Об Объединенной театральной дирекции вспомнили, поговорили и отложили

«Большой и Мариинский театры представляют одну из могучих музыкально-театральных традиций на земле»
Об Объединенной театральной дирекции вспомнили, поговорили и отложили

На встрече с деятелями культуры 25 марта 2022, во время вручения премий президента, В. Путин в своем выступлении упомянул об Объединенной дирекции императорских театров.

«Вы наверняка знаете, что в свое время (с 1766 по 1917 — МО) у нас была дирекция императорских театров, которая позволяла, во-первых, заботиться о самых лучших коллективах соответствующим образом, но и развивать их — если не в одном ключе, то оказывая им поддержку таким образом, чтобы они наилучшим образом друг друга дополняли. <…> (обращаясь к В. Гергиеву) Валерий Абисалович, мы с Вами уже об этом говорили и раньше: как Вы относитесь к такой идее — воссоздать общую дирекцию? Я не говорю, что это какое-то решение, чтобы не было сейчас лишних разговоров, но сама по себе идея?»

«Мне кажется, — ответил В. Гергиев, — что и Большой, и Мариинский представляют одну из самых могучих музыкальных или музыкально-театральных традиций на земле.

Конечно, у нас звучат итальянские, французские и немецкие оперы. Мы буквально вчера исполняли здесь оперу Вагнера. У нас не только не запрещено это, но и приветствуется. Переполнены залы, и слава богу.

Но главная наша ответственность за то, в каком состоянии отечественный репертуар, причем я говорю о произведениях даже доглинковского периода и, конечно, начиная с Михаила Ивановича Глинки есть 15 или 17, или 20 «золотых» имен, перед которыми мы в абсолютном долгу. Ничто не может заменить этот невероятный репертуар от Глинки до Прокофьева, Шостаковича, а я бы сказал — и до Родиона Щедрина, который украшает репертуар и того и другого театра, а значит, служит ориентиром всем театрам России, каковых немало. Сейчас строятся новые театры в Кемерово, в Калининграде, в Севастополе и во Владивостоке. Я думаю, что эта традиция будет укрепляться.

Невероятные молодые певцы, танцовщики пополняют сейчас ряды того и другого театра. Наверное, приходит время задуматься о том, как скоординировать усилия. Мы с Ольгой Борисовной [Любимовой] общались уже трижды за последние две недели, как раз думая о том, чтобы молодые таланты еще быстрее, стремительнее получили возможность петь на прославленных сценах. Речь идет о десятках изумительных певцов, кое-кто из них сегодня потерял какие-то контракты на Западе, как мы говорим. Но я нахожу, что сегодня главная задача каждого из нас — продолжать служить музыке, своей любимой профессии.

Об ответственности двух театров мы говорили и в самые трудные годы, я говорю о середине 1990-х. Я прекрасно помню, как часовая беседа у Виктора Степановича Черномырдина, тогдашнего премьера Правительства, проходила в разгар самых трудных и напряженных испытаний на Северном Кавказе. Именно в те дни и недели мы думали о том, как можно объединить усилия и заботу государства проявить.

Повторяю, я прежде всего думаю о молодых артистах, музыкантах, артистах оркестров и хоров и, конечно, солистов – им нужна поддержка.

В свое время Федор Иванович Шаляпин пел в понедельник в Санкт-Петербурге и в среду — в Москве. История знает, что оперы Чайковского или Римского-Корсакова ставились одновременно в Москве и Петербурге, и речь только шла о том, куда успеет автор в первую очередь, потому что и там, и там он должен был быть. Слава богу, что у нас есть… Это как герб России, двуглавый орел: это, может быть, натяжка, но мне кажется, что мы как раз сильны тем, что и Москва, и Петербург — это культурные столицы мирового масштаба. Примерно так я думаю».

