Заметки о Пендерецком. Фестиваль в Варшаве — 80 лет композитору

Заметки о Пендерецком.  Фестиваль в Варшаве — 80 лет композитору
Кшиштоф Пендерецкий. Фото Krzysztof Gieraltowski

2013 для Польши — год трех крупнейших музыкальных событий мирового масштаба: 100-летие со дня рождения Витольда Лютославского, 80-летие Хенрыка Миколая Гурецкого (1933 – 2010) и 80-летие Кшиштофа Пендерецкого.

С 17 по 23 ноября в Варшаве прошел грандиозный фестиваль, посвященный юбилею Пендерецкого. Открытие фестиваля состоялось в золотом зале Королевского дворца; затем концерты переместились в Камерный и Большой залы Варшавской филармонии.

23 ноября, в день рождения композитора, состоялся центральный юбилейный концерт в Большом театре (Teatr Wielki).

Заключительный концерт фестиваля посетил Президент Польши Б. Коморовский, члены правительства, министры, крупные чиновники от культуры, глава католической церкви, послы разных стран.

С юбилеем Пендерецкого поздравили: королева Великобритании Елизавета Вторая, король Испании, король Бельгии, король Нидерландов, принц Монако, канцлер Германии, президенты Финляндии, Франции, Бразилии, Хорватии, Армении и многие другие.

В своем приветствии президент Б. Коморовский сказал:

«Кшиштоф Пендерецкий – один из самых выдающихся представителей польской культуры в мире. Он принадлежит к тем, кто приближает современность, помогая ее чувствовать и понимать. Его творчество зазвучало голосом свободы в несвободной стране. Оно продолжает вдохновлять нас в свободной Польше (…) Композиции Пендерецкого открывают перед слушателями мир глубоких эмоций и мыслей. Их разнообразная форма, оригинальные средства выразительности находятся в диалоге, как с авангардом, так и с традицией. (…)».

26 сентября Пендерецкий получил звание «Почетного Гражданина Столичного Королевского Города Кракова».
Один из старейших английских фестивалей классической музыки BBC Proms, происходящий в Royal Albert Hall (на 8000 человек) в Лондоне с 12.07. по 07.09 2013 насчитывал несколько десятков концертов, причем более 10 концертов музыки польских композиторов — К. Шимановского, А.Пануфника, К.Пендерецкого, Х. Гурецкого, но более всего по количеству исполнялось произведений В. Лютославского. Выступали оркестры из Великобритании. Все концерты транслировались радиостанцией ВВС 3.

27 сентября в Кракове открылся фестиваль опер Пендерецкого. Были представлены: «Потерянный рай» (реж. В. Заводзиньский, Вроцлавский оперный театр), «Король Убю» (реж. Ян. Висьневский, Балтийская Опера, г. Гданьск); одновременно, 2-го октября в Большом театре Варшавы состоялась премьера новой редакции оперы «Люденские демоны» — перенос постановки в Копенгагене в феврале 2013 (мировая премьера оперы), режиссер К. Варнер, дирижер Л. Фриенд.

С 22 по 26 октября состоялся Фестиваль Пендерецкого в Музейной Шахте по добыче каменного угля Гуидо (Zabytkowa Kopalnia Węgla Kamiennego Guido) в Забже. Открытие произошло под землей, 320 метров в присутствии композитора.

В Пекине с 5 по 11 ноября прошел Фестиваль польской культуры. Китайский Национальный симфонический оркестр под управлением польского дирижера Л. Боровича исполнял произведения Шопена, Монюшко и Пендерецкого.

12 декабря 2013 в нью-йоркском Карнеги-Холл состоялся концерт, посвященный 25-летию концертной карьеры А.-С. Муттер. В программе Сен-Санс, Шуберт, «Партита» для скрипки с оркестром Лютославского и премьера сочинения Пендерецкого для скрипки соло “La Follia”.

К юбилею композитора выпущены почтовые марки, конверты. Главное событие — открытие Европейского музыкального центра Кшиштофа Пендерецкого неподалеку от знаменитой помещичьей усадьбы Люславице, которую в 1970-е годы Пендерецкий купил и отреставрировал за собственный счет. По словам художника, «это мой памятник для будущего…».

Молодой человек из Дэмбице

Кшиштоф Пендерецкий родился 23 ноября 1933. В конце 1950-х, будучи еще молодым человеком, он буквально ворвался в мир авангарда, а уже в начале 60-х стал знаменитостью.

Очень быстро Пендерецкий занял почетное место среди самых маститых авангардистов, таких как П. Булез, Л. Ноно, К. Штокхаузен, Я. Ксенакис, Дж. Кейдж… Композитор нашел пути для радикального обновления звуковой палитры. Суть обновления заключалась в невероятном обогащении способов звукоизвлечения на струнных и духовых; в расширении тембров, прежде всего ударных, в том числе за счет введения в оркестр африканских и южно-американских экзотических ударных инструментов вплоть до морских раковин. Он изобрел новый способ «управления» пространством и распределения регистров.

Кшиштоф Пендерецкий. Фото Ludwik Erhardt (из книги Meetings with Krzysztof Penderecki

Сонористика

Новый звуковой мир Пендерецкого вошел в авангардное музыкальное направление тех лет и получил название сонористика.

