Балетные экзерсисы 2013

Премьеры, скандалы, фестивали, гастроли, конкурсы, книги...
Балетные экзерсисы 2013
Фото: Наталья Разина

Балетный 2013 год запомнится как 365 дней уникальных театральных фестивалей с уклоном в танец, интересных хореографических конкурсов и мастерских, скандалов, разразившихся в обеих культурных столицах. Спорных назначений, переходов солистов из одних театров в другие, тихих и добротных премьер в московских и питерских театрах и ярких самобытных постановок в балетных форпостах российской провинции — Екатеринбурге, Перми и Новосибирске.

С другой стороны, наблюдается дефицит балетной активности в прочих провинциальных городах, вплоть до ее полного отсутствия.

Также важно усиление позиций молодых худруков балетных компаний в названных городах и их политика в области планирования репертуара. Отметим и неожиданный прорыв отечественных хореографов на мировом балетном рынке, короткий список in memoriam, несколько достойных упоминания книг по балету и танцу.

Самое главное

Главным музыкальным событием прошедшего года стало 100-летие «Весны священной» И. Стравинского, празднование которого началось в Большом театре и затем прокатилось по стране в виде новых постановок балета.

В марте — апреле в Большом состоялся грандиозный фестиваль «Век “Весны священной” — век модернизма» (проект питерского архитектора и продюсера П. Гершензона и историка балета В. Гаевского). В Москву съехались европейские театры со знаковыми постановками «Весны» И. Стравинского — BejartBalletLausanne (хор. М. Бежар, 1959, Брюссель), Театр танца Пины Бауш (1975, Вупперталь ) и Финский Национальный балет (с версией «Весны» В. Нижинского 1913, реконструированной М. Ходсон и К. Арчером в 1987, США). Открылся этот фестиваль «Весной священной» Большого театра в постановке Т. Багановой.

В апреле на фестивале «Dance Open» в Петебурге прошли гастроли Словенского национального театра Марибора с «Весной священной» в постановке Э. Клюга.

В мае свою версию «Весны» на новой сцене Мариинка-2 представила немецкая постановщица С. Вальц. И 29 мая, через сто лет после премьеры, в парижском театре «Champs Elysees» балетная труппа Мариинского театра (за пультом В. Гергиев) показала две версии «Весны» — С. Вальц и В. Нижинского (реконструкция Ходсон и Арчера).

В июне в Новосибирском балете состоялась премьера «Весны» в постановке П. де Бана.

Скандалы

Год запомнится, увы, и громкими скандалами «в области балета»: собственно, у всех был один источник — «кислотный дождь», пролившийся на худрука балетной труппы Большого театра С. Филина. Этот трагический инцидент вскрыл болевые точки Большого театра и, вероятно, привел к уходу А. Иксанова. Но, еще до отставки генерального директора, ГАБТ расстался с Н. Цискаридзе, не продлив с ним контракт. Многие считали именно его теневым «катализатором» печальных событий («МО» неоднократно писала об этом).

Был найден и непосредственный виновник нападения на С. Филина — солист балета П. Дмитриченко. В марте он был арестован, почти год шло следствие, в декабре состоялся суд. Ныне Дмитриченко уже отбывает наказание.

Большой аврал

В 2013 в Большом театре состоялась только одна премьера с оригинальной новой хореографией и сценографией — «Весна священная» Стравинского в хореографии Т. Багановой (40 мин.). В спектакле вместе с танцовщиками Большого были заняты артисты из екатеринбургского коллектива «Провинциальные танцы». Без них хореограф из смежного с балетом жанра, поставленная в авральные условия, не смогла бы выручить театр, который накануне премьеры лишился постановщика из Англии У. МакГрегора. Художник этой «Весны» А. Шишкин пришел в Большой из современного искусства, и его инсталляция выглядела вполне добротной, но как оформление для балета едва ли подходила.

Остальные балеты — «Квартира» М. Эка (50 мин.), «Онегин» Дж. Крэнко (96 мин., 3 акта) на музыку Чайковского и «Марко Спада» П. Лакотта (120 мин., 3 акта) на музыку Обера — переносы из других театров, иных культур, из вчерашнего дня, во многом опоздавшие к российскому зрителю, хотя также важные и нужные для наполнения афиши.

