

Среди сочинений последних лет — «Книга перемен», для приготовленного рояля и симфонического оркестра (2018), «Леди Макбет Мценского уезда», пластическая драма по мотивам очерка Н. Лескова (премьера 1 марта 2018 на сцене Владимирского театра драмы (2018), «Двенадцатая ночь», по пьесе У. Шекспира (Магнитогорский драматический театр им. А.С. Пушкина, 2018), «Сказка про Сашу Пабузина и Грустную Лошадь», лирическая сказка в одном действии (Магнитогорский драматический театр им. А.С. Пушкина, 2019), «Сказка о рыбаке и рыбке», по сказке А. Пушкина (Театр актера и куклы «Петрушка», 2019), Antic-suite для фортепиано в трех частях (2020), «Айседора. Рожденная у моря», моноспектакль по мотивам пьесы З. Сагалова «Три жизни Айседоры Дункан» и книги А. Дункан «Исповедь» (премьера 4 октября 2020 на сцене Владимирского театра драмы).

«МО»