Вышел специальный номер «Музыкального обозрения» «Рахманинов — 150» (№ 11 – 520)

Вышел специальный номер «Музыкального обозрения» «Рахманинов — 150» (№ 11 – 520)
Крест на могиле Сергея Рахманинова, кладбище Кенсико, Валхалла, штат Нью-Йорк, США

Завершился Год 150-летия со дня рождения Сергея Рахманинова. К этой дате, отмечавшейся в 2023 году, в России готовились несколько лет на государственном уровне. В годы, предшествующие юбилейной дате (и совпавшие с переменами в государстве и обществе) его музыку (по сути своей глубоко лиричную) подняли на пьедестал пафосного патриотизма, сделали символом и образом России — раздольной, верующей, щемящей, колокольной. Теперь Рахманинов стал культовым композитором, «нашим музыкальным всем», подвинув на русском музыкальном Олимпе Чайковского.

«Шквал (юбилейных) мероприятий порой вызывал опасения, не станет ли все это поводом для нанесения на облик великого музыканта нового толстого слоя “хрестоматийного глянца”? На самом деле для истинных ценителей музыки происходит нечто противоположное: мощная творческая личность Рахманинова раскрывается во всем своем богатстве и глубине смыслов, успешно сопротивляясь любому “официозу”, вновь и вновь утверждая свое особое место в отечественной и мировой культуре», — пишет Вера Валькова, доктор искусствоведения, ведущий российский ученый-рахманиновед, автор капитального труда «С.В. Рахманинов. Летопись жизни и творчества», в статье о праздновании Года Рахманинова в России и делает обзор событий в научном сообществе.

В год 150-летия со дня рождения С.В. Рахманинова издательства «Музыка» и «П. Юргенсон» начали выпуск Полного собрания фортепианных сочинений композитора в 13 томах.

«В новое издание входит все, что в законченном виде создано Рахманиновым для фортепиано, включая предназначенные для концертного исполнения авторские переложения для фортепиано», — отмечает главный редактор издательства «Музыка», доктор искусствоведения Валентина Рубцова.

В 2023 году вышли первые пять томов.

Рахманинов навсегда покинул Россию в декабре 1917 года. Усадьбы его семьи — Онег в Новгородской губернии, Ивановка в Тамбовской — были разорены и уничтожены. Рахманинов писал: «Как только я ближе столкнулся с теми людьми, которые взяли в свои руки судьбу нашего народа и всей нашей страны, я с ужасающей ясностью увидел, что это начало конца — конца, который наполнит действительность ужасами».

Вера Валькова в статье «Рахманинов и русская революция» освещает тему отношения Рахманинова к русским революциям 1905 и 1917 годов.

Об отношении советской власти к Рахманинову и его творчеству пишет доктор искусствоведения Марина Раку в статье «Власть музыки и бессилие власти»:  «На протяжении нескольких десятилетий культура СССР находилась в мучительных поисках “советской музыкальной классики” и наиболее пригодных для нее прототипов в истории. К 1950-м годам музыка Рахманинова начала восприниматься как идеальное воплощение этой искомой “советской музыки”, с созданием которой современные композиторы никак не справлялись. Рахманинов в их интерпретации — мелодист, “реалист”, избежавший соблазнов авангардной моды, почвенно русский композитор».

В 1930 году Рахманинов купил виллу в Швейцарии, на берегу Люцернского озера, и назвал ее СеНаР — по первым буквам имен и фамилии композитора и его жены Наталии.  Почти 10 лет, до начала Второй мировой войны, семья Рахманиновых проводила здесь весенние и летние месяцы. В Сенаре были написаны Вариации на тему Корелли, Рапсодия на тему Паганини, Третья симфония. «Я думаю, что нашел место, где, если понадобится, меня похоронят» (Сергей Рахманинов).

После смерти в 2012 владельца Сенара, внука Рахманинова Александра, судьба виллы долго оставалась неясной. Претензии на приобретение Сенара высказывали и в России, причем на высшем государственном уровне. В 2021 году вопрос о принадлежности виллы был решен: кантон Люцерн выкупил виллу Рахманинова у его наследников за 15 миллионов франков, и с 1 апреля 2022 вилла находится в собственности кантона.

О прошлом и настоящем Сенара — рассказ экс-директора Фонда Сергея Рахманинова Этторе Волонтьери.

Рахманинов ушел из жизни 28 марта 1943, не дожив нескольких дней до своего 70-летия. Он похоронен в США, на кладбище в Кенсико в 50 км от Нью-Йорка. О последних годах, месяцах и днях жизни Рахманинова — фрагмент воспоминаний его жены Наталии Сатиной-Рахманиновой. «Как-то в полузабытьи Сергей Васильевич спросил меня: “Кто это играет?” — “Бог с тобою, Сережа, никто здесь не играет”. — “Я слышу музыку”».

Одно из главных событий празднований 150-летия С.В. Рахманинова — выход накануне юбилея второй части труда В.Б. Вальковой «Сергей Рахманинов. Летопись жизни и творчества». Том охватывает период с 1900 по 1917 годы.

«МО» представляет эту и другие книги о жизни и творчестве Рахманинова, вышедшие в 2022–2023 годах:

Федякин С.Р. Рахманинов (серия ЖЗЛ);

Ковалев А.Б. Духовная музыка С.В. Рахманинова: монография;

Сергей Рахманинов: Воспоминания, записанные Оскаром фон Риземаном;

Алейников М. Опера «Монна Ванна» С.В. Рахманинова;

Рахманинов С. Литературное наследие: в 3 томах;

«E-F-G». Страницы дружбы С.В. Рахманинова и Е.Ф. Гнесиной (издание РАМ им. Гнесиных);

Приношение С.В. Рахманинову. К 150-летию со дня рождения. Исследования разных лет / сост. В.Б. Валькова (издание РАМ им. Гнесиных);

Стиль Рахманинова. К 150-летию со дня рождения. Коллективная монография (издание НИЦ Московской консерватории);

Демидов В.В. Рахманиновы и другие на Новгородской земле. В 2-х томах.

«МО»


Дорогие наши читатели, коллеги, друзья!
Времена изменились, но «Музыкальное обозрение» неизменно в своей сути: качественная аналитика, рецензии, статьи, книжные обзоры, исчерпывающая картина культурной жизни в столицах и регионах.
Подписывайтесь на газету «Музыкальное обозрение»!
Подписка на газету – это ваша поддержка сайта, концертов и фестивалей, образовательных, просветительских, издательских проектов «Музыкального обозрения».
Также вы можете поддержать наше издание финансово.
«Музыкальное обозрение» в социальных сетях