В бой идут одни старики

Мариинский театр выпустил две балетные премьеры: одну мировую, вторую — российскую. «Весна священная» С. Вальц открыла широкоформатную сцену Мариинки-2, «Concerto DSCH» на музыку Шостаковича (20 мин.) вернул в Питер А. Ратманского, который в настоящее время является резидентным хореографом в Американском Балетном Театре (АБТ), а его рабочий график расписан на несколько лет вперед.

Успех обоим спектаклям (они были показаны в один вечер на открытии фестиваля «Золотая маска» в Москве на исторической сцене Большого театра) гарантировало участие артистов поколения, воспитанного еще при М. Вазиеве: Е. Кондауровой, С. Ивановой, Д. Павленко, А. Сергеева, К. Зверева.

Ветер с моря дул

Балет МАМТа, руководимый И. Зеленским, не открыл двери ни перед одним современным хореографом, который бы дал театру новую работу, зато пополнил свою афишу тремя спектаклями балетных мэтров, олицетворяющими важные вехи балетной истории.

Это академическая «Баядерка» М. Петипа в редакции Н. Макаровой (130 мин, 3 акта), купленная театром для его лучшего танцовщика С. Полунина, шедевр английского драмбалета — «Майерлинг» К. МакМиллана (125 мин., 3 акта), также для Полунина, и «Восковые крылья» И. Килиана (22 мин.), которые завершили постановку трилогии культового чеха на московской сцене.

Доктор Кто

Михайловский театр снова оказался на пороге перемен. 2013 стал для его балета годом больших приобретений и одной серьезной утраты. В должности главного приглашенного балетмейстера на пять лет утвердился реаниматор балетов золотого века советской хореографии М. Мессерер, который в середине июля выпустил великолепный ремейк «Пламени Парижа»

Б. Асафьева в хореографии В. Вайнонена (80 мин., 3 акта ), уже с расчетом на участие приглашенной в Михайловский А. Воронцовой.  Параллельно о своем уходе объявил худрук балета Н. Дуато. Он получил предложение возглавить Государственный балет Берлина.

За сезон Дуато повторил для Михайловского свой старый спектакль «Na floresta» (шел в «Стасике») и поставил два новых балета — «Невидимое (Invisible)» на музыку А. Пануфника (20 мин.) и авторскую версию «Щелкунчика» (90 мин.).

В результате переворота в АРБ, связанного с неожиданным назначением и.о. ректора Н. Цискаридзе, Михайловский театр получил два ценных кадра — экс-и.о. ректора Академии В. Дорофееву и экс-худрука А. Асылмуратову. Дорофеева помогает В. Кехману «по хозяйству», Асылмуратова стала педагогом михайловских балерин, и, видимо, подменит приглашенную Цискаридзе на место худрука АРБ Ж. Аюпову в роли репетитора оставшихся бесхозными балетов Н. Дуато. Все вроде бы хорошо складывается в балете Михайловского, за исключением его репертуарного планирования. Кто будет его осуществлять? Маститый представитель театральной фамилии Мессереров-Плисецких, сын Суламифь Мессерер — Михаил? Или Н. Дуато — из Валенсии и Берлина? Или другой таинственный «Доктор Кто», фамилию которого должен озвучить директор театра В. Кехман?

Скромный newsmaker

Большим событием стало открытие в сентябре Академии балета Б. Эйфмана. То, что выглядело издалека ненужной надстройкой — избыточной балетной школой в столице российского балета и прихотью обласканного властью хореографа, оказалось на деле роскошным подарком для одаренных детей и их родителей (обучение и содержание детей абсолютно бесплатное) со всей России.

Во-первых, архитектор Н. Явейн построил для города красивейшее здание, можно даже сказать — шедевр архитектуры XXI века, которое гениально вписывается в ландшафт Петроградской стороны. Еще и удобное, функциональное и оснащенное по последнему слову техники внутри.

Во-вторых, Эйфман уже запустил в действие свою уникальную программу обучения детей, не похожую на традиционное балетное образование, получив которое и потом вдруг не состоявшись в профессии, дипломированный артист оказывается выброшенным из социума. Конечно, речь идет о своего рода образовательном эксперименте, но именно Россия, Петербург, а не какой-нибудь замшелый город в «жирном» американском штате, и есть самое правильное место для эксперимента в области балета.

