Опера Антона Рубинштейна «Демон» в Большом театре — спектакль года-опера в рейтинге «МО» 2022

Опера Антона Рубинштейна «Демон» в Большом театре — спектакль года-опера в рейтинге «МО» 2022
Сцена из спектакля "Демон". Фото Дамир Юсупов / Большой театр
Владиславс Наставшевс
Артем Абашев

С 1995 «Музыкальное обозрение» подводит итоги года и объявляет лауреатов Премии «Музыкальное обозрение», старейшей премии России в области академической музыки — рейтинг «События и Персоны».

Спектакль года – опера

Антон Рубинштейн. «Демон»
Большой театр, Новая сцена
Премьера 22, 23, 24, 25 декабря 2022

Дирижер-постановщик Артем Абашев
Режиссер-постановщик, сценограф Владиславс Наставшевс
Художники по костюмам Владиславс Наставшевс, Мария Майер
Режиссер по пластике Екатерина Миронова
Художник по свету Дамир Исмагилов
Художник по видеопроекции Илья Старилов
Главный хормейстер Валерий Борисов

«Демон» – первая оперная премьера Большого театра в сезоне 2022/23. Параллельно показам в фойе театра проходила выставка артефактов, связанных с Рубинштейном: портреты, прижизненные издания нот.

Режиссер и сценограф Владиславс Наставшевс ставил на Камерной сцене Большого театра достойные обсуждения оперы «Искатели жемчуга» (2020) и диптих «Маддалена»/«Испанский час» (2021), а в 2022 вышел на качественно новый уровень работы в оперном театре, сделав в Перми постановку «Евгения Онегина», получившую 8 номинаций на «Золотую маску»-2023. В «Онегине» он должен был работать с Артемом Абашевым, но тот покинул пост главного дирижера Пермской оперы в январе 2022, и спектакль выпускал Михаил Татарников. Положенный круг замкнулся в Москве: Абашев стал дирижером-постановщиком «Демона». Его трактовка совершенно конгениальна спектаклю Наставшевса – с безукоризненной вежливостью пропуская вперед голоса, музыка льется, как вода кристальной горной речки, на которой нет ни высоких водопадов, ни глубоких заводей; холод вершин не может сковать ее, солнце не может прогреть, человек – отравить.

Показан в спектакле гармоничный, существующий по своим законам мир, куда вторгается чужак, который, не пытаясь разобраться, хочет навязать свою волю. И мир этот – мир театра, причем театра не закулисного, но и не обращающегося еще к публике, а театра за мгновение до встречи со зрителем, замкнутого пока еще на себе, но уже нацеленного вовне.

Демон (баритон Андрей Потатурин) вламывается в него самым невозможным образом: весь в черной коже, в черном шлеме (непроницаемость плюс немота), он въезжает прямо в сценический партер на мускулистом черном мотоцикле и белой фарой прорезает грязноватые желто-зеленые световые разводы (художник по свету Дамир Исмагилов).

Афишей к спектаклю хитрец Наставшевс умышленно вводит всех в заблуждение. Для нее использован «Скачущий всадник» Врубеля с несущимся по горной дороге конем и пригнувшимся к его шее седоком, но вместо исходных глухих сепийных тонов – кислотные переливы красок и неоновые контуры, скорость, помноженная на современность: всё то, чего в самом спектакле нет.

«МО»

«Музыкальное обозрение» в социальных сетях

ВКонтакте    Телеграм