Государственный академический Большой театр России: на пути к 250-летию

Первый среди главных
Государственный академический Большой театр России: на пути к 250-летию

2021 год казался временем восстановления и новых надежд после пандемического 2020-го. Вернулись в афишу отмененные во время пандемии премьеры. Возобновились гастроли, приезды зарубежных артистов и международные проекты. Ограничения сохранялись, но было стойкое чувство: жизнь налаживается.

Большая жизнь Большого

С января 2021 московские власти постепенно увеличивали заполняемость театров и концертных залов: с 22 января максимальное количество зрителей увеличилось с 25% до 50% вместимости зрительного зала, с 8 ноября – до 70%. В ноябре 2021 правительство выделило из резервного фонда 2,2 млрд рублей на поддержку федеральных учреждений культуры, пострадавших от коронавируса – Большой театр получил из этой суммы 196 млн рублей. Большой театр запустил новый сайт, который многим пришелся по душе (хотя есть и посетители, которые предпочитают старую версию – она также функционирует, на нее можно перейти в один клик).

«Саломея» Клауса Гута

С 25 февраля по 3 марта 2021 прошел премьерный блок новой постановки оперы Рихарда Штрауса «Саломея» в постановке Клауса Гута – первая оперная премьера на Исторической сцене почти за год (предыдущей был «Садко» Дмитрия Чернякова в феврале 2020).

Проект по созданию трех совместных постановок («Аида», «Саломея», «Лоэнгрин»)  главные театры России и Америки анонсировали еще в 2017. Первой должна была стать «Аида» в постановке Майкла Майера в Метрополитен-опере, но из-за пандемии Мет фактически заморозил свою деятельность (как и выдачу зарплат хору и оркестру) и полностью отменил сезон 2020/21 – таким образом, проект фактически стартовал в Большом с премьеры «Саломеи».

Планировалось, что во всех трех спектаклях Большого и Метрополитен главные женские партии споет Анна Нетребко, но та отказалась от Саломеи, сказав, что роль ей не подходит. В итоге Большой пригласил для первого состава Асмик Григорян, всех потрясшую в «Саломее» Ромео Кастеллуччи на Зальцбургском фестивале-2019.

За оформление отвечала команда, с которой Гут ставил мировую премьеру оперы Беата Фуррера «Фиолетовый снег» на либретто Владимира Сорокина (Унтер-ден-Линден, 2019): сценограф Этьен Плюсс, художник по костюмам Урсула Кудрна, художник по свету Олаф Фрезе. На сцене строгий псевдовикторианский мир, скрывающий за черно-белым фасадом мучительное прошлое Саломеи, проведшей долгие годы с отчимом-абьюзером.

Постановка была отмечена премией «Золотая маска» как лучший оперный спектакль. Получил бы «Маску» за режиссуру и Клаус Гут, если бы не отказался от награды заранее (подробнее см. на с. 18-19)

"Саломея". Фото Дамир Юсупов / Большой театр

Оттепельная оперетта

25-28 марта 2021 на Камерной сцене им. Б.А. Покровского Большого театра состоялась еще одна высококачественная, запоминающаяся премьера (после «Искателей жемчуга» Жоржа Бизе в постановке Владиславса Наставшевса — «Москва, Черемушки» Дмитрия Шостаковича). Постановщик спектакля — Иван Поповски (1969, Македония) – режиссер Мастерской Петра Фоменко, в Большом театре ставил «Войну и мир» Сергея Прокофьева (сезон 2005/06). Спектакль «Москва, Черемушки», созданный в год 115-летия со дня рождения Шостаковича, стал музыкально-сценическим символом недолгой исторической эпохи, известной как «Оттепель». Постановка была отмечена премией газеты «Музыкальное обозрение» за 2021 в номинации «Спектакль года – оперетта».

