Юбилейный год С.В. Рахманинова: научные собрания, выставки, издания

Богатство и глубина смыслов
Юбилейный год С.В. Рахманинова: научные собрания, выставки, издания

150-летие со дня рождения С. В. Рахманинова отмечается в этом году с небывалым размахом. Пожалуй, трудно вспомнить другой музыкальный юбилей в нашей истории, вызвавший подобную плотность событий. Сегодня можно уверенно констатировать, что в России не осталось ни одного музыкального учреждения, не отдавшего долг юбиляру реальными делами или ближайшими творческими планами. Рахманиновской темой отмечены торжественные собрания, детские утренники и концерты в школах, представительные конференции и фестивали в академической среде, специальные научные и подарочные выпуски в издательской сфере.

Такой шквал мероприятий порой вызывал опасения, не станет ли все это поводом для нанесения на облик великого музыканта нового толстого слоя «хрестоматийного глянца»? На самом деле для истинных ценителей музыки происходит нечто противоположное: мощная творческая личность Рахманинова раскрывается во всем своем богатстве и глубине смыслов, успешно сопротивляясь любому «официозу», вновь и вновь утверждая свое особое место в отечественной и мировой культуре.

Научный марафон

Об этом свидетельствовали прошедшие научные собрания, посвященные наследию Рахманинова. Упомяну только те, в которых довелось участвовать. Марафон юбилейных конференций стартовал еще в 2022. Одной из первых выдвинула рахманиновскую тему международная конференция «Музыковедческий форум — 2022», прошедшая 5–7 декабря 2022 года и подготовленная совместно Российской академией музыки имени Гнесиных и Государственным институтом искусствознания. О Рахманинове речь шла в рамках специальной проблемной секции (6 и 7 декабря 2022 года): «Консерваторы и прогрессисты в истории музыкальной культуры. К 150-летию Александра Николаевича Скрябина и Сергея Васильевича Рахманинова». Правда, непосредственное обращение к наследию Рахманинова прозвучало тогда только в четырех докладах: С.В. Надлер («Скрытые сюжеты оркестровых сочинений Скрябина и Рахманинова»), В.Б. Вальковой («Парадоксы консерватизма С.В. Рахманинова»), Д.В. Любимова («Хореографическая поэма» К.С. Уральского на музыку Второго фортепианного концерта С.В.  Рахманинова) и Г.М. Малининой («Неизвестные документы Рахманинова в РГАЛИ»). Это обстоятельство, конечно, не помешало интересному обсуждению проблем, так или иначе связанных с творческой фигурой Рахманинова. Особое внимание привлекло прозвучавшее на конференции сообщение о важном открытии – недавно обнаруженных двух письмах Рахманинова (в докладе научного сотрудника РГАЛИ Г.М. Малининой). Заметим в связи с этим, что в современной науке на статус знáчимого научного открытия может претендовать любая находка нового архивного документа, установление любого нового факта – именно они подчас существенно дополняют и уточняют наши представления о живой ткани исторических событий.

При подготовке конференции нам порой казалось, что отклик исследователей на возможность поделиться мыслями о наследии юбиляра достаточно сдержан и не свидетельствует о широком интересе к теме.

Рахманинов и его эпоха

И в самом деле — давно уже сложилось мнение, что Рахманинова охотнее играют и слушают, чем изучают. Это суждение стало источником серьезных опасений при подготовке другого научного форума, инициированного Российским национальным музеем музыки. Объявленный как международный симпозиум «Рахманинов и его эпоха», он готовился в очень сжатые сроки. К участию в его организации были экстренно привлечены Государственный институт искусствознания и Московская консерватория. Вопреки всем трудностям и сомнениям, симпозиум, прошедший 30 и 31 марта, собрал неожиданно широкий круг заинтересованных участников — всего их оказалось 38, включая зарубежных докладчиков из Германии, Японии и Бразилии. В итоге эта международная конференция остается на сегодняшний день самым представительным научным собранием в честь юбилея Рахманинова. Это стало возможным благодаря героическим усилиям и организаторскому таланту модератора проекта — заместителя директора РНММ Е.Ю. Новоселовой.

