Мариинский театр и Валерий Гергиев: жизнь в предлагаемых обстоятельствах

В тени его ветвей
Мариинский театр и Валерий Гергиев: жизнь в предлагаемых обстоятельствах

В 2020 Мариинский театр (точнее, его мобильная часть – солисты и оркестр)  и Валерий Гергиев вели настолько активный образ жизни, будто не существовало никакой пандемии  и ограничений. Тут и «Звезды белых ночей», и фестиваль «Зарядье» с премьерой «Приключений обезьяны» Родиона Щедрина,  и – по особому разрешению главы государства – зарубежные гастроли.  В 2022 Гергиев был отмечен специальной премией «Золотая маска» за выдающийся вклад в развитие театрального искусства. Февраль 2022 внес свои ограничения: бурный поток энергии слегка поутих  и переместился в Москву.

Герой моего романа

В 2021 вышли в свет две книги о Гергиеве. Издательство АСТ выпустило русский перевод книги японского журналиста Кадзуо Кобаяси «Валерий Гергиев. Симфония жизни», а в издателстве «Композитор • Санкт- Петербург» вышла книга Виталия Фиалковского «Гергиев как он есть. Опыт биографии с комментариями» (под. ред. И. Райскина) – продолжение «линейки» книг о маэстро, начатой в 2008, когда был опубликован огромный, богато иллюстрированный том: «Валерий Гергиев. Музыка. Театр. Жизнь. Противосложение» (идея и составление В.С. Фиалковского).

«Гергиев как он есть» – говорится в издательской аннотации – «…не перечень громких успехов дирижера. Это книга о нелегких путях, которые он выбирает, об усилиях, которых ему это стоит. О том, как, несмотря на обстоятельства, препятствующие его творческим намерениям, через срывы и учась на ошибках, встречая непонимание и критическое отношение к его замыслам, художник идет не оглядываясь к намеченной цели, преодолевая скрытое, а порой и явно враждебное противодействие, и … чаще всего побеждает – вот о чем эта книга».

Валерий Гергиев. Фото Marco Borggreve

Байка, Мавра, Маска

11 июля 2021 в Мариинском-2 состоялась премьера спектакля Максима Петрова «Байка. Мавра. Поцелуй феи», в основе которого сочинения Игоря Стравинского 1920-х годов – в честь 50-летия со дня смерти композитора.

«Осенью 2020 у Петрова состоялся балетмейстерский дебют в Самаре, где он поставил «Фортепианный концерт». Новый мультижанровый триптих стал первой большой полновечерней работой Петрова. Важно, что он вовремя и сразу оказался среди тех постановщиков, которые мыслят более масштабными категориями, чем просто «опера» и просто «балет». Соединенные в двухактный спектакль «Байка», «Мавра» и «Поцелуй феи» – это интересная попытка создать музыкальное действо, основанное на пластике и пении, оформленное в едином смысловом ключе. Наверное, из имеющихся в мире постановок, по форме ближе всего новый спектакль приближается к «Иоланте/Щелкунчику» Дмитрия Чернякова, выпущенному в Парижской опере в 2016. Только там единое музыкальное пространство для оперы и балета замыслил сам Чайковский, а здесь оно искусно сконструировано из пазлов, которые можно обозначить как «разные опусы Стравинского 1910-1920 гг.» (Екатерина Беляева, «МО» № 8 (482) 2021)

Спектакль получил 7 номинаций на «Золотую маску» 2022 и премию за лучшую работу художника (Альона Пикалова).

«Байка». Фото Наташа Разина © Мариинский театр

Дягилев – 150

В 2022-м Мариинский театр отмечает 150-летие cо дня рождения Сергея Дягилева серией специальных событий, включая заказанную хореографу Максиму Петрову постановку балета «Послеполуденный отдых фавна» и представления всех «дягилевских» спектаклей из репертуара Мариинки в течение сезона.

В репертуаре Мариинского театра – два десятка произведений, обязанных своим возникновением легендарному импресарио. Для дягилевской антрепризы Стравинский написал балеты «Жар-птица», «Петрушка», «Весна священная», «Свадебка», «Пульчинелла», «Байка», оперы «Соловей» и «Мавра», ораторию «Царь Эдип». Дягилев заказал Равелю музыку к балету «Дафнис и Хлоя», Прокофьеву – «Блудного сына». Вместе с художниками-единомышленниками он придумал балет «Шехеразада», оперно-балетную версию «Золотого петушка», вывез на Запад «Бориса Годунова» и «Хованщину», «Псковитянку» и «Князя Игоря», а также «Спящую красавицу» Петипа и петербургскую редакцию «Жизели».

