Сергей Рахманинов. Полное собрание фортепианных произведений

Сергей Рахманинов. Полное собрание фортепианных произведений

Российский национальный музей музыки, издательства «Музыка» и «П. Юргенсон» выпустили Полное собрание фортепианных произведений С.В. Рахманинова.

После войны издательство «Музыка» (тогда Музгиз) стало публиковать произведения Рахманинова, а с 1948 приступило к выпуску Полного собрания сочинений для фортепиано под общей редакцией К.Н. Игумнова (издательский редактор П.А. Ламм). Издание прервалось после 1951. В дальнейшем публиковались лишь отдельные е сочинения. 27 мая 1973 Советский Союз присоединился к Женевской Всемирной конвенции об авторском праве, регулирующей выпуски изданий, охраняемых авторским правом, договорами с авторами произведений и их наследниками.

Спустя некоторое время в СССР было создано Рахманиновское общество во главе с В.К. Мержановым. Среди прочих вопросов Общество обсуждало с внуком Рахманинова, Александром Конюсом, вопрос подготовки и выпуска Полного собрания сочинений композитора. Специальным постановлением Совета Министров СССР выплата авторского вознаграждения наследникам Рахманинова была продлена на 4 года после истечения срока действия охраняемых авторских прав композитора.

В начале 2000-х годов Музей музыкальной культуры имени М.И. Глинки (ныне Российский национальный музей музыки) вместе с Русским музыкальным издательством и зарубежными коллегами-издателями начал подготовку и выпуск Полного академического собрания сочинений С.В. Рахманинова (научный редактор В.И. Антипов). Вышло несколько томов. Но в 2019 Валентин Иванович, много лет досконально изучавший творчество Рахманинова, ушел из жизни. Издание в силу ряда причин затормозилось. Издательство «Музыка» совместно с издательством «П. Юргенсон» пришли к решению о необходимости подготовки Полного собрания фортепианных произведений Рахманинова на основе тщательной работы над источниками (рукописями, изданиями, сопутствующими документами).

Еще готовясь к проекту Полного академического собрания сочинений, Музей имени Глинки в конце ХХ века заключил соглашение и обменялся своими копиями рахманиновских рукописей с копиями Библиотеки Конгресса (США), где находится зарубежная часть рахманиновского наследия. Теперь почти полный свод автографов Рахманинова хранится в Российском национальном музее музыки. В новое издание ПСФС входит все, что в законченном виде создано Рахманиновым для фортепиано, включая предназначенные для концертного исполнения авторские переложения для фортепиано. Каждое сочинение сопровождается краткими комментариями с указанием источников, описанием его истории создания.

К настоящему моменту вышли первые пять томов.

Валентина РУБЦОВА,
доктор искусствоведения, главный редактор издательства «Музыка»

Российский национальный музей музыки
Издательство «Музыка»
Издательство «П. Юргенсон»

Сергей Васильевич Рахманинов
Полное собрание фортепианных сочинений в 13 томах

Издано при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

В рамках программной деятельности ООГО «Российский Фонд Культуры»

Редакционная коллегия: В.В. Рубцова, В.Ю. Сумароков, С.Б. Чеботарев, С.А. Морозов, Е.В. Дрозд, Г.В. Варламов.

Перевод на английский язык Л.О. Акопян

Состав издания:

Серия I.
Сочинения для фортепиано с оркестром
Переложения для двух фортепиано

Том 1. Концерт № 1. Ор. 1 Редакция 1891 года, редакция 1919 года

Том 2. Концерт № 2. Ор. 16 (1901)

Том 3. Концерт № 3. Ор. 30 (1909)

Том 4. Концерт № 4. Ор. 40 Редакция 1928 года, редакция 1941 года

Том 5. Рапсодия на тему Паганини. Ор. 43 (1934)

Серия II
Сочинения для солирующего фортепиано

Том 6. Юношеские и безопусные сочинения разных жанров
Три ноктюрна (1887)
Четыре пьесы (1888)
Пьеса-фантазия g-moll (1889)
Фугетта F-dur (1889)
Пьеса (канон) e-moll (1890)
Прелюдия F-dur (1891)
Пьесы-фантазии. Ор. 3 (1892)
Салонные пьесы. Ор. 10 (1893–1894)
Шесть музыкальных моментов. Ор. 16 (1896)
Три пьесы (1917)

Том 7. Вариации
Вариации на тему Шопена. Ор. 22 (1902)
Вариации на тему Корелли. Ор. 42 (1931)

Том 8. Прелюдии
Прелюдия. Ор. 3 № 2 (1892)
Десять прелюдий. Ор. 23 (1902)
Тринадцать прелюдий. Ор. 32 (1910)

