Из жизни соревнующихся21.ru

Музыкальные конкурсы: традиционные ценности и новые тренды
Из жизни соревнующихся21.ru
Харви Лавен (Вэн) Клайберн, гастроли в Ленинграде, 1972. Фото Владимир Григорович (1922–1995)

Конкурсное движение, как и вся музыкальная жизнь, как в мире, так и в России, пережила драматические перипетии.

Она замерла в начале 2020, можно сказать, на взлете: из-за пандемии по всему миру конкурсы были отменены, перенесены, переведены в онлайн-режим, а это, согласимся, совсем иные ощущения: эффект присутствия, живого общения, возможность выйти на сцену значат очень много, особенно для юных музыкантов.

По мере того, как снимались ковидные ограничения, и мир оправлялся от болезни – в прямом смысле, — в 2021 все стало постепенно возвращаться на круги своя. И в России, и в мире возобновились конкурсы в очном режиме. Хотя в зависимости от эпидемиологической обстановки в тех или иных странах и регионах некоторые конкурсы, на усмотрение организаторов и в соответствии с требованиями властей, проводились онлайн по видеозаписям.

В российских реалиях

Российская картина, как всегда, пестра и разнообразна. Ее диапазон и палитра простираются от конкурсов международного уровня, признанных в мире, до фестивалей и смотров, в которых главное — олимпийский принцип «не победа, а участие».

В числе ведущих конкурсов, проведенных в России в 2021:

Фортепиано

IV Московский международный конкурс пианистов Владимира Крайнева, которым руководит ученик В.В. Крайнева Александр Романовский (конкурс проходил онлайн, впервые в четырех категориях — к младшей и старшей группам добавились категории «Дебют» и «ДМШ»);

Имени Станислава Нейгауза в Челябинске, который патронирует выдающаяся пианистка Элисо Вирсаладзе (постоянный председатель жюри) и профессор Челябинской такадеими культуры и искусства Евгений Левитан; Имени Натана Перельмана в Санкт-Петербурге (инициатор — пианист, ученик Н.И. Перельмана в Ленинградской консерватории Вадим Пальмов).

Скрипка

Конкурсы, которые носят имена знаменитых российских музыкантов и проводятся в их родных городах:

Второй международный Конкурс Виктора Третьякова в Красноярске (Гран-при $20 000);

Третий международный Конкурс Владимира Спивакова в Уфе (в качестве I премии — скрипка работы итальянского мастера Джузеппе Педраццини, 1918 г.).

Оба конкурс проводятся при ощутимой организационной и финансовой поддержке руководства регионов — Красноярского края и Башкортостана.

В конце 2020, с 12 по 19 декабря, состоялся в дистанционном формате Первый Международный конкурс скрипачей Эдуарда Грача, который завершился в день 90-летнего юбилея выдающегося маэстро и не менее выдающегося педагога, чья скрипичная школа — ведущая в стране. Большинство самых заметных скрипачей среднего поколения — ученики Грача: А. Баева, Н. Борисоглебский, А. Притчин, Г. Казазян, С. Поспелов, Н. Токарева, Ю. Игонина и десятки других: элита современного скрипичного исполнительства в России.

19 октября 2021 в Малом зале Московской консерватории состоялся концерт лауреатов конкурсов. В концерте участвовали первой лауреаты премии Надежда Эттингер (Люксембург) и Драган Средоевич (Сербия).

Виолончель

В пятый раз — и как-то малозаметно — прошел единственный в России конкурс виолончелистов имени С.Н. Кнушевицкого в Саратове (руководители Игорь Гаврыш и Сергей Усанов).

Орган

XII конкурс имени Микаэла Таривердиева. Его инициатором, художественным руководителем, душой и движущей силой стала вдова композитора Вера Таривердиева. Конкурс проводится с 1999 в Калининграде, ставшем органной столицей России, в Кафедральном соборе (В. Таривердиева с 2016 — художественный руководитель Собора).

Конкурс имени М. Таривердиева — один из немногих российских конкурсов, известный за рубежом: предварительные прослушивания проходили, кроме Москвы, в Германии и США.

Сольное пение

XIII конкурс молодых оперных певцов Елены Образцовой, с 2017 член WFIMC;

VIII Конкурс оперных певцов Галины Вишневской; VI Конкурс вокалистов имени Муслима Магомаева (его проводит Фонд Муслима Магомаева, I премия — $ 15 000).

