IV Всероссийский музыкальный конкурс 2022—2025. Первый год — событие года в рейтинге «МО» 2022

IV Всероссийский музыкальный конкурс 2022—2025. Первый год — событие года в рейтинге «МО» 2022

С 1995 «Музыкальное обозрение» подводит итоги года и объявляет лауреатов Премии «Музыкальное обозрение», старейшей премии России в области академической музыки — рейтинг «События и Персоны».

Событие года

IV Всероссийский музыкальный конкурс 2022—2025. Первый год
Фортепиано (Красноярск, 3–9 декабря)
Скрипка (Казань, 26 сентября – 3 октября)
Виолончель (Уфа, 12–18 октября)
Сольное пение (Ханты-Мансийск, 1–9 ноября)
Учредители — Правительство РФ, Министерство культуры РФ
Организатор — ФГБУК «РОСКОНЦЕРТ» (генеральный директор Андрей Малышев)

Всероссийский музыкальный конкурс переживает период перезагрузки и работы в новом формате. История конкурса началась в 2010, он был задуман как правопреемник Всесоюзного конкурса музыкантов-исполнителей, проводившегося с 1933 по 1991. Учредители — Правительство и Министерство культуры РФ, организатор — ФГБУК «Росконцерт» (генеральный директор Андрей Малышев). В 2020 конкурс торжественным концертом отметил свое 10-летие, а начиная с 2021 — разительно поменял свой формат. Организаторы отказались от системы, при которой отборочные туры проводятся в федеральных округах, а финальный тур — в Москве. Теперь конкурс по каждой специальности от начала и до финала проводится в одном из городов России, при поддержке местных властей, с участием региональных филармоний, консерваторий. В 2022 первый этап Четвертого Всероссийского музыкального конкурса проходил по тем же специальностям, что и предстоящий в 2023 XVII конкурс имени Чайковского, и лауреаты первой премии получили возможность без отбора принять участие в Конкурсе Чайковского. Конкурс скрипачей прошел в Казани (26 сентября – 3 октября), виолончелистов — в Уфе (12 – 18 октября), вокалистов — в Ханты-Мансийске (1 – 9 ноября), пианистов — в Красноярске (3 – 9 декабря).

Параллельно конкурсу проходит насыщенная концертная и образовательная программа. В залах аншлаги, ведутся прямые трансляции. Яркие праздничные концерты-открытия и закрытия, сольные концерты выдающихся музыкантов, лауреатов самых престижных конкурсов, в том числе Конкурса имени Чайковского, членов жюри по каждой специальности. Среди участников концертов — пианисты Владимир Овчинников и Андрей Писарев, виолончелисты Александр Князев, Кирилл Родин, Нарек Ахназарян, Алексей Васильев, скрипачи Гайк Казазян, Граф Муржа, Михаил Гантварг, оркестр «Musica Viva» под управлением Александра Рудина, «Новый русский квартет», звезды мировой оперы Альбина Шагимуратова, Вероника Джиоева. Выступления мэтров и молодых музыкантов сопровождали оркестры Татарстана, Башкортостана, Красноярска, Сургута. Во время фортепианного конкурса в Красноярске прошел  концерт «Музыка для клавиш XXI века — 88 клавиш в четыре руки». Сочинения современных российских и зарубежных композиторов для клавишных инструментов исполнили пианистки Феодосия Миронова и Наталья Черкасова. Представление и комментарии к программе  — куратор проекта Андрей Устинов и директор Центра электроакустической музыки Московской консерватории и исполнитель на электронных инструментах композитор Николай Попов.

Изменился подход к составу жюри: в них приглашаются самые опытные педагоги, профессора заведующие кафедрами ведущих российских консерваторий. Увеличено количество финалистов (6 вместо 4 в предыдущие годы) и призовой фонд (I премия — 300 000 руб, II — 250 000 руб., III — 200 000 руб.). Введены поощрительные премии для участников II тура, не прошедших в финал.

В образовательной программе — мастер-классы членов жюри, круглые столы, лекции  московских музыковедов Ляли Кандауровой и Натальи Сурниной.

Фактически теперь конкурс проводится как конкурс-фестиваль, а город его проведения на эти дни становится музыкальной столицей России.

«МО»

«Музыкальное обозрение» в социальных сетях

ВКонтакте    Телеграм