Термин «сонористика» принадлежит польскому музыковеду Ю. Хоминьскому. Был введен в музыковедческий обиход в 1960. Понимание этого термина в Польше и других европейских странах отличается от российского, где его по-своему и весьма расширительно интерпретировал Ю. Холопов. В понимании Хоминьского сонористика — это «чисто звуковая техника», в которой «на первый план как главное средство экспрессии и главный конструктивный компонент выдвигаются чисто звуковые качества». Эта техника значительно повлияла на польскую композиторскую школу 1960-х гг.: К. Сероцкого, Х. Гурецкого, В. Киляр, А. Добровольского, В. Шалёнек и др.

В Польше в то время творили и выдающиеся музыканты других эстетических взглядов: В. Лютославский, Г. Бацевич, Т. Бэрд, З. Краузе, Т. Сикорский. Польские композиторы 1960-х уверенно вписались в контекст мировой музыки и получили определение «польской композиторской школы».

Молодой провинциал (из Дэмбице, недалеко от Кракова) в 1951 приехал в Краков. Он немного играл на фортепиано, занимался на скрипке и даже с успехом выступал на местных свадьбах в самодеятельном ансамбле. Еще в гимназии он организовал школьный ансамбль, который играл на гимназических торжествах, и даже писал для него музыку (танго, вальсы, польки). Распознал незаурядную одаренность молодого человека педагог музыкального училища Ф. Сколышевский, к которому Пендерецкий попал на прослушивание. Сколышевкий был не только пианистом и композитором, но и физиком и математиком. Он начал с ним заниматься, открыл для него новейшую электронную музыку, но уделял большую часть времени добаховской полифонии. Именно старая полифония стала основой творческого мышления Кшиштофа на долгие годы.

Благодаря выдающимся способностям, феноменальной памяти музыкальное училище Пендерецкий окончил экстерном за два года. В 1954 поступил в Высшую музыкальную школу Кракова, последовали занятия в Ягеллонском университете (древние языки, филология, античность, философия и эстетика, искусствознание). За несколько лет Пендерецкий совершил могучий рывок, став образованнейшим человеком, гуманитарием европейского уровня.

Годы учебы в Высшей школе были наполнены страстью к изучению новой музыки (нововенская школа и ее последователи).

В 1956 состоялся первый в мире форум современной музыки – Международный фестиваль «Варшавская осень» (1956). Именно этот фестиваль стал для Пендерецкого и других польских композиторов своего рода школой (на него приезжала вся музыкальная мировая элита), помогающей преодолеть «железный занавес», воздвигнутый СССР между культурами Западной и Восточной Европы. С тех пор польская музыка развивалась совершенно свободно, вне запретов и вне рамок соцреализма.

Польская оттепель затронула не только музыку. Краков в 1950-1960-е переживал период культурного возрождения: интереснейшие театральные постановки (например, режиссера Кантора), многочисленные выставки, джазовые клубы, клубы авангардного искусства, кинофестивали Ф. Феллини, И. Бергмана, М. Антониони, Ж.-Л. Годара, Ф. Трюффо; издается мировая современная литератур, запрещенная прежде.

В это время Пендерецкий утверждал себя не только как музыкант-авангардист, но и чисто визуально, шокируя многих не только музыкой, но и костюмом цвета спелого помидора, носками в агрессивные полоски, – одним словом, был «стилягой».

Конкурсный триумф

В 1959 Союз композиторов Польши объявил конкурс для молодых композиторов. Поскольку в условиях конкурса ничего не говорилось о количестве партитур, которые может прислать на конкурс один участник, то Пендерецкий отправил на конкурс три произведения.

Партитуру первого сочинения «Эманации» (от лат. – происхождения, излучения) для двух струнных оркестров Пендерецкий написал правой рукой. Партитуру второго — «Псалмы Давида» на библейский текст для смешанного хора, струнных и ударных — левой. Третье произведение — «Строфы» для сопрано, чтеца и 10 инструментов на тексты Ветхого завета, Менандера, Софокла и Хайяма— отдал переписчику. В результате «Строфы» получили первую премию, а «Эманации» и «Псалмы Давида» — две вторых. В дополнение к этому композитор получил право на двухмесячную стажировку в Италии (у Л. Ноно) и право на исполнении награжденных произведений в филармонии и на радио. В одно мгновенье начинающий автор стал известным композитором. Самые большие лавры снискал «Трен — жертвам Хиросимы» для струнного оркестра, написанный в 1960, когда шли наиболее плодотворные открытия в области инструментальной сонористики. Слава Пендерецкого достигла границ Европы.

Европейский триумф

В 1960 на фестивале в Донаушингене прозвучало сочинение Пендерецкого «Анакласис» (от греч. – преломление света, преобразование) для струнных и ударных. Его партитуры стали исполняться в странах Европы и США.

В 1962 Пендерецкий создает треххорную композицию «Stabat Mater». В том же году в Донауэшингене прозвучали «Флуоресценции» (от лат. – свечения) для оркестра — настоящий манифест соноризма. В инструментарии использовались не только экстремальные средства артикуляции на струнных и духовых инструментах, но и «тембры», получаемые от распиливания кусочков дерева и железа, стук пишущей машинки, вой сирены, шелест пергамента, звуки свистка, электрического звонка и многое другое. «Даже в таком центре авангарда, каким был Донауэшинген, – вспоминал композитор, – раздался крик протеста. Разумеется, и аплодисменты тоже. Зал разделился. Я был очень горд собой, потому что даже в этом месте мне удалось задеть за живое этих людей».