Плата будущего выпускника Академии танца государству будет скромной — три года служения артистом балета в одном из российский театров, а дальше — полная свобода выбора.

Кроме школьных забот, Эйфман не забыл выпустить премьеру — переделал своих старых «Карамазовых» в триллер «По ту сторону греха» на музыку Р. Вагнера, М. Мусоргского и С. Рахманинова (100 мин.) и показал его с аншлагами в Москве в Большом театре.

Другие в двух столицах

Как часы работал «перезагруженный» летом 2012 Е. Тупысевой «Балет Москва». В его активе за 2013 год значатся 7 премьер, показанных на разных площадках — в Культурном центре ЗИЛ, Новой Опере, Центре Мейерхольда:

«Времена года» на музыку В. Мартынова (вторая премьера прошла на фес-тивале В. Мартынова в Новой опере) — совместный проект К. Симонова, А. Игнатьева и А. Кадрулевой;

«Медея» на музыку П. Карманова («Второй снег на стадионе» и «Весна в январе»), хореограф К. Симонов, и «Эквус» А. Айги, хореографы А. Игнатьев и А. Кадрулева;

«Концерт для скрипки с оркестром» на музыку П. Чайковского, хореограф П. Месхия (для классической труппы),

«Тристан + Изольда» на музыку Р. Вагнера, хореограф Р. Обадиа (это уже третья после «Весны священной» и «Свадебки» Стравинского работа Обадиа для этой труппы);

«Осторожно, двери закрываются!» Р. Зуйдервельта, хореограф И. Перес;

«Эгопойнт» Л. Слейтера в дебютной хореографии примы Государственного балета Берлина Н. Сайдаковой (постановка для классической труппы «Балета Москва»);

«За (скобками)» — совместный проект балета «Балет Москва» и хореографа А. Андрияшкина.

Театр «Кремлевский балет» обзавелся детским спектаклем английского хореографа У. Иглинга на музыку Вангелиса «Красавица и чудовище» (90 мин, 2 акта).

Провинциальные лидеры

Активную деятельность вели театры трех городов — Екатеринбурга, Перми, Новосибирска. Именно в таком порядке. Екатеринбургский балет выпустил два триптиха — «XIX-XX-XXI» (120 мин.): «Консерватория» А. Бурнонвиля (музыка Х.С. Паулли), «Пять танго» Х. ван Манена (музыка А. Пьяццоллы) и «Cantus Arсticus» В. Самодурова (музыка Э. Раутаваары); «На пуантах» (130 мин.): «Пахита» М. Петипа (Л. Минкус), «Необратимый прогресс» Дж. Уоткинса (М. Найман), «Вариации Сальери» В. Самодурова (А.Сальери).

Труппа В. Самодурова пока не дотягивает технически до своих соперниц в Перми и Новосибирске, но качество новейшей хореографической продукции, которую екатеринбургские танцовщики получают из рук своего худрука и самого креативного после А. Ратманского российского хореографа, пока еще много работающего здесь, а не на Западе, значительно превосходит качество новых (созданных в 2013) спектаклей, станцованных и Большим театром («Весна» Стравинского-Багановой), и Михайловским («Щелкунчик» Чайковского-Дуато).

Кроме событий в театре оперы и балета, в Екатеринбурге проходили мероприятия-off, например, фестиваль современного танца «На грани» (продюсер Л. Барыкина).

Пермь сделала короткую паузу перед мощным прыжком. На Дягилевском фестивале (продюсеры М. де Мони, Т. Курентзис) театр выпустил масштабную и во всех смыслах затратную премьеру «Ромео и Джульетты» С. Прокофьева в хореографии К. МакМиллана (120 мин.), а оригинальную, очень ожидаемую зрителями и критиками работу своего домашнего хореографа и худрука в одном лице А. Мирошниченко «Принцесса Флорина и Голубая птица» А. Адана покажет в марте 2014.

