Московский театр «Новая Опера» имени Е.В. Колобова: наступило время перемен

Обновленная «Новая»
Московский театр «Новая Опера» имени Е.В. Колобова: наступило время перемен

Сезон 2021-2022 стал первым полноценным сезоном для директора театра Антона Гетьмана, который возглавил Новую Оперу в ноябре 2020 и сразу пообещал взять курс на обновление. «Хочется видеть Новую Оперу включенной в общеевропейский культурный контекст оперы и современного танца, активно реализующей междисциплинарные, гастрольные, образовательные и совместные программы, в том числе и с другими театрами», – так сформулировал Гетьман свою задачу после назначения.

Антон Гетьман

Сезон двух премьер

В 2021 в театре состоялась всего одна оперная премьера: 19, 20, 21 февраля Новая Опера показала непримечательную «Кармен» в постановке Юрия Александрова под управлением Александра Самоилэ. Кассовое название, неинтересная режиссура, из новаторских решений: декорации в духе Антонио Гауди (художник Вячеслав Окунев) и появление балетной пары из труппы МАМТа, танцевавшей во время увертюры и музыкального антракта к 3 действию. Решение о постановке и приглашении режиссера принимал Дмитрий Сибирцев (директор Новой Оперы в 2012-2020) – новому руководству пришлось выполнить обязательства.

14 апреля 2022 театр представил уже всецело «гетьмановский» проект:  премьеру оперы «Мертвый город» Эриха Вольфганга Корнгольда в постановке Василия Бархатова (музыкальный руководитель и дирижер Валентин Урюпин, художник Зиновий Марголин, художник по костюмам Ольга Шаишмелашвили). Постановка, призванная стать декларацией нового курса и эстетики театра, готовилась долго и трудно. Для установки декораций и репетиций театр был фактически закрыт, поскольку выстроенную над оркестровой ямой конструкцию невозможно оперативно разобрать. Спектакль наглядно показал, с какими организационными трудностями сталкивается Новая Опера на пути к европейским стандартам постановок (см. с. 26-27) .

Еще одна актуальная проблема театра – необходимость радикально обновить морально устаревший репертуар и сохранять соответствие московским госзаданиям. Очевидно, что существующие в Новой Опере спектакли, за редкими исключениями, слабо встраиваются в установки и ценности Антона Гетьмана, который, как современный руководитель, приезжает в театр на электросамокате.

"Мертвый город" Фото Ирина Полярная / «Новая Опера»

Валентин Урюпин – главный дирижер

С сентября 2021 пост главного дирижера театра занял Валентин Урюпин, сменив Александр Самоилэ (последний, по словам А. Гетьмана, продолжит сотрудничество с Новой Оперой).

В. Урюпин: «Я очень рад прийти в театр с такой репутацией, с такой философией, основанный большим дирижером, и предвижу радость творчества и тяжелый труд в ближайшие годы. Я опираюсь на очень крепкий коллектив театра, на дирижеров, на оркестр, на хор и солистов, и мне представляется, что в этом театре есть огонь. Задача – еще повысить его температуру. Верю, что очень скоро мы начнем это делать».

С приходом Урюпина Новая Опера начала двигаться в сторону «дирижерского театра» и активно развивать концертное направление.

Валентин Урюпин

Крещенский фестиваль: меньше, да лучше?

Крещенский фестиваль в Новой Опере — в прошлые годы включавший в себя пестрое собрание премьер, репертуарных спектаклей и концертов — с новым руководством взял курс на концептуальность, сохраняя в основном концертный формат.

«Традиционный зимний фестиваль в Новой Опере был задуман Евгением Владимировичем Колобовым как площадка для воплощения новых идей и звучания редких произведений. Мы возвращаем фестивалю его первоначальную философию: новые произведения – новые смыслы. Основная тема будущего фестиваля обозначена главным дирижером Валентином Урюпиным как тема женщины», — сообщил, представляя планы Новой Оперы на сезон 2021/2022, директор театра Антон Гетьман.

