Симбирские коленца

Девичий переполох в Ленинском мемориале на родине Ильича
Симбирские коленца
Исаак Бродский. «У гроба вождя». 1925 (фрагмент)

Никогда такого не было — и вот опять. В Ульяновске две дамы — Министр искусства и культурной политики Е. Сидорова и директор «Ленинского мемориала» Л. Ларина (сохранившие пока свои места даже после избрания нового губернатора) — решили: поделить должность художественного руководителя – главного дирижера, которую занимал Илья Дербилов, на двоих. Можно сказать, сообразили на двоих и призвали Фабио Мастранджело на должность худрука и Сергея Кисса — на должность главного дирижера. Но и этого им показалось мало! Прошло меньше полугода, а делят уже на четверых: прибавились Юрий Ткаченко (чья эпопея в Ростове-на-Дону известна) и Эдуард Дядюра.

Филармоническое «закулисье»

Спектакль начал разыгрываться в конце июня, под занавес сезона. О переговорах Лариной с Мастранджело не было известно ни действующему художественному руководителю – главному дирижеру, ни оркестру. Сам Мастранджело, участвуя в закулисных ереговорах за спиной коллеги, не нашел в себе ни духа, ни такта, ни хотя бы элементарной воспитанности и вежливости обсудить ситуацию с Дербиловым. Хотя место проживания обоих дирижеров — Санкт-Петербург. Для Мастранджело Ульяновский оркестр — очередной «вагон» в его оркестровом «поезде», перманентно следующем по маршруту Якутск – Новосибирск – Екатеринбург – Санкт-Петербург – Москва и обратно.

Поступок Мастранджело был невысоко оценен в профессиональных сообществах: филармоническом, оркестровом, дирижерском. Впрочем, как и решение Лариной. Но, как говорят, подобное тянется к подобному. Не случайно дирижер в одном из интервью заявил, что его привела в Ульяновск, прежде всего, дружба с Л. Лариной.

Узнав обо всем этом, Дербилов не стал продлевать свой трехлетний контракт, завершившийся 30 июня. В чате оркестрантов он оставил сообщение:

«Дорогие друзья! С сегодняшнего дня я больше не работаю в оркестре. Я не стал подписывать контракт! <…> прощаюсь и желаю Вам сберечь музыку в Ваших сердцах, так как именно она не предаст Вас никогда! Ваш И. Н.»

Напоследок Дербилов продирижировал Ульяновском оркестром на фестивале «Летние ночи в Елабуге» 15 июля.

Ульяновск «жжот»!

Информация о том, что Илья Дербилов покидает Ульяновск, взорвала интернет и соцсети. Появились резкие, нелицеприятные комментарии, в которых пользователи критиковали и подвергали сомнению профессиональный уровень министра и директора филармонии.

«Для культурной жизни Ульяновска уход такого профессионала как Дербилов – это большой скандал, для симфонического оркестра еще и огромная потеря. <…> Балалаечница Лидия Ларина своим единоличным решением, даже не удосужившись поставить в известность действующего дирижера «Губернаторского», за его спиной предложила место худрука итальянцу с российским паспортом, дирижеру Фабио Мастранджело».

(Ларина, 1971 г.р., действительно по специальности балалаечница: в 1995 окончила Казанскую консерваторию, в 2001 — ассистентуру-стажировку Челябинского института культуры и искусств – «МО»).

«Отъезд художественного руководителя и главного дирижера УГАСО “Губернаторский” Ильи Дербилова – это трагедия не только для музыкального искусства, но и для региональной культуры в целом! С приездом Ильи Дербилова у города, у нашей музыкальной культуры появился шанс! Шанс подняться на более высокий уровень, которым когда-то славился оркестр при Эдуарде Серове, при Николае Алексееве…» (Лариса Куфтина, музыковед, заслуженный работник культуры РФ).

«К сожалению, Симбирск-Ульяновск всегда, во все времена, страдал от засилия Сидоровых-Лариных. А Дербиловы-Шабалины уезжали в столицы разных мастей и там процветали на благо, увы, других!!!»

«Что посеешь – то пожнешь… Музыканты помнят собрание филарм. коллектива 2011 года, тогда был представлен план развития организации… Не имея опыта, образования, благодаря сестре-министру был утвержден план, за спиной бывшего директора В. Уткина. Считаете это порядочно? Сейчас все возвращается бумерангом. Убежден, все могут ошибаться, но Лидия НИКОГДА не признает своих ошибок, будет мстить, и история развития Ульяновской культуры тому подтверждение».

