Театр имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко начал свой второй век

Пейзаж на фоне битв
Театр имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко начал свой второй век

В жизни МАМТа 2020 год из нынешней точки кажется параллельной вселенной: вспоминается не пандемия, а приезд Пьера Оди и презентация Фестиваля в Экс-ан-Провансе (в апреле 2022 в МАМТе планировалось показать два фестивальных спектакля: «Реквием» Моцарта под управлением Рафаэля Пишона в постановке Ромео Кастеллуччи и «Коронация Поппеи» Монтеверди, созданную Леонардо Гарсиа Аларконом и Тедом Хаффманом), вспоминается прощание с грандиозным спектаклем «Похождения повесы» Саймона Макберни… Сейчас в театре полностью изменился состав руководства (за исключением худрука оперной труппы Александра Тителя), и дальнейший курс вряд ли кто-то возьмется предсказать.

Победа Дома

На протяжении четырех лет стены здания на Большой Дмитровке сотрясались от невидимой (и иногда выплескивающейся в прессу) битвы между «театром Гетьмана» и «театром Тителя»: модели театра как прокатной площадки и репертуарного театра не могли ужиться между собой. Антон Гетьман покинул МАМТ в ноябре 2020, с 16 ноября директором театра стал Андрей Борисов (директор Пермской оперы в 2019-2020).

Противостояние моделей «театра-дома» и «театра-стаджионе» закончилось: дом окончательно победил.

«МАМТ действительно театр-дом: многие наши сотрудники проводят здесь больше времени, чем, собственно, у себя в семьях, — рассуждает новый директор.  — Поэтому здесь должна быть создана предельно комфортная обстановка, а не атмосфера завода с жесткими регламентами и военной дисциплиной. Вместе с тем истинная любовь никогда не строится на принципах вседозволенности и не исключает дисциплину. Когда ты любишь ребенка, ты ведь не закрываешь глаза на его шалости и делаешь это с тем расчетом, чтобы воспитать в нем ответственность».

Стратегию развития театра Борисов формулирует довольно обтекаемо:

«Моя позиция следующая: для динамичного и органичного развития необходимы традиция и обновление, которые невозможны без преемственности. Так “сшиваются” на позитивном уровне противоречия и конфликты эпох, которые помогают жить современному поколению».

Пермский опыт на развитие московского театра никак не повлияет:

«Пермская опера отметила в этом году свое 150-летие, Музтеатр недавно отмечал свое столетие. Эти каждый по-своему значимые для страны театры — самостоятельные институции, имеющие свои истории создания и развития. И тащить традиции одного театра в другой все равно, что ходить со своим уставом в чужой монастырь и проявлять неуважение тому театральному дому, в который ты пришел».

Андрей Борисов

На что клад, коли в семье лад

Также Андрей Борисов отметил, что количество премьер в МАМТе неизбежно сократится, подчеркнув, что в экономически сложное постпандемическое время нужно думать «не о количестве, а о качестве».

«Во всех театрах ощутимо сократился объем внебюджетных доходов, театры на мели. Государство, а в нашем случае руководство Москвы, делает все возможное, чтобы поддержать нас. Но положение все равно не простое. Это означает, что к такому положению надо приноровиться. МАМТ на протяжении многих лет на свои постановки зарабатывал преимущественно сам. К гранту на новые постановки Правительства Москвы в 52 млн рублей добавлялись существенные внебюджетные средства театра от продажи билетов и не только.

Сейчас грант стал базой для новых постановок, он делится пополам между балетной и оперной труппами, но сами понимаете, что музыкальное искусство — слишком дорогостоящее удовольствие, и планы новых постановок придется урезать».

Борисов также подчеркнул, что в Москве, в отличие от Перми, внебюджет составлял солидную, если не основную часть финансовых вливаний на новые постановки.

«Музтеатр зарабатывал стабильные и очень приличные деньги, поэтому он мог себе позволить 7–8 постановок в год. В нынешнем году мы будем делать только 3–4 постановки. И это только благодаря нюансированному пониманию ситуации вице-мэра Москвы Натальи Алексеевны Сергуниной и нашему Учредителю — Департаменту культуры Москвы, подставившему нам свое плечо».

Альтернативная система финансирования, основы которой заложил прежний директор, ушла вместе с ним: часть попечительского совета после отставки Гетьмана прекратила предоставлять театру финансовую поддержку.

Александр Титель/ Фото Анна Артемьева, предоставлено пресс-службой МАМТ

«Вольный стрелок»

Отголоски борьбы и триумфа были слышны в первом спектакле, поставленном после ухода Гетьмана и первой премьере после пандемии: 9-11 июня 2021 Александр Титель представил оперу «Вольный стрелок» Карла Марии фон Вебера (к 200-летию премьеры: июнь 1821 в Берлине). Музыкальный руководитель спектакля и дирижер — Фабрис Боллон, музрук Фрайбургской оперы.