Переформатированный фестиваль стал строже и лаконичнее: всего 3 события в афише.

«В этом году мы специально сократили Крещенский фестиваль с тем, чтобы прощупать пути его развития и сохранить все то хорошее, что было, добавив новое, — объяснил Валентин Урюпин в интервью Санкт-Петербургской филармонии. — Следующие фестивали будут больше. Только ленивый не покритиковал нас за это, причем совершенно игнорируя многократно сказанное: фестиваль не будет всегда состоять из трех событий. Некоторое количество людей, которые думают, что знают традицию, и хотят, чтобы театр законсервировался, говорят: все, театр пропал».

Фестиваль открылся 19 января 2022 концертным исполнением оперы Жюля Массне «Золушка». 21 января состоялся концерт-марафон в трех отделениях из произведений Брамса, Хиндемита, Донаньи. 23 января состоялась российская премьера оратории Кайи Саариахо «Страсти Симоновы» (La Passion de Simone), посвященная жизни французской религиозной мыслительницы Симоны Вейль (1909–1943) — и  та, и другая в России известны мало, и это печальный пробел. На сегодняшний день произведения Кайи Саариахо — одни из самых востребованных в репертуаре музыкальных коллективов разных стран, а ее положение как одного из национальных героев Финляндии является бесспорным. В России к творчеству Саариахо обращалась только «Урал Опера Балет» — в 2021 театр поставил оперу «Любовь издалека». В 2017 вышла первая и пока единственная книга на русском книга о творчестве Саариахо Галины Схаплок «Музыка Кайи Саариахо». «Страсти Симоновы» впервые прозвучали в Вене в 2006 в режиссерской версии Питера Селларса и почти ежегодно исполняются на разных сценах мира. Сочинение рассказывает о жизни, текстах и смерти Симоны Вейль, о которой Сергей Аверинцев сказал: «Если XXI век — будет, то есть если человечество не загубит своего физического, или нравственного, или интеллектуального бытия, не разучится вконец почтению к уму и к благородству, я решился бы предположить, что век этот будет в некоем существенном смысле также и веком Симоны Вейль».

Симфонические программы

Симфонические программы театра были представлены с сентября 2021 по июнь 2022 в виде тематических блоков, объединенных памятными датами.

На открытии сезона 14 сентября прозвучал первый акт оперы «Орлеанская дева» Чайковского (партию Иоанны исполнила Мария Мотолыгина – артистка Молодежной оперной программы Большого театра, лауреат XVI Международного конкурса имени П. И. Чайковского и X Международного вокального конкурса имени Станислава Монюшко) и – к 50-летию со дня смерти Стравинского – опера-оратория «Царь Эдип» (в роли Рассказчика выступил Лоран Илер — на тот момент художественный руководитель балетной труппы МАМТа.).

С концерта 15 сентября 2021 в Новой Опере стартовал монографический цикл симфоний и оркестровых произведений Сергея Прокофьева к 130-летию со дня рождения композитора (цикл продлится до конца 2022). На концерте-открытии прозвучала сюита из балета «Стальной скок», Четвертый фортепианный концерт и Четвертая симфония. Сольную партию в концерте Прокофьева исполнила южнокорейская пианистка Йол Юм Сон — обладательница серебряной медали XIII Международного конкурса пианистов имени Вэна Клайберна (США, 2009) и второй премии XIV Международного конкурса имени П.И. Чайковского (2011).

12 февраля 2022 прозвучало редко исполняемое сочинение Прокофьева – кантата «Семеро их» для тенора, смешанного хора и большого симфонического оркестра (1917–1918). Сольная партия у Михаила Губского, дирижер Александр Самоилэ, хормейстер Юлия Сенюкова, художник по свету Майя Шавдатуашвили, режиссер Алексей Вэйро. В той же программе был исполнен Первый скрипичный концерт Прокофьева (солистка Татьяна Самуил) и Пятая симфония. К сожалению, масштабный концерт получил куда меньше внимания, чем заслуживал – в зале было приблизительно столько же людей, сколько на сцене.