Кузьма Петров-Водкин. "У гроба Ленина (Ленин в гробу)", 1924

Письмо оркестрантов

Музыканты оркестра выступили с открытым письмом к врио (тогда еще) губернатора, в котором четко изложили свою позицию: хотим работать с Дербиловым.

«За 53 года своего существования Ульяновский симфонический оркестр с большим успехом не раз представлял нашу область на ведущих концертных площадках городов России и за рубежом, где всегда отмечался его высокий профессионализм и мастерство, – говорится в письме. – Коллектив оркестра сотрудничал со многими талантливыми дирижерами, видел их работу, и считает, что огромное значение имеет личность человека, возглавляющего коллектив.

В 2018 году по согласованию с прежним губернатором Морозовым С.И., художественным руководителем и главным дирижером оркестра был назначен Илья Николаевич Дербилов – яркий представитель петербургской дирижерской школы, выпускник Санкт-Петербургской государственной консерватории, профессионал высокого уровня, прекрасный руководитель. Всего за три года работы он заметно повысил профессиональный уровень оркестра, поставив его в один ряд с ведущими коллективами страны. <…>

За период работы с Ульяновским государственным академическим симфоническим оркестром Дербиловым И.Н. исполнено множество новых интересных программ, у ульяновских слушателей возрос интерес к классическому музыкальному искусству, а у оркестра появилась своя постоянная зрительская аудитория. На сегодняшний день у коллектива существует доверие к музыканту, который руководил оркестром на протяжении последних трех лет.

30 июня 2021 года закончился контракт, подписанный с Дербиловым И.Н.

Не интересуясь мнением оркестра, руководство Ленинского мемориала подписало контракт с дирижером Фабио Мастранджело, назначив его на должность художественного руководителя Ульяновского государственного академического симфонического оркестра и только после этого уведомило об этом Вас. Фактически поссорив наш коллектив оркестра с известным в России музыкантом Фабио Мастранджело, с которым оркестр сотрудничал на протяжении многих лет. Коллектив оркестра считает, что администрация Ленинского мемориала должна была произвести рассмотрение кандидатуры нового художественного руководителя на заседании художественного совета оркестра.

В целях восстановления благоприятной творческой атмосферы к в коллективе, ввиду глубокого уважения и профессионального доверия к дирижеру, который сотрудничал с оркестром на протяжении последних трех лет, коллектив желает продолжить работу с Дербиловым И.Н. как с художественным руководителем и главным дирижером.

Настоящее письмо отражает точку зрения всего коллектива.

Убедительно просим Вас рассмотреть данный вопрос и принять меры».

Разделяй и властвуй?

12 июля, как раз накануне отъезда в Елабугу, оркестру представили Мастранджело и Кисса: он тоже много поездил по России — работал главным дирижером в театрах Коми, Мордовии, Чувашии, Иваново, симфоническом оркестре Тамбова. Блестящий послужной список!

Министр Е. Сидорова сообщала, что «разделение должностей худрука и главного дирижера или главного режиссера — совершенно обычная модель, в которой работают многие театрально-концертные организации». Тут — либо подмена понятий, либо путаница, либо непонимание реального положения вещей. Вероятно, Сидорова ориентировалась на театры. Для оркестров такая практика неприемлема. В оркестре своя иерархия: главный дирижер – художественный руководитель, второй дирижер, главный приглашенный, приглашенные и т.д.

Город сплошных перемен…

А также переименований и путаниц. Уже больше ста лет. Родился в этом городе Ульянов — стал Ленин. Симбирск — стал Ульяновском (почему же не Ленинском?).

Филармония стала «Ленинским мемориалом» (почему же не Ульяновским?), который поглотил филармонию: юридически ее не существует с 2016. А то, что на сайте «Ленинского мемориала» все еще числится название «Ульяновская областная филармония» — лукавство, поскольку в официальных учредительных документах, с которыми можно ознакомиться на том же сайте, такого понятия нет. Правда, руководитель все тот же: Лидия Ларина директорствует в филармонии (а затем в «Мемориале») с 2011: при ней и произошло поглощение.

Симбирск «подарил» Петербургу – Ленинграду Ульянова-Ленина. Ленинград – Петербург Ульяновскому симфоническому оркестру — главных дирижеров Эдуарда Серова (первый руководитель УГАСО, 1968–1977), Александра Алексеева (1978–1983), Николая Алексеева (1985–2001), Илью Дербилова.