Оркестр

Ежегодный отбор музыкантов в Российский национальный молодежный симфонический оркестр также проходит в форме конкурса, награды в котором — не только место в коллективе, возможность выступать в лучших залах и работать с выдающимися отечественными (а до недавних пор и западными) музыкантами, но и солидные премии: первая — 200 тыс. руб., вторая — 150 тыс. руб., третья — 100 тыс.

Композиция

Конкурс имени А.П. Петрова в Санкт- Петербурге (в 2021 проходил в номинации «Песня и эстрадный романс». «Время Прокофьева» в Москве.

Большинство этих конкурсов либо входят в Ассоциацию музыкальных конкурсов России, либо активно сотрудничают с ней, и газета «Музыкальное обозрение» входит в число их информационных партнеров. Сотрудничество с АМКР, как правило, становится необходимым условием их проведения.

О композиторских конкурсах

Значительный рост числа композиторских конкурсов — тренд нашего времени. Уже достаточно давно, более 10 лет, проводятся конкурс имени А.П. Петрова в Санкт-Петербурге, конкурс композиторов в рамках Международной академии молодых композиторов в г. Чайковском, Международный конкурс композиторов на создание обязательного произведения в рамках Международного конкурса для исполнителей на духовых и ударных инструментах Московской консерватории.

В последние пять лет появились серьезные конкурсы с высокими призами и ангажементами:

«Время Прокофьева» (организатор — РНММ имени М.И. Глинки, финальный концерт проводится в музее С.С. Прокофьева в Камергерском переулке),

«Другое пространство» в рамках фестиваля новой музыки «Другое пространство», который проводил в Московской филармонии Владимир Юровский (с исполнением сочинений лауреатов на фестивале и российскими оркестрами в регионах),

«Avanti» (Гран-при — 250 000 руб., I премия — 200 000 руб.);

«Партитура» (I премия — 200 000 руб.).

В 2022 номинация «Композиция» включена в Первый международный конкурс имени С.В. Рахманинова в Москве (наряду с фортепиано и дирижированием).

Композиторские конкурсы проводятся в рамках мульти-конкурсов по нескольким специальностям (например, «Истоки и горизонты»); в вузах (например, конкурс имени В.Я. Ходоша в Ростовской консерватории по отдельным специальностям, инструментам, жанрам (в рамках конкурса им. Ходоша одновременно с состязанием хоровых дирижеров организован конкурс композиторов на создание произведений для хора) и т.д.

Всероссийский музыкальный конкурс

В 2020 Всероссийский музыкальный конкурс отметил 10-летие своего проведения. Большой концерт лауреатов предыдущих лет прошел в Концертном зале имени П.И. Чайковского. «Музыкальное обозрение» посвятило этой дате специальный номер на 56 (!) полосах: вся история конкурса (специальности, жюри, лауреаты, статистика за 2010–2020), а также историческая информация о Всесоюзном конкурсе музыкантов – исполнителей, проводившемся с 1933 про 1991, преемником которого является Всероссийский музыкальный конкурс.

В 2021 завершился Третий ВМК, состязаниями по специальностям «народные инструменты» (подробно см. в № 10, 2021). Впервые организаторы отказались от проведения I и II туров в федеральных округах и провели все три тура прослушиваний по каждой специальности в одном городе (баян, аккордеон — в Красноярске, домра, балалайка, гитара — в Уфе, ансамбли — в Туле; состязание дирижеров ОРНИ, как и на прошлых конкурсах, прошло в Москве).

Осенью 2022 стартует Четвертый Всероссийский музыкальный конкурс. Специальности первого года четырехлетнего цикла — фортепиано, скрипка, виолончель, сольное пение. И организаторы конкурса вновь обратились к привычной, прверенной и удобной системе: предварительные прослушивания и три очных тура в одном городе. Пианисты встретятся с 3 по 9 декабря в Красноярске, скрипачи — 18–24 ноября в Казани, виолончелисты — 12–18 октября в Уфе, вокалисты — 1–8 ноября в Ханты-Мансийске.

«Росконцерт» смог заинтересовать регионы Всероссийским музыкальным конкурсом.

Сегодня на конкурсе представлена 21 специальность. Но к нам поступают вопросы и пожелания включить в структуру Всероссийского музыкального конкурса соревнование композиторов и проводить его ежегодно для тех же номинаций и специальностей, в которых проходит ВМК. Композиция, наряду с альтом и контрабасом — специальности, которые еще не охвачены главным музыкальным конкурсом российского масштаба.