Действие оперы перенесено в наши дни, в офис компании, занимающейся разработкой компьютерных игр (художники Юрий Устинов и Ирина Акимова). Фирма создает новую игру по мотивам немецких легенд, а на этом фоне кипят «офисные страсти»: робкий айтишник Макс ищет внимания любовницы шефа Агаты, а ему мешает конкурент Каспар. Художники часто решают свои проблемы и выясняют отношения на сценической площадке. В сделанном специально для постановки новом переводе либретто прочитывается позиция Александра Тителя, точнее его отповедь Гетьману. Спектакль стал эдакой куклой вуду, заговариванием и изгнанием злых сил, на время захвативших Театр-дом. Можно даже пофантазировать и переложить либретто на других персонажей.

"Вольный стрелок"

Интермеццо: Театр-дом с привидениями

ПРЕССА: Победа! Победа! Он настоящий мастер!
Он сбил последнюю звездочку! С ним не сравнится ни один стрелок!

ГЕТЬМАН: Я король стрелков! Что, не желаешь признавать мою власть?
Шапку долой, приятель! Умей держать удар! Слабо тебе? Ха-ха-ха!

ТИТЕЛЬ: Не желает ли Ваша Милость сразиться со мной еще раз?
Общественность требует, приятель! Придешь, да? Ха-ха-ха!

ТРУППА ТЕАТРА: Мы тестируем новую игру, шеф! Присоединяйтесь!

ГЕТЬМАН: Горе мне! Меня покинула удача!
Невидимые силы злобствуют,
мрачное предчувствие наполняет грудь…

ЗРИТЕЛИ: Доверься судьбе!

ТИТЕЛЬ: Кто уверен в высшей силе, не боится ни перемен, ни утрат!
Теперь вперед! В горах и ущельях завтра закипит сражение.
Дичь в полях и лугах, орлы в небесах – наши!

ГЕТЬМАН: Неужели небеса меня оставили? Пропало мое чутье?
Я погибну? Случай решит мою судьбу?
А меня опутывают темные силы!
Мной овладевает отчаяние, меня мучает насмешка!

ТИТЕЛЬ: Триумф! Моя месть удается!
О, как непохожи наши чувства и мысли!

ГЕТЬМАН: Одни старики на портретах.
А я предпочитаю живых и молодых!

ТИТЕЛЬ: Даже когда солнце закрыто облаком, оно пребывает в небесном чертоге.
Там правит святая воля. Не слепой случайности служит мир!

ТРУППА ТЕАТРА: Затравить кровожадного волка, завалить кабана, который роет зеленые посевы…

ТИТЕЛЬ: Даже благочестивый человек может легко сбиться с пути и забыть о долге и истине.
Господин, дай тяжко согрешившему год испытательного срока <в театре Новая Опера>,
он раньше всегда был чистым и честным.

ТРУППА ТЕАТРА: Тот, кто превыше звезд, полон милости.
Воздадим же хвалу князю, простившему грешника!
Но теперь обратите ваши взоры
к Тому, кто защитил невинных.

ТИТЕЛЬ: Кто чист сердцем и невинен,
может по-детски довериться милосердию Создателя.
Ну, хватит на сегодня! Хороший задел для будущей работы.
Куно, у вас чудесная команда.

ОСВЕТИТЕЛЬ: Кстати, а кто играл за «Отшельника»?
Кто-то из новичков?

ТИТЕЛЬ: Он не отсюда. Говорят, Отшельник существует только в сети.

Вермееру никто не пишет

Планы сезона 2021/22 открывались в два приема. Пресс-конференция была заявлена на 26 мая 2021, затем отодвинута на сентябрь. Из 9 заявленных оперных и балетных премьер в итоге состоялось 6.

Не было запланированной на 20 и 21 мая 2022 премьеры оперы «Письма Вермееру» Луи Андриссена, самого влиятельного нидерландского композитора XX–XXI веков, умершего летом 2021. Либретто оперы о великом художнике XVII века написал кинорежиссер Питер Гринуэй — и сам поставил ее в Нидерландской опере в жанре мультимедийного спектакля в 1995. Дирижировать постановкой в МАМТе должен был Тимур Зангиев, а за режиссуру отвечал Алексей Смирнов, работающий в экспериментальных жанрах музыкального театра (недавно он представил в Электротеатре «Curiosity» Николая Попова). В творческой биографии режиссера есть занятная параллель: в 2016 он ставил монооперу Григория Фрида «Письма ван Гога» в Мариинке.

4, 5, 6 июня 2022 не состоялся вечер одноактных балетов: «В тональности соль мажор» Джерома Роббинса (сценография и костюмы Эрте), Blake Works I Уильяма Форсайта и мировая премьера балета Андрея Кайдановского Birthday party (продолжение балета «Пижамная вечеринка», выпущенного в МАМТе в 2018).