Том 9. Сонаты
Соната № 1. Ор. 28 (1907–1908)
Соната № 2. Ор. 36 Редакция 1914 года, редакция 1931 года

Том 10. Этюды-картины
Этюды-картины. Ор. 33 (1911)
Этюды-картины. Ор. 39 (1916–1917)

Том 11. Фортепианные транскрипции
Рахманинов. Сирень Редакция 1914 года, редакция 1941 года
С. Рахманинов. Маргаритки
И. С. Бах. Прелюдия, гавот и жига из Партиты № 3 для скрипки соло
Ф. Шуберт. «Куда?» из вокального цикла «Прекрасная мельничиха»
Ф. Мендельсон. Скерцо из музыки к пьесе В. Шекспира «Сон в летнюю ночь»
Ф. Бер. Хохотунья. Полька-скерцо [Polka de W. R.]
Ж. Бизе. Менуэт из музыки к драме
А. Доде «Арлезианка» Редакция 1900 года, редакция 1923 года
М. Мусоргский. Гопак из оперы «Сорочинская ярмарка»
П. Чайковский. Колыбельная песня
Н. Римский-Корсаков. «Полет шмеля» из оперы «Сказка о царе Салтане»
Ф. Крейслер. Муки любви
Ф. Крейслер. Радость любви

Серия III
Фортепианные ансамбли

Том 12. Сочинения для двух фортепиано, для фортепиано в 4 руки, в 6 рук
Романс для фортепиано в 4 руки (1890)
Две пьесы для фортепиано в 6 рук (1890)
Русская рапсодия для двух фортепиано (1891)
Сюита № 1 для фортепиано в 4 руки. Ор. 5 (1892)
Шесть пьес для фортепиано в 4 руки. Ор. 11 (1894)
Сюита № 2 для двух фортепиано. Ор.17 (1900–1901)
Итальянская полька для фортепиано в 4 руки (1906, 1938)

Том 13. Переложения симфонических произведений для двух фортепиано
Сюита d-moll (1891)
Фантазия «Утес». Ор. 7 (1893)
Каприччио на цыганские темы. Ор. 12 (1894)
Симфонические танцы. Ор. 45 (1940)

rubtzova_600a

Валентина РУБЦОВА родилась в 1944. Окончила теоретико-композиторский факультет Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского и аспирантуру Московской консерватории.

В 1983 защитила кандидатскую диссертацию «Симфоническое творчество В.Н. Салманова», в 1993 — докторскую диссертацию «Александр Николаевич Скрябин. Исследование».

С 1972 работает в издательстве «Музыка»: в 1972–1978 в Ленинградском, затем в Московском отделении. В настоящее время — главный редактор издательства. Одновременно с 2011 — заместитель директора по научной работе Мемориального музея А.Н. Скрябина.

Участница научных конференций в России и за рубежом.

Круг исследовательских интересов В.В. Рубцовой связан в основном с русской и советской музыкальной культурой.

Автор монографий «Вадим Николаевич Салманов» (Л., 1982), «Александр Николаевич Скрябин» (М., 1989; вышла тиражом 50 000 экз.), статей и рецензий о творчестве отечественных композиторов и исполнителей, редактор-составитель научных сборников.

Соавтор (вместе с Л.З. Корабельниковой и П.Е. Вайдман) «Тематико-библиографического указателя сочинений П. И. Чайковского» (VKR / ВКР).

Научный редактор полного Собрания сочинений А.Н. Скрябина в 12 томах (2022), отмеченного в 2023 премией Москвы в области литературы и искусства.

Заслуженный деятель искусств Российской Федерации.

Член Союза композиторов Российской Федерации и РОО «Союз московских композиторов».

Дважды лауреат Премии «Музыкального обозрения»: в 2006 — за подготовку и выпуск «Тематико-библиографического указателя сочинений П.И. Чайковского», в 2022 — за подготовку и выпуск полного Собрания сочинений А.Н. Скрябина.

«Музыкальное обозрение» в социальных сетях

Дорогие наши читатели, коллеги, друзья!
Времена изменились, но «Музыкальное обозрение» неизменно в своей сути: качественная аналитика, рецензии, статьи, книжные обзоры, исчерпывающая картина культурной жизни в столицах и регионах.
Подписывайтесь на газету «Музыкальное обозрение»!
Подписка на газету – это ваша поддержка сайта, концертов и фестивалей, образовательных, просветительских, издательских проектов «Музыкального обозрения».
Также вы можете поддержать наше издание финансово.