АМКР

В 2020 Ассоциация музыкальных конкурсов России отметила 20-летие. Сегодня в АМКР входит 180 конкурсов, проходящих в 80 городах России. АМКР объединяет все лучшие конкурсы, проводимые в стране. Является интеллектуальным, творческим, образовательным центром, локомотивом отечественного конкурсного движения. Материалы конференций АМКР становятся учебниками конкурсного дела.

Ассоциация — партнер ФГБУК «Росконцерт», проводящего по заданию Правительства и Министерства культуры РФ крупнейшие конкурсы в России: имени Чайковского, имени Рахманинова, Международный конкурс артистов балета, Всероссийский музыкальный конкурс, Всероссийский конкурс артистов балета и хореографов.

Председатель Совета АМКР, главный редактор газеты «Музыкальное обозрение» Андрей Устинов входит в Оргкомитет Всероссийского музыкального конкурса.

В 2023 состоится XVII международный конкурс имени П.И. Чайковского, во время которого будет проведена традиционная Конференция АМКР (три предыдущие конференции — V в 2011, VI в 2015 и VII в 2019 — также прошли в дни конкурса им. Чайковского в Москве, с непременным посещением финальных прослушиваний делегатами Конференции).

В онлайн-формате было проведено 19 конкурсов.

Перенесено 7 конкурсов, в том числе Международный конкурс скрипачей имени Ю.И. Янкелевича в Омске: он должен был пройти в 2020, затем отложен на 2021, но и в прошлом году не состоялся и был перенесен на 2022. Предполагалось, что он пройдет как очный, но в связи с возникшими в этом году логистическими проблемами проведен онлайн.

АМКР. Статистика

За прошедшие три года, начиная с года проведения VII конференции АМКР (2019), в Ассоциацию вступили 15 конкурсов. Высокий показатель, особенно учитывая то, что в 2020 конкурсная жизнь фактически остановилась. Это говорит о востребованности Ассоциации, ее статусе на музыкальном пространстве России, о престижности пребывания в ее составе.

Все важнейшие события российской конкурсной жизни отражаются на страницах информационного бюллетеня АМКР — газеты «Музыкальное обозрение».

В 2021 в «МО» опубликованы итоги 40 и условия 40 конкурсов, проводимых в России под эгидой АМКР.

Отдельные блоки материалов были посвящены Всероссийскому музыкальному конкурсу (условия и итоги по специальностям номинации «народные инструменты»), Всероссийскому конкурсу артистов балета и хореографов (номинация «народно-сценический танец»).

Конкурсы широко представлены на всех информационных ресурсах «Музыкального обозрения» и АМКР: в бумажной версии, на сайтах, в соцсетях.

В рубрике «Конкурсы» бумажной версии газеты «Музыкальное обозрение» в 2021 было напечатано 43 полосы: это почти 15 процентов общего объема опубликованных материалов.

На сайте АМКР music-competitions.ru оперативно публикуются:

  • итоги и условия конкурсов, входящих в Ассоциацию;
  • условия, информация о ходе Всероссийского музыкального конкурса, Всероссийского конкурса артистов балета и хореографов и итоги этих конкурсов по всем специальностям;
  • новости о крупных международных конкурсах за рубежом, входящих в WFIMC, и результатах российских участников;
  • информация о других событиях, связанных с конкурсами: концертах, памятных датах и др.

Около 150 публикаций о конкурсах вышло в соцсетях АМКР. Около 100 публикаций — на сайте muzobozrenie.ru и в соцсетях «МО».

Информация о конкурсах входит в число наиболее востребованных для пользователей сайтов и соцсетей. Так, за прошедший год зафиксировано более 100 000 заходов на сайт music-competitions.ru с оригинальных IP-адресов.

Конкурсы, смотры, фестивали, рейтинги

Нам дорог каждый конкурс, входящий в АМКР. И расставлять их в соответствии с рейтингом, делить на категории — сложная задача.

Тем не менее, существуют определенные объективные критерии, по которым конкурс можно отнести к той или иной категории. Эти критерии известны: количество туров, наличие оркестра в финале, состав и квалификация членов жюри, размер премий и призового фонда, соблюдение периодичности, ангажементы, рекламная кампания.

Эти критерии определены и ведущими экспертами конкурсного дела в России, и соответствуют рекомендациям WFIMC по проведению конкурсов.

