Тюмень: капитан, капитан…

Алексей Карабанов — худрук и главный дирижер Тюменского филармонического оркестра
Тюмень: капитан, капитан…

О назначении Карабанова сообщил губернатор Тюменской области Александр Моор 12 августа.

Александр Карабанов — военный дирижер, выпускник Военно-дирижерского факультета Московской консерватории. Последние 15 лет (2007–2021) руководил Центральным образцовым оркестром им. Римского-Корсакова ВМФ РФ. 15 мая ему исполнилось 60 лет. Незадолго до этого он уволился из оркестра ВМФ. И, по сведениям «МО», уже довольно давно искал возможность работы в симфонических оркестрах Москвы, изучал и ситуацию в провинции. Когда в Тюмени объявили о «смотринах» на место худрука и главного дирижера симфонического оркестра, капитан I ранга Карабанов, проявив истинно воинскую отвагу, смело ринулся в бой.

Тюменский оркестр молод, ему в 2020 исполнилось пять лет. Молоды, в основном, и музыканты. Оркестру надо расти, развиваться. Ему нужен маэстро с большим опытом работы именно с симфоническими коллективами. А Алексей Карабанов подобного опыта не имеет (на его счету лишь разовые приглашения). Не знаком с особенностями и спецификой симфонического коллектива, далек от симфонического репертуара, да и вряд ли глубоко его знает. Едва ли он знает рынок музыкантов симфонических оркестров, и вообще специфику оркестровой жизни. Так что решение о назначении А. Карабанова выглядит стратегически и тактически непродуманным.

Год без главного

Почти весь сезон 2020–2021 Тюменский филармонический оркестр оставался без руководителя. 11 октября 2020 от коронавируса скончался Евгений Шестаков.  У него остались супруга и маленький ребенок. Еще один ребенок родился после смерти маэстро. Шестаков в 2015 вместе с тогдашним директором филармонии Михаилом Бирманом стоял у истоков коллектива. «Этого события в Тюмени ждали давно, — писало “МО” в № 1 / 2016. — ТГСО — долгожданное и любимое дитя, которое бережно и с любовью много лет создавали и взращивали. Победа и музыкантов, и любителей музыки, и властей региона. Всех, кто болел за общее дело. Вкладывал силы, средства, мысль и душу в то, чтобы этот “ребенок” родился и вырос в явление всероссийского масштаба. И отношение к нему в высшей степени серьезное: как к важнейшей культурной институции, создаваемой на многие годы, на перспективу».

Создание оркестра в Тюмени было названо «Событием года», а Е. Шестаков и М. Бирман были удостоены Премии «МО».

«Смотрины»

В течение концертного сезона оркестром руководил второй дирижер Владимир Добровольский (петербуржец, воспитанник хорового училища им. Глинки и консерватории, он работал в оркестре с 2018, выдержав конкурс на должность дирижера ТФО). В феврале 2021 в филармонии была сформирована рабочая группа, которая занялась отбором кандидатов на должность нового главного дирижера и художественного руководителя. Из 23 претендентов были отобраны четверо: Добровольский, начальник Центрального образцового оркестра им. Н.А. Римского-Корсакова ВМФ России Алексей Карабанов (дирижировал концертом 17 апреля), худрук оркестра Театра оперы и балета Санкт-Петербургской консерватории Алим Шахмаметьев (22 мая) и Мариус Стравинский (19 июня).

Казалось бы, естественно было бы передать бразды правления В. Добровольскому, поскольку он работал под руководством Шестакова и продолжил бы его дело. Но главным дирижером был назначен Алексей Карабанов. Узнав об этом, Добровольский 9 августа подал заявление об уходе по собственному желанию. Комментарий директора Тюменской филармонии Александра Березина: «С Владимиром Эдуардовичем мы долго говорили, обсудили причины, выяснили, что творческий сезон прошел на очень высоком уровне. Добровольский — талантливый дирижер. Он признался, что решение — покинуть филармонию и Тюмень — взвешенное. Ему поступило предложение о новом месте работы. Но творческая связь с ним останется. Двери филармонии для него будут открыты всегда».

Алексей Карабанов дирижировал ТФО 17 апреля. В программе были Первая симфония Бетховена («Будем удивлять тюменцев “веселым” Бетховеном, — заметил Карабанов перед концертом) и «Шехерезада» Римского-Корсакова, мореплавателя и морского офицера, коллеги Карабанова (по признанию дирижера, одно из самых любимых его сочинений, к тому же на морскую тематику). «Оркестр оставил очень приятное впечатление, понравилось отношение, прекрасный уровень исполнителей. Коллектив отзывчивый, быстро реагирует, все музыканты отлично звучат. В общем, это значительно превзошло мои ожидания, я слышал, что в Тюмени хороший оркестр, но он оказался очень хорошим», — такую оценку А. Карабанов дал оркестру после репетиций и концерта.