Фрагмент партитуры К. Пендерецкого Threnody to the Victims of Hiroshima ("Плач по жертвам Хиросимы"), 1960

Мировой триумф. «Страсти по Луке»

Именно тогда после скандала во время исполнения «Флуоресценций» О. Томек, главный организатор фестивальных концертов в Донауэшингене, предложил Пендерецкому написать произведение на 700-летие кафедрального собора в Мюнстере (ФРГ). Пендерецкий предложил… «Страсти», которые он давно мечтал написать, но никому об этом не говорил. Томек стал громко смеяться от этого, как ему казалось, абсурдного предложения.

Композитор рассказывает: «Я поехал в Мюнстер, увидел это место, этот рогромный собор, дающий почти 12 секунд реверберации звука… Был на мессе, слушал орган, поющих людей. Поэтому партитура наполнена паузами, пустыми местами, рассчитанными на послезвучие, наложение звуков». Напряженнейшая работа продолжалась в течение 4 лет, когда композитор отказался от всех дополнительных заказов.

Премьера в мюнстерском соборе 1966 вылилась в подлинный триумф. Более 70 критиков из разных стран единодушно отмечали выдающееся значение произведения в истории современной культуры. Многие до сих пор считают «Страсти» лучшим сочинением польского художника. Может быть, так оно и есть… Позже автор скажет: «Это была смелость, присущая лишь молодости. Попытка замахнуться на солнце мотыгой… Я не понимал, чем рискую, какую беру на себя ответственность, выставляя на суд слушателей свои “Страсти”».

Одновременно авангардистские круги Запада обвинили Пендерецкого «в предательстве авангарда». Композитор в силу своего упрямого характера никаких выводов не сделал. Позднее он сказал: «Это не я предал авангард, это авангард предал музыку. Авангардизм давал иллюзию универсализма. Музыкальный мир Штокхаузена, Ноно, Булеза, Кейджа был для нас, молодых, ограниченных рамками социалистической эстетики, освобождением. Я начинал свою карьеру, когда многое еще можно было открыть (…) Однако я быстро сориентировался, что в этом новаторстве все сводилось главным образом к экспериментам и формальным спекуляциям».

Пендерецкий впервые после Баха через 200 лет обратился к жанру «Страстей». Он пользовался не только авангардными средствами, но и включил живую интонацию в характерную индивидуализированную псалмодию и в островыразительные речитативы и арии действующих лиц — участников крестного хода на Голгофу. Одним из сквозных лейтмотивов сочинения является motto BACH. Синтез музыкальных средств стал одним из ранних проявлений некоторых черт постмодерна в музыке. «Лишь после завершения, – сказал Пендерецкий, – я заметил, что там присутствуют элементы григорианского хорала, трансформированные моим воображением, полифонии времен позднего ренессанса, баховской традиции барокко в трактовке жанра и концепция sacra rappresentazione».

«Страсти по Луке» выдвинули Пендерецкого, молодого 33-летнего композитора, в число самых исполняемых творцов ХХ в. Критик Е. Вальдорф писал после лондонской премьеры в 1969: «После ошеломляющего мирового успеха “Страстей” на Западе Пендерецкого начал окружать культ, сравнимый с культом Стравинского в Париже в 1930-е гг.». Позже Пендерецкий тоже сравнит себя со Стравинским, но в плане эволюции и творческих переломов: «Начав с 1971 дирижировать и не только свою музыку, у меня невольно расширился кругозор, как бы открылись глаза. Я оставил сонористику в наследство другим композиторам. <…> Думаю, примерно то же самое случилось со Стравинским после его балетов. Он не хотел больше писать такую музыку, та как все стали ему подражать. <…> Я не видел дальнейшего пути развития авангарда. <…> Художник должен преодолевать границы. Чтобы создать сто-то новое, нужно преодолевать традиции, эстетические привычки… Преодолевать самого себя».

Кшиштоф Пендерецкий с партитурой "Страсти по св. Kert"

Страсти по Достоевскому и Булгакову

Жанр Пассионов волнует композитора и сейчас, в ХХI в. У Пендерецкого зреет замысел «Страстей по Иоанну». Помимо фрагментов из «Священного писания» он планирует включить в новые Страсти отрывки из русской (!) литературы: из «Братьев Карамазовых» Достоевского и «Мастера и Маргариты» Булгакова. Монолог Великого инквизитора из «Братьев Карамазовых», отобранный для нового опуса — «это, по мнению Пендерецкого, — один из наиважнейших текстов, которые мне пришлось прочесть за жизнь, помимо “Священного писания”. Этот текст является очень контроверсийным (спорным) при сопоставлении с Евангелием. Но мне как раз это и нужно. По моей мысли, в этих «Страстях» будет два чтеца-рецитатора: первый произносит текст евангелиста, второй — текст его противника. Иными словами, это не будут “Страсти”, подобные их жанровому истолкованию в истории музыки, а “Страсти” спора и дискуссии. Для этого и вводится Великий инквизитор Достоевского. А что касается Булгакова, то меня прежде всего интересует сцена “Христос у Понтия Пилата”.».