Конкурсы, названные ранее в этой статье, относятся к наиболее высокой категории. Их в России немного, но они представляют собою образцы, на которые нужно ориентироваться.

В составе АМКР немало конкурсов, которые проводятся много лет и с успехом, нашли свой формат и развивают его, обрели международный статус. Многое зависит от энергии, энтузиазма и изобретательности организаторов. Мы отмечаем конкурс юных вокалистов на приз Ольги Сосновской (в прошлом году конкурс проходил онлайн, но удалось провести запланированный концерт лауреатов в Москве); Всероссийский конкурс скрипачей имени заслуженного деятеля искусств РФ Г.С. Турчаниновой (Новомосковск); конкурс юных концертмейстеров в Кисловодске; конкурс пианистов «Вдохновение» им. А.Г. Скавронского в Волгодонске; конкурс пианистов имени С.В. Рахманинова в Великом Новгороде; конкурс имени Мравинского в Санкт-Петербурге; «Дни Бетховена» в Москве; конкурс баянистов «Югория» в Сургуте и ряд других.

В том, что число качественных конкурсов постепенно растет, есть и заслуга АМКР, ее экспертов, помогающих развивать конкурсное дело. Но в целом российский конкурсный ландшафт по-прежнему вызывает больше скепсиса и уныния, чем радости и оптимизма. Возросло число состязаний, в которых размываются критерии качества, художественности и профессионализма. Состязаний, которые ставят массовость выше мастерства. Увеличивается разрыв между несколькими конкурсами высокого уровня и десятками остальных. Зачастую конкурсы превращаются в фестивали, смотры. Все выступления укладываются в 1–2 дня: в один тур соревнуются солисты на различных инструментах, разнообразные ансамбли, а еще и чтецы, и танцоры… Возраст участников может быть от 7 до 70. В жюри — два–три человека, которые слушают всех подряд.

Итогами таких мероприятий становятся:

Дипломы лауреатов за 10–15-минутное выступление;

Дипломы и сертификаты всем участникам, в комплекте со сладкими подарками и мягкими игрушками;

Дипломы педагогам за подготовку лауреатов, необходимые им для повышения квалификационной категории и повышения зарплаты.

Назвать такое мероприятие истинным конкурсом, способствующим профессиональному развитию юных музыкантов, невозможно. Ни приличных премий, ни ангажементов, ни каких бы то ни было перспектив такие смотры, как и подавляющее большинство российских конкурсов, своим участникам не дают.

Специалисты, в частности, Александр Марченко, директор Новосибирской специальной музыкальной школы (колледжа), не раз отмечали, что происходит девальвация и конкурса, и звания лауреата. Когда конкурс превращается из художественного События, творческого соревнования, цель которого — поиск, выявление и продвижение самых талантливых музыкантов, — в состязание за получение диплома.

«В последние лет 15 количество конкурсов возросло необычайно. Здесь, по-моему, две основные причины. Во-первых, конечно, участие в серьезном профессиональном конкурсе много дает музыканту, безусловно, и для его дальнейшего профессионального продвижения, карьеры. И второе — педагоги проходят аттестацию. И когда комиссия собирается, то педагог представляет, что он подготовил столько-то лауреатов различных конкурсов. Как правило, эти конкурсы, можно так сказать, 2, 3, а то и 4 разряда. Но это уже не важно. И от того, сколько он подготовил лауреатов, зависит его реноме», — говорил А.Т. Марченко в 2019 в программе «Наблюдатель» на т/к «Культура», посвященной музыкальным конкурсам.

Достояние национальное или районное?

За рубежом конкурсы проводят либо город (Женева, Клингенталь… — примеров сотни), либо страна (к примеру, Польша проводит конкурс имени своих национальных гениев — Шопена, Венявского, Падеревского, Монюшко — как национальные проекты, культовые мероприятия, на которые «работает» государство; Румыния — конкурс имени Энеску; Финляндия — конкурс Сибелиуса и т.д.). Либо радиостанции (конкурс ARD в Мюнхене), частные фонды или другие организации. Параллельно проходят фестивальные проекты: концерты, мастер-классы, экскурсии, многое другое.

В России большинство конкурсов проводят учебные заведения — ДМШ и ДШИ, колледжи, вузы. Проведение конкурсов входит в обязательную работу учебных заведений, в годовые планы. На них выделяется финансирование, которое нужно осваивать. Каждый раз возрастает количество лауреатов от данной школы или колледжа — это тоже важно для отчетности перед учредителем — местным Департаментом культуры. Все госучреждения культуры существуют в рамках этой системы.

