Международный конкурс имени П.И. Чайковского vs Всемирная федерация

В порядке исключения
Международный конкурс имени П.И. Чайковского vs Всемирная федерация

13 апреля 2022 на внеочередном заседании Генеральной ассамблеи WFIMC (World Federation of International Music Competitions — Всемирная федерация международных музыкальных конкурсов) было принято решение об исключении Международного конкурса имени П. И. Чайковского из конкурсов-членов федерации.

Заседание проходило онлайн.  Россию представлял Андрей Малышев, генеральный директор ФГБУК «РОСКОНЦЕРТ» — организации, которая проводит конкурс с 2015. Правительством и Министерством культуры РФ «Росконцерту» поручено проведение и других самых крупных международных и национальных конкурсов в России: Международного балетного, Всероссийского конкурса артистов балета и хореографов, Всероссийского музыкального, Международного конкурса им. Рахманинова. За те годы, что «Росконцерт» занимается этими проектами, они вышли на совершенно новый, высочайший качественный уровень.

В заявлении, которое подписали генеральный секретарь WFIMC Флориан Рим и президент WFIMC Питер Пауль Кайнрат, объяснены причины принятого решения. Также подчеркивается, что WFIMC подтверждает свое, сделанное ранее, заявление против распространения каких-либо санкций на российских музыкантов и против дискриминации и исключения отдельных музыкантов из конкурсов  по национальному признаку.

«Наша организация всегда будет защищать и поддерживать молодых музыкантов, независимо от того, откуда они родом. Используя универсальный язык музыки, мы поощряем молодых художников выступать в качестве посланцев диалога, понимания и наведения мостов между людьми.

WFIMC несет ответственность за предотвращение дискриминации молодых музыкантов. Имея это в виду, мы настоятельно рекомендуем и просим членов нашей федерации не отстранять молодых и одаренных артистов из каких бы то ни было стран от участия в проводимых ими конкурсах. Они борются за лучшее будущее и остро нуждаются в поддержке, которую мы можем им оказать», — сказано в заявлении WFIMC относительно музыкантов из России и Белоруссии, участвующих в конкурсах под эгидой федерации.

Национальная гордость

Конкурс имени П.И. Чайковского существует с 1958 и все эти годы считается национальным культурным достоянием. Конкурс возник в первые годы оттепели и был одним из символов открытости нашей страны миру; таким же как Московский фестиваль молодежи и студентов (1957), первые гастроли Большого театра в Англии (1956), запуск первого искусственного спутника Земли (1957), полет Юрия Гагарина (1961), фильм «Летят журавли» (единственный в истории отечественного кино обладатель Золотой пальмовой ветви Каннского фестиваля; одну из главных ролей играл народный артист СССР Василий Меркурьев, отец одного из основателей «МО» Петра Меркурьева, а музыку написал Мечислав Вайнберг —композитор, чье творчество уже 10 лет в центре внимания «Музыкального обозрения» (под эгидой «МО» проводятся фестивали, концерты, конференции, выпускаются книги, выходит Собрание сочинений).

Оттепель длилась недолго, 10 лет. Но конкурс еще многие годы был витриной, фасадом достижений советской культуры, одним из главных музыкальных соревнований мира.

В Москве раз в четыре года собирались до полутысячи и более участников из десятков стран. Лауреатство на «Чайковском» было знаком качества мирового масштаба. Ван Клиберн, Ашкенази, Соколов, Крайнев, Климов, Третьяков, Каган, Кремер, Гутман, Вирсаладзе, Атлантов, Нестеренко, Образцова, Плетнев, десятки других артистов, достигших высочайших вершин музыкального искусства. Состав жюри в те годы был фантастическим: Шостакович, Хачатурян, Рихтер, Гилельс, Росторопович, Коган, Ойстрах, Архипова, Каллас, Тебальди, Пятигорский, Буланже, Цимбалист, Сигети…

Конкурс Чайковского был парадом достижений советской исполнительской школы. СССР и на музыкальном фронте должен был показывать пример и всегда побеждать. Наличие лауреатства конкурса Чайковского теперь можно приравнять к государственной награде, премии, ордену, званию чуть ли не народного артиста. Или к счастливому билету, индульгенции «от грехов» (даже если качество исполнения не дотягивает до высшего уровня или карьера не сложилась). Всех затмили, конечно, Д. Мацуев и Б. Березовский.

Первенство и победы наших музыкантов всегда преподносились как торжество советской системы воспитания, образования, коммунистической идеологии. А молодые музыканты вольно или невольно становились носителями всего этого, хотя и не все это осознавали. Именно в утверждении преимуществ советского строя была одна из причин значительного внимания к конкурсу со стороны властей.

В 1971 Конкурс имени П.И. Чайковского был принят в WFIMC.

В 1990-е и в 2000-е конкурс серьезно «просел». В 1996 он был временно выведен из международной федерации за неуплату ежегодных членских взносов: но проблема была не в отсутствии денег, а в неразберихе с их выплатами. Правда, вскоре членство конкурса в WFIMC было восстановлено.

Организация конкурса переходила «из рук в руки»: Министерство культуры, компания «Содружество» (генеральный директор Н. Бутов), Госконцерт…Шли разговоры о предвзятости некоторых членов жюри, отсеивавших по пути к финалу достойных участников и даже потенциальных победителей.