Кшиштоф Пендерецкий и Евгениуш Рудник в Экспериментальной студии Польского радио, 1972. Фото Ludwik Erhardt (из книги Spotkania z Krzysztofem Pendereckim (Meetings with Penderecki)

Заутреня

Помимо произведений на католические тексты, Пендерецкий сочинил несколько сочинений на православные тексты: «Заутреня» на тексты пасхального богослужения: I часть «Положение во гроб» (1970) и II часть вторая «Воскресение» для пяти солистов, двух смешанных хоров, хора мальчиков и оркестра (1971). «“Заутреня” – это не только сосредоточенная молитва, но это также экстаз, — говорит Пендерецкий. — Мы [католики] так экстатически не переживаем Воскресения, как это происходит в православной церкви. Экстатическая процессия, толпа, оргия колоколов. (…) это ощущение не пришло ко мне ниоткуда. Я ходил и ездил по разным странам, слушал ортодоксальную музыку. Несколько раз присутствовал на пасхальной службе, участвовал в экстатической процессии. (…) Эта turba (толпа, хор в оратории) там жива. Это не только пение каких-то выученных хоралов. Это экстаз, переживание. А помимо этого — столько красоты! Не знаю, есть ли для меня что-то более прекрасное, чем церковная музыка».

Сочинению монументальной «Заутрени» предшествовала исследовательская работа композитора в монастырях и церквях над старинными книгами и постижение хорового православного пения. В круг изучения этих традиций попали Россия, Болгария, Сербия.

В 1986 написан хор а cappella «Иже херувимы» к юбилею своего друга М. Ростроповича.

В 1997, к 850-летию Москвы, по заказу телеканала ТВ-6, Пендерецкий создает 14-минутную кантату «Слава святому Даниилу князю Московскому», для 8-голосного смешанного хора, духовых инструментов и контрабасов на фрагменты текстов из литургии на день св. Даниила.

Сочинение было исполнено в Москве в Большом зале консерватории хором из 160 человек и симфоническим оркестром «Русская филармония ТВ-6 Москва» (дирижер А. Ведерников).

Россия

Для Пендерецкого национальная традиция России, «русская идея» ассоциируется, прежде всего, с православием. Композитор интересовался им еще в отрочестве. Его отец при первой возможности водил его и в православный храм, и в униатский костел.

Интерес маэстро к культуре России не иссякает. В ближайших планах — написание вокального цикла на стихи Есенина. Поэт этот прямо-таки запал в сердце композитора во время его частых посещений Санкт-Петербурга. Восхищает Пендерецкого музыка есенинского стиха и его близкое композитору отношение к природе, но также и ожидание смерти в стихах последних лет жизни поэта. Вопросы человеческой экзистенции, бренности всего сущего, уход из жизни — важнейшие для актуального творчества автора «Заутрени».

К сожалению, остался не реализованным балет «Мастер и Маргарита» — совместный проект с Григоровичем. Композитор даже получил денежный аванс. Но Перестройка, уход Григоровича из Большого не позволили осуществиться проекту.

Композитор с конца 1970-х часто приезжает в Россию как дирижер своих опусов (и не только своих). Так в 1980-е годы он много исполнял Шостаковича, который стал для Пендерецкого идеалом воплощения современного симфонизма. Отзвуки воздействия симфонического мышления Шостаковича слышны во многих опусах польского художника.

За годы возникли и укрепились контакты с исполнителями, которые играли и играют Пендерецкого по всему миру (среди них М. Ростропович, Б. Пергаменщиков, И. Монигетти, Г. Жислин, В. Федосеев, В. Гергиев и др.).

В 1984 в Штутгарте под управлением М. Ростроповича состоялась премьера «Польского реквиема». В 2005 композитор дополнил «Реквием» Чаконой для струнного оркестра памяти Папы Иоанна Павла II.

В последние годы маэстро неоднократно дирижировал в России. Вот только некоторые его маршруты:

  • Декабрь 2006 — концерты в Ростове.
  • Октябрь 2010 — гастрольный тур (Ярославль, Новосибирск, Екатеринбург): маэстро дирижировал российской премьерой Фортепианного концерта (солист А. Гиндин).
  • Июнь 2011 — выступление с оркестром Sinfonia Warsovia на Фестивале симфонических оркестров мира; концерт с оркестром «Концерто Будапешт» в Государственном Кремлевском дворце.
  • Февраль 2013 — концерт в Санкт-Петербурге с ЗКР АСО Петербургской филармонии.
  • В июне 2011 композитор работал в жюри Конкурса им. Чайковского (по специальности виолончель). Для конкурса он написал обязательное произведение Violoncello totale для виолончели соло.

Заказы, заказы, заказы…

К Пендерецкому обращаются государства и культурные учреждения по разным торжественным поводам. Наиболее известные:

  • Фестиваль авангардной музыки в Донауэшингене, заказы 1959, 1960, 1962, 1964 гг. («Анакласис», «Флюоресценции» и др.);
  • Радио в Кельне к 700-летнему юбилею кафедрального собора в Мюнстере, ФРГ («Страсти по Луке» для трех солистов, чтеца, трех смешанных хоров, хора мальчиков и оркестра, 1965);
  • Радио в Кельне («Заутреня», 1970, 1971);
  • Оперный театр в Гамбурге (опера «Люденские демоны» в трех действиях, либретто: Кшиштоф Пендерецкий по пьесе Джона Уайтинга, взявшего за основу книгу Альдоуса Хаксли „The Devils of Loudun” 1969);
  • Лирическая опера в Чикаго к 200-летия независимости США (опера «Потерянный рай», sacra rappresentazione в двух действиях на либретто кристофа Фрея по „Paradise Lost” Дж. Мильтона, 1976-78);
  • Берлинские филармоники по случаю 100-летней годовщины (Концерт № 2 для виолончели с оркестром, 1982);
  • к 200-летию со дня рождения героя Латинской Америки Симона Боливара (Концерт для альта с оркестром, 1983);
  • Зальцбургский фестиваль (опера «Черная маска» в одном действии, либретто Г. Купфера и К. Пендерецкого по драме „Die schwarze Maske” Г. Гауптмана, 1984 – 86);
  • Французское радио по случаю 200-летия Декларации Прав Человека и Гражданина (Четвертая симфония «Адажио», 1989);
  • Баварская опера в Мюнхене (опера buffa «Король Убю» в двух действиях с прологом и эпилогом на либретто Ежи Яроцкого и К.Пендерецкого по „Ubu le Roi” Альфреда Жарри, 1991);
  • Гевандхаус и Радио в Лейпциге (Концерт № 2 для скрипки с оркестром «Метаморфозы», 1995);
  • город Иерусалим и Баварское радио по случаю 3000-летия Иерусалима (Седьмая симфония «Семь врат Иерусалима», для пяти солистов, чтеца, трех смешанных хоров и оркестра, 1996);
  • Баховская академия в Штутгарте и Фестиваль Баха в Орегоне, США (оратория «Сredo” для пяти солистов, хора мальчиков, смешанного хора и оркестра, 1997 – 98).