В Новосибирске состоялись 4 премьеры: «Пульчинелла» (40 мин.) Стравинского в хореографии К. Симонова, «Весна священная» Стравинского в постановке П. де Бана (40 мин.), Гран па из балета «Пахита» (40 мин.) и «Щелкунчик» Чайковского (100 мин.) в редакции худрука компании И. Зеленского. Все работы очень достойные, особенно «Весна».

Кроме того, в театре прошел VI Международный балетный фестиваль (продюсеры Б. Мездрич, И. Зеленский), на котором состоялись гастроли труппы «Комплекшнс».

Бэкграунд провинции, или Коктейль изо льда и пламени

Можно было бы в 2013 прибавить к обычной тройке провинциальных лидеров Казань — но здесь мыслят пока немного по старинке, предпочитая доверять создание оригинальной новой хореографии проверенным мэтрам – динозаврам большого стиля, которые никогда не подводят. Г. Ковтун выпустил очередной национальный бестселлер «Золотая орда» на музыку Р. Ахияровой (120 мин, 2 акта), а казанские артисты его с блеском станцевали. «Орда» уже вышла на международный рынок: исторической темой балета заинтересовалось французское телевидение, и уже принято решение, что спектакль будет на всю Европу транслировать ARTE. В апреле в Казани проходил XXVI Международный балетный фестиваль им. Р. Нуриева.

В Саратове на XXVI Собиновском музыкальном фестивале состоялась премьера «Сна в летнюю ночь» Ф. Мендельсона в хореографии К. Симонова (80 мин.). Кроме того, осенью прошел фестиваль «Звезды мирового балета».

В Самаре появился балет «Дама пик» А. Чайковского в хореографии «домашнего» хореографа К. Шморгонера (из 15 балетов в афише театра 8 идут сегодня в его постановке). Осенью прошел XIII Фестиваль классического балета имени А. Шелест.

В Челябинске состоялась премьера вечера балетов Р. Поклитару «Веронский миф: шекспирименты» и «Болеро» Равеля (оба — переносы из театра «Киев Модерн Балет»).

В Уфе станцевали как бы премьерное ревю современной хореографии «Коктейль изо льда и пламени» (хореографы Ю. Григорович, К. Боярский, А. Пепеляев, И. Филиппова, В. Усманов, Д. Проценко,О. Алферова, Р. Абушахманов, А. Сарьян). Прошел традиционный балетный фестиваль имени Р. Нуреева.

Худрук астраханского балета К. Уральский выпустил премьеры балетов «Ромео и Джульетта» Прокофьева и «Щелкунчик» Чайковского.

В лидеры провинциального бэкграунда усиленно рвется Йошкар-Ола и худрук Театра оперы и балета К. Иванов. Театр, который в 2014 получит новое здание, уже построенное на средства из федерального бюджета, выпустил в 2013 две премьеры — балет П. Глухова (имя хореографа-выпускника РАТИ мелькало на московских конкурсах) «Орфей и Эвридика» на музыку Б. Бриттена — им открывался Одиннадцатый Улановский фестиваль в Йошкар-Оле (продюсер К. Иванов), и «Мастера и Маргариту» Э. Лазарева в хореографии мэтра contemporary dance времен СССР М.-Э. Мурдмаа (Эстония).

На фестивале современной хореографии в Краснодарском музыкальном театре прошли гастроли «Киев балет-модерн» со спектаклями Р. Поклитару «Дождь» и «Болеро», гастроли Балета Е. Панфилова с балетом «Ромео и Джульетта». Также на фестивале состоялась премьера балета «Historia de un amor, или Опаленное танго» в хор. Е. Акимова и балет-бэнда «The Beatles. Love…» в хор. А. Мацко в исполнении артистов Краснодарского музыкального театра.

Наши на Западе

Ключевое событие русского зарубежья — мировая премьера балета Л. Десятникова «Опера» в хореографии А. Ратманского, которая открывала вслед за «Травиатой» Д. Чернякова сезон в миланском «Ла Скала». Кроме «Оперы», в Милане Ратманский поставил «Прелюды» Ф. Шопена – Ж. Франсе в «Королевском Балете Ковент-Гардена» в Лондоне (дебют), и вечер балетов на музыку Шостаковича в АБТ в Нью-Йорке. Российские постановщики Ю. Бурлака и В. Медведев, которые часто работают в тандеме, осуществили в Берлинском

балете реконструкцию исторического «Щелкунчика» Чаковского — в редакции, близкой к авторской, то есть к Л. Иванову. То, что они делают — очень важно, поскольку в мире найдется всего лишь несколько человек, которые могут реконструировать старинные спектакли не в фантазийном стиле Лакотта, а по архивным записям.