Все выступления в Музее музыки вряд ли возможно здесь осветить. Работу двух одновременно проходивших секций Симпозиума предваряло весьма представительное пленарное заседание, в него вошли доклады К.В. Зенкина, А.И. Демченко И.А. Скворцовой, М.Г. Раку, А.В. Комарова. Были и на этой конференции сообщения о новых архивных находках, среди них, например, – обнаружение ранее неизвестных точных дат посещения Рахманиновым в 1912 году имения Брасово великого князя Михаила Александровича. Это открытие было сделано благодаря работе с Лондонским архивом и представлено Г.И. Ерофеевой, сотрудником благотворительного фонда «Возрождение Брасовского имения» (Брянск).

Рахманинов и Москва

Дискуссионной остротой отличилась и совсем скромная по масштабам однодневная (12 апреля) конференция «Рахманинов в Москве и Москва без Рахманинова». Ее организовал Мемориальный музей-квартира Ел.Ф. Гнесиной в Российской академии музыки имени Гнесиных. Среди череды интересных докладов (А.А. Гапонова, В.М. Троппа, Е.С. Власовой, Т.Ю. Масловской, Е.Б. Долинской, А.С. Авдеевой и др.) особый отклик получило выступление профессора Московской консерватории Е.С. Власовой «Рахманинов в советских реалиях: общественный и личный факторы в восприятии личности». Речь шла, в частности, об известной скандальной истории 1931 года — призывах советской прессы к бойкоту музыки Рахманинова. Докладчица выказала суждение о непричастности руководства страны к этим событиям и о правомерности предложенной в те годы «шкалы идеологической пригодности» музыкальных произведений. Такая позиция вызвала бурную дискуссию и явно не была поддержана большинством участников.

Рахманинов и Ивановка

Как бы ни развивались события завершающегося юбилейного года, одним из самых ярких среди них останется творческая встреча на Тамбовской земле в Музее-заповеднике С.В. Рахманинова «Ивановка». Конференция и ряд концертных выступлений под общим названием «С.В. Рахманинов и мировая культура» прошли 23 и 24 мая 2023 года. Хорошо подготовленная и четко организованная (А.М. Самохиным и И.Н. Вановской) встреча была пронизана особой магией места — любимого имения семьи Рахманиновых-Сатиных. Более года назад музей понес огромную утрату — ушел из жизни его создатель и многолетний директор Александр Иванович Ермаков. Тогда возникло острое ощущение, что Ивановка осиротела, и ее судьба опасно зависла перед неизвестностью. Однако то, что мы увидели, говорило о продолжении интенсивной жизни музея, словно дух А.И. Ермакова, как и самого Рахманинова, продолжают хранить его. Кроме ряда интересных докладов (Е.Б. Долинской, К.В. Зенкина, А.Б. Ковалева, С.Г. Зверевой, Г.Е. Калошиной и др.) в Ивановке прозвучала фортепианная транскрипция «Симфонических танцев» Рахманинова, созданная и блестяще исполненная доцентом Московской консерватории Е.Г. Тарасовой. Это выступление стало одним из самых запоминающихся событий конференции.

Рахманинов и Петербург

После летнего перерыва эстафету научных собраний юбилейного года подхватила Санкт-Петербургская консерватория, где 23 и 24 октября прошла конференция «С.В. Рахманинов: личность, искусство, наследие». В ней приняли участие музыковеды из разных городов России: Санкт-Петербурга (Л.А. Скафтымова, К.В.Дискин, Л.В.Михеева, М.И. Алейников, Р.Н. Слонимская, А.И. Овсянников, М.М.Васильева, А.А.Гришко), Москвы (К.В. Зенкин, В.Б.Валькова, А.Б.Ковалев, И.Г.Коленченко), Ростова-на-Дону (К.А. Жабинский, А.М. Цукер), Уфы (Е.Р. Скурко), Петрозаводска (Л.А. Купец), Солнечногорска (И.И. Савелова), Старой Руссы (Н.Б. Басманова), Новгорода (Е.Н. Кедрова), Геленджика (Д.С. Отяковский). Выступали и докладчики из других стран: США (В.А. Юзефович, онлайн), Белоруссии (Голева Л.О.), Казахстана (Г.Б. Абдирахман), Туркменистана (Д.А. Агаджанова).