Один из самых почетных заказов – обращение ООН в 1970 по случаю 25-летия Организации Объединенных Наций. Для праздничного концерта композитор сочинил «Космогонию» для трех солистов, смешанного хора и оркестра на тексты из сочинений Овидия, Софокла, Лукреция, Н. Кузанского, Л. да Винчи, Коперника, а также рапортов советского и американского космонавтов Ю. Гагарина и Дж. Гленна. Она исполнялась на в Большом зале ООН на Манхеттене, где выступали самые прославленные музыканты: Л. Стоковский, Я. Хейфец, И. Менухин, Д. Ойстрах, Э. Гилельс и др. Сам факт заказа Пендерецкому произведения по столь торжественному поводу свидетельствовал о широком признании его заслуг. Возможно, после успеха «Космогонии», которой дирижировал З. Мета, в середине 1970-х к нему обратилось государство с заказом оперы по случаю 200-летию Соединенных Штатов Америки.
По постановлению Секретариата ООН, в этот день должна звучать музыка, говорящая на универсальном языке, понятном всем людям. Ежегодно на этом концерте звучала Девятая симфония Бетховена и Пендерецкий пошел вслед за великим композитором, написав сочинение, исполненное общезначимого, философского смысла.

И это далеко не все заказы. Из последних заказов: Двойной концерт для скрипки и альта с оркестром (к юбилею венской Musikverein, 2012 и опера «Федра (по Расину) по заказу Венской оперы, над которой маэстро работает в настоящее время.

Важно отметить следующее. Для композитора работа на заказ не означает каких-либо навязанных заказчиком условий, творческих ограничений. Это далеко в прошлом. Уже давно такой заказ означает заявку композитора на собственный музыкальный проект и последний, как правило, принимается без каких-либо условий со стороны заказчика.

Сочинения

Пендерецким создано более 100 сочинений. Но есть и сочинения, созданные за рамками заказов. Среди них отмечу мартирологи, посвященные жертвам Второй мировой войны («Трен — жертвам Хиросимы» для струнных, 1960; радиоопера «Бригада смерти», 1961, для магнитной ленты и чтеца на тексты дневника Леона Величкера, члена этой самой Sonderkommando, чудом спасшегося из концлагеря под Люблином; оратория «Dies irae» — жертвам Освенцима — для трех солистов, смешанного хора и оркестра на тексты из «Апокалипсиса», Эсхилла («Эумениды»), Первого письма св. Павла к Коринфянам, а также современных поэтов П. Валери, Т. Ружевича, Л. Арагона, В. Броневского, 1967). Будучи подростком, Кшиштоф во время оккупации много видел и пережил, своими глазами наблюдая холокост на улицах родного городка.

Одно из крупнейших сочинений позднего Пендерецкого «Польский реквием» для 4 солистов, смешанного хора и оркестра, которое создавалось в течение нескольких десятилетий (1980-2005). Каждая его часть посвящена трагическому факту современной польской истории: события в Катыни, зверское убийство внутренними органами страны ксёндза Попелюшко, гибель Отца Кольбе в Освенциме, смерть популярного кардинала Вышиньского, Варшавское восстание 1944 против гитлеровских оккупантов и др. Экспрессивные категории, к которым обращается композитор: пессимизм, катастрофизм, сарказм и гротеск. Но сумрачная эмоциональная атмосфера развеивается лучом надежды.

Еще одно духовное сочинение «Credo», часть мессы, но которое имеет самостоятельное значение (мировая премьера во время Баховского фестиваля, Орегона, США, дирижер Х. Риллинг, 1998). Оно длится 60 минут и это самое продолжительное «Credo» в мировой музыкальной литературе. Пресса единодушна в оценке этого произведения как одного из самых выдающихся в XX в. В оратории отчетливо ощущается два противоположных момента – осознание глубинных связей с историей музыки и всего человечества и сегодняшнего убеждения композитора о крушении основ культуры. «Сегодняшний декаданс – замечает Пендерецкий – имеет один новый нюанс, в котором я вижу угрозу для искусства – нашествие популизма из США, которое я называю “синдромом Микки Мауса”. Это буквально шквал мусора, погребающий под собой культуру. <…> Или все вообще рухнет, и нам, творцам, придется закрывать свою “лавочку”, или же период упадка и плохого вкуса закончится, и наступит время нового авангарда».