Летом 2022 готовилась еще одна мировая премьера: одноактный балет Шарон Эяль (в апреле 2021 на сцене МАМТа прошла российская премьера ее балета Autodance). Контрастом к жесткому механистичному стилю Эяль должен был стать романтический «Призрачный бал» на музыку Ф. Шопена — исполнение балета Дмитрия Брянцева (1947–2004), возглавлявшего балетную труппу МАМТа почти 20 лет (с 1985 по 2004), планировалось посвятить 75-летию со дня его рождения.

Премьеры западных хореографов теперь, однако, под большим вопросом по целому ряду причин.

Лаборатории  молодых режиссеров

Оперная лаборатория «КоOPERAция» в сезоне 2021/22 переместилась из Театра им. Станиславского и Немировича-Данченко в Новую Оперу вслед за Гетьманом. Творческому и образовательному проекту Екатерины Василевой в этом году исполнилось 5 лет: 27 мая 2017 прошли первые занятия для молодых композиторов и драматургов.

«Сегодня опера считается достаточно сложным, архаичным и поэтому не очень востребованным среди молодежи жанром, — говорит о своем проекте Екатерина Василева. — Причин несколько. Во-первых: как писать оперу сегодня? Во-вторых: кто ее поставит? Не каждый автор хочет сочинять в стол, не каждый может вступать в непростые отношения с большими государственными институциями, каковыми являются оперные театры. Все это тормозит процесс развития современной оперы, часто новые работы остаются в стадии эксперимента и не доходят до сцены. Мы хотим кардинальным образом изменить ситуацию и даем возможность молодым авторам погрузиться в мир современной оперы, создать что-то свое, новое, а главное — увидеть это на сцене!».

Главным партнером «КоOPERAции» изначально был МАМТ: генеральный директор Антон Гетьман сразу поверил в этот проект и предоставил Малую сцену для итоговых показов. Театр имени Б.А. Покровского дал возможность провести на своей территории большую часть лекционных занятий, СТД оказал важную организационную поддержку.

В сентябре 2021 начала свою работу инициированная МАМТом лаборатория молодых режиссеров «Круг внимания» под художественным руководством Александра Тителя. Режиссер-куратор лаборатории — Алексей Смирнов. Лаборатория включала в себя образовательную программу для участников (куратор Владислав Тарнопольский), репетиционный период и премьеру итогового спектакля.

Первый выпуск лаборатории был посвящен 200-летию со дня рождения Ф.М. Достоевского. Участникам было предложено поставить отрывки из опер по мотивам его произведений. Готовые работы были представлена 12 и 13 декабря 2021 на Малой сцене МАМТа.

Участники лаборатории показали свои постановки: отрывки из опер по мотивам произведений Ф. М. Достоевского.

Анна Салова — «Раскольникофф» Генриха Зутермейстера
Дмитрий Отяковский —– «Князь Мышкин» Александра Балтина
Антон Оконешников — «Братья Карамазовы» Александра Холминова
Яна Селезнева — «Белые ночи» Юрия Буцко
Алексей Смирнов — «Игрок» Сергея Прокофьева
Грета Шушчевичуте — «Преступление и наказание» Арриго Педролло
Виктория Агаркова — «Елка» Владимира Ребикова

Достоевский — 200

27 и 28 ноября на Малой сцене Театра имени Станиславского и Немировича-Данченко прошла премьера одноактных опер по Достоевскому: к 200-летию со дня рождения писателя. Речь идет об опере «Н. Ф. Б.» Владимира Кобекина, которая впервые ставится в России (мировая премера состоялась в 1995 на фестивале «Сакро-Арт» в Локкуме в постановке Камы Гинкаса, дирижер Анлрей Чистяков, художник Сергей Бархин), и опере «Кроткая» Алексея Курбатова (мировая премьера). Режиссер диптиха — Людмила Налетова, она же  автор либретто «Кроткой».

«Две современные камерные оперы по произведениям Ф. М. Достоевского. Две истории. Две судьбы молодых, совершенно непохожих друг на друга женщин, закончившиеся трагически. Одну, небезызвестную Настасью Филипповну из романа “Идиот”, убивает любовник. Другая, Кроткая из одноименного рассказа, сама сводит счеты с жизнью. Почему это случилось? Кто виноват в их гибели? Как всегда, у Достоевского бытовые истории имеют сложную философско-религиозную подоплеку и призывают к размышлению. Чем отличается гордость от гордыни? Что такое любовь? Где грань между раскаянием и самоуничижением? Насколько верно суждение о том, что благими намерениями выстлана дорога в ад? Об этом и не только об этом мы хотим подумать вместе со зрителем», — сказала Людмила Налетова (с 1994 режиссер Музыкального театра имени К.С. Станиславского и Вл.И Немировича-Данченко, среди постановок — «Обручение в монастыре» Сергея Прокофьева в 2000, совместно с Александром Тителем).

