«Марсианские хроники». В Большом театре вручили призы Бенуа де ла данс

«Марсианские хроники».  В Большом театре вручили призы Бенуа де ла данс
Официальный приз Бенуа де ля Данс работы скульптора Игоря Устинова

В Большом театре прошел двухдневный Международный балетный фестиваль Бенуа де ла данс.

Приз Бенуа – статуэтка работы архитектора Игоря Устинова – вручался в этом году в двадцать восьмой раз.

В прошлом году фестиваль отменился из-за пандемии, а номинанты 2020 автоматически стали номинантами 2021 года, то есть на премию претендовало не двойное количество артистов, а обычное, так как везде в мире кроме России у театров новый сезон начался в июне 2021, если не учитывать Баварскую оперу, которая смогла себе позволить роскошь играть премьеры в пустом зрительном зале и показывать их онлайн. Пока трудно представить, какие хореографы будут бороться за премию в следующем году, впрочем, для разгона еще есть лето и осень, а также уже выпущено несколько онлайн-проектов, например, онлайн-премьера The Barre Project (Blake Works II) на музыку Джемса Блейка – совместный проект хореографа Уильяма Форсайта и танцевальной компании CLI Studios.

Притягательной частью обоих концертов стали собственно выступления номинантов,  которые приехали, пусть и не в полном составе, но все же смогли показать восемь московских премьер, и лауреатов разных лет. Торжественная часть была короткой, так как по понятной причине на сцену не выходили «священные чудовища», такие как Джон Ноймайер, Уильям Форсайт, Иржи Килиан, Матс Эк, Анна Лагуна и другие, чье появление всегда вызывает радость и восторг критиков и зрителей. Их присутствие часто не имеет отношения к вручению конкретных призов, но дает ощущения подлинности праздника балета и современного танца. В этом году старейшины хореографического цеха не смогли быть в Москве еще и из-за того, что в театрах, где они работают, шла бурная подготовка к открытию сезона. Так в Гамбурге Джон Ноймайер выпускал балет «Гамлет 21» (новая версия его культового балета по Саксону Грамматику и Шекспиру) на музыку Майкла Типпетта и репетировал другие спектакли сорок шестого фестиваля «Гамбургские дни балета», который завершится 27 июня традиционным концертом «Нижинский-гала». Трехчасовой спектакль с рассказами Ноймайера пройдет дважды, чтобы зрителям, купившим билеты еще в 2020 году, не пришлось их сдавать из-за 50%-ной заполняемости зала.

«Чистейшая порода», хореография Якопо Годани. Анне Юнг и Сэмюэл Янг-Райт. Фото Михаил Логвинов

Своеобразными героями Бенуа-2021 стали итальянский хореограф Якопо Годани, который руководит Компанией танца Дрезден-Франкфурт (Годани стал наследником Уильяма Форсайта, оставившего руководство этой труппой, выступающей в двух немецких городах на площадках Хеллерау в Дрездене и Бокенхаймер Депо во Франкфурте-на-Майне), и великолепные артисты его компании Анне Юнг и Сэмюэл Янг-Райт. Анне Юнг выдвинул сам Годани, который получил такое право, как и другие члены жюри (председатель Юрий Григорович, со-председатель Светлана Захарова, Хоакин де Люс, Элизабет Платель, Лили Синь, Эшли Уитер, Эдвард Уотсон). Танцовщики из Компании Дрезден-Франкфурт не смогли показать фрагмент из балета, за который Анне была номинирована, но они блеснули в дуэтах из двух других его спектаклей на музыку 48 Nord/Ульриха Мюллера и Зигфрида Рессерта «Полые кости» и «Чистейшая порода».  Годани умеет сочинять балеты без литературного сюжета, без драмы и надрыва, его внимание всегда сфокусировано на движении – на чистоте исполнения, на какой-то нутряной его связи с музыкой – обычно совершенно не мелодичной, как в этих привезенных фрагментах. Когда артисты вышли в белых полупрозрачных костюмах и начали беззвучно и без усилий двигаться, показалось, что на сцене марсиане, у которых нет, как у землян, костей и красной крови, и привычных для дуэта бинарных поддержек и обводок «мужское-женское», но есть какие-то другие связи между партнерами в танце – привлекательные своей неизведанностью. Направление, которое представляет Годани, растет из балетов Форсайта франкфуртского периода, но сегодня перекликается с ними в основном через музыку работающих с компанией современных композиторов.

«Полые кости», хореография Якопо Годани. Лучший номер. Фото Елена Пушкина

Интересный номер «Вернись» Гойо Монтеро показал солист Дрезденского балета Йон Вальехо, номинированный на премию. Трудно представить, как из номера может вырасти спектакль, но для гала-концерта в нем все идеально выстроено. Хореограф использовал пьесу Джона Доуленда для лютни, записанную в манере барочного рока, а танцовщик рассказывал какую-то мучительную историю про любовь и расставание. Во всех движениях артиста была ориентированность на спираль, на внутреннюю ось и на вертикаль, видимо, речь шла о закрытости и сосредоточенности его героя на себе. Однако полный огня и страсти номер «Вернись» не смог быстро стереть эффект от неземных «Полых костей» и его бесполых героев.