Одно из последних монументальных опусов — о холокосте евреев в Лодзи — „Kadysz” для сопрано, чтеца, кантора (тенор), хора и оркестра 2009, исполненный на юбилейном фестивале (текст читал актер Д. Ольбрыхский).

Фрагмент черновой партитуры К. Пендерецкого,

Нации и религии

Смешение кровей – немецкой, польской, армянской – видимо, отразилось и на внешности, и на характере будущего композитора, который кажется буквально сотканным из противоречий. Он всегда стремился сделать все по-своему, и из упрямства – наоборот. О нем говорили, что он как бы создан для того, чтобы ходить под током. Тяготение к дисциплине в работе и строгому распорядку в доме сочетаются в нем с забывчивостью и сибаритством; требовательность к себе как музыканту и своим ученикам, суровость при работе с оркестром – с душевностью и искренней сердечной отзывчивостью, широким гостеприимным жестом, помощью друзьям и родственниками. Взрывной темперамент и сильные эмоции – с мягкостью, юмором, ироничностью.

В интервью 2012 г. Пендерецкий рассуждает о вере: «Я же “открытый” католик и не признаю ортодоксальности. Я открыт всем религиям. Известно, что я писал не только католическую музыку, но и православную. Интересовался униатской церковью; мой отец был крещен в униатском храме. В местечке, где я родился, близ Румынии, другой церкви не было. Кроме того, я написал еврейский “Kadisz”, написал “Семь врат Иерусалима”, где использовал ряд древнееврейских мотивов.».

Разный Пендерецкий

Он очень разный — Пендерецкий. С одной стороны, успешный и процветающий, востребованный в мире композитор, с другой – как бы навсегда пораженный флюидами пессимизма, поэтому скептик, переживающий остро и сегодня за судьбы культуры и природы, которые, по его мнению, находятся под угрозой уничтожения. Какой он человек? Наверное, тоже разный. Я знакома с ним почти 40 лет, и могу сказать только о своих впечатлениях. Мне известны три ипостаси Пендерецкого. Первая (проявляющаяся нечасто): сердечный, оживленный, заинтересованный собеседник, очень свойский — иными словами, близкий друг. Вторая ипостась, наиболее типичная для поведения композитора: большая сдержанность и серьезность в общении и проявлении эмоций, застывшая мимика – это официальный Пендерецкий. Третья, характерная для маэстро при больших скоплениях людей (на приемах, застольях, банкетах): с его стороны создается как бы только видимость присутствия, однако, остро ощущается его отстраненность от внешнего мира и даже отчужденность. Как будто бы (а возможно так оно и есть) он думает о своем, размышляет о концепциях будущих сочинений, исполнениях… В последних случаях выручает жена, которая все светские обязанности берет на себя.

Кшиштоф Пендерецкий с женой, фото из книги Людвика Эрхарда «Встречи с Кшиштофом Пендерецким»

Эльжбета

В 1963 Пендерецкий страстно влюбился в очаровательную, необыкновенно красивую 16-летнюю школьницу Эльжбету Солецкую, дочь концертмейстера виолончелей в краковском филармоническом оркестре. Кшиштоф давно знал эту девочку, которая брада у его жены уроки фортепиано. И вдруг из угловатого подростка она превратилась в красавицу. Больше года он с фанатическим упорством добивался ее благосклонности, ушел из семьи, все поставил на одну карту. И, разумеется, выиграл.

Поскольку родители не хотели раннего замужества единственной дочери, Кшиштоф увез ее из дома и женился в Дэмбице, в кругу своей семьи. Вместо медового месяца супруги переписывали партитуру «Страстей по Луке». И когда вскоре родился их первенец, решение назвать его Лукашем было единодушным.

Она всегда рядом: в бесконечных концертных поездках, на официальных и дружеских встречах. Блестяще владея европейскими языками, необыкновенно красивая и элегантная, Эльжбета уже давно ведет все дела своего мужа, связанные с дирижерскими и издательскими контрактами, гастрольными поездками, организацией фестивалей творчества композитора, а также участвует в расширении их общей коллекции произведений искусства.

Эльжбета проводит в Польше свои фестивали — Пасхальный, посвященный творчеству Бетховена (ею основан Бетховенский фонд), и Международный фестиваль выдающихся пианистов современности.

Творчество Пендерецкого всегда удивляло неожиданностью эстетических поворотов, несогласованностью с существующими музыкальными модами. Удивляет то, что композитор постоянно развивается как творческая личность. И в ХХI веке он опять сумел представить новые музыкальные идеи. Пендерецкий не имеет последователей, но это его не обескураживает. Он гордится полными зрительными залами в любой части Земного шара. Сегодня это самый исполняемый в мире современный композитор.

Ирина НИКОЛЬСКАЯ

P.S.

Издательство

Произведения Пендерецкого стали издаваться с конца 1950-х годов. Польское музыкальное издательств (Polskie Wydawnictwo Muzyczne, PWM) издает партитуры композитора всю жизнь, параллельно с немецкими издательствами. Главное издательство – немецкий Moeck. Им изданы «Псалмы Давида», «Страсти по Луке», «Dies irae» и др. Сотрудничество продолжалось с 1958 по 1967 г. Несколько сочинений издавали в немецком издательстве „Belwin-Mills” («Строфы», 1960).

В 1967 г. Пендерецкий подписывает договор с крупным немецким издательством SCHOTT, имеющим филиалы во многих странах мира и печатается здесь по сей день.