Титель: 30 лет на посту

В ноябре 2021 в МАМТе отпраздновали 30-летний юбилей Александра Тителя на посту художественного руководителя оперной труппы и главного режиссера театра.

Александр Титель как режиссер в соавторстве с сформировавшимися командами художников-постановщиков выпустил не один десяток оперных спектаклей, среди которых мировые и российские премьеры опер, спектакли-лауреаты премии «Золотая маска», спектакли, ставшие частью «золотого репертуара» МАМТа: «Сказки Гофмана» Оффенбаха, «Хованщина» Мусоргского, «Любовь к трем апельсинам» и «Война и Мир» Прокофьева, «Евгений Онегин» и «Пиковая дама» Чайковского. На сцене Большого театра России – постановки опер «Игрок» Прокофьева, «Чародейка» Чайковского, «Ночь перед рождеством» и «Снегурочка» Римского-Корсакова.

В интервью «МО» к юбилею МАМТа («МО» № 5–6 2019) Титель высказался о театре и жизни:

«Мне кажется, что мы все время должны вести высокий разговор с публикой. Высокий по содержанию и благородный по форме. Когда я говорю «благородный», это не значит пафосный, надутый. Это разговор о «сущности протекших дней», о таинствах любви и деторождения, о том, что ждет страну, народ, о наших взаимоотношениях с религией или с властью, о том, что жизнь коротка. И мы ведем этот разговор с помощью разных произведений, которые подбираем как раз для того, чтобы разговор не замолкал. Он может быть трагическим, он может быть иногда смешным, потому что нельзя все время воспринимать жизнь как трагедию. В конце концов, это только жизнь. Говорят, что за ней есть нечто более важное и продолжительное».

Не так страшна режопера?

12, 13 и 14 ноября 2021 театр показал новую постановку оперы Верди «Риголетто». Музыкальный руководитель и дирижер-постановщик — Феликс Коробов. Спектакль поставил оперный дебютант Владимир Панков, художественный руководитель Центра драматургии и режиссуры, основатель независимой студии SounDrama.

«Я благодарен Александру Борисовичу Тителю за то, что он посвящает меня в оперу. Я все равно чувствую себя учеником. Он предложил “Риголетто”, и я просто влюбился в музыку Верди и в оперу вообще! Для меня это – целое открытие!», — заявил Владимир Панков.

Результат получился неоднозначный – на сцене весь набор «актуальных» приемов: двойники персонажей, видеопроекции и крупные планы, танцы и мимы — и выдвинул на первый план новую проблему оперного театра. Режиссерская опера как таковая, вызывавшая ранее ожесточенные споры, сейчас уже не кажется чем-то одиозным (Дмитрий Черняков — уже почти «классик»). Теперь копья ломаются вокруг прихода в оперу драматических режиссеров, для которых музыка – лишь один из, и далеко не главный, инструмент создания спектакля, которые так уснащают сцену эффектами и событиями, что становится физически трудно дышать.

«Мне кажется, многолетний затянувшийся эксперимент по попытке доказать, что оперных режиссеров нет в России как класса, что эта профессия не является самостоятельной сущностью с набором уникальных знаний и умений, и упорное втаскивание в оперу и балет режиссеров драмы окончательно перешло в маразматическую фазу», — рассуждает на своей странице в соцсетях Георгий Исаакян.

Богомолов: теперь и в балете

22-25 октября 2021 состоялось, пожалуй, самое громкое событие нынешнего сезона МАМТа: премьера балета «Ромео и Джульетта» Сергея Прокофьева в постановке режиссера драматического театра Константина Богомолова. Это первый балетный опыт Богомолова, вслед за ораториальным и оперным.

В 2018 Константин Богомолов ставил на Малой сцене МАМТа ораторию Генделя «Триумф Времени и Бесчувствия» (либретто Владимира Сорокина), эта режиссерская работа была отмечена Премией газеты «Музыкальное обозрение». А оперным дебютом Богомолова стала «Кармен» в Пермском театре оперы и балета в апреле 2021.

К чести Богомолова, в собственно танцы вмешиваться он не стал (хореографией занимался Максим Севагин), и партитуру Прокофьева сохранил без изменений (в отличие от спектаклей по Генделю и Бизе).

После пермской «Кармен» спектакль ждали с ужасом и предвкушением – но ничего радикального в нем, пожалуй, не обнаружилось. Фирменные «богомоловские» технические приемы, густой слой текста в титрах, осовремененный сюжет и т.д.