Накануне сезона, уже в новой должности, в интервью телеканалу «Тюменское время» дирижер заметил, что серьезных изменений в работе оркестра он пока не планирует: «Коллектив находится в прекрасной форме, можно сказать, вышколен. Евгений Иванович (Шестаков. — «МО) его хорошо подготовил. Нет никаких оснований что-то ломать и переделывать. Другое дело, что всегда должно быть поступательное движение к идеалам и новым творческим направлениям».

На вопрос, как он собирается управлять оркестром, Карабанов ответил: «У меня как у Архимеда: точка опоры — оркестр, рычаг — дирижерская палочка. Ничего придумывать не надо. Гергиев умудряется управляться зубочисткой».

Новый сезон

Оркестр открыл сезон 15 сентября концертом в Тюменской филармонии. Прозвучала увертюра к опере «Руслан и Людмила» Глинки, фортепианный концерт и сюита «Сигурд Юрсальфар» Грига (солист Филипп Копачевский), тюменская премьера произведения А. Шора Travelnotebook («Путевые заметки»). «Попутно заметим»: Шор — киевский математик, а ныне американо-мальтийский композитор — уверенно «зашагал по России»: Хабаровск, Томск, Ульяновск, Санкт-Петербург, Москва, Тюмень, Сочи… далее везде.

17 ноября оркестр под управлением А. Карабанова принял участие в концерте «Денис Мацуев и друзья» в Салехарде. 19 ноября в московском зале «Зарядье» исполнил «Немецкий реквием» Брамса (об этом концерте зал «Зарядье» договаривался с Шестаковым, изменить программу было невозможно). Было заметно, что дирижер волнуется — это объяснимо, но исполнение, можно сказать, состоялось. В основном благодаря искусству хора «Мастера хорового пения» (худ. рук. Л. Конторович), который цементировал исполнение, держал в своих руках (точнее, голосах) его нить. Солировали Анна Аглатова (сопрано) и Игорь Подоплелов (баритон). По сути, этот концерт стал реквиемом маэстро Шестакову.

20 ноября Тюменский оркестр выступил в Концертном зале Мариинского театра («Франческа да Римини» Чайковского» и «Героическая» симфония Бетховена). В своем родном городе Алексей Карабанов чувствовал себя более раскованно. «У нас программа достаточно серьезная, — рассказал дирижер порталу “Тюменская линия”. — Мы взяли Бетховена, 3-ю симфонию. Это такая классика, которая очень показательная. Есть версии, есть традиции, есть разные взгляды. И тут важно показать какой версии придерживаемся мы, какого стиля. И если нам это удастся, то я буду счастлив».

В тот же день в Тюмени состоялся концерт памяти художественного руководителя оркестра «Камерата Сибири» Антона Шароева, скончавшегося 6 октября. Новый руководитель коллектива пока не назначен.

Вот так в течение года Тюмень потеряла из-за пандемии руководителей двух оркестров. К этим двум бедам можно добавить и еще одну: эксперимент с КТО (концертно-театральным объединением). В 2014 государственные театры и концертные организации в двух регионах — Псковской и Тюменской областях — волевым решением были втиснуты под одну крышу. Эта идея не раз критиковалась, в том числе и на высоком уровне, дальше двух названных территорий не пошла, но в Пскове и Тюмени эксперимент все еще продолжается и, по мнению многих, тормозит развитие организаций, входящих в КТО.

Тюменская филармония в последние годы существенно укрепилась и кадрово, и творчески. Появился симфонический оркестр. С переездом из Вологды талантливого хормейстера Альберта Мишина значительно вырос уровень Хоровой капеллы. В прошлом году директором назначен опытнейший руководитель, известный музыкант Александр Березин. Однако уход из жизни двух маэстро, вкупе с неоднозначным назначением Алексея Карабанова, ставит перед филармонией и ее руководством сложные проблемы.

Алексей Карабанов род. 15 мая 1961 в Ленинграде. В 1973 начал обучение на кларнете. В 1980 окончил музыкальное училище при Ленинградской консерватории (класс И. Рогинского), в 1985 — Военно-дирижерский факультет Московской консерватории (класс проф. Г. Алявдина). Первое место службы — оркестр Высшего военно-морского инженерного училища им. Дзержинского. С 1985 по 2007 работал с Адмиралтейским оркестром Ленинградской военно-морской базы. Оркестром записано 7 дисков.

В 2007–2021 — начальник (художественный руководитель и главный дирижер) Центрального образцового оркестра им. Н.А. Римского-Корсакова ВМФ России.

В качестве приглашенного дирижера выступал с коллективами Москвы и Санкт-Петербурга, дирижировал за рубежом.

В 2000 основал фестиваль «Адмиралтейская музыка», который ежегодно проходит в Москве и Санкт-Петербурге.

Заслуженный артист РФ (1996), заслуженный деятель искусств РФ (2018).

Доцент МГИМ им. А.Г. Шнитке.

Капитан 1-го ранга.

«МО»

Опубликовано «МО» № 10 (485) 2021