Сергей Рахманинов: «У нас чудный домик… Комфортабельно и уютно»

Интервью Юлии Савиковской с экс-менеджером Фонда Сергея Рахманинова в Швейцарии Этторе Волонтьери
Сергей Рахманинов: «У нас чудный домик… Комфортабельно и уютно»
Вилла Сенар. Фото Wikimedia Commons

На вилле Сенар, на берегу Люцернского озера, С.В. Рахманинов в 1930-х годах жил и работал весной и летом. Название виллы составлено из первых слогов имен и фамилии композитора и его жены: СЕргей и НАталья Рахманиновы.

«Рахманинов впервые приехал в Швейцарию, на Люцернское озеро, в 1902, в свой медовый месяц с женой Натальей, — рассказал Этторе Волонтьери. — В 1917 Рахманинов с семьей эмигрировал из России. Он много концертировал, записывался и благодаря этому был обеспеченным человеком.

Когда в 1929 в США, а потом по всему миру разразился экономический кризис, Рахманинов, опасаясь финансовых потерь, искал возможность вложить накопленные средства. Его друг, а в будущем его биограф Оскар фон Риземан жил в то время в Люцерне. Оскар сообщил Рахманинову (письма сохранились в архивах виллы Сенар), что на озере Четырех кантонов (Люцернском) выставлен на продажу прекрасный участок земли площадью 20 000 квадратных метров на берегу озера, откуда открывался вид на гору Пилатус. Участок принадлежал немецкому бизнесмену, владельцу небольшой фабрики по производству специй. На территории участка был швейцарский шале.

Дом на берегу озера

Рахманинов купил участок в начале 1930-х годов и попросил архитектора из Германии сделать пристройку к швейцарскому шале. Но предложенные проекты показались ему неубедительными, слишком масштабными. Он пригласил двух архитекторов из Люцерна из компании Möri&Krebs, И они сделали новый проект.

Чтобы построить этот дом, Рахманинову пришлось полностью изменить топографию территории. На земле, которую он купил, была огромная скала: из-за этого участку даже дали название «Гибралтар Люцернского озера». Рахманинов вложил громадные средства, чтобы избавиться от этой скалы и выровнять землю.

На вилле Сенар было построено два дома. К началу 1932 был готов «Садовый домик» (по-немецки Gärtnerhaus): в нем Рахманинов провел два года, ожидая, пока будет построен большой дом: его строительство было завершено в апреле 1934.

Как только в Сенар привезли рояль, который Фредерик Стейнвей подарил Рахманинову на 60-летие, он вновь начал сочинять. С апреля по август 1934 он написал Рапсодию на тему Паганини: первое крупное произведение, созданное после того как Рахманинов покинул Россию (Концерт для фортепиано с оркестром № 4, завершенный в эмиграции, был начат в России). В 1935 он приступил к сочинению Третьей симфонии, которую завершил к лету 1936.

savikovskaia_600a

Юлия САВИКОВСКАЯ — театровед, драматург и переводчик. Выпускница факультетов журналистики и свободных искусств СПбГУ (магистратура «Музыкальная критика», автор магистерской работы о либретто опер Кайи Саариахо), а также РГИСИ (театроведение). Закончила магистратуру и аспирантуру Оксфордского университета (социальная и культурная антропология). Автор 10 пьес, входивших в шорт-листы драматургических конкурсов «Любимовка» и «Ремарка» (пять из них были поставлены на сцене) и сборника рассказов «Возрождение». Перевела с английского книгу о Евгении Замятине «Англичанин из Лебедяни» и три пьесы британских авторов. Как театровед публиковалась в «Петербургском Театральном журнале», «журналах «Театр.», «Сцена», «Страстной бульвар», «Империя драмы», «Театральный город», «Иные берега».

Любимый «опус» Рахманинова

Рахманинов не раз писал своей двоюродной сестре Софии Сатиной, как хорошо ему в Сенаре, с каким нетерпением он каждый раз ждет возможности приехать сюда.

«Я думаю, что нашел место, где, если понадобится, меня похоронят», — написал он в одном из писем.