"Ромео и Джульетта"

Ах, Оффенбах

Единственная премьера второй половины сезона — «Робинзон Крузо» Жака Оффенбаха 4 и 5 марта 2022. Музыкальный руководитель и дирижер постановки — Ариф Дадашев.

«Это история «блудных сыновей», ежечасно открывающих мир. Для себя и для нас. Именно «блудные дети» летят в космос, двигают науку, творят искусство. Любопытство, жажда риска, авантюрность – это же здорово! В роскошных оффенбаховских ансамблях – приключения и открытия, любовь и море чистой радости, которыми мы хотим поделиться с нашей публикой, ради чего даже расположимся к ней поближе», — рассказал режиссер-постановщик Александр Титель.

Ранее в интервью РИА Новости он сказал, что в «Робинзоне Крузо» чудесная музыка, «но есть проблемы с драматургией, с финалом»: «Ведь Оффенбах оперетты буквально щелкал, тут даже Россини “отдыхает“. У него больше 100 оперетт, он сочинял по четыре-пять в год, не было времени особо задумываться. Мы с автором русского текста Алексеем Иващенко делаем новую редакцию – будет и романтично, и смешно. И будет любовь!».

Почти одновременно, 9 февраля, в «Геликон-опере» показали еще одного Оффенбаха: одноактную оперу-буфф «Остров Тюлипатан». Видимо, в трудные времена действительно хочется смеяться — заливисто, отчаянно, истерически – как угодно, лишь бы не плакать.

Лоран Илер покинул театр

27 февраля 2022 на срочном сборе труппы художественный руководитель балетной труппы Московского академического музыкального театра им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко, французский балетмейстер Лоран Илер объявил о своем решении покинуть пост и вернуться во Францию.

«Я провел прекрасные пять лет в театре и ценю всех, с кем работал здесь», – цитируются слова балетмейстера на сайте театра. По сообщениям СМИ со ссылкой на France-Presse, Илер написал заявление об отставке в субботу, 26 февраля. Свое решение он объяснил «текущей ситуацией».

«Я ухожу с грустью, но нынешний контекст не позволяет мне больше спокойно работать», — сказал Илер.

С 1 января 2017 Лоран Илер по приглашению Антона Гетьмана возглавил балетную труппу Театра имени Станиславского и Немировича-Данченко. Под его руководством в репертуар МАМТа вошли балеты Сержа Лифаря, Уильяма Форсайта, Джорджа Баланчина, Пола Тейлора, Жака Гарнье, Марко Гёке, Охада Нахарина, Йохана Ингера, Триши Браун, Анжелена Прельжокажа, Андрея Кайдановского.

Балеты «Сюита в белом» Лифаря, «Вторая деталь» Форсайта, «Свадебка» Прельжокажа и «Пижамная вечеринка» Кайдановского были номинированы на премию «Золотая Маска». Осенью 2021 контракт с балетмейстером был продлен на три года.

Последней громкой премьерой МАМТа при Лоране Илере стал балет «Ромео и Джульетта» (октябрь 2021) в постановке Константина Богомолова и хореографии Максима Севагина: после долгого перерыва 59-летний Илер вышел на сцену в одной из ключевых ролей.

4 мая Лоран Илер, бывший художественный руководитель балета МАМТа, возглавил труппу Баварского государственного балета. На этом посту он сменил российского балетмейстера Игоря Зеленского, руководившего баварской труппой с сентября 2016 по апрель 2022 (любопытно, что в период с 2011 по 2016 Игорь Зеленский возглавлял балетную труппу МАМТа).

Максим Севагин – новый худрук балета

После ухода Илера можно было предположить, что театр пока воздержится от назначений и будет тщательно подбирать кандидатуру на замену. Однако прошло меньше месяца – и один из ключевых постов в театре занял Максим Севагин, 24-летний артист балета, ничем еще не проявивший себя как управленец.

Максим Севагин

На фоне предыдущих худруков, состоявшихся артистов с большим опытом руководящей работы (Дмитрий Брянцев, 1985–2004; Сергей Филин, 2008–2011; Игорь Зеленский, 2011–2016; Лоран Илер, 2017–2022), назначение Севагина выглядит в профессиональном смысле по меньшей мере неоднозначным.

«Выбор 24-летнего хореографа и солиста балетной труппы Максима Севагина — решение, которое позволит нам сохранить трек развития балетной труппы, выстроенный в последние время. Это необходимый баланс традиций и инноваций, это репертуарная политика, позволяющая сохранить фундамент театра, его классический репертуар, и быть при этом центром современной хореографии. Профессиональное становление Максима произошло в труппе МАМТа, он понимает сложившиеся в этом коллективе традиции, является одним из самых перспективных российских хореографов нового поколения», — отметил генеральный директор театра Андрей Борисов.