И сегодня, когда большие театры выпускают DVD, доступные и для русского балетомана, и для австралийского, не имеет значения, где проходит такая премьера — в Питере, в Перми, в Берлине, Милане или Калифорнии. Главное, чтобы такие ретро-премьеры случались в принципе.

Драма ищет драму, но находит балет и современный танец

Два крупнейших столичных форума — Чеховский театральный фестиваль (продюсер В. Шадрин) и NET (Новый европейский театр, продюсеры М. Давыдова и Р. Должанский) — интегрируют в свою афишу все больше музыкальной продукции разного типа. И дело не только во вкусе устроителей этих фестов и публики, изменившейся вследствие прибытия большого числа танцевальных спектаклей, а в том, что такова тенденция развития мирового театрального процесса: новое приходит и через художественное слово, и через пластику и музыку.

На Чеховском фестивале в июне–июле 2013 показали 2 спектакля израильской Батшева данс компани «Deca Dance» и «Sadeh21» в пост. О. Нахарина — они открывали танцевальную программу форума. Большой резонанс имели показы балетов двух компаний из Тайбэя (один из ведущих центров современного танца в Азии) — «Песня задумчивого созерцания» Леджент Лин данс Тиэтр в постановке Лин Ли Чен, «Девять песен» Театр танца Тайваня в постановке Лин Хвай Мина. Два хореографа — женщина и мужчина — представили два совершенно разных танцевальных концепта. Лин Ли Чен предложила повернуть стрелки часов назад, на миг остановиться и прислушаться к слову истории и традиции тайваньских древностей. И в этой истории нет оглядок на Запад и его разрушительную цивилизацию, как у другого хореографа их Тайбэя, хорошо известного москвичам по прошлым гастролям его компании. Лин Ли Чен пользуется языком М. Бежара и И. Килиана, чтобы рассказать в танце свои тайваньские легенды.

Также прошли гастроли Национального хореографического центра Орлеана со спектаклем Ж. Наджа «Sho-bo-gen-zo» и Труппы Арии Пахес со спектаклем «Утопия» (фламенко).

Лучшие сборы были у вампирской «Спящей красавицы» Нью Эдвенчерз Продакшн в пост. М. Боурна (столичного зрителя, влюбленного в хореографию брита, нисколько не смутило, что Боурн достаточно грубо обошелся в партитурой П. Чайковского, порезав ее на куски) и вечера «За 6000 миль» Сэдлерс Уэллс и С. Гиллем Продакшн.

Вечер С. Гиллем — безусловная вершина фестиваля, на котором великая французская балерина танцевала бессюжетную хореографию У. Форсайта и играла философскую притчу М. Эка о себе самой.

На фестивале NET был показан всего один танцевальный спектакль — «Memento mori» французского театра «Женвилье» (пост. П. Рамбер).

Волна мастерских, конкурсов и смотров молодых

И.о. руководителя балетной Мариинского театра труппы Ю. Фатеев продолжает проводить ценные Творческие мастерские молодых хореографов. Идея устраивать подобные «воркшопы» идет еще от экс-руководителя Мариинского балета М. Вазиева — он запустил проект на Международном балетном фестивале «Мариинский» вместе с П. Гершензоном. При Фатееве «Мастерские» прошли в 2013, и стоят в программе фестиваля 2014 года. Важно, что после показа в марте 2013 в репертуар театра попал спектакль А. Пимонова «Хореографическая игра 3×3» на музыку III части фортепианного концерта И. Пиксиса.

Аналогичный «воркшоп» устраивает в Екатеринбурге В. Самодуров. Учрежденная им «Данс-платформа» проходит в конце лета – начале осени. В 2014 должна состояться уже третья по счету. Известно, что понравившийся театру на прошлом смотре работ хореограф в скором времени поставит в Екатеринбурге полноценный балет.

В мае в Большом театре прошел XXI конкурс-смотр «Бенуа де ля Данс».