«…Финал спектакля – просто собрание чудес: идущее назад время, “качели правды” – может быть, это и качели счастья: ведь сидя на них, человек сам, без принуждения, смело говорит правду, раскаивается, признается в любви. Это ведь тоже чудо: попав в сказку, в “неправду”, человек сбрасывает с себя все ложное и наносное, оказывается таким, каков он на самом деле – настоящим.

И еще одна блестящая находка режиссера: на сцене в прологе и эпилоге появляется, как сказано в программке, “человек в клетчатом пальто” – молодой Дмитрий Дмитриевич Шостакович собственной персоной, который и сочинил все это великолепие».

«Новый спектакль Большого театра пришелся ко времени и потому, что отвечает мыслям и надеждам многих. Оказалось, что вроде бы “один из” многих опусов Шостаковича отразил грандиозное временнóе и социальное явление, которое до сих пор прорастает в сознании, как весенняя трава и зеленые листья – сквозь зиму, морозы и холода» (рецензия «МО»; № 4 (476) 2021).

"Москва-Черемушки". Фото Павел Рычков | Большой театр

С Самарой по пути

Шостакович также стал линией, соединившей в сезоне 2021/22 ГАБТ и Самарский театр оперы и балета.

В марте 2021 Большой театр и правительство Самарской области заключили соглашение о сотрудничестве сроком на пять лет. «Наше соглашение о сотрудничестве на самом деле означает продолжение давних творческих контактов и направлено на развитие и укрепление многолетних партнерских отношений и сохранение памяти о работе Большого театра в эвакуации в городе Куйбышев в годы Великой Отечественной войны», – обозначил цель документа на церемонии его подписания Владимир Урин.

Большой театр работал в Самаре (Куйбышеве) с осени 1941 до лета 1943. 5 марта 1942 там же, в зале Театра оперы и балета, была представлена премьера Седьмой («Ленинградской») симфонии Шостаковича. Оркестром Большого театра СССР дирижировал Самуил Самосуд.

В сентябре 2021 балетная труппа Большого открыла свой сезон в Самаре в программе фестиваля искусств «Шостакович. ХХ век» балетом «Укрощение строптивой». 5 марта 2022 Седьмая симфония Шостаковича, как и 80 лет назад, прозвучала в Самарском театре оперы и балета в исполнении оркестра ГАБТ (дирижировал Туган Сохиев).

Генделиана продолжается

22 июля 2021, завершая 245-й театральный сезон, Большой театр представил на Новой сцене премьеру «Ариоданта» Генделя. Одну из самых популярных барочных опер в России слышали лишь однажды – в 2011 «Ариодант» звучал в Концертном зале им. П.И. Чайковского под управлением Кристофера Мулдса.

Теперь «Ариодант» существует как полноценный спектакль на сцене Большого театра в версии Дэвида Олдена (в 2016 режиссер осуществил один из самых успешных проектов Большого театра – постановку оперы «Билли Бадд» Бриттена). Олден уже ставил «Ариоданта» спектакли в Английской национальной опере и Баварской государственной опере.

Премьерой в Большом дирижировал Джанлука Капуано (дирижер, клавесинист, органист, основатель и художественный руководитель ансамбля «Il canto di Orfeo») – на сцене ГАБТа признанный интерпретатор музыки барокко и классицизма выступил впервые. В спектакле были заняты иностранные солисты, специализирующиеся на барочной музыке (Лука Пизарони, Сара Тайнен, Кристоф Дюмо), но «Золотая маска» в итоге досталась солистке Большого Екатерине Воронцовой – за исполнение партии Ариоданта.

Постановка стала продолжением линии генделевских премьер Большого театра, вслед за «Роделиндой» (реж. Ричард Джонс, 2013, совместно с Оперным фестивалем в Экс-ан-Провансе и Английской национальной оперой) и «Альциной» (реж. Кэти Митчелл, 2017, совместно с Оперным фестивалем в Экс-ан-Провансе).