Президент РФ Владимир Путин. Встреча с лауреатами премий Президента для молодых деятелей культуры и за произведения для детей и юношества 2021 года 25 марта 2022 года Московская область, Ново-Огарёво

Очень много вопросов

Что может означать сегодня Объединенная дирекция? Почему Путин предложил подумать об этом еще раз именно Гергиеву, а не гендиректору ГАБТа Владимиру Урину? Какой в этом смысл накануне 250-летия Большого театра? Объединенная Дирекция — это надстройка над двумя самостоятельными театрами или один из театров станет структурным подразделением другого? Или это один Большой-Мариинский театр или Мариинский-Большой? Будет ли у них (у него?) один художественный руководитель, один главный бухгалтер, один главный дирижер, один директор? Ну и, конечно, кто возглавит Дирекцию? Урин, Гергиев или какая-то третья фигура большего масштаба чем каждый из названных отдельно или вместе? Найдется ли такой чиновник, который бы контролировал репертуар, многомиллиардный (около 15 млрд, а с филиалами и того больше) общий бюджет, зарплаты, стоимость и продажу билетов, создание совместных проектов и продукции, соблюдение Трудового кодекса, стройки, реконструкции, текущий ремонт, хозяйственные, административные, правовые вопросы, решение трудовых споров?

А еще — гастрольные и фестивальные графики, планы концертов и гастролей Гергиева и его, кажется, все же наиболее любимого детища — симфонического оркестра Мариинского театра, с программами, которые должны быть известны как минимум за месяц, а лучше — за год. Кто же и как со всем этим справится, если у театров «на двоих» чуть ли не 3000 концертов и спектаклей в год?

Где расположится Объединенная дирекция — в Москве или в Петербурге? Как сможет она управлять почти десятитысячным коллективом, огромной труппой, цехами, репертуаром из десятков спектаклей, гастролями, многочисленными залами, рекламой? Куда будут ездить за правдой обиженные или общение по всем вопросам перейдет в электронный вид? Кто будет распределять составы исполнителей, выстраивать график, формировать репертуар на год, а репертуарную политику на 3–5 лет вперед?

Что будет, когда оба театра вернутся в европейский и мировой контекст?  Или вернется уже один театр?

Сохранят ли они свои названия?

Как будет происходить переоформление собственности театров?

Если это надстройка, то чем она должна заниматься, где располагаться, кем и в каком объеме, из каких источников финансироваться, с каким штатом, кто будет ею руководить и как он будет руководить Уриным и Гергиевым и их необозримыми штатами, репертуарами, финансами, филиалами, характерами, связями, попечительскими советами (или уже одним на всех)? Кто и как сможет освоить особенности столетней самостоятельной, отдельной друг от друга жизни?

И можно ли два раза войти в одну и туже воду, когда уже столько воды утекло и театральная жизнь России и мира неузнаваемо изменилась?

А может быть, все проще? Мариинский театр будет приезжать и играть спектакли и концерты на сцене Большого А Большой будет играть спектакли на всех сценах Мариинки: трех в Санкт-Петербурге, во Владивостоке, Владикавказе, в Репино).

Вопросов не просто много — их тьма, и все вмести они (а некоторые и по отдельности) могут свалить умозрительную концепцию: ее не выдержат и атланты Эрмитажа.

Краткий курс истории

Разговор с В. Черномырдиным, о котором упомянул В. Гергиев, состоялся почти 30 лет назад, в 1995. Эта же тема поднималась снова и в начале 2000-х, в период творческого подъема Мариинки во главе с Гергиевым и проблем в ГАБТе; на этом фоне и возродились слухи о вероятном объединении, и именно под эгидой Гергиева.

Однако вскоре между двумя театрами был подписан договор о сотрудничестве. По словам тогдашнего гендиректора ГАБТа Анатолия Иксанова, «Валерий Абисалович сказал: «Давайте уж подпишем договор, чтобы прекратить разговоры об объединении двух театров. Тогда всем будет понятно, что мы просто дружим и никто ни с кем не сливается»» (из интервью «Известиям»).

В 2010 депутаты Заксобрания Санкт-Петербурга внесли в Госдуму проект закона «Об особенностях правового положения Государственного академического Большого театра России и Государственного академического Мариинского театра», по которому предлагалось передать президенту РФ полномочия по назначению руководителей театров, со сроком их полномочий не более 5 лет (сегодня так оно и есть), а также придать театрам особый статус объектов культурного наследия. (Подробнее на РБК: https://www.rbc.ru/spb_sz/freenews/55929ee69a794719538c7750)

«Вероятно, сыграла определенную роль и весьма теплая встреча Гергиева с премьер-министром В. Путиным, состоявшаяся в феврале 2010. “Путин понимал, что без Мариинского или без Эрмитажа Россия не будет Россией, — заявил Гергиев в интервью американскому изданию Bloomberg. — Он не поднимается со мной на дирижерский подиум, но он осознает, что поддерживать лучшие традиции и лучшие институции — его обязанность”» («МО», 2010, № 7–8).