В Сенаре Рахманинов воплотил в жизнь свои мечты и идеи. Он изменил топографию виллы, выстроил новый комфортный дом. Можно сказать, что Вилла Сенар стала одним из его опусов — так много здесь сделано по его вкусу: архитектурные решения, выбор растений (он сам посадил их в парке). Здесь хранятся документы, связанные со строительством, и из них ясно, каким значительным был личный вклад Рахманинова в строительство дома и создание его внешнего облика.

Заслуга Александра Конюса-Рахманинова, внука композитора, в том, что он сохранил дом таким, каким он был при жизни Рахманинова.

Остались в неприкосновенности все помещения, вплоть до туалетных комнат. Единственный сохранившийся костюм Рахманинова, постельное белье, предметы интерьера — все это сохранилось в Сенаре.

Даже список сотрудников, которые покупали продукты в магазине: ведь Рахманинов оставлял все чеки, в которых отмечены покупки и заплаченные суммы. В Сенаре создается ощущение, что ее владелец вышел из дома пять минут назад и скоро вернется…

Сенар после Рахманинова

С 1934 по 1939 весну и лето каждый год Рахманинов проводил в Сенаре. Он покинул виллу в августе 1939, он из-за начавшейся Второй мировой войны и больше в Сенар не приезжал. Его семья смогла вернуть имущество только после окончания войны. Есть свидетельства о реставрации, которая была сделана в 1945. По имеющимся планам и документам, дом первоначально был желтым, потом его покрасили в белый цвет. Семья Рахманинова проводила там летние месяцы. Сюда приезжали друзья и известные музыканты.

Когда в начале 1951 умерла Наталия, вдова Рахманинова, имущество семьи было разделено между дочерями: американская недвижимость досталась Ирине, а Сенар — Татьяне, так как она жила в Европе. Татьяна,  умерла довольно рано, ей было 54 года. После ее смерти дом перешел к Александру, единственному сыну Татьяны и ее мужа Бориса Конюса.

В Сенаре хранится обширная переписка Рахманинова: письма к дочери; письма от Константина Сомова, Владимира Набокова, Федора Шаляпина, Ивана Бунина, Владимира Горовица, Натана Мильштейна.

Совместно с “Rachmaninoff Network” создается цифровой архив Рахманинова, все документы которого, будут доступны.

Александр, внук композитора, оставил виллу Сенар Фонду Рахманинова с обязательством превратить этот дом в культурный центр. Фонд получает поддержку от разных людей, начиная с президента Фонда Урса Цисвилера, бывшего посла Швейцарии в Канаде, США и Испании. Вице-президент Фонда Ханс Амбюль — в прошлом генеральный секретарь Швейцарской конференции кантональных директоров образования, президент Educationsuisse (ассоциации швейцарских школ за рубежом).

В числе членов Попечительского совета и партнеров Фонда — Валентин Глур, директор Высшей школы музыки Люцерна; Андреас Вегелин, президент швейцарской компании по защите авторских прав «SUISA». Партнеры Фонда — Кристин Ромберг, генеральный менеджер Фонда Hilti; Бруно Хамар, который ранее был генеральным менеджером Парижского оркестра, а сейчас — генеральный директор Дижонской оперы; Вельц Кауфман, бывший генеральный директор фестиваля Ravinia — представителем в США; Тимоти Уокер — бывший генеральный менеджер Лондонского филармонического оркестра, сейчас он представитель Фонда в Австралии. Музыковед Джеффри Норрис, в прошлом референт Александра Рахманинова, занимается новыми проектами. Хайнц Хорат, бывший директор Государственного музея Люцерна, помогает следить за состоянием виллы, чтобы сохранить ее как объект культурного наследия».

Юлия САВИКОВСКАЯ,
май 2021


Дорогие наши читатели, коллеги, друзья!
Времена изменились, но «Музыкальное обозрение» неизменно в своей сути: качественная аналитика, рецензии, статьи, книжные обзоры, исчерпывающая картина культурной жизни в столицах и регионах.
Подписывайтесь на газету «Музыкальное обозрение»!
Подписка на газету – это ваша поддержка сайта, концертов и фестивалей, образовательных, просветительских, издательских проектов «Музыкального обозрения».
Также вы можете поддержать наше издание финансово.
«Музыкальное обозрение» в социальных сетях