«Я благодарен Андрею Александровичу за оказанное мне доверие! Коллектив театра является для меня родным. Балетная труппа МАМТа имеет свою идентику. Мы будем сохранять классический репертуар театра и со временем расширим его. В то же время сделаем ставку на современное творчество, на молодых хореографов. Все это будет реализовываться в позитивном взаимодействии балетной труппы с оперной труппой, создавая традиционное единство уникального театра», — прокомментировал свое назначение Максим Севагин.

В другом интервью хореограф сообщил:

«Моя детская мечта — это иметь свой собственный театр. Это моя цель, а мой герой – Джордж Баланчин. <…> Руководительские задатки я всегда в себе чувствовал, меня к этому тянуло. Ведь постановочная деятельность и руководящая неразрывно связаны, а я хореограф».

Став худруком балетной труппы МАМТа в 24 года, Севагин чувствует себя вполне уверенно: «я человек этого театра, который тут прошел через огонь, воду и медные трубы. Когда я пришел в театр, я выносил кабана в “Жизели”. То есть я прошел все стадии – от выноса кабана до ведущих партий. Я знаю устройство театра, я знаю всех артистов, много раз работал с ними как хореограф. Это, конечно, придает им спокойствие и уверенность. А недовольные есть всегда — это абсолютно естественно и нормально».

Смелость и высокая самооценка Севагина умиляют. Совсем недавно расставшийся с детством, он в 24 года — танцор, хореограф, руководитель. Детская мечта не долго ждала своего воплощения.

Комментируя свою грядущую репертуарную политику, Севагин отметил, что в связи со всемирной ситуацией, очевидно, будет сделан акцент на «отечественном производителе»:

«Я отношусь к этому не как к вынужденному ограничению, а как к перенаправлению энергии. В России огромное количество талантливых хореографов, художников и исполнителей, на которых просто никто не обращал внимания.

Конечно, громкие имена привлекают публику, а взрастить имя очень сложно. Но вот пример Андрея Кайдановского. Его первая постановка “Чай или кофе”, осуществленная именно в нашем театре, сделала его известным и открыла для него многие двери. Я, как человек, который хорошо знает андеграундную сцену, буду делать все возможное, чтобы она получила как можно больше внимания.

Мы закроем этот сезон праздничным вечером. В программе концерта будет шедевр Дмитрия Брянцева “Призрачный бал” — это его юбилейный год, это действительно выдающийся хореограф и очень важный для театра. Во втором отделении будет представлена андеграундная тусовка — Павел Глухов, Константин Семенов, Андрей Кайдановский и Ксения Тернавская. В третьем отделении — гранд па из балета “Пахита”».

Максим Севагин — артист балетной труппы МАМТа с 2016. Его послужной список в качестве хореографа пока невелик. В 2015 он создал хореографию для модного показа коллекции петербургского дизайнера Татьяны Парфеновой. В 2017 осуществил постановки балетов «Болеро» и «Домино» на сцене Московского международного Дома музыки. В 2018 поставил балет «Воробьиное озеро» на сцене БДТ им. Г.А. Товстоногова в Санкт-Петербурге для церемонии вручения премии Сергея Курехина. В том же году для Фестиваля русского искусства в Довиле (Франция) создал номер «Не концерт». В 2019 представил мировую премьеру балета Bloom на музыку Дворжака на гала-концерте в МАМТе. В сезоне 2021/2022 выступил как хореограф одноактного балета «Безупречная ошибка» на музыку Леонида Десятникова (театр Урал Опера Балет) и спектакля Константина Богомолова «Ромео и Джульетта» в МАМТе (дебют хореографа в большой форме).

Максим Севагин — один из самых молодых художественных руководителей балетной труппы не только в истории МАМТа, но и в истории мирового балета. Останется ли это его единственным достижением или впереди другие? В конце сезона появится возможность это оценить.

Внеплановый балет

В конце сезона МАМТ анонсировал новую постановку —двойную мировую премьеру одноактных балетов «О природе» и «Нет никого справедливей смерти» хореографов Владимира Варнавы и Максима Севагина (6, 7 и 8 июля).

Танцевальный спектакль «О природе» на музыку Алексея Наджарова появился в 2021, в процессе работы над сериалом «Балет» (режиссер Евгений Сангаджиев; премьера запланирована на 2022).

«„О природе“ — это спектакль-путешествие, рассказ о поиске свободы, цикличности времени и надежде, — говорит режиссер-постановщик балета Евгений Сангаджиев, — важно не игнорировать действительность, а говорить о нашем поколении. У балета нет четкого повествовательного сюжета, но есть достаточно внятная внутренняя фабула».

"О природе"

«Цикличность — это движущий принцип мироустройства. «Жизнь-смерть-жизнь» — через эту нехитрую идею, уподобляясь древнему человеку, я пытаюсь объяснить природу вещей и отразить ее в танце. Циклы не замыкаются, они образуют спираль, каждый новый виток которой уникален. Так получается бесконечное хореографическое рондо», — поясняет хореограф Владимир Варнава.