За последние 10 лет в оркестре сменилось 4 руководителя: Сергей Ферулев (работал с 2005 по 2012), Олег Зверев (2012–2018), Илья Дербилов (2018–2021), теперь вот Мастранджело (тоже петер- буржец) и К.

Кстати, Зверев был уволен Лариной в ходе сезона 2017–2018, накануне юбилейного концерта к 50-летию оркестра, без объяснения причин.

Анатомия конфликта

30 марта 2021 Сергей Морозов встречался с коллективом УГАСО. В присутствии Лариной и Сидоровой он поднял вопрос о том, чтобы «отделить» оркестр от Ленинского мемориала, сделать его самостоятельным юридическим лицом и выбрать коллективу новое имя: ««Губернаторский» — это не имя, а статус, давайте придумаем имя, ведь как корабль назовешь, так он и поплывет», — сказал Морозов.

Вот он (корабль-оркестр) и «поплыл».

Точнее, «поплыл» губернатор. 8 апреля Морозов (член «ЕР») был освобожден от должности. Назначенный врио губернатора Алексей Русских (представитель КПРФ, бывший депутат ГД и член Совета Федерации, избран губернатором на выборах в сентябре 2021), вероятно, еще не разобрался в сложной ситуации в филармонии.

А вообще — кто главный в оркестре? Казалось бы, ответ один: художественный руководитель и главный дирижер. Но в последнее время, как показывает жизнь, «рулят» симфоническими оркестрами, распоряжаются ими, выделяют (или не выделяют) средства, решают вопросы о худруках, статусе, количественном составе, приглашают солистов и выделяют под них гонорары (есть и такие, которым платят и по 3,5 миллиона за концерт, и обращаются они не в филармонии, а непосредствено к губернаторам) чаще всего губернаторы, при молчаливом согласии безропотных директоров филармоний.

Конфликт с Дербиловым и приглашение Мастранджело — месть со стороны Лариной дирижеру и экс-губернатору Морозову — в общем-то ее благодетелю, т.к. Морозов, будучи губернатором (руководил областью с 2005), способствовал ее продвижению по карьерной лестнице.

Как и продвижению ее сестры Татьяны Мурдасовой (в 2012–2013 министр искусства и культурной политики Ульяновской области, была уволена с этой должности за чересчур вольную лексику в разговоре с журналистом, что стало достоянием общественности; в 2015–2018 — полпред Ульяновской области в Москве).

К слову, попытки Лариной вслед за сестрой устроиться на работу в Москву или Санкт-Петербург пока что не увенчались успехом.

Тело Владимира Ильича Ленина в Мавзолее

Chi sei, signore Mastrangelo?

Фабио Мастранджело — итальянский дирижер, имеющий российское гражданство и формально на момент приглашения в Ульяновск возглавлявший сразу пять оркестров (в санкт-петербургском Мюзик-холле — симфонический «Северная симфония» и камерный «Северная симфониетта»; в Москве — «Русская филармония»; в Якутске — Symphonica ARTica; Ансамбль солистов «Новосибирская камерата» — правда, в «Камерате» он скорее числился, нежели руководил, а с нового сезона покинул этот коллектив).

Помимо этого, Мастранджело — главный приглашенный дирижер Новосибирского симфонического оркестра, заместитель худрука Академии молодых певцов Елены Образцовой, а с недавних пор еще и руководитель – главный приглашенный дирижер Театра «Карло Феличе» в Генуе (Италия). Все это вызывает лишь иронию. Теперь вот еще и Ульяновск.

И немного об этике…

То, что Мастранджело не сообщил Дербилову о переговорах с Сидоровой и Лариной, выглядит некорректно и никак не вписывается в рамки профессиональной дирижерской этики. Раньше такое в профессиональном сообществе невозможно было представить. Выходит, однако, что теперь можно вести себя и так…

Мастранджело охотно делится своими планами относительно Ульяновска (хочет провести моцартовский фестиваль, пригласить В. Спивакова, исполнить в оперу Беллини «Капулетти и Монтекки»). Но появляться в городе он собирается не более 5-6 раз за сезон. Говорит, что в наше время можно успешно руководить оркестром по видеосвязи и телефону. Между тем Ульяновский оркестр выступил на VI Симфоническом форуме России в Екатеринбурге не с новым художественным руководителем, а с Ю. Ткаченко. Мастранджело предпочел дирижировать на форуме оркестром Якутской филармонии.