В рамках конференции были показаны видеоматериалы: фильм «Семеново — родина Рахманинова» Н.Б. Басмановой, видеосюжет Л.Е. Трушталевской и Л.В. Еремина «Сергей Рахманинов и Николай Струве: история одной дружбы». Состоялась также подготовленная М.И.Алейниковым презентация фрагментов неоконченной оперы С.В.Рахманинова «Монна Ванна» в исполнении Е. Тарасовой (скрипка), Д. Хрычёва (виолончель), С. Соловьева (фортепиано), И. Рощупкина (фортепиано). Эта концертная вставка стала также презентацией вышедшей в этом году книги М.И. Алейникова[1], в которой тщательно собраны и откомментированы все материалы, связанные с неосуществленным оперным замыслом Рахманинова.

Неожиданные подходы к наследию Рахманинова представили Г.Б. Абдирахман, рассказавшая о бытующей в Казахстане и имеющей свои основания легенде об использовании казахской песни в «Симфонических танцах» (однако документальное подтверждение этому пока не найдено) и Д.С. Отяковский, показавший фрагменты компьютерной игры по опере «Скупой рыцарь».

Продолжение в Москве

В ноябре ряд юбилейных событий продолжили две конференции: «Ноябрьские чтения» в только что открывшемся Московском частном Музее С.В. Рахманинова на Большой Ордынке, б. 6/2 (его основатель и директор Т.В. Паршина), а также научное собрание 22-24 ноября в Саратовской консерватории «Проблемы художественного творчества: к 150-летию со дня рождения С.В. Рахманинова».

Мемориальный музей-квартира А.Н. Скрябина планирует в декабре провести конференцию «Скрещение судеб: к 150-летию А.Н. Скрябина и С.В. Рахманинова». Так озаглавлена и выставка, открывшаяся в музее еще в июне 2023 года.

Среди выставочных проектов выделяется открывшаяся в Новой Третьяковке на Крымском валу экспозиция под названием «Я – русский композитор», посвященная Рахманинову. Выставка создана совместными усилиями Музея музыки и Третьяковской галереи. На ней представлены живописные полотна, уникальные документы и предметы из коллекций обоих музеев. Специально для этой выставки Государственный Эрмитаж предоставил подлинник картины А.Бёклина «Остров мертвых», сюжет которой вдохновил Рахманинова на создание одноименной симфонической поэмы.

Книги, альбомы, ноты

Научное осмысление творчества Рахманинова отражено и в изданиях, приуроченных к юбилею. В его преддверии, осенью 2022 года была издана вторая часть «Летописи жизни и творчества С.В. Рахманинова»[2]. Она создана под эгидой трех институций — Государственного института искусствознания, Музея-заповедника С. В. Рахманинова «Ивановка», РНММ (составитель В.Б. Валькова). Инициатором и вдохновителем этой работы был директор музея-заповедника «Ивановка» Александр Иванович Ермаков, возглавлявший также издательство при музее. Первая часть Летописи вышла в свет в 2017 году, и вторым изданием (с исправлениями и дополнениями) – в 2020 году. Вторая часть освещает центральный период творчества Рахманинова – с 1900 года до конца 1917. В настоящее время, несмотря на резко усложнившиеся отношения с зарубежными культурными учреждениями и архивами, началась работа над третьей частью, посвященной жизни и деятельности Рахманинова в годы эмиграции.

Необходимость дополнений и поправок к этой работе рождается на наших глазах, в гуще юбилейных событий. Так, теперь в исследованиях о нашем герое необходимо будет опираться на новое издание Литературного наследия Рахманинова[3], только что вышедшее в издательстве «Музыка».