Процент оригинального «дягилевского» в современных спектаклях Мариинского различен: одни балеты идут в воссозданной хореографии и сценографии, для других придуманы новые танцы, фабула, оформление.

23 апреля 2022 Мариинский театр показал премьеру балета «Послеполуденный отдых фавна» на музыку Дебюсси. Работу представили на Исторической сцене вместе с «Шехеразадой», «Видением розы» и «Лебедем» Михаила Фокина. Дирижировал Валерий Гергиев. Автор новой хореографии Максим Петров решил сохранить на афише традиционное название, но предложить собственную трактовку балета. «В новом балете есть портреты нескольких людей, современных и непохожих друг на друга», – сказал он. На сцене – пятеро героев, каждый из которых исследует возможности своего тела. Как и в случае с балетом «Русские тупики–II», одной их последних работ Максима Петрова, в спектакле заняты артисты нескольких поколений.

Для ушей и глаз

28 и 29 мая 2021 на Новой сцене Мариинского театра на открытии XXIX фестиваля «Звезды белых ночей» – премьера монументальной «Орлеанской девы» Чайковского. Постановка под стать стилю grand opera – масштабная, выдержанная в 100% традиционном ключе. Режиссер спектакля – Алексей Степанюк, сценография и костюмы Вячеслава Окунева, музыкальный руководитель постановки и дирижер – Валерий Гергиев. «Мы ставим не историческую оперу “про рыцарей“, а романтическую, даже метафизическую оперу. Огонь – это лейтмотив всего спектакля, символ всеобъемлющего пламени, в котором сгорает всё – весь наш мир, с его безумием войн и ненависти, безумием псевдонравственных ценностей. И над этим огнем с улыбкой святой возвышается Орлеанская дева», – рассказал Алексей Степанюк. По информации пресс-службы, партию Иоанны репетировали Екатерина Семенчук, Екатерина Губанова и Юлия Маточкина – однако премьеру Гергиев неожиданно доверил молодой сопрано Екатерине Санниковой, стипендиатке программы «Аткинс», основанной в Мариинском театре для продвижения молодых дарований.

Вторая фестивальная премьера состоялась 17, 18 июня 2021 – новый «Тангейзер», «с иными декорациями, с новыми смыслами». Спектакль, созданный в 2019 режиссером Вячеславом Стародубцевым, художником-сценографом Петром Окуневым и художником по костюмам Жанной Усачевой для небольшого пространства Концертного зала, был просто был перенесен на сцену Мариинского-2, а поставлен заново. Как и в «Орлеанской деве», здесь решили обойтись без рыцарей: вместо грота Венеры – стриптиз-клуб с девицами в клетках, вместо миннезингеров – сектанты в серых шинелях с красными книжками «Цитатников Мао».

10, 11, 14 ноября 2021 театр представил «Бенвенуто Челлини» Гектора Берлиоза в постановке Алексея Франдетти. Музыкальный руководитель и дирижер – Валерий Гергиев. Художник-сценограф – Вячеслав Окунев. Художник по костюмам – Виктория Севрюкова. Волею постановщика итальянский скульптор Челлини в спектакле превратился в режиссера Феллини, действие происходит в 60-е годы ХХ века на киностудии Чинечитта. Мюзикловый режиссер Франдетти давно набил руку на шумных многолюдных постановках, сделанных по принципу «всего и побольше». Декорации и костюмы отсылают к культовым работам Феллини, на заднике появляются проекции сцен из фильмов «8 ½», «Сладкая жизнь», «Дорога», в том же спектакле присутствует «кино вообще» (в виде Годзиллы, Мэрилин Монро и «Звездных войн»), а также титры-комментарии: «Подождите, будет еще один куплет», «это сложная ария, аплодисменты», «долгий красивый дуэт», «ваш приезд очень важен для нас»  –  и наконец «передаем привет Косте» (Богомолову). Музыкальная же часть, взятая сама по себе, в Мариинском театре остается на неизменно высоком уровне.

9 марта 2022 в Концертном зале театра состоялось концертное исполнение оперы Амилькаре Понкьелли «Джоконда», которая ставилась в «Мариинке» в 1888. В основе «Джоконды» – пьеса Виктора Гюго «Анджело, тиран Падуанский» (1835). Продирижировал новым сочинением в сегодняшнем репертуаре Мариинского театра Валерий Гергиев.