"Ариодант". Фото Дамир Юсупов / Большой театр

Владимир Урин: 75 и снова вперед

19 марта 2022 генеральный директор Большого театра Владимир Урин отметил 75-летний юбилей. Для него «директор театра» – не просто профессия, которой он служит почти полвека. Это образ жизни. С 1995 Урин возглавлял Музыкальный театр им. К.Станиславского и В.Немировича-Данченко. Летом 2013 Владимир Георгиевич принял руководство Большим театром, сменив на этом посту Анатолия Иксанова – и вывел главный театр страны из сложной ситуации: «разрулил» конфликты, давно тлевшие в Большом; сформировал команду единомышленников (это он умеет делать, пожалуй, как никто другой). В 2017 его контракт решением Правительства РФ был продлен на пять лет. В январе 2022 полномочия Урина были продлены до 2027.

Благодаря продуманной политике гендиректора театр пережил и многочисленные скандалы, и пандемию. Есть основания думать, что и сегодняшние трудности Большой театр под руководством Владимира Урина преодолеет без творческих потерь и достойно придет к своему 250-летию, которое будет отмечаться в 2026.

Владимир Урин. Фото Андрей Устинов

250-летие Большого театра

18 ноября 2020 на встрече с министром культуры Ольгой Любимовой Владимир Урин представил план событий к 250-летию Большого театра, которое будет отмечаться в 2026. «Важно понимать масштабы данного мероприятия. Юбилей такой уникальной культурной институции, как Большой театр, событие отнюдь не российского масштаба, поэтому это может быть предметом очень серьезной консолидации культурных сил, не только наших, но и всех ближайших соседей», — сказал Урин («РИА Новости» со ссылкой на пресс-службу МК РФ).

Урин предложил провести фестивали оперы и балета с участием лучших мировых театров и коллективов, международную научно-практическую конференцию, «которая могла бы объединить мировое профессиональное сообщество для обсуждения исторического наследия и будущего Большого театра», крупную выставку, посвященную шедеврам Большого театра, на одной из ведущих выставочных площадок Москвы, а также передвижную выставку, которую смогли бы увидеть жители всех федеральных округов.

Еще одним важным событием, по словам Урина, станет издание энциклопедии о Большом театре в трех томах.

11 июля 2022 премьер-министр РФ Михаил Мишустин подписал распоряжение об утверждении состава Оргкомитета по подготовке и проведению празднования 250-летия Большого театра России в 2026, во главе с вице-премьером Татьяной Голиковой, которая ранее возглавляла Оргкомитет Международного конкурса имени С.В. Рахманинова в Москве.

Танцевать о литературе

За прошедший 2021 год Большой представил сразу несколько мировых балетных премьер по культовым литературным источникам.

24 марта 2021 художественный руководитель Балета Цюриха Кристиан Шпук представил на Новой сцене премьеру балета «Орландо» (либретто Клауса Шпана; на музыку Антонина Дворжака и Макса Рихтера) по одноименному роману Вирджинии Вулф (в 2022 отмечалось 140 лет со дня ее рождения), сыгравшему заметную роль и в литературе модернизма, и в движении феминизма. Роль главного героя/героини – в мужской и женской ипостаси – исполнила Ольга Смирнова.

1-4 июля 2021 на Новой сцене ГАБТа состоялась мировая премьера балета «Чайка» (хореограф-постановщик – Юрий Посохов; композитор – Илья Демуцкий). Это уже третья работа Демуцкого в Большом театре. В 2015 Кирилл Серебренников совместно с Юрием Посоховым поставил в ГАБТе балет «Герой нашего времени» на музыку Демуцкого (спектакль получил в 2016 «Золотую маску»), а в 2017, также совместно с Ю. Посоховым – балет «Нуреев» (эта работа была отмечена премией газеты «Музыкальное обозрение» за 2017). В этом году «Чайка» получила «Золотую маску» как Лучший балетный спектакль, а Владислав Лантратов был отмечен премией за роль Тригорина.