В июне 2022, в завершение сезона, под управлением В. Урюпина прозвучало еще одно редко исполняемое сочинение — исполинская 6-частная Третья симфония Густава Малера, премьера которой состоялась 120 лет назад – 9 июня 1902. Именно с этой симфонией Валентин Урюпин в 2016 стал лауреатом Международного конкурса дирижеров им. Малера в Бамберге (III премия), позднее дирижировал ею в Ростове-на-Дону. В июньское исполнение Урюпин, выходец из Украины, как будто вложил все тягостные размышления и поиски ответов, которые терзают людей в нынешней ситуации, но говорить о них можно либо эзоповым языком, либо абстрактным языком музыки.

Танцы провинциальные и столичные

В 2021 театр начал развивать полноценное танцевальное направление, открыв первую «Dance резиденцию» – ежегодное выступление компаний современного танца. С 24 ноября по 5 декабря 2021 на сцене Новой Оперы прошли спектакли Екатеринбургского театра современной хореографии «Провинциальные танцы» под руководством Татьяны Багановой, включая возобновление «Весны священной», созданной в 2013 для Большого театра.

В сезоне 2022/23 планировалось пригласить в качестве «резидента» Новой Оперы Национальный хореографический центр Орлеана с тремя премьерными спектаклями Мод Ле Пладек.  В предыдущие годы на сцене «Новой оперы» выступали Имперский Русский Балет Г. Таранды и Театр классического балета Н. Касаткиной и В. Василева.

29 июня 2022 столичный Департамент культуры присоединил к «Новой опере» балет «Москва»  (директор Елена Тупысева). Коллектив балета «Москва» прежде не был привязан к конкретной сцене и показывал свои постановки на различных площадках столицы, России и мира. «У театра нет своей сцены, что позволяет экспериментировать с локациями, использовать потенциал и своеобразие различных городских площадок», — говорится на официальном сайте.

В составе театра две труппы — классического и современного танца. В его репертуаре авторские работы российских и зарубежных хореографов, специально созданные для артистов театра.

Спектакли балета «Москва» — лауреаты «Золотой маски»: «Кафе Идиот» (2016, хореограф Александр Пепеляев) и «Все пути ведут на север» (2017, хореограф Карин Понтьес, Бельгия).

"Все пути ведут на Север". Балет "Москва"

Образование и лаборатории

Театр активно развивает образовательный проект – «ОКНО» (Образовательный кластер Новой Оперы, руководиель Алиса Спирина): экскурсии по театру, аудиопрогулка по саду Эрмитаж (где и располагается театр), детские мероприятия, проект «Хор для всех», аудиолекции Ляли Кандауровой (лауреат премии «МО» 2020) и т.д.

В сезоне 2021/22 из МАМТа в Новую Оперу вслед за Гетьманом перебралась оперная лаборатория «КоOPERAция» – проект Екатерины Василевой. В рамках проекта молодые, но уже профессионально состоявшиеся композиторы, работали с детьми-драматургами над оперными сочинениями для детской аудитории. Участники параллельной программы «Школа театрального блогинга» прошли серию мастер-классов от ведущих журналистов и театральных блогеров. Общей темой «КоOPERAции-2021» стали Art & Science – искусство и наука в их соприкосновении / взаимодействии.

Василева отметила: «В этом году спектакли будут не совсем обычными, потому что направление этого года – Art & Science. Мы погружались не только в контекст современного музыкального театра, но и в контекст того, что происходит в науке на данный момент. Искали точки соприкосновения. Команда Playtronica проводила мастер-классы с нашими драматургами, ребята ездили на экскурсию в Сколковский институт науки и технологий. В каждом из наших спектаклей заложена какая-то технология, связанная со звуком. К моменту показов опер в октябре мы сделаем интерактивные инсталляции в театре, чтобы широкая аудитория могла сама попробовать использовать технологии и понять, как это работает».

