Детский музыкальный театр имени Н.И. Сац: премьеры во время реконструкции

Сказка странствий
Детский музыкальный театр имени Н.И. Сац: премьеры во время реконструкции

Сезон 2021/22  Московский Детский музыкальный театр имени Н.И. Сац прожил в экстремальном режиме: Большая сцена закрыта  на капитальную реконструкцию, театру пришлось полностью переселиться в другие части здания (хотя спектакли  в Ротонде и фойе шли  и раньше).

Реконструкция

«Мы открываемся в очень особых условиях – наш Большой зал и сцена закрыты на реконструкцию. Но в других пространствах ремонт уже почти закончен, – рассказал художественный руководитель театра Георгий Исаакян на сборе труппы 27 августа 2021. – Так завершаются работы по остеклению ротонды, и теперь это сияющая, блистательная башня, какой она и задумывалась архитекторами здания и Наталией Сац. Надеюсь, что уже в октябре мы сможем играть в ротонде и в большом зрительском фойе наши спектакли и концерты».

Исаакян напомнил, что в рамках реконструкции будет, в частности, проведен капремонт зрительного зала и большой сцены театра, восстановлен фасад, модернизированы инженерные сети и установлено современное сценическое и звуковое оборудование сцены.

Перед реконструкцией, в апреле-мае 2021, театр провел фестиваль «До скорой встречи, Большая сцена!», где можно было увидеть, в частности, «Орфея» Клаудио Монтеверди и «Лисичку. Любовь» по опере Леоша Яначека «Приключения Лисички-плутовки».

Георгий Исаакян

RE-Конструкция

Ответом на «вызовы» ремонтных работ стал проект Георгия Исаакяна «RE-Конструкция». В течение всего сезона 2021/22 в Ротонде и фойе Большого зала исполнялись раритеты: современная и старинная музыка, незаслуженно забытые сочинения ХХ века. Музыкальный руководитель проекта – Петр Айду, идеолог, председатель правления Персимфанса.

Открытием «Re-Конструкции» стал «иммерсивный променад» по музыке Джона Лютера Адамса, композитора с Аляски, существующего параллельно минималисту Джону Кулиджу Адамсу (чье имя, кажется, более на слуху и там, и здесь). 1 октября в Театре Сац прозвучит сочинение Адамса Sila: The Breath of the World (2013) – for five ensembles, performing individually or together, in any combination (российская премьера опуса состоялась 12 сентября в Суздале).

Кроме того, в Ротонде и фойе состоялся концерт из музыки французских импрессионистов, иммерсивный спектакль «Сны Каштанки» на музыку Михаила Броннера и премьера оперы «Нуш Нуши» Пауля Хиндемита.

"Сны Каштанки"

Театр в театре

29 и 30 мая 2021 театр выпустил на Малой сцене премьеру оперы-сказки Цезаря Кюи «Красная Шапочка» (1911; фортепианно-вокальная партитура, с посвящением 8-летнему цесаревичу Алексею, опубликована в 1912) – спектакль, отмеченный премией «МО» за 2021. Режиссер – Георгий Исаакян. Музыкальный руководитель и дирижер – Сергей Михеев. Художники-постановщики – Валентина Останькович, Филипп Виноградов. Хормейстер – Ксения Кулакова. Хореограф – Олег Кожанов.

Спектакль решен в жанре домашнего театра, где все роли исполняют члены царской семьи, а игрушки и мебель становятся частью сценического действия.

«В знакомый всем с детства сюжет сказки Перро и все еще малознакомую оперу Кюи “вшиты” дополнительные смыслы. Режиссер помещает действие в контекст начала XX века, делая спектакль еще и учебником по отечественной истории. <…> Огромные портреты красивых детей последнего императора размещены в фойе. С них все начинается. А заканчивается спектакль кадрами исторической кинохроники, где смеющиеся княжны танцуют на пароходе, плывущем в бушующем море. Сказка окончена, а за окнами темень, дует ветер, врываясь в комнаты дворца» (Екатерина Ключникова, «МО» № 6 (479) 2021).

Шерше ля дирижер

В феврале 2021 главный дирижер Театра им. Сац Алевтина Иоффе перешла на работу в Михайловский театр в Санкт-Петербурге в качестве музыкального руководителя. Как сказал тогда худрук театра Владимир Кехман, «впервые в истории Михайловского театра разделены должности музыкального руководителя и главного дирижера. И впервые пост музыкального руководителя займет женщина». Прошло чуть больше года, и ситуация кардинально поменялась. Должности музыкального руководителя и главного дирижера вновь совмещены в лице Александра Соловьева, а Алевтина Иоффе по семейным обстоятельствам покинула театр. По сведениям «МО», она в настоящее время живет и работает в Германии. В Театре им. Сац должность музыкального руководителя и главного дирижера пока остается вакантной.