Балет «Мастер и Маргарита» в постановке Эдварда Клюга Большой планировал показать еще в мае 2020, но из-за пандемии премьеру пришлось отложить. Премьерные показы прошли 1-5 декабря 2021 (куда без мистических совпадений, если речь о «том самом» романе Булгакова: практически в те же даты состоялась премьера «Мастера и Маргариты» Робера Лепажа в Театре Наций с Чулпан Хаматовой и Евгением Мироновым).

Хореограф и автор либретто «Мастера и Маргариты» Эдвард Клюг – художественный руководитель Словенского Национального театра (с 2003), в Большом театре дебютировал в 2018 с одноактным балетом «Петрушка» на музыку Игоря Стравинского.

«Я считаю, что танец способен создавать метафоры и привносить другие измерения. – сказал Клюг в интервью РИА Новости. – Нам надо найти не то, что написано, а то, что у Булгакова в романе существует между строк. Это не значит, что я хочу избежать рассказа, но хочу рассказать эту историю, используя другой инструментарий. Наверное, это самое сложное – ставить в России, в Большом театре “Мастера и Маргариту”, роман, который здесь у всех в крови. Но в то же время и легко, потому что именно здесь я ничего не должен объяснять и рассказывать о романе, а могу предложить что-то новое».

Балет стал лауреатом премии «Музыкального обозрения» за 2021 год.

Последней мировой премьерой сезона 2021/22 стал вечер современной хореографии (перенос с марта 2020): «Танцемания» Вячеслава Самодурова (музыка Юрия Красавина), «Времена года» Артемия Белякова (музыка Александра Глазунова) и «Made in Bolshoi /Сделано в Большом» Антона Пимонова (музыка Анатолия Королева). Премьера состоялась 7 июля 2022.

"Чайка". Фото Дамир Юсупов

Классика…

В 2021 в афише Большого появились два названия, без которых не обходится ни один крупный оперный дом.

Новая постановка «Тоски» Пуччини (дирижер-постановщик – Даниэле Каллегари; режиссер, сценограф, художник по свету – Стефано Пода; премьера 21 апреля 2021) пришла на смену легендарному спектаклю Бориса Покровского, который продержался в репертуаре ГАБТа с 1971 до 2014. По мнению ряда критиков, постановка получилась пышной, роскошной, очень «итальянской», но невнятной с точки зрения режиссуры и логики (Флория Тоска, например, решила сначала застрелить Скарпиа, а уж только потом для верности заколоть).

«Дон Жуан» Моцарта (дирижер-постановщик – Туган Сохиев; режиссер – Семен Спивак; премьера 3 ноября 2021) — дебютная работа Семена Спивака в музыкальном театре. Режиссер, по его собственным словам, решил представить главного героя как «мужчину, дарящего счастье другим» и «состарить» его на сцене, чтобы показать, насколько несчастным он оказался к концу жизни. На главную роль был приглашен Ильдар Абдразаков — он, в сущности, и стал главным музыкальным и драматическим достоинством спектакля.

(Предыдущая постановка «Дон Жуана» в ГАБТе была в 2010: режиссер Д. Черняков, дирижер Т. Курентзис).

"Дон Жуан". Фото Дамир Юсупов / Большой театр

…и раритеты

На Камерной сцене театра прошли несколько редких премьер.

6-8 мая 2021 прозвучали смонтированные в единый спектакль одноактные оперы «Дневник Анны Франк» (1969) Григория Фрида (1915–2012) и «Белая Роза» (1986) Удо Циммермана (1943–2021). Дирижировал Филипп Чижевский. Режиссер спектакля — Ханс-Йоахим Фрай (в 2011 он ставил в Камерном музыкальном театре им. Б.А. Покровского оперу «Царь и плотник» Альберта Лорцинга; с 2017 — художественный руководитель Образовательного фонда «Талант и успех»; под эгидой фонда, учрежденного в декабре 2014, в Сочи создан Образовательный центр «Сириус»; в 2021 вышла книга Фрая «Научиться любить Россию» с предисловием В. Путина).