В то же время любой конкурс для исполнителей, особенно для юных — это лишняя возможность выступить на сцене, перед публикой. И конкурсы-смотры, конкурсы-фестивали им такую возможность дают.

Такие конкурсы-смотры, конкурсы-фестивали имеют право на жизнь. Часто для их организаторов проведение конкурса является поводом еще раз заявить и подтвердить значимость своего учебного заведения в городе или регионе. Но очевидно, что такие мероприятия, как бы их ни называть — для внутреннего употребления. Его статус не выходит за рамки городского, в лучшем случае регионального. Оно не является частью более обширного музыкального и культурного пространства, не вписано в него. Иногда статус повышается за счет приглашения в жюри нескольких высокопрофессиональных музыкантов, преподавателей ведущих вузов, либо авторитетных экспертов — своего рода патронов конкурса, которые поднимают и поддерживают его планку. Но так бывает далеко не везде.

Сами себе лауреаты

До недавнего времени были популярны и т.н. коммерческие конкурсы. Их еще условно называли туристическими, поскольку их проводили туристические ассоциации, делая на этом неплохой бизнес. Вы покупаете тур за несколько тысяч евро, с отдыхом где-то на Средиземном море, культурной программой и — проведением музыкального конкурса. Если в конкурсе участвует, скажем, 150 человек, то все 150 получат дипломы международного конкурса. За пятиминутное выступление присуждают 50 первых премий, 50 вторых и 50 третьих вторых… И красивый диплом. Часто бывало, что с пачкой таких дипломов молодой человек приходил поступать в солидное учебное заведение, и стоило большого труда объяснить ему, что эти дипломы дешевле той бумаги, на которой напечатаны. Правда, теперь такие варианты надолго исключены.

Фото Андрей Устинов

Юбилеи педагогов

17 сентября 2021 исполнилось 70 лет Александру Тихоновичу Марченко — директору Новосибирской специальной музыкальной школы. Александр Тихонович — элитный руководитель одного из лучших музыкальных учебных заведений страны выдающийся педагог и специалист в области конкурсного дела, член Совета АМКР. Его мнение, его предложения и рекомендации по профессионализации конкурсного движения, проведению конкурсов, статьи и выступления всегда интересны, убедительны, важны для деятельности Ассоциации.

In memoriam

В прошлом году ушли из жизни педагоги, профессора, воспитавшие многочисленных лауреатов российских и международных конкурсов:

Пианист, профессор Московской консерватории Юрий Суренович Айрапетян (22 октября 1933 – 19 апреля 2021)

Пианист, профессор Московской консерватории и Академии королевы Софии в Мадриде Дмитрий Александрович Башкиров (1 ноября 1931 – 9 марта 2021)

Пианистка, профессор Казанской консерватории Эльфия Вафовна Бурнашева (9 мая 1942 – 10 мая 2021)

Альтист, профессор Московской консерватории Александр Викторович Бобровский (7 июня 1942 – 28 июня 2021)

Виолончелист, профессор Лев Борисович Евграфов (16 июня 1934 – 31 мая 2021)

Пианистка, профессор Московской консерватории Ольга Михайловна Жукова (1925 – 4 ноября 2021)

Пианистка, первый и единственный наставник Евгения Кисина Анна Павловна Кантор (23 мая 1923 – 27 июля 2021)

Виолончелист, профессор Санкт-Петербургской консерватории Иосиф Израилевич Левинзон (1 июня 1934 – 31 мая 2021)

Баянист, профессор Саратовской консерватории, в 1986–1997 ректор СГК им. Собинова Валерий Алексеевич Ломако (4 декабря 1937 – 7 сентября 2021)

Пианист, органист, клавесинист, музыковед, профессор РАМ им. Гнесиных Алексанр Евгеньевич Майкапар (4 декабря 1946 – 1 июня 2021)

Кларнетист, профессор РАМ им. Гнесиных Иван Пантелеевич Мозговенко (13 февраля 1924 – 31 декабря 2021)

Пианист, в 2008–2008 ректор РАМ им. Гнесиных Михаил Николаевич Саямов (2 апреля 1936 – 17 ноября 2021)

Пианист, профессор Московской консерватории Владимир Маркович Сканави (1941 – 25 июля 2021)