Роксане Сац – 95

13 июня 2022 исполнилось 95 лет Роксане Сац, одной из самых авторитетных сотрудниц Театра им. Наталии Сац — заведующей литературно-педагогической частью Роксана Николаевна Сац занимает пост руководителя двух важнейших структурных подразделений и по праву является хранителем традиций Дворца музыки для детей, созданного ее матерью — Наталией Ильиничной Сац.

Пройдя через страшные испытания в детстве, Роксана Сац всю свою жизнь посвятила воспитанию и просвещению будущих поколений. В 1969 она начала службу на посту главы педагогической части Театра Наталии Сац. Сегодня в Детском музыкальном театре имени Н. Сац идет больше 10 спектаклей по либретто Роксаны Сац.

Роксана и Наталия Сац. Архивное фото

VI «Видеть музыку»

Георгий Исаакян продолжает выполнять миссию по смычке московской публики с не-Москвой: с 12 сентября по 16 ноября при поддержке Министерства культуры РФ и Фонда Президентских Грантов состоялся Шестой фестиваль музыкальных театров России «Видеть музыку».

Фестиваль объединил в своей афише 45 спектаклей 27 театров из 25 городов и 15 регионов России, а также из Донецка и Республики Узбекистан, и Студенческую программу, в которой приняли участие 8 спектаклей творческих ВУЗов из пяти российских городов. В Москву за два фестивальных месяца приехали более двух с половиной тысячи исполнителей.

«Возможность оказаться в одной афише с Большим театром, «Геликон-оперой», «Новой оперой», Музыкальным театром имени Станиславского и Немировича-Данченко – это очень важная история, потому что в этот момент внутренняя шкала оценок начинает несколько меняться», – считает Георгий Исаакян.

Фестиваль завершился в МАМТе им. Станиславского и Немировича-Данченко вручением премии «Легенда». Лауреатами премии 2021 стали певицы Галина Писаренко и Нина Болдырева, балерина Татьяна Кладничкина, певец Геннадий Верхогляд, музыковед Марина Нестьева, многолетний директор Омского музыкального театра Борис Ротберг, композитор Владимир Кобекин, балетмейстер Юрий Григорович.

Балеты детские и недетские

Худрук балетной труппы Театра им. Сац Кирилл Симонов представил несколько балетных премьер на Малой сцене.

29-30 июня 2021 «Карнавал» на музыку Роберта Шумана и Камиля Сен-Санса, «спектакль, адресованный молодежи, импрессионистическое размышление о природе людей и животных, в чем-то пугающе, а в чем-то прекрасно схожей» (описание на сайте театра).

6-7 ноября 2021 «Чиполлино» Карена Хачатуряна в яркой сценографии художника-постановщика Станислава Фесько и художника по костюмам Варвары Захаровой.

21-22 апреля 2022 RICHARDCAPRICCIO  на музыку Рихарда Штрауса – абстрактное хореографическое полотно, вдохновленное образами и стилем эпохи, в которую творил Рихард Штраус: постромантизм, символизм, эстетика ар деко и графика Эрте.

Михаилу Броннеру – 70

25 февраля 2022 в Театре им. Сац состоялся юбилейный вечер Михаила Броннера, одного из самых продуктивных и востребованных композиторов-современников, автора более 400 сочинений во всех жанрах, практически для всех составов. К 70-летию композитора была исполнена камерная опера «Сны Каштанки» (музыка для камерного оркестра и чтеца, соч. 2020 года). В роли Чтеца выступил сам автор.

8 и 9 апреля 2022 «Сны Каштанки» были представлены в виде иммерсивного спектакля. Автор идеи постановки – Георгий Исаакян. Режиссер – Мария Фомичева. Музыкальный руководитель – Сергей Михеев. Спектакль охватил все пространство фойе Большой сцены Театра Сац: зрители перемещались из нижнего в верхнее фойе, а цирковой финал был перенесен в ротонду. Мария Фомичева: «Для нас, постановочной команды, особенно важными в этом произведении оказались темы пути героя и возвращения его домой. Поэтому действие происходит в нескольких локациях, что позволяет зрителю в буквальном смысле пройти по маршруту путешествия Каштанки».

(Невольно приходит на ум цитата из литературного первоисточника: «Особенно мучителен был следующий фокус: Федюшка привязывал на ниточку кусочек мяса и давал его Каштанке, потом же, когда она проглатывала, он с громким смехом вытаскивал его обратно из ее желудка»).

Михаил Броннер – лауреат премии Союза композиторов России им. Д.Д. Шостаковича и международной премии зрительских симпатий «Звезда театрала» (2017) в номинации «Лучший спектакль для детей и юношества» за оперу «Гадкий утенок», обладатель «Серебряного диска» РАМ имени Гнесиных «За заслуги в баянном искусстве».

В 2021 исполнилось 50 лет творческой деятельности Михаила Броннера. На сайте композитора зафиксированы все исполнения его музыки за полвека: тысячи концертов в десятках залов России и всего мира. Только за пандемийный 2020 их было 70, а за пять месяцев 2021 (с января по май) – 60.