«Постшостаковическая» моноопера «Дневник Анны Франк» была написана Григорием Фридом в 1969 на собственное либретто, литературной основой которого стал подлинный текст дневника Анны Франк в переводе с голландского Риты Райт-Ковалевой. Камерная опера «Белая Роза» Удо Циммермана (род. 1943), музыкально построенная на отсылках к Баху и немецкой Lied, посвящена студентам Мюнхенского университета, которые организовали в 1942 группу Сопротивления под названием «Белая Роза» (просуществовала до 1943).

Чтобы объединить в одном времени и пространстве две музыкально неравнозначные оперы, нужна сильная режиссерская рука. Предложенный же публике спектакль шатко стоял на формальных конструкциях: в первом действии дневник Анны Франк раздали зрителям герои «Белой розы» (они же слушали вместе с Франк оперу Фрида), а во втором все «дружно» (но исторически недостоверно) погибли в одной газовой камере.

Впервые опера Фрида была поставлена в театре им. Б.А. Покровского Екатериной Василевой в 2010: это был спектакль мощного трагического накала.

10-13 марта 2022 состоялась премьера оперы Сальери «Фальстаф или три шутки» в постановке Александра Хухлина (специальный приз «Золотой Маски» – 2008 за драматический спектакль «Волшебное кольцо»). Музыкальную часть постановки вместо ранее заявленного британского дирижера Стюарта Стратфорда взял на себя Иван Великанов. Если «Фальстаф» Верди ранее исполнялся в Большом в 2005 (перенос постановки Джорджо Стрелера из «Ла Скала»), то опера Сальери – большая редкость, неизвестная российской публике. Бойкую постановку оперного дебютанта Александра Хухлина, где Фальстаф предстает в образе «Большого Лебовски» из фильма братьев Коэн, трудно назвать шедевром, но ведь и Сальери – не Моцарт. Да и не Верди.

Оперный сезон 2022 завершила премьера еще одного раритета: оперы Доницетти «Линда ди Шамуни». В Большом театре она впервые была представлена итальянской оперной труппой в 1845 и затем на протяжении четверти века появлялась еще только дважды (в последний раз – в 1871). Позже, как и другие оперы Беллини и Доницетти, «Линда ди Шамуни» надолго исчезла из репертуара Большого театра.

Дирижер-постановщик – Антон Гришанин (дирижер Большого театра с сезона 2018/19, с ноября 2020 – заместитель главного дирижера – музыкального руководителя театра по Камерной сцене). Режиссер-постановщик – Роман Феодори, лауреат «Золотой маски» в номинации «Оперетта-мюзикл / Работа режиссера» за мюзикл «Биндюжник и Король» (Театр юного зрителя, Красноярск, 2017) и оперу для драматических артистов «Антигона» (Театр-Театр, Пермь, 2022). Партию Линды исполнила Венера Гимадиева, выпускница Молодежной оперной программы Большого театра, признанная исполнительница репертуара бельканто. Премьерные показы состоялись 9-12 июня 2022.

Гудбай, Америка

Премьера «Лоэнгрина» в постановке Франсуа Жирара пришлась на переломный исторический момент – 24 февраля 2022. Третий из запланированных спектаклей в копродукции Большого театра и Метрополитен-оперы должен был переехать в Нью-Йорк в феврале 2023 – но теперь отношения между театрами (при-)остановлены. Спектакль останется в репертуаре Большого театра (как только будет подготовлен второй состав, опера вернется в афишу), но американская премьера под вопросом – и в любом случае туда не поедут изготовленные ГАБТом костюмы и декорации, которые должны были отправиться в США сразу после апрельской серии показов в Большом.