Фестиваль «КоOPERAция ART&SCIENCE» объединил два экспериментальных проекта – «КоOPERAция – LAB» (создание восьми камерных science-опер «взрослыми» командами ученых, композиторов, драматургов, режиссеров, сценографов и художников) и «КоOPERAция – KIDS» (создание восьми камерных опер для детей и подростков молодыми профессиональными композиторами и подростками-драматургами в рамках фестиваля современного искусства «Территория.Kids»).

Результаты работы лаборатории — 8 опер .( авторы Рамазан Юнусов, Роман Пархоменко, Александр Хубеев, Кирилл Архипов, Елизавета Саничева, Михаил Пучков, Дарья Звездина, Арман Гущян) — были представлены 30 и 31 октября 2021 на сцене Новой Оперы.

Планы на будущее

Новая Опера – единственный московский оперный театр, объявивший полноценные планы сезона 2022/23. В афише — три оперные премьеры, Крещенский фестиваль, большая концертная программа.

Сезон откроет редко исполняемая опера — российская премьера «Стиффелио» Верди запланирована на 20, 22, 24 сентября 2022 (перенос с июня 2022). Режиссер постановки – Екатерина Одегова, выпустившая на сцене Новой Оперы успешных «Саломею» и «Поругание Лукреции».

21 апреля 2023 двойная премьера объединит «Иоланту» Чайковского и оперу Александра фон Цемлинского «Карлик». Музыкальный руководитель и дирижер — Валентин Урюпин, режиссер-постановщик — Денис Азаров, художник-постановщик — Алексей Трегубов.

9 июля 2023 — «Почтальон из Лонжюмо» Адольфа Адана. Музыкальный руководитель и дирижер Азим Каримов, режиссер-постановщик Евгений Писарев. Художник-постановщик Зиновий Марголин. «Почтальон из Лонжюмо» — самая известная опера Адольфа Адана (автора балетов «Жизель» и «Корсар»).

В рамках Крещенского фестиваля 20 января 2023  состоится российская премьера оперы «Доктор Атом» (в концертном исполнении). Оперу создали композитор Джон Адамс и либреттист Питер Селларс (он же выступил первым постановщиком оперы в Сан-Франциско в 2005, к 60-летию бомбардировок Хиросимы и Нагасаки), в тексте использованы рассекреченные военными документы. Главный герой оперы – «отец» атомной бомбы Роберт Оппенгеймер. Действие происходит на полигоне в Нью-Мексико перед решающим испытанием ядерной бомбы в 1945.

В рамках концертной программы 17 февраля 2023 впервые в России будут в один вечер представлены все циклы Kammermusik Пауля Хиндемита.

Вместе с ведущими солистами театра (среди них Марина Нерабеева, Агунда Кулаева, Алексей Татаринцев, Алексей Тихомиров) в 32-м сезоне на сцене Новой Оперы выступят Гарри Агаджанян (Пермская опера), Василиса Бержанская (НОВАТ), Дмитрий Зуев (МАМТ им. К.С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко), Надежда Кучер (приглашенная солистка Большого театра Беларуси), Карлен Манукян («Урал Опера Балет»), Михаил Пирогов (НОВАТ), Сергей Радченко (приглашенный солист Большого театра), Дмитрий Шабетя (Большой театр Беларуси). На сцену Новой Оперы возвращается Елена Поповская, а Рольф Ромей вновь приедет в Москву, чтобы исполнить Пауля в «Мертвом городе» Э.В. Корнгольда.

В сезоне 2023/24 театр планирует дополнить экспериментальные постановки оперной классикой, названия пока остаются в секрете.

Екатерина РОМАНОВА | «МО» № 7 (498) 2022

«Музыкальное обозрение» в социальных сетях

ВКонтакте    Телеграм