Опера Рихарда Вагнера «Лоэнгрин» в Большом театре — спектакль года-опера в рейтинге «МО» 2022

Опера Рихарда Вагнера «Лоэнгрин» в Большом театре — спектакль года-опера в рейтинге «МО» 2022
"Лоэнгрин". Фото Дамир Юсупов / Большой театр

С 1995 «Музыкальное обозрение» подводит итоги года и объявляет лауреатов Премии «Музыкальное обозрение», старейшей премии России в области академической музыки — рейтинг «События и Персоны».

Спектакль года – опера

Рихард Вагнер. «Лоэнгрин»
Большой театр, Историческая сцена
Премьера состоялась 24, 25, 27, 28 февраля 2022

Совместная постановка с театром Метрополитен-опера
Дирижер-постановщик Эван Роджистер
Режиссер-постановщик Франсуа Жирар
Консультант Серж Ламот
Режиссер по пластике Максим Петров
Сценограф и художник по костюмам Тим Йип
Художник по свету Дэвид Финн
Видеопроекция Питер Флаерти
Главный хормейстер Валерий Борисов

Поставленный Франсуа Жираром вагнеровский «Лоэнгрин» – вторая из трех запланированных копродукций ГАБТа с нью-йоркским театром Метрополитен-опера (первой в феврале 2021 была «Саломея» Рихарда Штрауса в постановке Клауса Гута; третьей должна была стать «Аида» Верди в постановке Майкла Майера) – пришелся на февраль 2022 и завершил (до недавнего времени так определенно думалось) прекрасную эпоху европейской культурной жизни в Москве. Еще 22 февраля на прогоне спектакля присутствовал генеральный директор Мет Питер Гелб, а через пять дней, 27-го, он выступил с заявлением о «приостановке работы с артистами и учреждениями, связанными с российскими властями». Американский дирижер Эван Роджистер из-за «сложившейся ситуации» не успел закончить серию спектаклей, последними показами дирижировал его ассистент Антон Гришанин (в 2010 под его руководством «Лоэнгрин» ставился в Челябинском театре оперы и балета). Апрельская серия показов была отменена.

«Возникла проблема с исполнителями. В спектакле было три состава, и, как вы знаете, все они были интернациональными. Наряду с нашими, главные партии пели немцы, американцы, австрийцы и не только. Теперь они уехали, и нам, чтобы запустить следующую серию показов, нужно иметь как минимум два своих, российских состава. Один у нас есть, сейчас готовим второй, и как раз к лету, надеюсь, сможем поставить спектакль в афишу», – прокомментировал тогда ситуацию генеральный директор Большого театра Владимир Урин.

В действительности возобновление случилось чуть позже, в ноябре 2022. Главные партии во втором премьерном блоке исполнили: Генрих Птицелов – Денис Макаров, Алексей Антонов; Лоэнгрин – Сергей Скороходов, Иван Гынгазов; Эльза – Анна Нечаева, Анна Шаповалова; Фридрих Тельрамунд – Александр Краснов, Павел Янковский; Ортруда – Зоя Церерина, Мария Лобанова. За дирижерским пультом – Антон Гришанин.

Визуальный ряд спектакля в Большом выстроен «в стиле Мет»: символизм, статуарность, масштаб замысла при минимуме декораций. Как и в «Кольце» Робера Лепажа (2010-2012), на сцене доминирует одна крупная деталь – в данном случае каменная плита с отверстием. Невозможность выбраться из-под плиты (времени, истории, обстоятельств, рока) – ключевая метафора сценографии. Пространство выворачивается, сжимается, схлопывается.

Костюмы центральных персонажей (Эльза, Фридрих, Ортруда, Генрих) средневеково-руинированные. Жители Брабанта одеты в одинаковые черные плащи с капюшонами, которые периодически распахиваются, демонстрируя подкладку одного из трех цветов-символов этого спектакля: белый, красный, зеленый. Белый – цвет Эльзы, чистоты, верности, веры. Красный – Ортруда, зависть, вражда, война, злоба. Зеленый – король Генрих, традиции, «добрая старина», земная жизнь.

Что поется главными героями – такой и становится одежда. Люди в массе своей подвержены манипуляции. Они готовы верить любому, кто пришел и объявил себя спасителем, не задавая вопросов о его происхождении и прошлом («…ты должна обещать мне одно: никогда меня не спрашивать и не пытаться узнать, откуда я пришел, откуда родом, и как мое имя»). Все, что можно с ними сделать – перекрасить и отправить на очередную битву при Риаде.

Костюм Лоэнгрина в этом спектакле – белая рубашка и классические брюки – «минус-костюм», одежда без опознавательных признаков. Лоэнгрин – Пришелец, Никто, Любой, Имярек. Он добро или зло? Зачем он явился в этот мир? Уходя обратно в свой космический Монсальват, он оставляет в яме преемника – а бетонная плита тем временем уже почти прихлопнула тех, кто остался по эту сторону.

«МО»

«Музыкальное обозрение» в социальных сетях

ВКонтакте    Телеграм