"Лоэнгрин". Фото Дамир Юсупов / Большой театр

Большой без дирижера

На фоне происходящих внешнеполитических событий свой пост покинул главный дирижер и музыкальный руководитель Государственного академического Большого театра Туган Сохиев. Дирижер также оставил должность музыкального руководителя Национального оркестра Капитолия Тулузы. 2 марта власти Тулузы потребовали от дирижера высказаться по поводу текущей политической ситуации. 6 марта Сохиев опубликовал заявление.

«Меня вынуждают выбрать между двумя культурными традициями. Меня вынуждают предпочесть одного артиста другому. Меня вынуждают выбрать одного певца вместо другого. Скоро меня попросят выбрать между Чайковским, Стравинским, Шостаковичем и Бетховеном, Брамсом, Дебюсси. Это уже происходит в Польше, европейской стране, где запрещена русская музыка.

Я не могу видеть, как мои коллеги – дирижеры, актеры, певцы, танцоры, режиссеры – подвергаются угрозам, неуважительному обращению и становятся жертвами “культуры отмены”. Нам, музыкантам, дан исключительный шанс, исполняя и интерпретируя этих великих композиторов, помочь сохранить человечество, сохранить его добрым и с уважительным отношением людей друг к другу. Мы, музыканты, призваны через музыку Шостаковича напоминать об ужасах, постигших человечество во Второй мировой войне. Мы, музыканты, являемся послами мира. Вместо того, чтобы использовать нас и нашу музыку для объединения наций и людей, в Европе нас пытаются разделить и подвергают остракизму.

Будучи вынужденным столкнуться с невозможным выбором между моими любимыми русскими и любимыми французскими музыкантами, я решил уйти с должности музыкального руководителя и главного дирижера Большого театра в Москве и покидаю пост музыкального руководителя Национального оркестра Капитолия Тулузы».

«Мне очень жаль, его уход — это очень серьезная проблема для Большого театра. Как будет складываться дальше ситуация, непонятно», — прокомментировал ситуацию Владимир Урин.

Место главного дирижера и музыкального руководителя Большого пока остается вакантным – руководство театра решило не торопиться с выбором преемника. «Я почти всех знаю, кто может быть в кругу предполагаемых музыкальных руководителей. Этот круг не очень широк. Это вопрос не только таланта, соответствия масштаба Большого театра и того человека. Важна совместимость с коллективом оркестра и оперной труппой. Это вопрос художественного авторитета. От этого будет зависеть атмосфера в коллективе, насколько этому человеку будут доверять. Торопиться не будем, будем смотреть, пробовать, обсуждать», – заявил Урин в интервью ТАСС. «Надо найти не просто хорошего дирижера – надо найти руководителя, который вместе со мной и другими будет делать Большой театр. Иными словами, человека, который взвалит на себя ответственность по принятию прежде всего художественных решений. Важна команда. Нужно сделать все, чтобы она собралась в новом варианте и в новых обстоятельствах. Мы пока осознаем факт ухода Тугана Сохиева, что необходимо поменять в связи с этим», – добавил гендиректор.

Кроме того, мы едва ли в ближайшее время увидим латвийского дирижера Айнарса Рубикиса за пультом в «Русалке» (работа, которая принесла дирижеру и театру «Золотую маску» в 2020).

Пока решение о новом главном не принято, однако в афише Большого начали появляться новые приглашенные дирижеры: экс-главный дирижер Пермской оперы Артем Абашев в марте продирижировал оперой «Русалка», в апреле – оперой «Дон Жуан», кроме него в афише замечены Михаил Татарников, Андрей Лебедев, Иван Великанов.

Туган Сохиев был главным дирижером и музыкальным руководителем Большого театра с 2014 и занимал пост музыкального руководителя Национального оркестра Капитолия Тулузы с 2008. Под управлением Сохиева в Большом театре состоялись премьеры опер «Кармен» Бизе (2015), «Катерина Измайлова» Шостаковича, «Осуждение Фауста» Берлиоза (2016), «Снегурочка» Римского-Корсакова (2017), «Пиковая дама» Чайковского, «Путешествие в Реймс» Джоаккино Россини (2018), «Евгений Онегин» Чайковского, «Сказка о царе Салтане» Римского-Корсакова (2019), «Саломея» Р. Штрауса (2021).