"Бенвенуто Челлини". Фото Александр Нефф / Мариинский театр

Блокировка на Западе

На фоне политической ситуации международная карьера Валерия Гергиева претерпела драматическую трансформацию. Несколько западных театров и оркестров разорвали с ним отношения.

1 марта 2022 Валерий Гергиев уволен с поста главного дирижера Мюнхенского филармонического оркестра за отказ высказаться против российской спецоперации в Украине. По словам мэра города Дитера Райтера, Гергиев не откликнулся на его просьбу четко и недвусмысленно дистанцироваться от действий России в Украине. Гергиев занимал пост главного дирижера Мюнхенского филармонического оркестра с 2015, контракт с ним был заключен до 2025.

Люцернский фестиваль отменил запланированные на 21 и 22 августа 2022 концерты оркестра Мариинского театра под управлением Гергиева.

Музыкальный фестиваль в Вербье объявил о санкциях против российских музыкантов, поддерживающих нынешнюю российскую политику. Гергиев был смещен с поста руководителя Фестивального оркестра, который занимал с 2018.

Баварская опера прекратила сотрудничество с Анной Нетребко и Валерием Гергиевым. «В свете действий России в Украине и недостаточного дистанцирования Валерия Гергиева и Анны Нетребко Баварская государственная опера отменяет существующие контракты», – заявил интендант театра Серж Дорни.

Попечительский совет Эдинбургского международного фестиваля отправил Гергиева в отставку с поста почетного президента фестиваля. «Эдинбург является побратимом Киева, и это решение принимается в знак сочувствия и поддержки его жителей», – говорится на сайте фестиваля.

Парижская филармония отменила концерты оркестра Мариинского театра под руководством Гергиева в Большом зале имени Пьера Булеза (9 и 10 апреля 2022).

Отношения с Валерием Гергиевым прекратили Роттердамский филармонический оркестр и организаторы Гергиевского фестиваля в Роттердаме. Сотрудничество Гергиева с Роттердамским филармоническим оркестром началось в 1988; с 1995 по 2008 он был главным дирижером этого коллектива. Гергиевский фестиваль проводился с 1996.

Англо-русский благотворительный фонд балета и театра (The Mariinsky Theatre Trust) прекратил работу. Фонд, привлекавший средства для продвижения российского театра и балета в Великобритании, был основан В. Гергиевым в 1992. С 1999 патроном организации был принц Уэльский. Причина остановки деятельности фонда не сообщается, никаких заявлений сделано не было.

В то же время 25 марта 2022 в ходе встречи с лауреатами премий президента для молодых деятелей культуры и за произведения для детей и юношества президент России предложил Валерию Гергиеву «подумать» о воссоздании общей театральной дирекции, подобной Дирекции Императорских театров (см. стр. 16). 20 июня Газета.Ru со ссылкой на РИА Новости сообщила, что Валерий Гергиев считает несвоевременной идею объединить дирекции Большого и Мариинского театров. «Сейчас не до этого. Не время говорить», – подчеркнул Гергиев.

Зарядили оперу

После того, как для Гергиева стремительно схлопнулось зарубежное направление, СО Мариинского театра и сам маэстро стали масштабнее являть себя в московской вотчине – зале «Зарядье».

В марте-апреле 2022 – «в рифму» к премьере «Лоэнгрина» в Большом театре – Гергиев привез в Москву «Кольцо нибелунга» Рихарда Вагнера в полусценическом исполнении, дабы напомнить столичным жителям, кто главный по Вагнеру. Мариинский – единственный театр в России, где можно целиком услышать и увидеть вагнеровскую тетралогию. Впервые «Кольцо» в Мариинке было представлено с 1900 по 1905 под руководством Эдуарда Направника. Нынешняя постановка – репертуарный проект Валерия Гергиева, созданный в 2000-2002. За два с лишним десятилетия Гергиеву удалось воспитать в Санкт-Петербурге команду вагнеровских певцов: «Кольцо нибелунга» в Мариинском исполняется силами собственной труппы. В Москве на сцену «Зарядья» вышли Евгений Никитин (Вотан и Гунтер), Юрий Воробьев (Вотан), Роман Бурденко (Альберих), Михаил Векуа (Зигмунд и Зигфрид, Логе), Елена Стихина (Зиглинда и Брунгильда), Татьяна Павловская (Брунгильда), Михаил Петренко (Хаген, Хундинг, Фафнер).