Через три года, в июле 2013, генеральным директором ГАБТа был назначен Владимир Урин, под руководством которого Большой театр стал все более утверждаться в качестве лидера в театральной иерархии (хотя и в предыдущее 10-летие, при А. Иксанове, театр не утрачивал лидирующих позиций). И все эти годы пользовался не меньшим вниманием главы государства, чем Мариинский. О достижениях Большого театра можно судить и по числу получаемых «Золотых Масок» (в том числе и в этом году), и по резонансным премьерам, и по интересу прессы и критиков

«Сейчас не время»

Оба театра несут существенные потери. Гергиев лишился всех европейских и мировых контрактов и должностей за рубежом, где работал (как можно предположить) ежегодно не менее полугода.

Большой  театр тоже выбыл из мирового контекста, куда был вписан своими оперными и балетными проектами, копродукцией, гастролями.

Однако публичного обсуждения Дирекции не было, а спустя три месяца, в июне, В. Гергиев в интервью «РИА Новости» единственный раз прокомментировал ситуацию, ответив на вопрос об объединении коротко и резко: «Сейчас не до этого. Не время говорить» (однако первоисточник публикации на «РИА Новости» найти так и не удалось, хотя на нее ссылаются www.gazeta.ru, https://spb.tsargrad.tv/news и др. в публикациях от 19.06.2022).

Объединяй и властвуй?

Летом 2013 В. Гергиев написал письмо В. Путину с предложением создать «Национальный центр академического театрального и хореографического искусства при президенте РФ», объединив Мариинский театр, Академию Русского балета, Санкт-Петербургскую консерваторию и Российский институт истории искусств. Однако эта затея Гергиева встретила резкое неприятие. «На сегодняшний момент идея признана как минимум несвоевременной и непроработанной — ни юридически, ни с точки зрения последствий. Не могу сказать, что решение принято раз и навсегда. Но сейчас <…> предложение Валерия Абисаловича <…> не может быть реализовано», — пояснил советник президента Владимир Толстой.

После возведения Мариинки-3 (2006) и Мариинки-2 (2013; за прошедшие годы здесь открылось еще пять камерных площадок: залы Прокофьева, Мусоргского, Щедрина, Рахманинова, фойе Стравинского) в 2016 статус филиала Мариинского театра получил Приморский театр оперы и балета во Владивостоке (Мариинка-4). В 2017 стал филиалом Северо-Осетинский театр оперы и балета во Владикавказе (Мариинка-5), включающий и отдельный концертный зал. В 2019 были разговоры о присоединении к Мариинскому театру Смоленского драмтеатра. Плюс к перечисленному, «Империя Гергиева» — это и два концертных зала в Репино, и конкурс имени П.И. Чайковского, и Пасхальный фестиваль. И «Зарядье», где Гергиев и Мариинский театр имеют определенное количество дней для выступления — около 60 (а в 2018, когда зал открывался, все были уверены, что и «Зарядье» станет филиалом или Мариинского театра или, по крайней мере, подведомственным Гергиеву учреждением).

В общем, высвобожденные от зарубежных контрактов, концертов и опер силы, энергию и время нужно куда-то прикладывать!

Слияния и поглощения в Москве…

На фоне таких масштабных, гигантских, тектонических идей недавняя волна объединения театров в столице кажется каким-то мелким. Тем не менее процесс идет, и весьма активно. В последние месяцы московские театры поразил вирус оптимизации, слияний и поглощений.

В конце 2021 было объявлено о назначении Сергея Газарова художественным руководителем театра Сатиры (он сменил 87-летнего Александра Ширвиндта, ставшего президентом театра) и присоединении к «Сатире» театра Армена Джигарханяна (ныне «Прогресс Сцена Армена Джигарханяна»), которым также руководит Газаров.

Начиная с марта, Департамент культуры Москвы объединил:

– театр «Школа драматического искусства» (худ. рук. Игорь Яцко) и Центр им. Мейерхольда (в котором не осталось прежнего руководства: арт-директор Елена Ковальская ушла по собственному желанию, а худрука Дмитрия Волкострелова уволили). «Решение принято с учетом особенностей площадки Центра (отсутствие труппы, проектный принцип деятельности), а также в связи с прекращением трудовых отношений с руководством Центра», — было сказано на сайте мэра Москвы.