Туган СОХИЕВ

Перемены и переносы

В марте 2022 прима-балерина Ольга Смирнова покинула Большой театр и стала солисткой Национального балета Нидерландов. В ее репертуаре были главные партии в балетах «Орландо», «Жизель», «Мастер и Маргарита», «Лебединое озеро» и др.

Театру пришлось перенести на неопределенный срок мировую премьеру балета «Искусство фуги» на музыку И.С. Баха в хореографии Алексея Ратманского. Премьерные спектакли были запланированы на 30 и 31 марта, 1 и 2 апреля 2022. Прибывший в Москву для репетиций хореограф покинул Россию, не объясняя причин публично. «В связи с текущими событиями, проведя переговоры с постановочной группой, было принято решение перенести премьеру балета “Искусство фуги”. Этот проект очень важен для Большого театра, к настоящему времени проведена значительная работа, и мы надеемся, что сможем осуществить этот проект», – говорится в сообщении на сайте театра. «Когда придет время, я надеюсь вернуться в Москву, чтобы завершить эту постановку», – сказал Алексей Ратманский.

В 2022 Ратманский также планировал выпустить премьеру в Мариинском театре — реконструкцию балета М. Петипа «Дочь фараона».

Не состоится запланированная на 22 июня 2022 премьера оперы «Хованщина» Мусоргского: дирижировать спектаклем должен был Туган Сохиев, а в качестве постановщика был приглашен британский режиссер Саймон Макберни (в 2019 он ставил в МАМТе «Похождения повесы» Игоря Стравинского).

Отменился традиционный мартовский выезд оперы и оркестра ГАБТа во главе с Туганом Сохиевым в Тулузу и Париж. Не состоялись запланированные на май выступления балетной труппы в Королевском театре Мадрида в мае 2022.

Владимир Урин прокомментировал происходящее в интервью ТАСС: «Если в балете более спокойная ситуация — балетная труппа в силу своей специфики абсолютно самодостаточна и может спокойно обходиться без приглашения артистов со стороны, – то опера сегодня экономически и организационно построена совсем по другому принципу. Оперной труппе трудно существовать вне международного контекста. Поэтому нынешняя ситуация вносит серьезные коррективы. Мы должны это учитывать. Ничего, выживем, решим. В России много талантливых певцов». Гендиректор также подчеркнул, что «настало время серьезно заняться “импортозамещением”, дать возможность максимально пробовать свои силы, петь, сочинять спектакли отечественным постановщикам, привлекать к работе молодые дарования».

Большие стройки

В мае 2022 получил положительное заключение проект реконструкции Камерной сцены им. Покровского. Проект предполагает создание новой многофункциональной театральной сцены в результате реконструкции и реставрации двух строений на Никольской улице – гостиницы и ресторана «Славянский базар» (в 1873 здесь появился первый в городе ресторан русской кухни, в гостинице часто останавливались П. Чайковский и Н. Римский-Корсаков). Согласно планам, после реконструкции появятся зрительный зал на 441 зрительское место (вместо имеющегося зала на 200 мест), репетиционный зал для хора, а также подвижная оркестровая яма. «Реконструкция позволит создать нормальную по размерам площадку с полноценной оркестровой ямой для показа оперных спектаклей», – отметили в пресс-служба ГАБТа.

Кроме того, началось полноценное строительство филиала Большого театра в Калининграде, который предполагается открыть для посетителей в 2024. По архитектурной задумке здание театра в форме гиперболического параболоида будет иметь три зоны: общественные пространства, сценический комплекс и служебные помещения. В настоящее время ведутся работы по бетонированию фундамента. Объект должен быть сдан в эксплуатацию до конца 2023.