После красивых абстракций дуэт из балета Андрея Кайдановского «Отель “Сесиль”» вернул зрителей к сюжетной хореографии. Отрывок показали в настоящих декорациях, среди реквизита оказались и любимые постановщиком артефакты – матрасы и подушки, которые на этот раз послушно лежали на застеленных кроватях жуткого отеля. В номере выступили замечательные солисты Баварского балета Кароллина Бастос и Джан Цзиньхао.

Фактурная блондинка в дерзком розовом трико Сара Мернс достойно представила Нью-Йорк Сити Балле – она станцевала одну часть из проекта «Ночь 100 соло – посвящение Мерсу Каннингему» на музыку Джона Кинга. Было интересно вспомнить знаменитые эксперименты Каннингема с музыкой и танцем, существующими на сцене в параллельных реальностях.

Обязательным участником конкурса хореографов был Марко Гёкке, которого представляли солисты балета Ганновера Сандра Бурде и Морус Готье отрывком из балета «Любовник». Гёкке номинировали за балет «Кунсткамера», поставленном в Нидерландском театре танца, но голландский театр не выпустил своих артистов. Однако можно не сомневаться, что фирменная хореография, предполагающая постоянные как бы конвульсивные движения танцовщиков, присутствует и в том и в другом балете, и артисты отменно ее исполнили.

Номинанты из Китая приехать не смогли, поэтому милого архаичного драмбалета на сцене в тот день не было. На фоне космического авангарда, представленного американцами и немцами, хореография лауреата Бенуа-2021 Юрия Посохова – одновременно изысканная и переусложненная деталями – отвечала за добрую традицию литературного балета. К сожалению, заболела и не прилетела в Москву номинированная исполнительница Анны Карениной Виктория Джаяни, а артистка на замену была не совсем в теме, тем не менее увидеть своими глазами в Большом театре представителей прославленного Балета Джоффри оказалось важно.

«Три прелюда», хореография Бена Стивенсона. Амандин Альбиссон и Флоран Мелак. Фото Михаил Логвинов

Целых два номера в оба вечера показала лауреат Бенуа-2021 Екатерина Крысанова, которая в этом сезоне по разным печальным причинам мало танцевала  – она вышла в дуэте из 2 акта балета «Жизель» в редакции Алексея Ратманского с Давидом Мотта Суаресом и дуэте его же «Ромео и Джульетты» со своим постоянным партнером Владиславом Лантратовым. Вторая лауреатка из Парижской оперы, этуаль Амандин Альбиссон выступала во второй день – вместе с солистом Парижской оперы Флораном Мелаком она станцевала «Три прелюда» Сергея Рахманинова в хореографии Бена Стивенсона. Про нашу франкоманию, наверное, не стоит говорить специально, но выступление Альбиссон ждали с особым трепетом. Главное, что продемонстрировали французы – верность национальной школе танца, беззаботность и красоту. Бессюжетная старомодная неоклассика – эротичный дуэт возле балетного станка, скользящие над палками ноги балерины, ровные округлые пор де бра, незаметные несиловые поддержки, гармония и счастье. Аккомпанировал артистам Алексей Мелентьев.

Екатерина Крысанова и Владислав Лантратов. «Ромео и Джульетта», хореография Алексея Ратманского. Фото Михаил Логвинов

Среди серьезных претендентов на звание лауреата победил харизматичный испанец Хесус Кармона, специализирующийся на танце фламенко, причем не на дуэтном, а на сольном. Он показал два номера в собственной хореографии на музыку Рене Обри, вызвав самые головокружительные овации.

Также приз Бенуа получили художница Тасита Дин и композитор Томас Адес – участники проекта «Данте. Ад», которым руководил Уэйн МакГрегор в Королевском балете Ковент Гардена. Бенуа «За жизнь в искусстве» в этом году присудили британскому танцовщику и хореографу, обладателю прав на отдельные балеты Аштона Энтони Доуэллу (род. 1943). Прима-балерине Большого театра Светлане Захаровой был вручен приз «Бенуа-Мясин». Захарова предстала в восхитительной форме на концерте лауреатов разных лет в дуэте из балета Мауро Бигонцетти «Караваджо» с Якопо Тисси. От созерцания этой элегантной и гармоничной пары невозможно было оторвать глаза, и в очередной раз подумалось, что балерины такого класса, как Захарова, на балетном склоне пока не появилось.

За своей статуэтку Бенуа приехал в Москву премьер Михайловского театра Леонид Сарафанов. Приз был присужден ему еще в 2006, но вручен в 2021. Леонид давно не танцевал на сцене Большого, поклонники с энтузиазмом восприняли премьеру нового номера «Почти дуэт», который для него поставил Гентиан Дода.

Также на церемонии награждения вспоминали Карлу Фраччи (1936-2021) – великую итальянскую балерину, которая умерла 27 мая.

На концерте лауреатов разных лет выступали по большей части российские танцовщики, но после годового перерыва демонстрация мощи балетных сил даровала исцеление. На исторической сцене Большого театра блеснули Мария Александрова, Семен Чудин, Ольга Смирнова, звезды Мариинского театра Екатерина Кондаурова и Кимин Кин.

Екатерина БЕЛЯЕВА