В ряд юбилейных научных изданий включены проекты Российской академии музыки имени Гнесиных. Это подарочный альбом «E-F-G»[4]. Страницы дружбы С.В. Рахманинова и Е.Ф. Гнесиной (составители А.А. Гапонов и И.Г. Коленченко) и сборник статей «Приношение С. Рахманинову. К 150-летию со дня рождения. Исследования разных лет» (составитель В.Б. Валькова)[5]. Концепция этой книги не совсем обычна для подобных случаев. В нее вошли на равных и старые, давно опубликованные, и относительно недавние, и совсем новые материалы (впервые публикуются статьи: К. Рисора (США), Г.Е. Калошиной, М.Г. Раку, С.В. Кирелец). Идея этого собрания заключается в том, чтобы дать как можно более обширную и разнообразную картину исследований, посвященных наследию Рахманинова, и не только сделать более удобным знакомство с разными, порой раритетными текстами, но и представить пути движения мысли о композиторе в ее тематических разветвлениях и в историческом времени – от классических статей (Л.А. Мазеля, В.В. Протопопова, И.Ф. Бэлзы и др.) из сборника 1947 года до наших дней. При этом важно иметь в виду, что каждый исследовательский текст в современном стремительно меняющемся мире почти сразу после своего появления превращается в исторический документ – свидетельство умонастроений и способов слышания музыки в определенный период нашей истории. Одна из целей сборника – восстановить связь поколений в рахманиноведении, указать на глубокую, хотя порой и скрытую, зависимость сегодняшней науки от ее забытых достижений, проследить последующее прорастание их в более поздних исследованиях.

Несколько раньше появилась коллективная монография «Стиль Рахманинова»[6], выпущенная кафедрой истории музыки Московской консерватории. Этот труд впечатляет масштабным охватом наследия русского композитора. В каждой из статей-«глав» акцентируются особые и общие стилевые закономерности и художественные открытия Рахманинова. Здесь представлены проблемы эволюции стиля композитора (статья И.А. Скворцовой), исследование стилевых моделей его творчества (статья К.В. Зенкина), в работах Т.А. Старостиной и Н.В. Гурьевой рассматриваются истоки национальной специфики мышления Рахманинова, Н.В. Свиридовская анализирует черты «идеостиля» композитора, Д.В. Топилин обсуждает особенности рахманиновского симфонизма.

Долгожданным событием явилась публикация книги Валерия Васильевича Демидова, музыковеда и краеведа из Великого Новгорода. Его двухтомный труд под названием «Рахманиновы и другие на Новгородской земле»[7] – это итог нескольких десятилетий кропотливой собирательской работы, о которой еще до ее обнародования среди рахманиноведов ходили легенды. Теперь, наконец-то, «легенда» стала реальностью – исключительным по полноте и точности собранием материалов, связанных с новгородскими истоками рода Рахманиновых.  Издание выполнено в подарочном формате со множеством прекрасных иллюстраций: уникальных фотографий и факсимиле документов.

Год Рахманинова подходит к концу. Однако есть основания ожидать, что поднятая юбилеем волна интереса к наследию русского музыканта не схлынет бесследно, но послужит толчком для новых исследований и открытий.

[1] Алейников М.И. Опера «Монна Ванна» С.В. Рахманинова. СПб.: Нестор-История, 2023.

[2] Валькова В.Б. С.В. Рахманинов: летопись жизни и творчества. Ч. 2: 1900–1917 / В.Б. Валькова; Музей-заповедник С.В. Рахманинова «Ивановка», Рос. нац. музей музыки, Гос. ин-т искусствознания; отв. ред. И.Н. Вановская. — Тамбов: Музей-заповедник С. В. Рахманинова «Ивановка», 2022. — 580 с.: ил. — ISBN 978-5-6042483-7-9.

[3] Рахманинов С.В. Литературное наследие: в 3 т. Том 1. Том 2. Том 3 / составитель-редактор З. А. Апетян. Москва: Музыка, 2023.

[4] «E-F-G». Страницы дружбы С.В. Рахманинова и Е.Ф. Гнесиной / составители А.А. Гапонов, И.Г. Коленченко. —  Москва: Издательство «Российская академия музыки имени Гнесиных», 2023. — 64 с. — ISBN 978-5-8269-0300-1

[5] Приношение С.В.Рахманинову. К 150-летию со дня рождения. Исследования разных лет / сост. В.Б. Валькова. Москва: Издательство «Российская академия музыки имени Гнесиных», 2023. — 492 с., ил. — ISBN 978-5-8269-0279-0

[6] Стиль Рахманинова. К 150-летию со дня рождения. Коллективная монография. Автор проекта, главный редактор, составитель И. А. Скворцова. М.: МГК имени П. И. Чайковского. 2023.

[7] Демидов В.В. Рахманиновы и другие на Новгородской земле. В 2-х томах. Великий Новгород: «Печатный двор», 2023.

Вера ВАЛЬКОВА

«Музыкальное обозрение» в социальных сетях