Ленинский вопрос

По истечении почти полугода Ларина, говорят, прибавила оркестрантам что-то к зарплате (видимо, чтобы избежать бунтов и протестов).

Но ситуация с филармонией в Ульяновске критическая. Юридически филармонии нет. В афише — в основном народные и эстрадные коллективы. Фестиваль с прямолинейным, пафосным и бессмысленным названием «Мир, Эпоха, Имена» давно уже превратился в скучный набор концертов. Утрачено историческое здание — прекрасный старинный особняк: его реставрация затянулась на годы, а после ремонта его, кажется, отдадут ансамблю песни и танца «Волга». Демонтирован орган немецкой фирмы Hermann Eule Orgelbau. По сообщениям ульяновских СМИ, гарантийный срок эксплуатации саркофага, в который поместили инструмент после демонтажа еще в 2016, подходит к концу.

Разрешение ситуации видится в отставке Сидоровой и Лариной, возвращении филармонии юридического лица и здания. «Ленинский мемориал» готовят к закрытию и капитальной реконструкции (до демонтажа, видимо, еще далеко). Хорошо бы оставить его Ильичу, а для концертов симфонического оркестра найти более достойный зал. Грамотно выстроить работу оркестра, пригласить сильного маэстро и приглашенных дирижеров (очевидно, что нынешнее руководство филармонии на это не способно). Сеньору Мастранджело, думается, хватит Якутии и питерского Мюзик-холла.

И вновь рассмотреть идею экс-губернатора Морозова и экс-худрука Дербилова о самостоятельности оркестра.

А городу Ульяновску вернуть историческое название — Симбирск. Лариной — предложить должность руководителя народного оркестра какой-нибудь ДМШ Ульяновска или г. Димитровграда. А для укрепления этой школы директором назначить Сидорову.

Однако «симбирские коленца» продолжаются. С. Кисс уже отодвинут с позиции главного дирижера и, по некоторым данным, пытается устроиться в Хабаровск, где летом освободилось место главного дирижера в связи с отъездом М. Леонтьева. А выдвигаются Ю. Ткаченко, фактически приступающий к обязанностям главного дирижера (его эпопея в Ростове-на-Дону известна, любопытные могут поинтересоваться) и Э. Дядюра.

В.И. Ленин и И.В. Сталин (с 1953 по 1961) в Мавзолее

P.S.

В октябре Ульяновский оркестр побывал на VI Симфоническом форуме России в Екатеринбурге с программой «Итальянское путешествие», составленной еще И. Дербиловым. Но дирижировал не новый худрук (что было бы естественно), а Ю. Ткаченко. Мастранджело выступил на Форуме с оркестром Якутской филармонии. Ульяновским оркестром он за полгода продирижировал всего дважды.

P.P.S.

Вот пример «полета фантазии» Ю. Ткаченко. К 105-летию со дня рождения В. Дударовой (5 декабря) он предложил (ни много ни мало) «историческую реконструкцию» — но чего? — программы, сыгранной Ульяновским оркестром в 1988 под управлением (как гласят ульяновские рекламные тексты) «выдающегося дирижера современности», «легендарной» В. Дударовой. Во Дворце творчества детей и молодежи УГАСО под управлением Ткаченко сыграл «Праздничную увертюру» и Симфонию № 5 Шостаковича и Первый концерт Рахманинова (солист А. Ворожцов). Пригласили музыковеда, автора книги о Дударовой. Приехал сын женщины-дирижера. Но подобные программы и сочинения исполняются сплошь и рядом, никакой оригинальности в этом нет. Невелика и дата. Да и назвать В.Б. Дударову «выдающимся дирижером современности» — большое преувеличение.

Предлагаем развить идею и исполнять «исторические реконструкции» первых программ, исполненных с УГАСО Серовым, Алексеевым, Зверевым, Ферулевым Дербиловым и всеми, кто когда-либо дирижировал Ульяновским оркестром.

P.P.P.S.

Оставив Ульяновск, Илья Дербилов, которому 11 сентября исполнилось 40 лет, принял предложение из Кирова, где после увольнения К. Маслюка стала вакантной должность художественного руководителя – главного дирижера Вятского симфонического оркестра. С ноября он также исполняет обязанности худрука Вятской филармонии.

Уже после того, как И. Дербилов покинул УГАСО, врио губернатора А. Русских предложил ему должность советника губернатора по культуре. Если бы это случилось, то — совершенно очевидно — пошло бы на пользу и развитию оркестра, и филармонии, и культуре области. Но не при Лариной и Мастранджело.