Балет М. Севагина «Нет никого справедливей смерти» вдохновлен Концертом для арфы с оркестром аргентинского композитора XX века Альберто Хинастеры.

«Когда я понял, что хочу ставить балет на эту музыку, я обратился к аргентинскому фольклору, читал сказки, — рассказывает Севагин. — Меня заинтересовала сказка «Нет никого справедливей смерти», она забавная и ироничная и в то же время несет в себе мудрость. Отталкиваясь от сюжета, мы решили подумать о вопросах мироустройства на примере главных персонажей и их судеб».

Действие балета разворачивается на космическом корабле. Здесь находятся те немногие, кто уцелел после глобальной катастрофы и пытается найти спасение в искусстве, «генетически» связанном с погибшей цивилизацией. «Смерть — это не конец, а часть жизни, и она станет главным персонажем балета», — говорит хореограф, подчеркивая, что в новой постановке будет много юмора.

Феликсу Коробову – 50

24 мая 2022 исполнилось 50 лет Феликсу Коробову – главному дирижеру МАМТа, доценту Московской консерватории. 25 мая на Основной сцене театра состоялся концерт, посвященный юбилею маэстро, с изысканной и глубоко продуманной программой:  «Дон Жуан» Рихарда Штрауса, Второй фортепианный концерт Дмитрия Шостаковича, сюита «Дафнис и Хлоя» Мориса Равеля, «Танцы из Галанты» Золтана Кодая. Солисты — Лев Клычков (скрипка), Петр Лаул (фортепиано). Специальными гостями стали Ильдар Абдразаков и Хибла Герзмава.

Феликс Коробов, юбилейный вечер. Фото Сергей Родионов / МАМТ

Феликс Коробов выступил не только в качестве дирижера, но и сыграл на виолончели песню Рихарда Штрауса.  На следующий день, 26 мая, Феликс Коробов продирижировал в Большом зале консерватории МГАСО п/у Павла Когана.

Феликс Коробов родился в 1972 в Иркутске. Окончил Московскую консерваторию как виолончелист (1996, класс профессора Марии Чайковской) и оперно-симфонический дирижер (2002, класс профессора Василия Синайского), в аспирантуре МГК учился у профессора Андрея Шишлова (специальность «струнный квартет»). Также среди его педагогов в Московской консерватории — профессора Т.А. Гайдамович, А.З. Бондурянский, Р.Р. Давидян, К.С. Хачатурян.

В 1996–2000 Феликс Коробов был концертмейстером группы виолончелей Государственной академической симфонической капеллы России под управлением Валерия Полянского. В 2000–2002 — ассистент главного дирижера и концертмейстер группы виолончелей Госоркестра России имени Е.Ф. Светланова. В 2004–2006 — главный дирижер Московского театра Новая Опера.

С сентября 2004 — главный дирижер Музыкального театра имени К.С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко. В качестве музыкального руководителя и дирижера выпустил спектакли: «Аида», «Травиата», «Сила судьбы» (Дж. Верди); «Вертер», «Манон» (Ж. Массне); «Гамлет (датский) (российская) комедия» (В. Кобекин); «Евгений Онегин» (П.И. Чайковский); «Итальянка в Алжире» (Дж. Россини); «Каменный цветок», «Золушка», «Война и мир» (С. Прокофьев); «Кафе «Сократ»» («Бедный матрос» Д. Мийо, «Сократ» Э. Сати); «Майская ночь, или Утопленница» (Н. Римский-Корсаков); «Маленькая смерть. Шесть танцев» (балет И. Килиана на музыку В.А. Моцарта); «Манон» (балет К. МакМиллана на музыку Ж. Массне); «Медея» (Л. Керубини); «Неаполь» (на музыку Н. Гаде, Э. Хельстеда, Х.С. Паулли, Х. К. Лумбю); «Песни у колодца. Слепые» (Л. Ауэрбах, Е. Лангер); «Русалочка», «Татьяна» (Л. Ауэрбах); «Царь Эдип» (И. Стравинский); «Замок Герцога Синя Борода» (Б. Барток) и др.

Лауреат премии «Золотая маска» (2012; «Балет/современный танец / Работа дирижера»; «Русалочка», МАМТ), премии Фонда Ирины Архиповой (2012), Премии Москвы в области литературы и искусства (2016). Заслуженный артист Российской Федерации (2008) и Республики Абхазия (2012), Народный артист Российской Федерации (2020).

В 2008 в Австрии был выпущен первый компакт-диск оркестра МАМТа под управлением Ф. Коробова (музыка Брамса, солист — П. Бадура-Шкода).