– Театр «АпАрте» (директор Иван Сигорских, худ. рук. Андрей Любимов) присоединен к Театру на Таганке (вероятно, по территориальному признаку: они расположены близко друг от друга). Напомним, что ранее, в 2021, были объединены в Театр на Таганке под руководством Ирины Апексимовой два коллектива: собственно «Таганка» и «Содружество актеров Таганки», положив конец 30-летнему расколу.

– К Московскому театру кукол (худ. рук. Борис Голдовский) был присоединен Московский Детский Камерный театр кукол (главный режиссер Валерий Баджи), который получил статус Камерной сцены МТК.

– Стало известно о присоединении драматического театра «Сфера» (главный режиссер Александр Коршунов) к театру «Эрмитаж» (главный режиссер Михаил Левитин). Оба театра находятся в саду «Эрмитаж», но помещение театра «Эрмитаж» уже семь лет на ремонте.

– Ходили слухи о возможном объединении Театра Олега Табакова с театральным центром «Вишневый сад» (они расположены напротив друг друга, на Сухаревской площади).

В июне последовали новые слияния: труппа «Балет Москва» (директор Елена Тупысева) присоединена к «Новой опере», а коллектив театра «Новый балет»  (директор Павел Нестратов) влился в труппу МАМТа.

Председатель СТД Александр Калягин в интервью «Российской газете» накануне Дня театра назвал тенденцию к объединению театров «нелогическим, необдуманным решением»: «Наблюдаем это не только в Москве: объединяются разные по эстетическим программам и идеям театры. Где-то нам удалось вмешаться, а где-то мы узнали об объединении уже после того, как все случилось».

…И в регионах

Процессы слияний, объединений, оптимизаций идут и в провинции.

В 2014, в качестве эксперимента, было создано два концертно-театральных объединения:

в Тюменской области (в него вошли Тобольский драматический театр им. П.П. Ершова, Тюменский драматический театр, Тюменский театр кукол, Тюменская филармония и ДК «Нефтяник» им. В.И. Муравленко)

и в Пскове (Театрально-концертная дирекция, в которой объединились Псковский академический театр драмы им. А.С. Пушкина, областной театр кукол, областная филармония и областной Центр народного творчества). Тюменское КТО возглавил известный кинорежиссер Дмитрий Месхиев, в 2011–2012 работавший председателем Комитета по культуре Санкт-Петербурга.

В феврале 2015, на расширенном заседании Президиума Совета по культуре и искусству при президенте РФ, посвященном развитию театрального дела (оно проходило в Пскове), прозвучали противоречивые высказывания о новых объединениях и об объединениях вообще. По итогам обсуждения В. Путин отметил:

«Надо все равно посмотреть, какой результат с точки зрения творческой составляющей. Действительно, нужно говорить об оптимизации. Вы знаете, у нас и в здравоохранении, и в образовании, и в культуре есть что оптимизировать. Но, конечно, при этом нужно делать все с умом, с тем чтобы не наносить ущерба, а сделать что-то лучше. Может быть, в Тюмени предпринята такая попытка: не сокращая творческие коллективы, сократить за счет объединения финансово-хозяйственной части расходы на аппарат.

Я не говорю, что там все идеально, <…>, просто надо посмотреть, как это работает. Если не работает, то тогда не распространять это. Если это работает, то понять как. <…> искать возможности вот этих оптимизаций не за счет творческих коллективов».

Однако опыт Тюмени и Пскова не нашел продолжения. Более того, в Пскове Д. Месхиев, возглавив в 2017 Драматический театр, со временем вывел его из состава КТО и в 2021 стал одним из инициаторов объединения Псковской драмы с Александринским театром — точнее, вхождения его в состав Национального драматического театра России (Александринского). При этом Псковский театр получил федеральный статус и соответствующее, сохранив за собой положение независимого театра и название «Псковский академический театр драмы им. А.С. Пушкина», а Месхиев остался его директором и художественным руководителем.

Из Театрально-концертной дирекции вышел и областной Центр народного творчества, и теперь в ее структуре остались только филармония и театр кукол.

Что касается Тюменского КТО, то к его деятельности и к руководству все эти годы было немало претензий. В конце 2018 уволилась директор Ю. Шакурская, позже ее привлекли к ответственности за злоупотребление служебным положением и финансовые нарушения. Сменившая ее Н. Казначеева проработала 2,5 года и в конце декабря 2022 подала в отставку. Сейчас должность директора ТКТО вакантна.

