Смогут ли российские музыканты участвовать в конкурсах за рубежом

Отстранить нельзя оставить?
Смогут ли российские музыканты участвовать в конкурсах за рубежом
Виктор Корецкий. Плакат, 1948 г.

Очевидно, что решение об исключении из своих рядов Конкурс имени П.И. Чайковского, принятое Генеральной ассамблеей WFIMC, стало откликом на текущие геополитические события. Это решение вписано в ряд многих других отстранений, исключений, ограничений, уходов, прерывания контрактов и т.д., начиная с 24 февраля 2022.

Приостановлено сотрудничество зарубежных театров, оркестров, фондов с В. Гергиевым, Д. Мацуевым, А. Нетребко. Отменились гастроли Большого театра в Великобритании и Испании, гастроли театра им. Вахтангова в Израиле. В некоторых странах отменяются исполнения русской музыки, премьеры русских опер.

Еще больше все это заметно в спорте. Российских паралимпийцев не допустили до участия в Паралимпиаде в Пекине. Более 30 международных федераций по различным видам спорта отстранили российских спортсменов от соревнований. Лишь некоторые (например, федерации тенниса, шахмат) разрешили участие в индивидуальных соревнованиях, но в нейтральном статусе. Впрочем, для российских спортсменов такое положение из-за проблем с допингом длится почти 10 лет. На двух последних Олимпиадах (в Токио и Пекине) они выступали под флагом Олимпийского комитета России, а вместо гимна России звучала начальная тема Первого концерта — символ конкурса им. Чайковского.

«С кем вы, мастера культуры?»

Некоторые спортивные и культурные институции ставят условием продолжения взаимоотношений с российскими спортсменами и деятелями культуры их заявления с осуждением политики России в Украине. Но на это не соглашается практически никто.

Напомним, что в марте 1932 появился памфлет М. Горького: «С кем вы, мастера культуры?» Спустя месяц вышло постановление ЦК ВКП (б) «О перестройке литературно-художественных организаций», в котором было четко сказано, с кем должны быть мастера культуры. После этого в СССР вышло Постановление «О перестройке литературно-художественных организаций» и стали создаваться творческие союзы.

У этой «медали» есть и обратная сторона. Хотя WFIMC, как уже отмечалось, рекомендует и просит членов федерации не отстранять молодых и одаренных артистов из каких бы то ни было стран от участия в проводимых ими конкурсах» — это всего лишь рекомендация и просьба. Решения же остаются за организаторами конкурсов. А сейчас, при негативном отношении в некоторых странах, сообществах, организациях и т.д. ко всему российскому (отмены исполнений Чайковского и Шостаковича), некоторые конкурсы уже отказывают в участии российским музыкантам.

Так поступили, например, организаторы XII конкурса скрипачей имени Сибелиуса в Хельсинки. Они пересмотрели первоначальное решение о допуске двух российских музыкантов, прошедших предварительный отбор, не прислушавшись к рекомендациям WFIMC о недопустимости дискриминации участников, какую бы страну они ни представляли. «Провести конкурс так, чтобы конкурсанты могли сосредоточиться на своем художественном исполнении, можно будет только в том случае, если российские конкурсанты на этот раз не примут участие в конкурсе», — сказано в пресс-релизе, опубликованном 8 апреля.

Двое российских музыкантов не смогли принять участие в конкурсе «Концертино Прага». Они были отобраны для участия в финальном туре, но по решению Правительства Чехии им, как гражданам России, было отказано во въездной визе.

Конкурс скрипачей имени Родольфо Липицера в Гориции (Италия) исключил трех российских исполнительниц из числа участников. С осуждением этого решения выступил мэр Гориции Родолфо Дзиберна, а городской симфонический оркестр в знак протеста отказался участвовать в финальном туре.

Наоборот, конкурс Dublin International Piano Competition, проходивший в мае в Дублине, первоначально отказал российским пианистам, но потом изменил свое решение. «…Отдельные артисты не могут быть наказаны за действия своего государства. Конкурс рассмотрел недавнее заявление Всемирной федерации международных музыкальных конкурсов, членом которой является… Кроме того, мы внимательно изучили отзывы, полученные от всех заинтересованных сторон за последние недели. В свете этих соображений Правление DIPC сочло целесообразным повторно направить приглашение к участию в четвертьфинале Конкурса этого года участникам из всех стран, включая Россию», — отметили организаторы конкурса в специальном заявлении. Один из российских пианистов, Роман Косяков, стал лауреатом III премии. Допустили к участию российских конкурсантов такие престижные соревнования, как конкурс Вэна Клайберна в Форт-Уэрте (США), конкурс скрипачей в Сендае (Япония) и ряд других.

«Отмена культуры»?

Сейчас немало молодых российских музыкантов стоит перед выбором: остаться в России и с большой долей вероятности потерять возможность выступлений за рубежом — или уехать и строить карьеру музыканта-космополита. Хотя эта профессия и так космполитична: музыкант — гражданин мира. Можно, оставаясь гражданином своей страны, получить второе гражданство (многие выступают на конкурсах под флагом двух стран), учиться в любой стране, брать мастер-классы у любых профессоров и т.д. В музыке идея национального представительства, в отличие от спорта, не так актуальна. Она во многом нивелируется.

Отказы, как уже было сказано, касаются и именитых артистов. Поддерживать, да и просто впускать к себе русскую культуру, аплодировать российским артистам и музыкантам (при том, что аплодировать обязательно придется!) — сегодня во многих городах и странах это не приветствуется. Концерт, спектакль, конкурс с их участием может быть сорван, превращен в политический акт из-за протестов публики, которая может расценить приглашение российских артистов как поддержку спецоперации в Украине (впрочем, и у нас активисты часто срывают мероприятия, которые им не нравятся).

Очевидно, что без российских музыкантов конкурсы значительно проиграют в уровне. Ведь, согласно ежегодной статистике, которую ведут и эксперты WFIMC, и эксперты Ассоциации музыкальных конкурсов России, наши соотечественники по завоеванным наградам стабильно входили в тройку лидеров, получали премии и ангажементы. Теперь все это проблематично.

Скорее всего, и российские музыканты (если они живут и работают в России), которых приглашали работать в жюри конкурсов за рубежом, не смогут осуществить свои обязанности.

«МО» № 4 (494) 2022

«Музыкальное обозрение» в социальных сетях

ВКонтакте    Телеграм