11 июня 2022 в Большом зале «Зарядья» состоялось полусценическое исполнение оперы Сергея Прокофьева «Семен Котко» (1939) по повести Валентина Катаева «Я, сын трудового народа…» (1937). Гигантская опера в пяти действиях, семи картинах, продолжительностью 3 часа 30 минут, с двумя антрактами под управлением Валерия Гергиева. Сценическое оформление взято из спектакля, поставленного Юрием Александровым в Мариинке в 1999. Пространство Зарядья было обжито настолько удачно, что от формата семистейдж осталось ощущение полноформатной постановки, а от финала первого действия – ощущение постапокалиптического катарсиса. Оркестр и солисты Мариинского театра в очередной аз продемонстрировали исполнение выдающегося мирового уровня.

Весна – лето – фестивали

С марта по июль 2022 в Мариинском – парад музыкальных фестивалей.

17-22 марта — VI Международный фестиваль «Виртуозы флейты». Основатель фестиваля – Денис Лупачев, солист оркестра Мариинского театра.

5-10 апреля — VI Международный фестиваль арфы «Северная лира». Основательница и организатор фестиваля – солистка оркестра Мариинского театра Софья Кипрская. Традиционно фестиваль посвящается японской арфистке Йоко Нагаэ Ческине (1932-2015), меценату, многолетнему другу и партнеру Мариинского театра. В этом году ей исполнилось бы 90 лет. Особенность нынешней «Северной лиры» – внимание к этническим инструментам: наряду с современной европейской арфой будут звучать родственные ей гитерн и тар, кельтская и романская арфы, колесная и скифская лиры, русские гусли, калмыцкая и алтайская ятхи.

С 24 мая по 17 июля — юбилейный ХХХ фестиваль «Звезды белых ночей». В программе: месса Франсиса Пуленка “Gloria” (для сопрано, большого оркестра и хора; солистка – Наталья Павлова), возобновленная постановка «Огненного ангела» Прокофьева (спектакль Дэвида Фримана 1991), «вагнеровский» блок («Кольцо нибелунга», опер «Тристан и Изольда», «Нюрнбергские мейстерзингеры», «Лоэнгрин», «Тангейзер», «Парсифаль»), «Приключения обезьяны» Родиона Щедрина.

14 июля в рамках фестиваля состоялась премьера балета Александра Сергеева «Двенадцать». В основе — музыка Бориса Тищенко (ученика Галины Уствольской в Музыкальном училище имени Римского-Корсакова и Дмитрия Шостаковича в аспирантуре Ленинградской консерватории) к балету Леонида Якобсона «Двенадцать» и его же (Б.Т.) «Три песни на стихи Марины Цветаевой».

С 23 по 29 июня в Концертном зале Мариинского театра впервые прошел фестиваль «Брасс белых ночей», посвященный медным духовым инструментам. Среди его участников – артисты Симфонического оркестра Мариинского театра, лауреаты Конкурса имени Чайковского. В программе концерта-открытия – «Фанфары для Венского филармонического оркестра» Р. Штрауса и Концерт для трубы с оркестром Гуммеля (солист Тимур Мартынов, дирижер – Валерий Гергиев).

"Двенадцать". Фото Александр Нефф | Мариинский театр

Стриминг

В июле 2022 Мариинский театр анонсировал запуск собственной стриминговой платформы, где можно будет увидеть записи спектаклей и концертов, а с осени – прямые трансляции отдельных событий.

Работа над цифровой платформой велась около года. «Создание своего ресурса – оптимальное решение с точки зрения права и законодательства, и финансовых условий. В будущем это могло бы стать отраслевым решением для организаций культуры», – считает руководитель цифровой трансформации Мариинского театра Михаил Скобенко.

По мнению Гергиева, нынешняя тенденция глобальной цифровизации искусства, «культура отмены» и невозможность зарубежных гастролей подталкивают к дальнейшему поиску новых форм показа оперы и балета на экране. «Кто знает, может быть, в меняющемся мире мы придем к тому, что будем записывать спектакли еще более необычно и современно, чем наши западные коллеги», – сказал дирижер.

Запуск платформы запланирован на 28 июля 2022. Это событие завершит 239-й театральный сезон.

Екатерина РОМАНОВА | «МО» № 7 (498) 2022

«Музыкальное обозрение» в социальных сетях

ВКонтакте    Телеграм