Авторитетные деятели культуры скептически и критически отзываются о КТО. Отмечают, что подобные «надстройки» излишни, они тормозят и творческое, и организационное, и экономическое развитие учреждений культуры, лишают их самостоятельности.

Под благовидным предлогом оптимизации

Директор театра им. Вахтангова Кирилл Крок в своем комментарии по поводу отставки Н. Казначеевой для портала 72.RU, в частности, отметил:

«Тема оптимизации в сфере культуры периодически бродит в умах государственных мужей в разных регионах. Вернуться к ней меня заставила настойчивость тюменских чиновников. В 2014 году этот регион уже показал всей России пример оптимизации, слив под единые руководство и бухгалтерию пять учреждений культуры: филармонию, театр кукол, Большой драматический театр, Тобольский драматический театр им. П. Ершова и ДК «Нефтяник». Все это назвали красивой аббревиатурой ТКТО — Тюменское культурно-творческое объединение.

Создавалось оно под благовидным предлогом оптимизации и экономии бюджетных средств, но, честно говоря, для меня загадка, как можно из одного головного офиса решать вопросы столь разных и не похожих друг на друга учреждений культуры. Творческие задачи, стоящие перед каждой из этих институций, их производственные процессы — абсолютно разные как в глобальном плане, так и в нюансах. <…>

В 2014-м такое решение возмутило все театральное сообщество России, начиная от директоров и худруков театров и заканчивая председателем Союза театральных деятелей России Александром Калягиным. Но аргументацию представителей театральной отрасли тогда оставили без внимания.

<…> Почему я так категоричен? Простая арифметика. В 2014 году в административном составе ТКТО работали 80 человек, сейчас — 135! Это так экономят на окладах, надбавках, административных расходах. <…>

Но самое ужасное, что все учреждения, вошедшие в ТКТО, потеряли свою самостоятельность и юридическую независимость.

Театры без согласования с головным офисом не могут принять в штат необходимых специалистов. Из-за централизованной бухгалтерии стопорится оплата и срываются сроки по утвержденным договорам. Происходят накладки и ошибки в начислении заработной платы сотрудникам. Не художественное руководство и директор театра решают, сколько выпустить новых программ и спектаклей, а бухгалтер, экономист и директор объединения. И самое ужасное, что многие прекрасные деятели культуры, отдавшие своим учреждения долгие годы, были вынуждены их покинуть.

Именно поэтому я так категорично настроен в отношении любых попыток оптимизации и стандартизации в сфере культуры».

Но КТО в Тюмени по-прежнему существует.

Дирекция императорских театров  была основана Екатериной II в 1766.  Первым ее директором (1766–1779) был  видный государственный деятель, историк,  поэт, философ Иван Перфильевич Елагин.  На протяжении 250 лет структура Дирекции  много раз менялись. Поначалу в нее входили санкт-петербургские театры. В 1806 были  учреждены Императорские московские театры.  В 1826 было образовано Министерство Императорского Двора и уделов, в ведение которого были отданы Императорские театры,  а также Эрмитаж, Академия художеств,  Придворная певческая капелла.  В объединенную Дирекцию входили  Московская и Петербургская конторы.  Дирекция ведала репертуаром и административно- хозяйственной частью театров, занималась  материальными, бытовыми и творческими  условиями работы артистов, работала  с драматургами.  При императорских театрах существовали  театральные школы, готовившие артистов балета, оперы и драмы. Все артисты и работники принадлежали единой Дирекции и поэтому могли быть назначены  служить на разных сценах. С 1842 и до 1917 в состав Дирекции входили:  в Санкт-Петербурге — Александринский,  Мариинский и Михайловский театры;  в Москве — Большой и Малый, а также  Новый театр (существовал в 1898–1907). Директора объединенной Дирекции императорских театров:  князь С.С. Гагарин (1829–1833), А.М. Гедеонов (1833–1858), гофмейстер А.И. Сабуров (1858–1862), граф А.М. Борх (1862–1867), гофмейстер С.А. Гедеонов (1867–1875), статс-секретарь барон К.К. Кистер (1875–1881), обер-гофмейстер И.А. Всеволожский (1881–1899), С.М. Волконский (1899–1901), В.А. Теляковский (1901–1917). Вскоре после Февральской революции Дирекция императорских театров была преобразована в Дирекцию государственных театров, которая существовала до ноября 1917 и после октябрьского переворота была упразднена.

«МО» № 7 (498) 2022

«Музыкальное обозрение» в социальных сетях

ВКонтакте    Телеграм