Издательство B.Schott’s Sőhne в Майнце – одно из крупнейших музыкальных издательств мира. Основано в 1770 г. Бернхардом Шоттом. Именно там печатались последние опусы Бетховена: Девятая симфония, квартеты, Missa solemnis. В издательстве печатались полные собрания сочинений Р. Шумана и Р. Вагнера. Из композиторов ХХ и ХХI вв. авторами Шотта, помимо Пендерецкого, являются: К. Орф, И. Стравинский, М. Типпет, П. Хиндемит, Д. Лигети, Х. В. Хенце, Р. Щедрин и др.

Партитура

Поначалу, в силу неустроенности быта, (в квартирке, где был маленький ребенок и жена пианистка) Пендерецкий вынужден был сочинять вне дома и делал это в кафе, куда приходил каждый день. Это известное кафе ”Jama Michalikowa” (Яма Михалика) периода символизма в польском искусстве (расписанного художниками этой эпохи, так называемой «Молодой Польши») в определенные часы. Он имел там свой столик. Поскольку столик был маленький и партитурные листы на нем не помещались, композитор стал нотную запись схематизировать и постепенно вырабатывался его собственный метод нотации, позднее взятый на вооружение многими современными композиторами.

Автор «Страстей по Луке» уже тогда предпочитал работать цветными фломастерами и привычку эту сохранил до сих пор. Его цветовые исполнения набросков и готовых партитур настолько красочны и любопытны для изучения, что издательство MODULUS в Кракове издало альбом (в конце 1990-х) из факсимиле этих листов. Альбом печатался по материалам выставки рукописей Пендерецкого, проходившей в Кракове. Эта выставка, кстати, прошла и в Петербурге: ее устроили польский консул в Петербурге Э. Мельцарек и его заместитель И. Граля.
Композитор любит сочинять за большим столом, длинною в 4,5 м. В интервью 2012 г. он рассказал: «Этот стол я заказал специально для работы. Его длины 4,5 м мне даже не хватает. Я люблю все наброски, эскизы, книги, которые мне нужны, иметь всегда под рукой. И так кружу вокруг этого стало и дописываю в разных местах. Это мой метод работы, поэтому и этот стол, чтобы я все видел. Ведь я практически не пользуюсь фортепиано при сочинении. Но если я пишу крупное сочинение, то эскизов может быть сотни, и нередко что-то теряется. Я пытаюсь навести порядок, но это не всегда удается и приходится начинать с самого начала».

Награды и звания

Польша: Большая премия Фонда культуры (Варшава, 2002), Орден Белого Орла (2005), награда Министра культуры Республики Польза (2007), почетная медаль «Thorunium» за заслуги для города Торунь; Польская награда в области киноискусства «Орел 2008» в категории «Лучшая музыка» за фильм «Катынь» и др.

Музыкальные награды: Премия Гравемайера за Адажио для большого оркестра (1992), награда Internationales Musikrates UNESCO (1993), международная выставка MIDEM вручает Cannes Classical Award в категории «лучший ныне живущий композитор года» (2000), премия Grammy Award за «Метаморфозы» в интерпретации А.-С. Муттер и Пендерецкого (1999), премия Grammy Award за «Credo» в категории «Лучшая хоровая композиция» (2001) и др.
Командор ордена «За заслуги перед ФРГ» (Германия, 1990), Офицер ордена «За заслуги перед Итальянской Республикой» (Италия, 2000). Romano Guardini Preis Баварской католической академии в Мюнхене (2002), Орден Трех З везд (Латвия, 2006). Медаль Л. да Винчи Европейской академии наук в Ганновере (2008), Орден им. Bernardo O’Higgins (Чили, 2008), Почетный знак Республики Венесуэла (2008). Почетный гражданин Буэнос-Айреса. Орден Почета в Армении (2009) и др.

В течение 16 лет был ректором Краковской академии. Почетный профессор Санкт-Петербургской консерватории им. Римского-Корсакова, Университета Санкт-Петербурга, Консерватории им. Комитаса в Ереване. Почетный член Армянской академии наук и Фонда Ф. Мендельсона-Бартольди в Лейпциге. Почетный доктор Вестфальского университета в Мюнстере, Национального университета в Сеуле, Музыкальной академии в Риге, Музыкальной академии в Аргентине, Московской консерватории им. Чайковского и др.

Мысли

«Я, собственно, всегда пишу н а п е р е к о р любым модам и критикам. (…) Я стремлюсь быть самим собой и всегда отличаться от остальных».

«Истинное творчество должно быть странствием, постоянным поиском».

«Я отдаю себе отчет в том, что лабиринт – это то, с чем я более всего себя идентифицирую. В широком смысле лабиринт – это поиск, блуждание, обретение цели окольным путем. Но никогда – поиск ради поиска».

«…Лабиринт – это метафора нашего существования. Это всегда соединение иррациональных элементов, рассчитанных и непредвиденных, которые необходимо себе подчинить. Только блуждание окольным путем ведет к свершению».

Соглашаясь с известным постулатом Малера о симфонии: «Симфония означает для меня создание (построение) мира всеми средствами известных (композиторских) техник. Именно симфония… должна вобрать в себя и преобразовать опыт нашего (двадцатого) века (…), передать следующим поколениям то, что было лучшего в нашей традиции сочинения музыки в ХХ столетии».

«Я давно уже избавился от мысли спасти мир. Однако для меня важно сохранить то, что в художественном и человеческом понимании было самым главным».