С 2007 преподает в Московской консерватории на кафедре оперно-симфонического дирижирования. Художественный руководитель и главный дирижер Камерного оркестра МГК. В 2021 коллективу исполнилось 60 лет. Юбилейный концерт состоялся 17 мая 2022 в РЗК (российская премьера “Eine Deutsch-Jiddische Kantate” Ивана Фишера и сочинения В.А. Моцарта).

Коробов ввел в МАМТе практику симфонических концертов, представив с оркестром театра вечера музыки Рахманинова, Шостаковича, Равеля, Бетховена и др. В концертах солировали Пауль Бадура-Шкода (Австрия), Дмитрий Башкиров, Саяка Сёдзи, Хибла Герзмава, Сергей Лейферкус, Владимир Галузин и многие другие именитые исполнители.

24 июня 2022 на Малой сцене МАМТа стартовал новый проект Коробова: цикл концертов Моцарта «Кехель. Собрание исполнений». Австрийский музыковед и ботаник, писатель и композитор, Людвиг фон Кехель (1800–1877), в первую очередь, известен как человек, который каталогизировал музыку Моцарта. «Хронологически-тематический указатель всех сочинений Вольфганга Амадея Моцарта», или Каталог Кехеля, был издан в 1862. До сих пор произведения Моцарта сопровождаются маркировкой по этому указателю и обозначаются буквой «К» или «KV».

В программе первого концерта цикла прозвучали все флейтовые и гобойные квартеты Моцарта, а также кларнетовый квинтет. Исполнители — участники ансамбля «Квартет-Квартет», солисты АСО Санкт-Петербургской филармонии, а также саксофонистка Юлия Биховец.

Также в юбилейном для себя, 2022, году Феликс Коробов выступил с концертными программами:

  • 26 марта в Санкт-Петербургской филармонии с Элисо Вирсаладзе и Заслуженным коллективом России академическим симфоническим оркестром филармонии (15-й фортепианный концерт Моцарта и Пятая симфония Малера);
  • 28 марта в Концертном зале имени П.И. Чайковского с Екатериной Мечетиной и Новосибирским академическим симфоническим оркестром (Первый фортепианный концерт и Пятая симфония Чайковского);
  • 3 апреля в Санкт-Петербургской филармонии с Александром Кашпуриным и АСО филармонии (Увертюра к опере «Дон Жуан» и 22-й фортепианный концерт Моцарта, симфоническая поэма «Жизнь героя» Рихарда Штрауса);
  • 13 мая в «Зарядье» с Николаем Луганским и ГАСО имени Светланова (изначально планировалось, что дирижировать будет Василий Петренко, но, как известно, в марте Петренко приостановил отношения с Госоркестром на фоне событий в Украине; в программе — Фортепианный концерт Метнера и «Симфонические танцы» Рахманинова).

«Мне кажется, что главное, чтобы спектакль был талантливым, интересным. Главное для меня, чтобы в постановке сохранились те взаимоотношения, те чувства, эмоции, которые закладывали композитор и либреттист. Чудо оперного спектакля — это когда все хорошо вместе. Мой любимый термин здесь — “сотворчество“.

Очень непросто сегодня говорить о чем-то новаторском. Шкловский сказал как-то, что после “Черного квадрата“ Малевича сложно придумать что-то новое. Мне кажется, сейчас возрастает интерес к внутреннему миру, а не к декорациям или к одежде, в которой поют герои. Чувства и эмоции у людей остаются во все времена одни и те же. И сюжетов, в общем-то, только любовь да деньги. И они не требуют какого-то специальной адаптации под наше время, под наш язык. Главное – никогда нельзя опускаться, пытаться заигрывать с публикой, упрощать. Все должно быть разумно. Если это не нарушает авторского замысла, если это не идет вразрез со смыслом, с музыкой, с драматургией, с музыкальной формой, тогда все допустимо — и купюры, и вставки». (Из интервью Ф. Коробова порталу IsraeliCulture.Info, 05.05.2015)

«С удовольствием читаю и перечитываю Лотмана. Когда-то очень давно, в самом начале моей педагогической деятельности, мы разговаривали с учеником на важные этические темы, и тогда я сказал ему: почитайте дневники Юрия Михайловича Лотмана. Это был умный студент, он прочитал эти дневники, и когда мы вернулись к этому разговору, он сказал: “Но ведь это же невозможно так жить, когда честность и порядочность доведены в жизни до абсолюта, это — тотальное самопожертвование”.

Тем не менее, пример такого человека был, а значит, жить так можно, сложно, но необходимо. Поэтому периодически нужно перечитывать и Лотмана, и Лихачева, чтобы напоминать сердцу о важных вещах». (Из интервью «РГ», 13.04.2020).

Екатерина РОМАНОВА, Антон ДУБИН | «МО» № 7 (498) 2022

«Музыкальное обозрение» в социальных сетях

ВКонтакте    Телеграм