Не могло не повредить репутации состязания нарушение периодичности: XIII (несчастливый?) конкурс, который должен был по графику состояться в 2006, был сдвинут на 2007. Тогдашний министр культуры и сопредседатель Оргкомитета А. Соколов в качестве причины называл его совпадение с чемпионатом мира по футболу, но скорее причина была в том, что в консерватории шел ремонт и Большой зал — главный зал конкурса на протяжении полувека — не был готов принять соревнование.

На рубеже веков (XI конкурс в 1998 и XII в 2002) пресс-центр конкурса по инициативе Т.Н. Хренникова был сформирован на базе редакции газеты «Музыкальное обозрение» (руководитель пресс-центра Андрей Устинов). Была создана новая концепция работы пресс-центра и работы с прессой. В 1998 был создан первый сайт конкурса им. П.И. Чайковского.

Конкурс имени Гергиева

Новый этап в истории конкурса начался в 2009 с приглашения Валерия Гергиева в качестве художественного руководителя и председателя Оргкомитета. Гергиев решил, что пора вернуть конкурсу его былое значение и вес в музыкальном мире и в мире вообще. И взялся за дело. Теперь у конкурса большие премии, ангажементы, как и на первых конкурсах — выдающийся состав жюри (в основном это друзья, коллеги и партнеры В. Гергиева — крупные музыканты и музыкальные менеджеры). Конкурс стал стартовой площадкой в большую концертную жизнь и к очень высоким гонорарам, в частности, внутри России.

Некоторые решения Гергиева далеко не у всех специалистов вызвали одобрение: например, разделение исторически московского конкурса на два города (Москву и Петербург), порядок определения обладателя Гран-при или расширение списка специальностей за счет всех оркестровых деревянных и медных духовых инструментов (а в 2023 добавится еще и арфа). Появилось даже ироничное предложение проводить все туры по разным специальностям в разных города, по аналогии с чемпионатом мира по футболу.

Логистика и политика

В нынешней ситуации, возникшей после 24 февраля 2022, на проведение конкурса им. Чайковского могут воздействовать разные обстоятельства. Разрушена логистика: невозможен приезд в Россию музыкантов из т.н. «недружественных» стран — западноевропейских, США, Канады, Австралии, Японии, Кореи, поскольку нет прямого сообщения. А именно в этих странах сосредоточены самые сильные мировые исполнительские школы (за исключением России и Китая). Очевидно, что в следующем году, если ситуация не изменится, участников и членов жюри из этих стран, скорее всего, не будет. И тогда вопрос традиционно высокого международного статуса конкурса Чайковского встанет весьма остро.

Как потенциальные участники, так и члены жюри, вероятно, будут опасаться возможных репутационных издержек, которые могут отразиться на их дальнейшей деятельности. Видимо, надо учитывать, что председателем Оргкомитета конкурса им. Чайковского является В. Гергиев, с которым Запад в настоящее время прекратил сотрудничество.

Может быть, решение WFIMC мотивировано и тем, что сейчас федерация на своем сайте и других ресурсах начинает рекламировать конкурсы 2023 года, выпускает ежегодник. В расписании, которое можно найти на сайте WFIMC по ссылке https://www.wfimc.org/member-competitions/agenda на июнь 2023 года (а конкурс им. Чайковского традиционно проходит в июне) XVII конкурса им. Чайковского уже нет. Как нет его и в списке конкурсов — членов WFIMC (см. www.wfimc.org/member-competitions).

В интервью каналу «Россия 24» Андрей Малышев озвучил результаты тайного голосования: «Из 116 международных конкурсов, 106 — представители США, Европы, Австралии и Японии. Все эти конкурсы проголосовали за исключение нашего легендарного Конкурса из состава федерации. Лишь два — это Конкурс молодых оперных певцов Елены Образцовой и, как мы предполагаем, Конкурс молодых музыкантов из Сербии — поддержали нас, еще 8 воздержались».

Но в отличие от спортивных федераций, WFIMC состязания не проводит: этим занимаются организаторы и дирекции конкурсов.

Поэтому в Министерстве культуры РФ сразу же заявили, что «исключение из Всемирной федерации музыкальных конкурсов не повлияет на проведение Международного конкурса им. П.И. Чайковского. Смотр, который проводится уже более 60 лет, является национальной гордостью России, и это не изменится. Конкурс по-прежнему открыт для приема заявок участников из всех стран».

Всемирная федерация международных музыкальных конкурсов (WFIMC) была основана в 1957 12 конкурсами: ARD в Мюнхене, им. Листа в Будапеште, им. Бузони в Больцано, им. Шопена в Варшаве, им. Виотти в Верчелли, им. Венявского в Познани, Маргерит Лонг – Жака Тибо в Париже, им. Паганини в Генуе, «Пражская весна», Королевы Елизаветы в Брюсселе, конкурсами в Женеве и Будапеште. В настоящее время в федерацию входит 116 конкурсов по всем академическим специальностям из 40 стран. Из России — Конкурс молодых оперных певцов Елены Образцовой (с 2017).

«МО» № 4 (494) 2022

«Музыкальное обозрение» в социальных сетях

ВКонтакте    Телеграм