Из Люславиц, поместья Пендерецкого: «Посмотрите на дерево: оно говорит нам о том, что произведение искусства должно быть укоренено дважды – в земле и в небе. Без корней любое творчество мертво».

Европейский центр музыки Кшиштофа Пендерецкого

Традиции

Традиции местечка Lusławice глубоко уходят корнями в историю искусства и гуманистической мысли. Его история начинается с основания в 16 веке школы членами протестантского движения «Польские братья». Задолго до того как К. Пендерерцкий открыл для себя это особенное место, замок (поместье) в Lusławice, окруженный парком, вдохновляли выдающихся представителей искусства ушедших эпох: итальянского гуманиста Ф. Соццини (1539 – 1604) и польского художника Я. Мальчевского (1854 – 1929). Сегодня дух этой традиции возрожден к жизни благодаря интенсивным инвестициям, цель которых — превратить Lusławice в значительный культурный центр этой части Европы.

Европейский центр музыки Кшиштофа Пендерецкого. Фото http://www.krzysztofpenderecki.eu/
Идея

Цель и идея Европейского центра музыки Кшиштофа Пендерецкого — помочь наиболее талантливым молодым музыкантам всего мира развить свои таланты и достичь полной артистической зрелости. Центр был основан в 2005 году как Национальный институт культуры, и был введен в реестр Министерства культуры и национального наследия. Его деятельность предоставляет всеобъемлющее образование на всех стадиях художественного развития путем организации мастер-классов, сольных, камерных и оркестровых занятий (классов), а также семинаров и лекций. Центр в Lusławice — место встреч молодых талантливых музыкантов и профессоров, специалистов в области исполнения, композиции, а также гуманитариев в самом широком смысле слова.
Духовные ценности центрально-европейской традиции культивируются в связях «студент — профессор», «Мастер – студент», в результате чего практические навыки исполнения и интерпретации дополняются приобретением глубоких знаний музыкальных стилей, структуры и содержания музыкальных произведений. Другая область деятельность Центра — организация концертов и музыкальных фестивалей, что повышает доступность высокой культуры для жителей и пропагандирует классическую музыку, с акцентом на музыке современных композиторов.

Структура

Строительство здания Европейского центра музыки в Lusławice было продолжалось 14 лет. Благодаря многолетним усилиям Кшиштофа Пендерецкого, строительство здания закончено в декабре 2012 года. Проект финансировали совместно Европейский Союз из средств Европейского фонда регионального развития (как часть программы по развитию инфраструктуры и окружающей среды), а также Министерство культуры и национального наследия, Малопольский регион. Ассоциация академии Кшиштофа Пендерецкого — Интернациональный центр музыки, балета и спорта. Общая сумма инвестиций составила 65 млн. злотых (20 млн. долларов) — беспрецедентная в национальном масштабе. Кампус центра был сооружен за 16 месяцев, результат был в высшей степени успешным: построены центр образования и концертный комплекс мирового класса. проект был разработан краковской студией DDJM, генеральный подрядчик Skanska SA, а инвестор — Европейский центр музыки К. Пендерецкого.

Центр

Сердце центра — Концертный зал на 650 человек. Его сцена площадью 200 кв. м придает центру поистине многофункциональный характер, а регулируемая оркестровая яма дает возможность ставить оперы и балеты. Также имеется оборудование для организации конференций, симпозиумов и деловых встреч.
Отделанный натуральными материалами (дуб, лиственница), зал отвечает самым высоким мировым акустическим стандартам. Консультантом в этом вопросе была знаменитая немецкая студия BBM Müller. Концертный зал в Lusławice стал лучшим в Польше в своем сегменте, весьма заметным в Европе, особенно благодаря акустическим возможностям, которые уже оценили выдающиеся артисты и эксперты в области звукозаписи. Превосходная акустика и полностью, по последнему слову техники оборудованная студия звукозаписи позволяют профессионально записывать звук и изображение.

Образовательная часть Центра состоит из Камерного зала, Конференц-зала, нескольких десятков классов, библиотеки, студии звукозаписи, артистических, просторной кухни и столовой для участников образовательных программ. В кампусе можно разместить со всеми удобствами более 100 гостей. Центр расположен на участке земли площадью 5 га, который в ближайшем будущем превратится в парк.

Деятельность

С момента открытия, в Центре проводятся многочисленные концерты, выставки, встречи, семинары, мастер-классы. Сотрудничая с артистами, педагогами, специалистами европейского и мирового класса, Центр с самого начала утвердил и продолжает удерживать высокие стандарты в реализации своих программ. Даже в годы, предшествовавшие созданию новой базы, здесь проводились частные (коммерческие) проекты. Сегодня проводятся «Встречи с Мастером», цель которых — создать пространство для обмена опытом и построения диалога между мастерами ХХ века и художниками XXI века; «Молодые композиторы» — серия, представляющая работы нового поколения польских композиторов. Деятельность центра включает проведение многочисленных концертов, представляющих начинающих исполнителей и их педагогов, которые проводятся как в Lusławice, так и в других местах региона и страны.

Европейский Центр музыки К. Пендерецкого — обладатель премии Supersonic Award и номинирован на приз Fryderyk 2009 Award Польской академии звукозаписи в категории «Лучший альбом современной музыки». Создание Центра международного класса в Люславице открывает новые перспективы для наиболее талантливых польских артистов, и участие в формировании европейской культуры — главная цель Центра.

Фото http://www.krzysztofpenderecki.eu/