Летом 2013 состоялся очередной XII Международный конкурс артистов балета и хореографов. Секция современной хореографии впервые занимала на этом конкурсе значительное место.

Рекордное число (28) соискателей получили право показать свои работы, параллельно или внутри программы исполнительского конкурса.

В ноябре в московском театре им Н. Сац прошел Всероссийский конкурс хореографов — первый в истории конкурсной индустрии в России смотр хореографических работ. Председатель жюри обоих конкурсов — Ю. Григорович.

В ноябре 2013 состоялись V Фестиваль-смотр учащихся балетных школ России «Гран-при Михайловского театра» (продюсер М. Мессерер) и Международный фестиваль балетных школ, который впервые прошел по случаю 240-летия МГАХ в ГКД (продюсер М. Леонова).

Большие фестивали: Золотая маска, Чеховский, NET, DanceInversion

Прошедший 2013 стал, наверное, самым богатым за последние годы на фестивали, посвященные танцу специально, и на театрально-музыкальные форумы со значительной балетной составляющей.

Гастрольно-просветительского в этих фестивалях стало чуть меньше, зато появились мастерские, лаборатории, мастер-классы, предназначенные не столько для услаждения зрителей с билетами, сколько для профессиональных слетов тех, кто будет в ближайшие годы формировать российский танц-контекст. Это стоит определить как хорошую тенденцию балетного 2013 года.

DanceInversion

Встречу со свежими хореографическими идеями, идущими из-за океана, обеспечила И. Черномурова (руководитель международного отдела МАМТа) на своем практически авторском осеннем Международном фестивале современного танца «DanceInversion». Москвичам были показаны спектакли «Parabelo» и «Sem Mim» в хореографии Р. Педернейраша в исполнении бразильской компании «Групо Корпо», «AS’N» в хореографии М. Мерзуки в исполнении французской труппы Кафиг, балет Сиднейской танцевальной компании «2 One Another» в хореографии Р. Боначелы и «Birds with skymirrors» новозеландской труппы МАУ в хореографии Л. Понифазио. После премьеры новозеландцев, о существовании танцевальных компаний у которых, мы, мягко говоря, имели смутные представления, в среде руководителей прочих столичных театральных форумов случился переполох: как это они первыми не заметили такое уникальное явление. Жанр «Birds with skymirrors» с трудом поддается описанию — это и ритуал, и документальный фильм, и концерт, и современный танец, и драма.

Завершился фестиваль премьерой «Восковых крыльев» И. Килиана в исполнении балетной труппы МАМТа.

Питерский мэйнстрим

Это весенний XII Международный фестиваль балета DANCE OPEN (продюсер Е. Галанова, В. Медведев), на котором в прошлом году была показана самобытная версия «Весны священной» в хореографии Э. Клюга и исполнении Словенского национального театра

Марибора, а также прошли гастроли Балета дрезденской «Semperoper» со спектаклем последователя У. Форсайта Я. Годани «Spazio-tempo».

И осенний фестиваль «Дягилев P.S.» (продюсер Н. Метелица, директор Театрального музея), который проходил в 2013 в третий раз и имел не столько концептуальную (прошлый фестиваль был выстроен вокруг творчества Дж. Ноймайера — прошли гастроли, выставки и конференция, посвященные творчеству одного хореографа), сколько чисто гастрольную направленность. Состоялись гастроли труппы А. Прельжокажа со спектаклем

Н. Атласа и С. Бишая «Ночи», Баварского балета с «Богами и собаками» И. Килиана (в Москву этот спектакль приезжал в исполнении NDT в 2011 на фестивале «DanceInversion»), Национального балета Норвегии с «Восковыми крыльями» и «Солдатской мессой» Б. Мартину в хор. И. Килиана и «Сюита» в хореографии Й. Стромгрена.