Владимир Урин подчеркивает, что калининградский филиал должен стать автономной институцией: «Управлять театром из Москвы мы не будем. <…> Будем собирать для Калининграда такую же команду, как в Большом театре. А дальше эта команда сама начнет формировать труппу театра. <…> Думаю, что поначалу мы какие-то наши спектакли туда перенесем, чтобы была база репертуара. Но главное для любого театра – это создание новых работ. <…> Там должны быть собственные мастерские. Эти мастерские смогут производить декорации не только для Большого театра, но и для всех театров Калининграда».

Международные конкурсы

На сценах Большого театра прошли два престижных международных оперных конкурса. 18-24 октября 2021 состоялся конкурс «Опералия» / Operalia, учрежденный в 1993 Пласидо Доминго (среди призеров конкурса разных лет: С. Йончева, Л. Давидсен, Э. Шротт, Д. Корчак, О. Перетятько, А. Гарифуллина, Б. Волков, О. Кульчинская). Первую премию смотра 2021 получили тенор Иван Айон Ривас из Перу и выпускница Молодежной оперной программы Большого театра меццо-сопрано Виктория Каркачева.

2-7 февраля 2022 театр в третий раз принял конкурс Competizione dell’ Opera – один из крупнейших вокальных конкурсов в мире и единственный, участники которого исполняют исключительно италоязычный оперный репертуар (от старинной музыки до XX века). Конкурс был основан в 1996 в Германии, директор и художественный руководитель – Ханс-Йоахим Фрай. Лауреатом I премии в 2022-м стал Генмин Гвон (Южная Корея, баритон).

Книги

В 2021 в издательстве «Молодая гвардия» вышла книга, посвященная истории Большого театра России: «Повседневная жизнь Большого театра. От Федора Шаляпина до Майи Плисецкой». Ее автор Александр Васькин (р. 1975) – писатель, журналист, историк, москвовед, автор и ведущий программ на радио «Орфей», автор множества журнальных публикаций и книг по истории Москвы.

В декабре 2021 Большой театр провел презентацию книги Петра Черёмушкина «Александр Ведерников, главный дирижер», вышедшей в издательстве «АИРО-XXI». Александр Ведерников умер от коронавируса в 56 лет 30 октября 2020. С его работой в театре связаны важнейшие реформы, касающиеся и труппы, и репертуара, и менеджмента. В книгу-альбом вошли подробные оркестровые маршруты Ведерникова, фрагменты его интервью российским и зарубежным СМИ, обзор посвященных ему статей в датской прессе, сканы газетных и журнальных публикаций 90-х – 2000-х, фотографии из архива Большого театра и архива Черёмушкина, воспоминания коллег, прежде всего, пианиста Николая Луганского и дирижера Андрея Борейко, а также текст Владимира Сорокина об Александре Ведерникове, созданный для «Музыкального обозрения» и опубликованный в № 12 за 2020.

Планы, планы, планы…

Под занавес сезона (а не в апреле, как прежде) Большой театр поделился планами на будущее. В 247-м сезоне заявлены три оперные премьеры. В декабре 2022 — «Демон» А. Рубинштейна (дирижер А. Абашев, режиссер В. Наставшевс), в марте 2023 «Трубадур» Верди (режиссер Р. Феодори, дирижер будет объявлен позже), в июле 2023 «Франческа да Римини» Рахманинова и «Флорентийская трагедия» А. фон Цемлинского (дирижер Д. Матвиенко, режиссер А. Молочников).

Балетные премьеры: в ноябре 2022 — возобновленная «Шопениана» М. Фокина (балетмейстеры возобновления Н. Большакова, В. Гуляев) вместе с Большим классическим па из «Пахиты» в редакции Ю. Бурлаки. В апреле 2023 — балет «Пиковая дама» на музыку П. Чайковского и Ю. Красавина (дирижер А. Гришанин, хореограф Ю. Посохов).

Екатерина РОМАНОВА | «МО» № 7 (498) 2022