Многие годы сотрудничества связывают Михаила Броннера с газетой «Музыкальное обозрение». В 2002 он был отмечен как «Композитор года», а в 2013 — «Персона года», как автор оперы «Съедобные сказки», ставшей «Спектаклем года» в рейтинге «МО».

М. Броннер – один из авторов коллективного сочинения «Десять взглядов на десять заповедей», написанного 10 композиторами в 2004 к 15-летию газеты «Музыкальное обозрение». В ходе фестиваля «Музыкальное обозрение – opus 15» «Десять взглядов…» были исполнены 22 раза в 20 городах России. Всего это сочинение исполнялось более 30 раз.

В 2014 по заказу фестиваля «Кружева» в Вологде Броннер сочинил увертюру «Вологодские кружева» для уникального состава исполнителей: оркестра русских народных инструментов и фортепианного трио. Композитор часто обращается к русским народным инструментам – баяну, балалайке, домре, экспериментирует с их тембрами. Броннер внес большой вклад в популяризацию этих инструментов как академических и их продвижение на филармонической сцене.

В последнее десятилетие Михаил Броннер плодотворно сотрудничает с Театром им. Н.И. Сац: здесь поставлены его оперы «Съедобные сказки» (2013), «Гадкий утенок» (2016), «Вредные советы» (2021).

Михаил Броннер. Фото Алексей Колосов

От Остера до Пелевина

4 и 5 декабря 2021 состоялась мировая премьера оперы Михаила Броннера «Вредные советы», по книге Григория Остера. Режиссер спектакля – Валентина Грищенко.

«Это произведение родилось из хорового цикла, который композитор по просьбе театра дописал и сделал полноценной хоровой детской оперой», – рассказал Георгий Исаакян. В основе либретто – 20 «вредных советов». В спектакле заняты солисты оперы Театра Сац, камерный оркестр театра, а также воспитанники Детской оперной студии при театре.

25 марта 2022 в фойе Основной сцены Театра Сац состоялось концертное исполнение гротескной экзотической оперы Пауля Хиндемита «Нуш-Нуши» (1920). Автор идеи, перевода и режиссер – Георгий Исаакян. Музыкальный руководитель и дирижер – Артем Макаров. В следующем сезоне Георгий Исаакян планирует трансформировать «Нуш-Нуши» в полноценный спектакль – еще один раритет пополнит репертуар театра (подробнее о российской премьере оперного раритета  Хиндемита — на стр. 30).

В тот же день художественный руководитель театра Георгий Исаакян стал лауреатом президентской премии в области литературы и искусства за произведения для детей и юношества — «за выдающийся вклад в развитие традиций отечественного музыкального театра для детей и юношества». В своей благодарственной речи по случаю награждения Исаакян сказал:

«По моей фамилии понятно, что я вырос в далекой Армении, но я вырос в атмосфере трепетного отношения к России и к русской культуре, русскому языку. <…> Я понимал главное, может быть, свойство русской культуры – это ее всеохватность, всемирность. Любое соприкосновение русской культуры с культурой других народов, других стран выливалось в невероятный диалог и взаимное обогащение. <…> Второе важное свойство, которое для меня стало, может быть, наиболее очевидным, когда я возглавил Театр имени Наталии Сац, что русская культура всегда была культурой новаторской. Нигде в мире ни у кого не было идеи детского театра, пока молодая Наташа Сац в только что закончившей гражданскую войну России не придумала детский театр. Нигде в мире не было детского музыкального театра, пока Наталия Сац, вернувшаяся из ссылки, в 1965 году не создала детский музыкальный театр. И Константин Сергеевич Станиславский, и Петр Ильич Чайковский, и Федор Михайлович Достоевский были, на самом деле, революционерами и создателями нового языка. Мне кажется, что эти две черты великой русской культуры – ее всемирность, всеохватность и ее революционность – это то, что мы должны передавать новым поколениям».

Финалом сезона 27 июня 2022 стала премьера мультимедийной оперы «Любовь к трем цукербринам» по роману Виктора Пелевина. Автор идеи и режиссер спектакля – Георгий Исаакян. Музыку для постановки специально по заказу театра написал молодой композитор Константин Комольцев. Проект реализован с использованием гранта, предоставленного ООГО «Российский фонд культуры».

Слово «цукербрин» составлено из имен создателей крупнейшей соцсети (Марк Цукерберг) и поисковой машины Google (Сергей Брин). В спектакле живой театр сочетается с технологиями добавленной (AR) и виртуальной (VR) реальности, динамические голограммы, компьютерно-синтезированный звук и др. Спектакль – часть задуманной Исаакяном футуристической трилогии «Я, робот», в которую также войдут балет «Двухсотлетний человек» по роману А Азимова на музыку Г. Прокофьева и драматический спектакль «Она» по сценарию С. Джонса.

Работы по реконструкции детского музыкального театра имени Наталии Сац планируется завершить в 2023 — и начать новую жизнь.

"Любовь к трем цукербринам"

Екатерина РОМАНОВА | «МО» № 7 (498) 2022

«Музыкальное обозрение» в социальных сетях

ВКонтакте    Телеграм