Ультраавангард московской осени-зимы 2013:

Территория, Контекст, ЦЕХ

Фестивальный пик в Москве пришелся на осень. В афише каждого феста нашелся хотя бы один танцевальный спектакль, который смотреть в обязательном порядке:

— перформанс Д. Папаиоанну «Первая материя» на фестивале «Территория» (продюсеры Р. Должанский, К. Серебренников);

— выступление в Центре Мейерхольда нидерладской компании Club Guy and Roni со спектаклем «Альфа-бойз» на традиционном фестивале театров танца ЦЕХ (прод. Е. Тупысева). Спектакль дуэта голландских хореографов Г. Вайцмана и Р. Хавера «Солдат» на Винзаводе принес в прошлом году своим создателям «Золотую маску» за лучшую хореографию. После аншлаговых показов на «ЦЕХе-2013» их спектакля «Альфа-бойз» голландцев пригласили поставить в столице еще один спектакль — для современной труппы «Балета Москва». Он будет называться «Оп-арт», премьера — 24, 25, 26 апреля;

— в начале декабря стартовал еще один фестиваль современного танца, организованный по инициативе Д. Вишневой, под названием «Контекст» (прод. А. Боков). По идее, фестиваль призван транслировать лучшие хореографические находки из Европы и США в виде гастролей компаний и отдельных танцовщиков и хореографов, представлять танцевальные проекты с участием самой Д. Вишневой в качестве танцовщицы, чтобы собирать влиятельных спонсоров «под имя», и, главное, субсидировать проведение Мастерской молодых хореографов.

Бум хореографов

Если пересчитать все конкурсы, фестивали, «воркшопы» и, естественно, балетные премьеры в театрах России, которые состоялись в 2013, само собой напрашивается вывод о некоем буме хореографии и хореографов.

Повсюду на афишах — уже хорошо знакомые имена зарубежных хореографов: П. де Бана, Н. Дуато, И. Килиан, Дж. Крэнко, П. Лакотт, К. МакМиллан, Х. ван Манен, М. Мурдмаа, Дж. Ноймайер, У. Форсайт, М. Эк, Й. Эло.

Чрезвычайно ярко проявляет себя российская школа, причем представители разных поколений: Т. Баганова, Ю. Бурлака, В. Варнава, О. Габышев Ю. Григорович, В. Медведев, М. Мессерер, Р. Поклитару, А. Ратманский, В. Самодуров, К. Симонов, Ю. Смекалов, А. Холина… Половину, если не две трети из вышеперечисленных имен уже знает зритель. Неужели Золотой век хореографии наступит у нас, собирающих у себя всех, кто сочинял и сочиняет балеты, и продуцирующих новые имена для мира?

Обзор книжной полки

Балет явно выходит на одно из первых мест в книгоиздании об искусстве. В любом столичном книжном магазине отдел хореографии — один из самых заметных. Напомним несколько названий:

Культурологический альманах «Век «Весны священной» — век модернизма» (Москва, 2013), выпущенный литературно-издательским отделом Большого театра (составители П. Гершензон, А. Ипполитов) к одноименному фестивалю.

Альбом «Московский императорский Большой театр в фотографиях» (сост. Т. Сабурова, Е. Чуракова. М.: Кучково поле, 2013. – 344 стр. Тираж 1500 экз.), иллюстрирующий жизнь Большого театра в период с 1860 вплоть до революции 1917. В издании использованы фотографии из фондов Музея Большого театра.

Швейцарский исследователь Ж.-П. Пастори выпустил новую биографию С. Лифаря — «С. Лифарь. Красота от Дьявола» (Пермь: Книжный мир, 2013. — 208 стр., ил. Тираж 500 экз.).

Главным источником этой биографии послужили неизданные дневники знаменитого танцовщика и хореографа. В книге описано много курьезных истории из жизни Лифаря, в том числе его «свидание» с А. Гитлером, а также документально иллюстрированы нелицеприятные эпизоды коллаборационизма с наци во времена его директорства в Парижской Опере. Про Лифаря-танцовщика или Лифаря-балетмейстера в данной биографии нет ни строчки.

Вышла в свет очередная книга питерского исследователя, доктора культурологии, профессора А. Ласкина о Дягилеве – «Дягилев и…» (М.: Новое литературное обозрение, 2013. – 288 стр. Тираж 1000 экз.). Автор пишет о великом импресарио, начиная с 90-х гг. прошлого века в свободной форме эссе. Его перу принадлежат такие работы как «Неизвестные Дягилевы, или Конец цитаты» (1995) и «Русский период жизни и деятельности С.П. Дягилева: формирование художественных принципов» (2003, докторская диссертация).