Виолончелист, профессор Московской консерватории Алексей Николаевич Селезнев (18 ноября 1955 – 7 мая 2021)

Виолончелист, профессор Московской консерватории и РАМ им. Гнесиных Виктор Львович Симон (22 января 1930 – 6 июня 2021)

Пианист, профессор Санкт-Петербургской консерватории Сергей Александрович Урываев (1947 – 12 июня 2021)

Композитор, профессор Московской консерватории Татьяна Алексеевна Чудова (16 июня 1944 – 23 ноября 2021)

Валторнист, профессор Московской консерватории и РАМ им. Гнесиных Владимир Степанович Шиш (18 августа 1951 – 22 сентября 2021)

Посвящение учителям

Традицией многих вузов стали концерты, фестивали, посвященные выдающимся педагогам. С 2009 ежегодно в Московской консерватории проходит фортепианный фестиваль «Эстафета Веры», который впервые был организован к 80-летию профессора Веры Васильевны Горностаевой. После того как ее не стало в 2015, традиция продолжилась. В концертах принимают участие ее ученики. Теперь «Эстафета Веры» — абонемент Московской консерватории. В сезоне 2021–2022 в концертах абонемента выступили лауреаты международных конкурсов Лукас Генюшас, Ксения Кнорре, Валентин Малинин, Максим Филиппов, Дарья Петрова, Даниил Саямов, Андрей Гугнин. В Малом зале Московской консерватории прошли концерты памяти профессоров А.Н. Селезнева (8 сентября 2021), О.М. Жуковой (27 ноября 2021).

С 1 по 12 декабря 2021 в залах Москвы прошел Пятый V Московский международный фестиваль памяти Майи Самуиловны Глезаровой (1924–2017), профессора Московской консерватории по классу скрипки. Фестиваль организуют Московская консерватория, Училище при Московской консерватории, Колледж имени Ф. Шопена — учебные заведения, где преподавала профессор Глезарова. У нее учились В. Спиваков, М. Копельман, Д. Ситковецкий, Т. Гринденко, М. Безверхний, Б. Белкин, А. Брусиловский, П. Коган, Б. Бровцын и многие другие ныне известные музыканты.

Книги

30 сентября 2021 исполнилось 90 лет со дня рождения выдающейся пианистки и педагога, профессора Новосибирской консерватории Мэри Симховны Лебензон. За 60 лет педагогической деятельности она воспитала в своем классе около 150 пианистов, многие из которых стали именитыми артистами, лауреатами международных конкурсов. К памятной дате выпущена книга «Мери Лебензон — личность, музыкант, педагог: творческая биография» (проект фонда «Юные дарования Сибири», руководитель проекта Александр Марченко). 29 сентября 2021 в Камерном зале Новосибирской филармонии прошла презентация книги и концерт памяти М.С. Лебензон. Ее ученики разных поколений исполнили произведения Шопена, Листа, Рахманинова, Скрябина, Чайковского — любимых композиторов Мери Симховны.

А что у них?

В 2021 состоялись такие знаковые состязания, как фортепианный конкурс имени Шопена в Варшаве (перенесенный с 2020 и впервые с 1955 нарушивший свой пятилетний цикл; об этом конкурсе — отдельный материал в этом номере «МО»), конкурсы в Женеве и ARD в Мюнхене (в 2020 они были пропущены), королевы Елизаветы в Брюсселе (состязались пианисты); конкурс «Опералия» Пласидо Доминго во второй раз в своей почти 30-летней истории прошел в Москве.

Как и в предыдущие годы, велик список российских музыкантов — лауреатов престижных международных конкурсов за рубежом. (Материал о победах и призах российских музыкантов, завоеванных на зарубежных конкурсах, см. на стр. 8). Россия занимает позиции в тройке / пятерке ведущих мировых конкурсных держав. Отечественная школа подтверждает реноме одной из лучших в мире.

Справедливости ради надо сказать, что сегодня многие молодые российские музыканты, получив образование в отечественных вузах и колледжах, уезжают за рубеж, где продолжают обучение в консерваториях стран Европы и США. И представляя Россию, фактически живут и работают вне России.

Но политические события весны 2022 повлияли и на конкурсные дела. В частности, у российских музыкантов возникают проблемы с участием в международных конкурсах за рубежом.

«МО» № 4 (494) 2022

«Музыкальное обозрение» в социальных сетях

ВКонтакте    Телеграм